Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дхарма

Толковый словарь

м.

Божество (в индуизме).

I ж.

1. Закон (в индуизме).

2. Добродетель.

II ж.

Мельчайшие неделимые частицы, из которых складывается поток индивидуального сознания (в буддизме).

Энциклопедический словарь

ДХА́РМА -ы; ж. В буддизме: мельчайшие неделимые духовные частицы, из которых складывается поток индивидуального сознания.

Дхарми́ческий, -ая, -ое.

* * *

дха́рма (санскр.), 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для «правильной жизни» (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму. 2) В буддизме - первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их - источник страдания - прекращается в состоянии нирваны.

* * *

ДХАРМА - ДХА́РМА (санскр.),

1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма (см. ИНДУИЗМ), имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для «правильной жизни» (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму.

2) В буддизме - первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их - источник страдания - прекращается в состоянии нирваны (см. НИРВАНА).

* * *

ДХА́РМА (санск.: опора, закон, добродетель, долг, религиозное учение), в буддизме это Закон вселенной, открытый Буддой, и его Учение, в качестве второй драгоценности буддийской триады (Будда, Дхарма, сангха, или община), а также каждый отдельный текст Слова Будды, кроме того, это абсолют, истинная реальность, мельчайшая частица потока сознания, качество, объект познания и т. д. Многозначность слова не случайна, оно не только краеугольное понятие буддизма, но и главное: Будда есть благодаря Дхарме, а вот сказать обратное не верно. При правильном постижении все в этом и любом другом мире оказывается Дхармой. Термин происходит от корня «дхар» (держать, нести, утверждать) и буквально означает «опору для чего бы то ни было». Смысл «религиозного закона общества» и отдельных положений этого закона слово приобрело еще в добуддийские времена. Тогда же оно стало истолковываться как некий дар, открывающийся провидцам.

Будда обрел этот труднопостижимый дар в состоянии Просветления и долго не мог найти способов передачи его людям, поскольку язык слишком несовершенное средство для этой цели, а человеческие умы чересчур засорены, чтобы воспринять чистоту Закона. Одно из решений проблемы передачи Будда нашел в обучении на различных уровнях сложности в зависимости от способностей слушателей, второе - в общении и проповеди на простом языке местных диалектов, санскрит же только для брахманов и ученых, третье - безмолвное и беззнаковое познание Дхармы в сосредоточении и созерцаниях, которое считалось возможным лишь высоконравственными лицами.

В своих беседах с близкими последователями и учеными Будда использовал термин «Дхарма» по меньшей мере в двух различных плоскостях. Во-первых, при описаниях структур психики особи и ее потока сознания Дхарма есть мельчайшая и далее неделимая единица анализа. В данном случае в текстах чаще прибегают ко множественному числу слова, что по-русски, мне думается, лучше передавать новообразованием «дхармо-частица», поскольку это специфическое буддийское толкование термина. Согласно последнему, Дхармы - это мгновенно вспыхивающе-гаснущие частицы, составляющие постоянно меняющийся поток (сантана) индивидуального сознания (читта), распределяемые по классам, группам (скандха) и действующие по определенным законам собственной природы, выведенным Буддой (см. Абхидхарма). (см. АБХИДХАРМА) Например, Дхармами называются качества проявления психики (спокойствие, скромность, негневливость и ненависть, леность, бесстыдство), каждое из которых - это действующий в сознании класс мгновений, то же самое говорится о структурах психики (память, восприятие, ощущение) и т. д. Такой способ описания создавался Буддой не ради метафизики или философии, а в сугубо практических целях для помощи на Пути освобождения от страданий (духкха), от круга перерождений (самсара) особи. Помощь эта состояла в том, чтобы научить последователей искоренять привязанность к таким стойким религиозным догмам, как идеи «вечности» и «нетленной души» (см. Анатман (см. АНАТМАН), Анитья (см. АНИТЬЯ)), кои суть преграды Пути.

Во-вторых, основоположник буддизма развивал и традиционное для индийской культуры понимание Дхармы как духовного Закона и его учений. В этом смысле Дхарма - опора вселенной, закон жизни и перерождений существ, запечатленный в текстах Учения; под ее прибежище вступают, постригаясь в монахи или поклоняясь Будде, Закону и общине. Причем, объектом культа является не абстрактная «опора вселенной» (в буддизме не жаловали отвлеченные понятия), а именно текст (позднее - книга) Закона. Будда подчеркивал, что подлинные смыслы текстов Дхармы вне языка, они постигаются в интуитивном озарении и даются в качестве духовного дара на любом языке мастера-проповедника. В этом отношении сущность Дхармы внезнакова и идентична сущности Дхармо-частиц, постигаемых в йогическом созерцании (см. Випашьяна (см. ВИПАШЬЯНА)), то же самое справедливо сказать и об отдельных учениях Закона.

В махаяне Дхарма приобретает отчетливое значение абсолюта, тождественного высшему состоянию Будды, или буддству (буддхатва). Упор в этом тождестве делается опять-таки на практическую сторону, т. е. на достижимость этого состояния, а также на его всесущность и вездесущность, что недоказуемо вербально, но познаваемо в состоянии высшего озарения истиной (парамартха-сатья), кое есть слиянность объекта и субъекта познания, их недвойственость (адвайя), единство (экатва, эка-артха), что нельзя постичь даже мыслью (ачинтья). Этот абсолют получил условное имя Тела Закона (Дхарма-кайя (см. ДХАРМА-КАЙЯ)) или Тела Будды (Буддха-кайя), которое оказалось более пригодным для мифоритуальной стороны махаяны и ваджраяны (см. ВАДЖРАЯНА). Так, культовое поклонение с внезнакового текста Дхармы было перенесено на более конкретный объект - книги сутр Праджняпарамиты, которые первыми возвестили новое буддийское учение, махаяну.

Итак, вся вселенная есть только абсолют, Дхарма, а то, что мы различаем в ней и многое другое является иллюзией (майя), маревом проявлений Тела Закона. Самым высоким его проявлением можно считать Тело будды во цвете и форме (рупа-кайя), которое либо дано в виде будд созерцания (дхьяни-будды) мастерам йоги, либо в виде живых будд-учителей, например Шакьямуни, воспринимаемых даже обыденным сознанием. Но с другой стороны, стоит лишь вспомнить о единстве сущего, об абсолюте, становится ясным, что между подлинной реальностью и иллюзией, между нирваной и самсарой нет никакого различия. Дхарма и состояние Будды всегда здесь и в каждом из существ.

Такие древние трактовки термина сделали возможным для современных буддийских миссионеров на Западе (например, Буддхадасы) отождествлять Дхарму с понятием «Высочайшего Бога» монотеистических религий.

Большой энциклопедический словарь

ДХАРМА (санскр.) - 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для "правильной жизни" (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму.

2) В буддизме - первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их - источник страдания - прекращается в состоянии нирваны.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДХАРМА (санскритское - закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), понятие древнеиндийской мысли: некий образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон; в более узком смысле - долг, добродетель. Понятие дхармы употреблялось в школах индийской философии, признающих авторитет вед. В буддизме - вечные и неизменные элементы безначального и безличного жизненного процесса, своеобразные "вспышки" психофизической энергии.

Евразийская мудрость от А до Я.

ДХАРМА

(санскр.-ведущий принцип): в индийской философии некоторый положительный образец, которому надо следовать как норме, вечный моральный закон  или частное нравственное установление (долг, добродетель). В этом смысле данное понятие употреблялось в ортодоксальных школах, признающих авторитет Вед. В буддизме «дхармы - это вечные и неизменные элементы безличного жизненного процесса, бытия («поток дхарм»), из которых слагается все сущее; некие вспышки психофизической энергии. Психическая и физическая сторона в дхарме всегда соприсутствуют, хотя одна из них может оставаться непроявленной. Делятся на подчиненные карме и необусловленные (нирвана). Для хинаяны дхармы - единственная реальность; для махаяны они нереальны, l «пустотны».

Словарь народов и культуры

Дхарма

(dharma), одно из центр, понятий индуизма и буддизма. В индуизме Д. имеет неск. значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственносоциальное установление для правильной жизни (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою Д. Каждая каста (кастовая система) обладает собственной Д., т.е. религ. и этич. правами и обязанностями. В буддизме Д. - это первичные элементы бытия, психофиз. элементы жизнедеят-ти личности; Д. вечны, постоянно появляются и исчезают; их волнение - источник страдания - прекращается в состоянии нирваны.

Орфографический словарь

дха́рма, -ы

Синонимы к слову дхарма

сущ., кол-во синонимов: 5

учение, закон, мораль

Древние индийские имена

(муж.) религия, путь к Богу

Сканворды для слова дхарма

- Индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении - пути благочестия.

- Вымышленная научная организация сериала «Остаться в живых».

Полезные сервисы

дхарма-кайя

Энциклопедический словарь

ДХАРМА-КАЙЯ - ДХА́РМА-КА́ЙЯ (санск.: Тело Закона), кардинальное понятие буддизма махаяны (см. МАХАЯНА) и ваджраяны, (см. ВАДЖРАЯНА) обозначающее абсолютную реальность, высшее состояние сознания будд (буддство, буддхатва), впервые появившееся в литературе сутр Праджняпарамиты около начала нашей эры. Это Тело недвижимо (ачала), непостижимо мыслью (ачинтья), недвойственно (адвайя) и, по большому счету, о нем ничего нельзя сказать, ибо оно вне знаков. Именно это Тело имели в виду создатели махаянских сутр (см. СУТРА), когда утверждали, что Будда никуда не приходил, нигде не был и никуда не уходил, что равноценно заявлению: Будда есть везде и всегда.

Дхарма-кайя описывается в соотнесенности со своими 1 или 2 иллюзорными проявлениями либо в виде Тела во цвете и форме (рупа-кайя), либо в виде его двух разновидностей: Тело наслаждения (самбхога-кайя), являемое йогам (см. ЙОГИ), мастерам практик созерцания (дхьяна) и Тело воплощения (нирмана-кайя), являемое в качестве живых будд, например, Шакьямуни. Они суть иллюзорно воспринимаемые действенные аспекты Тела Закона, помогающие очиститься нравственно, освободиться от страданий и приблизиться к постижению абсолюта. В мифологическом смысле эти тела рассматриваются как эманации Дхарма-кайи «вниз», что излагается и теоретически в доктринах двух или трех тел Будды.

Но, пожалуй, наиболее мистической доктриной является учение о четырех телах Будды, свойственное мадхьямикам Индии и Тибета. Они полагали и полагают, что самый тонкий истинно-интуитивный взгляд (парамартха-сатья) на Дхарма-кайю способен увидеть Самосущее Тело Будды (Свабхавика-кайя). Это своего рода проекция «вверх», которую можно сопоставить с наивысшим нирваническим небом буддийской космологической системы, где нет ни присутствия сознания, ни его отсутствия, и как раз эта неописуемая таинственная природа уже не может эманировать и потому являет собой общее единство трех других тел Будды.

В ваджраяне (см. ВАДЖРАЯНА) Дхарма-кайя дополнилась мифологическими понятиями Адибудды (см. АДИ-БУДДА) (Изначального Будды), Сваямбху (Самосущий) и другими, некоторые из которых имели и образное воплощение.

Полезные сервисы

дхармакирти

Энциклопедический словарь

Дхармаки́рти (VII-VIII вв.), средневековый индийский философ, представитель школы йогачаров. Вслед за Дигнагой развил основные положения буддийской логики.

* * *

ДХАРМАКИРТИ - ДХАРМАКИ́РТИ (санск.: Слава Закону), индийский буддийский махаянский (см. МАХАЯНА) мыслитель 7 в., автор семи трудов по буддийской логике, считающихся вершиной эпистемологии (см. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ) буддизма. Родился в брахманской семье на юге Индии, рано проявил свои таланты в познании наук и искусств. В зрелом возрасте в качестве мирянина он поступил учиться в буддийский университет Наланда, где и принял постриг. Дхармакирти активно участвовал и побеждал в традиционных публичных состязаниях философов-полемистов. Как победителю индийские цари предоставили ему возможность и средства для строительства нескольких монастырей.

Его книги рассматриваются в качестве руководств и учебников для подготовки буддийских профессионалов, способных опровергать доводы оппонентов, отыскивать в них логические ошибки, а также формулировать валидно и защищать положения собственной школы. Эти книги досконально изучаются до сих пор в учебных заведениях тибето-монгольского буддизма. В них преимущественно развивались идеи Дигнаги (см. ДИГНАГА). Наиболее весомым вкладом в теорию познания является «Прамана-вартика» («Истолкование источников познания»), которая сохранилась в 4-х главах и 2-х тыс. строф с прозаическим автокомментарием в тибетском переводе. Она есть детальное (местами критическое) толкование на «Прамана-самуччаю» Дигнаги. Главы посвящены проблемам вывода (анумана), восприятия (пратьякша), достоверности эпистемологических источников (прамана) и формальному силлогизму (парартха-вакья). Другой его известный труд «Ньяя-бинду» («Капля логики»), помимо названных тем, касается также теории логических ошибок. На Западе и в России известность он получил благодаря переводам и исследованиям Ф. И. Щербатского (см. ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович).

Большой энциклопедический словарь

ДХАРМАКИРТИ (7-8 вв.) - средневековый индийский философ, представитель школы йогачаров. Вслед за Дигнагой развил основные положения буддийской логики.

Полезные сервисы

дхармапала

Энциклопедический словарь

ДХАРМАПАЛА - ДХАРМАПА́ЛА (санск.: Страж Закона), в буддийской мифологии имя класса богов-защитников Закона; в раннем буддизме их насчитывалось 4, охранявших четверо врат с 4 сторон света в буддийских монастырях, они были заимствованы из брахманизма, имели устрашающий вид и до сих пор изображаются с двух сторон входа в махаянские храмы; позднее в махаяне (см. МАХАЯНА) их число возросло до 8, а еще позже в ваджраяне (см. ВАДЖРАЯНА) их число стало неопределенно большим.

Большой энциклопедический словарь

ДХАРМАПАЛА - в буддийской мифологии божество - защитник дхармы, буддийского учения.

Сканворды для слова дхармапала

- В буддийской мифологии божество - защитник дхармы, буддийского учения.

Полезные сервисы

дхармапала (мыслитель 6-7 вв.)

Энциклопедический словарь

ДХАРМАПАЛА (мыслитель 6-7 вв.) - ДХАРМАПА́ЛА, индийский буддийский мыслитель школы йогачара (см. ЙОГАЧАРА) 6-7 вв., последователя Дигнаги (см. ДИГНАГА) и учителя Дхармакирти (см. ДХАРМАКИРТИ). Ему принадлежит определенный вклад в буддийскую терию познания. Он полагал реальным в нем лишь субъекта (что соответствовало воззрениям школы), в сознании которого различаются 4 аспекта: внутренний, внешний, рефлексивный и саморефлексивный. В отличие от других представителей школы Дхармапала признавал действительно существующим (в том относительном смысле, которое придавалось существованию в этой философии) объективное содержание каждого из аспектов. Своеобычно толковал он и учение йогачары о «трех природах» (три-свабхава) реальных, по его мнению (ср. Асанга (см. АСАНГА), Васубандху (см. ВАСУБАНДХУ)) в равной мере в отношении как пустотности (шуньята) сознания, так и пустотности всех дхармо-частиц (см. Абхидхарма (см. АБХИДХАРМА), Абхидхарма-коша (см. АБХИДХАРМА-КОША), Дхарма (см. ДХАРМА)). Положения Дхармапалы пользовались авторитетом и среди йогачар Китая и Японии.

Полезные сервисы

дхармапала (правитель)

Энциклопедический словарь

ДХАРМАПАЛА (правитель) - ДХАРМАПА́ЛА (? - ок. 810), выдающийся правитель из династии Палов. Ок. 770 получил в наследство от своего отца Гопалы государство со столицей в Паталипутре (см. ПАТАЛИПУТРА), занимавшее часть территории Бенгалии и современного штата Бихар.

С самого начала своего правления вступил в борьбу с раджпутской династией Гурджара-Пратихаров за гегемонию в Северной Индии. Первое столкновение закончилось для Дхармапалы неудачно, однако Гурджара-Пратихары, в свою очередь, подверглись нападению раштракутского правителя Дхрувы. В битве ок. 786 Дхрува разбил армию гурджарского царя Ватсараджи и вскоре, встретившись в междуречье Джамны и Ганга с Дхармапалой, обратил того в бегство и вскоре ушел на юг. Начиная с 790, Дхармапала подчинил себе всю долину Ганга, Восточную Раджпутану, часть Пенджаба и Мальвы. В своих надписях он говорит также о покорении Гандхары (см. ГАНДХАРА) и Яванов, т. е., вероятно, мусульман Мултана (скорее всего, он только получал с этих территорий дань). Даже покоренные Дхармапалой княжества долины Ганга пользовались, по-видимому, значительной самостоятельностью.

Держава Дхармапалы была непрочной и, когда Раджпуты предприняли новое наступление на восток и разбили Палов в районе современного Монгхира, мгновенно распалась. Полного разгрома Дхармапале удалось избежать только благодаря тому, что раджпутский правитель Нагабхата II увел свои войска из Бенгалии на запад для отражения раштракутской армии царя Говинды III. Ок. 809 Говинда III разбил раджпутов, вторгся в Джамно-Гангскую долину и занял Праягу; Дхармапала и Чакраюдха избежали вооруженного столкновения, признав себя вассалами Говинды. Таким образом к концу своего царствования (ок. 810) Дхармапала потерял завоеванные ранее земли к западу от Праяги и не обладал полной независимостью.

Один из наиболее ярких правителей в истории Бенгалии, Дхармапала был ревностным буддистом. С его именем связано основание прославленного монастыря-университета в Викрамашиле и возведение ряда буддийских храмов. Преемником Дхармапалы на престоле стал его сын Девапала.

Полезные сервисы

дхармапала анагарика

Энциклопедический словарь

ДХАРМАПАЛА Анагарика - ДХАРМАПАЛА Анагарика (1864-1933), идеолог и организатор возрождения буддизма (см. БУДДИЗМ) в Индии, национальный герой Шри-Ланки (с 1960-х гг. учрежден государственный праздник в его честь). Родился в Коломбо (столица тогдашнего Цейлона) в семье сингалов-буддистов, но получил европейское образование как Давид Хевавитарне в британских христианских миссиях, одновременно посещая буддийских монастырских учителей. В 20 лет принял обет безбрачия (что отражено в его новом имени Анагарика), поселился в резиденции Теософского общества, с руководителем которого полковником Олкоттом путешествовал в качестве переводчика, встречался с Е. П. Блаватской (см. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна)

Изучение буддизма и социально-культурных отношений в британской колонии утвердило Анагарику в мысли о вреде деятельности христианских миссий в Индии и на Шри-Ланке, и он принимает решение посвятить жизнь защите и возрождению буддизма (отсюда еще одно имя - Дхармапала). Вначале он работал в буддийской секции Теософского общества, в рамках которого ему удалось пробудить интерес к восстановлению из руин священных мест буддизма в Индии. Для этого на Цейлоне в 1891 он создал общество Маха Бодхи (Великого Просветления, см. Бодхи (см. БОДХИ)), первоначальной целью которого было возвращение в буддийскую собственность земель в Бодх-гайе (см. БОДХ-ГАЯ) с древними руинами, а затем желание их восстановить, сделав международным буддийским центром и университетом. Но вначале он преуспел лишь в создании первого в 20 в. монастыря (вихара (см. ВИХАРА)) в Калькутте при местном отделении Маха Бодхи (1915-1920).

Последнее его успешное предприятие - восстановление буддийского центра и строительство монастырского коплекса с величественным храмом в Сарнатхе, месте первой проповеди Будды (рядом с Варанаси (см. ВАРАНАСИ)). Церемония освящения и открытия состоялась в 1931. Здесь же рядом с храмом через 2 года его похоронили. Его главная мечта о Бодх-гайе (см. БОДХ-ГАЯ) была воплощена последователями Дхармапалы позднее.

Как реформатор буддизма Дхармапала руководствовался переосмысленными древними положениями, выраженными им в публицистике, лекциях. Он считал, что для буддизма пагубно, когда вера застит глаза, не давая развиваться разуму, что духовное счастье не в пожертвованиях богам, идолам, а в неустанной деятельности, что монахи должны совершать добродеяния в обществе, а не дожидаться посетителей в монастыре, что религия и жизнь неразрывны.

Полезные сервисы

дхармачакра

Энциклопедический словарь

ДХАРМАЧАКРА - ДХАРМАЧА́КРА (санскр. колесо дхармы), в буддийской мифологии «Колесо учения», символ буддийского закона. «Колесо» вращается, пока существует учение Будды.

Большой энциклопедический словарь

ДХАРМАЧАКРА (санскр. колесо дхармы) - в буддийской мифологии "Колесо учения", символ буддийского закона. "Колесо" вращается, пока существует учение Будды.

Сканворды для слова дхармачакра

- В буддийской мифологии «Колесо учения», символ буддийского закона.

Полезные сервисы

дхармашастры

Энциклопедический словарь

ДХАРМАШАСТРЫ - ДХАРМАША́СТРЫ, древнеиндийские тексты, излагающие религиозные правила поведения, а также древние законы.

Большой энциклопедический словарь

ДХАРМАШАСТРЫ - древнеиндийские тексты, излагающие религиозные правила поведения, а также древние законы.

Полезные сервисы