Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дхарма-кайя

Энциклопедический словарь

ДХАРМА-КАЙЯ - ДХА́РМА-КА́ЙЯ (санск.: Тело Закона), кардинальное понятие буддизма махаяны (см. МАХАЯНА) и ваджраяны, (см. ВАДЖРАЯНА) обозначающее абсолютную реальность, высшее состояние сознания будд (буддство, буддхатва), впервые появившееся в литературе сутр Праджняпарамиты около начала нашей эры. Это Тело недвижимо (ачала), непостижимо мыслью (ачинтья), недвойственно (адвайя) и, по большому счету, о нем ничего нельзя сказать, ибо оно вне знаков. Именно это Тело имели в виду создатели махаянских сутр (см. СУТРА), когда утверждали, что Будда никуда не приходил, нигде не был и никуда не уходил, что равноценно заявлению: Будда есть везде и всегда.

Дхарма-кайя описывается в соотнесенности со своими 1 или 2 иллюзорными проявлениями либо в виде Тела во цвете и форме (рупа-кайя), либо в виде его двух разновидностей: Тело наслаждения (самбхога-кайя), являемое йогам (см. ЙОГИ), мастерам практик созерцания (дхьяна) и Тело воплощения (нирмана-кайя), являемое в качестве живых будд, например, Шакьямуни. Они суть иллюзорно воспринимаемые действенные аспекты Тела Закона, помогающие очиститься нравственно, освободиться от страданий и приблизиться к постижению абсолюта. В мифологическом смысле эти тела рассматриваются как эманации Дхарма-кайи «вниз», что излагается и теоретически в доктринах двух или трех тел Будды.

Но, пожалуй, наиболее мистической доктриной является учение о четырех телах Будды, свойственное мадхьямикам Индии и Тибета. Они полагали и полагают, что самый тонкий истинно-интуитивный взгляд (парамартха-сатья) на Дхарма-кайю способен увидеть Самосущее Тело Будды (Свабхавика-кайя). Это своего рода проекция «вверх», которую можно сопоставить с наивысшим нирваническим небом буддийской космологической системы, где нет ни присутствия сознания, ни его отсутствия, и как раз эта неописуемая таинственная природа уже не может эманировать и потому являет собой общее единство трех других тел Будды.

В ваджраяне (см. ВАДЖРАЯНА) Дхарма-кайя дополнилась мифологическими понятиями Адибудды (см. АДИ-БУДДА) (Изначального Будды), Сваямбху (Самосущий) и другими, некоторые из которых имели и образное воплощение.

Полезные сервисы