Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

асанга

Энциклопедический словарь

Аса́нга (IV в.), индийский философ-буддист. Вместе с братом Васубандху считается одним из главных учителей школы йогачара (виджнянавада), в центре которой - идея исключительной значимости виджняны, или чистого сознания.

* * *

АСАНГА - АСА́НГА (санскр. - Объединитель) (4 в.), буддийский мыслитель, основоположник школы йогачара (см. ЙОГАЧАРА). Родом из Северной Индии, брат Васубандху (см. ВАСУБАНДХУ). Развивал философское учение махаяны (см. МАХАЯНА), автор 19 сочинений, в том числе по Абхидхарме (см. АБХИДХАРМА) и Праджня-парамите. Асанга подразделяет сознание (виджняна) на 8 видов: 5 чувственных, мышление, разум (манас) и сознание-сокровищница (алая-виджняна (см. АЛАЯ-ВИДЖНЯНА)). Последнее, в отличие от Атмана (см. АТМАН) в индуизме, содержательно постоянно меняется, а входящие в него семена (биджа) дхармо-частиц и кармы (см. КАРМА) дают жизнь особям, вращающимся в сансаре (см. САМСАРА). «Непрорастание» семян из-за ослабления силы кармы означает приближение к нирване (см. НИРВАНА). Их множественность иллюзорна, т. к. семя - это частичка единого сознания Будды (см. БУДДА). Задачей познания для Асанги являлось доказательство нереальности этой множественности как продукта вымысла (кальпана) и реальности только сознания (виджняна-матра), которое для него тождественно нирване («Махаяна-санграха» - «Собрание махаяны»).

Асанга защищает идеал бодхисаттвы (см. БОДХИСАТТВА), он также выдвинул новую махаянскую доктрину трех тел Будды. Высшая реальность (состояние Будды) предстает в неописуемом Теле Закона (дхарма-кайя); в Теле наслаждения, или блаженства (самбхога-кайя), которое является главным объектом созерцания мастеров йогической медитации, представляющих его в виде различных небес, населенных святыми и буддами; в Теле воплощения (нирмана-кайя). В последнем Будда приходил уже неоднократно к людям возвещать Закон («Йогачара-бхуми-шастра», «Махаяна-санграха»).

С мадхьямикой (см. МАДХЬЯМИКА) Асанга разошелся в нескольких вопросах, хотя, по-видимому, происходил из этой школы (ему принадлежит комментарий на «Строфы о срединности» Нагарджуны (см. НАГАРДЖУНА)). Для Асанги нирвана реальна, а самсара нереальна, тогда как для мадхьямиков они обе нереальны. В полемике Асанга считал возможным доказывать махаянские положения, выдвигая тот или иной довод, тогда как ранние мадхьямики только в опровержении любых доводов видели правильную позицию.

Труды Асанги до сих пор оказывают огромное влияние на индийский буддизм, в том числе на философское обоснование ваджраяны, а также на буддизм Центральной Азии и Дальнего Востока.

Большой энциклопедический словарь

АСАНГА (4 в.) - индийский философ-буддист. Вместе с его братом Васубандху считается одним из главных учителей школы йогачара (виджнянавада), в центре которой - идея исключительной значимости виджняны, или чистого сознания.

Полезные сервисы