Васуба́ндху - индийский философ (V в.). Примыкал сначала к буддизму хинаяны, затем - представитель йогачаров, школы буддизма махаяны. В сочинении «Абхидхармакоша» изложены учения ранних школ буддизма, в частности вайбхашики.
* * *
ВАСУБАНДХУ - ВАСУБА́НДХУ, индийский философ (5 в.). Примыкал сначала к буддизму хинаяны (см. ХИНАЯНА), затем - представитель йогачары (см. ЙОГАЧАРА), школы буддизма махаяны (см. МАХАЯНА). В сочинении «Абхидхармакоша» изложены учения ранних школ буддизма, в частности вайбхашики (см. ВАЙБХАШИКА).
* * *
ВАСУБА́НДХУ (санскр.: Добрый друг), индийский буддийский мыслитель 5 в., младший брат Асанги (см. АСАНГА), известный своими трудами как по Абхидхарме (см. АБХИДХАРМА), так и по йогачаре (см. ЙОГАЧАРА), он также автор ряда комментариев к махаянским сутрам и к трактатам Майтреянатхи, Асанги. Всего в тибетском Данджуре (см. ДАНДЖУР) имеются переводы 33 его сочинений, некоторые из них сохранились на санскрите. Отдельные его произведения посвящены проблемам буддийской логики, за что его величают ее «отцом».
В «Абхидхарма-коше (см. АБХИДХАРМА-КОША)» Васубандху систематизировал основные положения буддийской теории дхарм, как списка 75 классов частиц потока сознания, доступных аналитическому познанию. Он также описал и вывел законы причинности, согласно которым из мгновенно вспыхивающе-гаснущих частичек формируются и существуют сложные образования, а поток сознания особи перерождается в новую жизнь. Путь к нирване есть успокоение волнения этого потока, что теоретически предусмотрено присутствием в нем некоторых дхармо-частиц списка, способствующих (при сознательном усилии) усмирению «суетности» дхарм. Труд составлен с синкретических позиций хинаяны (см. ХИНАЯНА): автор использовал положения как вайбхашики (см. ВАЙБХАШИКА), так и саутрантики (см. САУТРАНТИКА), другой философской школы Малой колесницы, за что его позднее критиковали первые.
В сочинениях по йогачаре - «Разъяснение трех природ» (Трисвабхава-нирдеша), «Трактат в 30 строфах» (Тримщатика), «Трактат в 20 строфах» (Вимщатика) и других - Васубандху развивал махаянское учение о неописуемом абсолюте (йятха-бхута) и «сознании-сокровищнице» (алая-виджняна). Отталкиваясь от этих понятий, постигается иллюзорность эмпирического опыта сознания. Оно состоит из трех природ: (1) парикальмита - воображение, вымысел, игры с иллюзорными объектами как с настоящими, что препятствует становлению на Путь; (2) паратантра - взаимозависимость одних актов сознания от других, что особенно действенно при аналитической работе ума, но она духовно правомочна только в области преодоления небуддийских воззрений и целей, (3) паринишпанна - интуитивное, недвойственное знание просветленных существ, видящих содержимое алая-виджняны. Соответственно трем природам он различал и три истины, в противовес двум истинам мадхьямиков. То, что называется истинным на уровне первой природы, глубоко ошибочно, второй - относительно верно. Лишь уровень третьей природы суть истины транс-состояний сознания, «вырывающиеся из пелены слов», неотличимые от семян (биджа) сознания-сокровищницы (согласно «Трактату о только сознании», или «Виджняна-матра-шастра»).