Толковый словарь
м.
1. То, что служит условным обозначением какого-либо понятия, какой-либо идеи.
отт. Художественный образ, условно передающий какую-либо мысль или идею, какое-либо переживание.
2. Условное обозначение какой-либо величины, какого-либо понятия, принятых той или иной наукой.
СИ́МВОЛ - сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? си́мвола, чему? си́мволу, (вижу) что? си́мвол, чем? си́мволом, о чём? о си́мволе; мн. что? си́мволы, (нет) чего? си́мволов, чему? си́мволам, (вижу) что? си́мволы, чем? си́мволами, о чём? о си́мволах
1. Символом называют то, что служит условным знаком какого-либо понятия, явления, идеи.
Голубь с ветвью - символ мира. | Пять сплетенных колец - символ Олимпийских игр.
2. Символом называют художественный образ, который условно передаёт какую-либо мысль, переживание.
Художественные символы романтизма.
3. Символом города называют какой-либо красивый, необычный архитектурный объект, ландшафт, с которым обычно ассоциируется этот город.
4. В естественных науках символом называют условное обозначение какой-либо единицы, величины.
Символы химических элементов.
5. Символом называется графическое обозначение какого-либо процесса.
Этикетки с составом сырья и символами по уходу.
6. В компьютерном программировании символом называют графическое обозначение команды, операции и т. п.
Графический символ. | Найти, обнаружить, установить символ. | Вывести символ на экран. | Символ пробела, курсора. | Символ перевода строки используется для прогона листа на один интервал.
7. Символ веры - это краткое изложение основных догматов христианства.
8. Символом называют человека, с именем которого ассоциируется что-либо.
Символом новой эпохи стал академик Сахаров.
9. Секс-символом называют того, кто является сексуально привлекательным для многих людей.
символи́ческий прил.
символи́чный прил.
си́мвольный прил.
Толковый словарь Ушакова
СИ́МВОЛ, (символ устар.), символа, муж. (греч. symbolon - знак, первонач. условный опознавательный знак для членов какой-нибудь организации, тайного общества). Предмет или действие, служащее условным знаком чего-нибудь, выражающее, означающее какое-нибудь понятие, идею. «Все грани в природе условны, относительны, подвижны, выражают приближение нашего ума к познанию материи, - но это нисколько не доказывает, чтобы природа, материя сама была символом, условным знаком, т.е. продуктом нашего ума.» Ленин. Круг - символ вечности. Пальмовая ветвь - символ мира.
|| Художественный образ, в котором условно выражены идеи и переживания, преим. мистические (лит., иск.).
• Символ веры - 1) краткое изложение основных догматов религии (церк.); 2) перен. то же, что кредо (книжн. устар.).
Толковый словарь Ожегова
СИ́МВОЛ, -а, муж.
1. То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь с. мира. Якорь с. надежды. Этот подарок с. верности.
2. Принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины.
Символ веры 1) краткое изложение основных догматов христианства в православии, кратко сформулированных в тексте, начинающемся словами «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя...»; 2) то же, что кредо.
Символы государства государственный герб, флаг, гимн.
| прил. символический, -ая, -ое и символьный, -ая, -ое (ко 2 знач.; спец.). Символическое изображение. Символьная информация.
Толковый словарь Даля
СИМВОЛ - муж., греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне.
| Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм, иносказательным значеньем. Держава символ власти. Весы символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ ·св. Троицы.
Популярный словарь
Символ
-а, м.
1) Предмет, действие и т. п., служащие условным обозначением какого-л. понятия, идеи.
Скипетр - символ царской власти.
Елей, масло оливы, считали символом прочности (Мень).
2) Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, переживание.
Я побрел вдоль здания. На стенах его, в кирпичах были какие-то вырезы, изъеденные веками, стершиеся - очевидно, "картинки" или символы, теперь уже нечитаемые или с трудом читаемые (Розанов).
3) спец. Условное обозначение какой-л. величины, принятое в той или иной науке.
Математические символы.
Родственные слова:
симво́лика, символи́зм, символисти́чный (символистичные образы), символи́ческий (символические образы), символи́чный (символичные образы), символизи́ровать
Этимология:
От греческого symbolon ‘условный знак’, ‘примета’. В русском языке - с конца XVII в.
Энциклопедический комментарий:
Символ в искусстве - универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями - образа художественного, с одной стороны, знака и аллегории - с другой. В широком смысле можно сказать, что символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий символ есть образ, и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, символ. Но категория символа указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного.
Словарь существительных
СИ́МВОЛ, -а, м
Знак для обозначения понятия, явления, идеи;
Син.: знак.
Параша! Это стало в литературе символом тюрьмы, символом унижения, зловония (Солж.).
Переводоведческий словарь
символ
1. В последовательном переводе: (1) экономное и наглядное обозначение группы объединенных по признакам понятий. Символ отвечает своему назначению, если он характеризует экономичность, наглядность и универсальность.
Символы являются носителями лексического значения независимо от языка-источника. Для передачи некоторой необходимой грамматической информации в записях предусматриваются закрепленный порядок слов или условные знаки; (2) для символов используются знакомые знаки, буквы или сокращения, которые подразделяются по способу обозначения понятий на буквенные, ассоциативные и производные символы; (3) по своему главному назначению символы подразделяются на предикативные символы, символы времени, модальные символы, символы качества; все остальные символы составляют обширную группу предметных символов общего назначения.
2. Условное обозначение, знак, используемые в переводческой скорописи для обозначения группы предметов, явлений.
3. Знак, связь которого с данным референтом является мотивированной. Как правило, символ обозначает признак, общий для группы понятий. Кроме наглядности символ характеризуется экономичностью и универсальностью. Наглядность символов выражается не только в том, что он проще для зрительного восприятия, чем буквенное выражение слова, но и в том, что выбранный для символа признак способен вызывать ассоциации, связанные с обозначаемыми понятиями.
4. Условное обозначение информации, используемое в записях при последовательном переводе; по способу обозначения символы подразделяются в переводе на ассоциативные, буквенные и производные.
Энциклопедический словарь
СИ́МВОЛ -а; м.
1. То, что служит условным знаком какого-л. понятия, явления, идеи. Голубь с ветвью - с. мира. Пять сплетённых колец - с. Олимпийских игр. // Лит. Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, переживание. Использовать художественные символы романтизма в ткани реалистического произведения.
2. Условное обозначение какой-л. единицы, величины, принятое в науке. Символы химических элементов.
◊ Си́мвол веры. 1. Краткое изложение основных догматов христианства (в православии сформулированы в тексте, начинающемся словами: "Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя..."). -2. Взгляды, убеждения, основы мировоззрения; кредо.
◁ Символи́ческий; Символи́чный; Си́мвольный (см.).
* * *
си́мвол (от греч. sýmbolon - знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) - то же, что знак.
2) В искусстве - характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).
* * *
СИМВОЛ - СИ́МВОЛ (греч. symbolon - знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема ), знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.
Природа символа
В отличие от образа, символ не самодостаточен и «служит» своему денотату (предмету), требуя не только переживания, но также проникновения и толкования. В искусстве, особенно в его высоких достижениях, грань между образом и символом трудно определима, если не учитывать, что художественный образ приобретает символическое звучание, тогда как символ изначально связан со своим предметом. В отличие от понятия, для которого однозначность является преимуществом (по сравнению, например, со словом естественного языка), сила символа в его многозначности и динамике перехода от смысла к смыслу. В отличие от аллегории и эмблемы, символ не является иносказанием, которое снимается подстановкой вместо него прямого смысла: смысл символа не имеет простого наличного существования, к которому можно было бы отослать интерпретирующее сознание. В отличие от притчи и мифа, символ не предполагает развернутого повествования (нарративной формы) и может иметь сколь угодно сжатую форму экспрессии. В отличие от метафоры, символ может переносить свойства предметов и устанавливать те или иные их соответствия не для взаимоописания этих предметов, а для отсылки к «неописуемому». В отличие от знамения, символ не является знаком временного или пространственного явления сверхприродной реальности, поскольку допускает наличие бесконечно большой дистанции между собой и своим интенциональным предметом.
Специфическими отличиями символа от всех упомянутых знаковых тропов являются следующие его функции: 1) способность символа к бесконечному раскрытию своего содержания в процессе соотнесения со своей предметностью при сохранении и «неотменимости» данной символической формы; 2) способность символа, связанная с опытом его толкования, устанавливать коммуникацию, которая, в свою очередь, создает (актуально или потенциально) сообщество «посвященных», т. е. субъектов, находящихся в поле действия и относительной понятности символов (например, церковь, направление в искустве, эзотерический кружок, культурный ритуал); при этом эзотеричность символа уравновешивается его «демократичностью», поскольку каждый может найти свой, доступный ему уровень понимания символа, не впадая в профанацию; 2) устойчивое тяготение символа к восхождению от данных «частей» к действительному и предполагаемому «целому». Символ в этом случае является местом встречи того, что само по себе несоединимо.
Символ в философии и культуре
Уже у истоков философского мышления (досократики, Упанишады (см. УПАНИШАДЫ)) мы находим искусство построения символов, в тех случаях, когда понятие сталкивается с трансцендентным (см. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ). Но как философская проблема символ осознается (если говорить о западной традиции) Платоном (см. ПЛАТОН (философ)), который ставит вопрос о самой возможности адекватной формы абсолютного. Эйдосы (см. ЭЙДОС), которые не суть ни абстракции, ни образы, в этом контексте можно понимать именно как символы. Европейское средневековье делает символ одним из общекультурных принципов, однако предметом рефлексии и культивирования в первую очередь становятся эмблематические возможности символа, собственная же его специфика выявляется лишь в творческой практике культурного взлета 13 - нач.14 вв. Ситуация существенно не меняется вплоть до последней четверти 18 в.: Возрождение (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), Маньеризм (см. МАНЬЕРИЗМ), Барокко (см. БАРОККО), Просвещение (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) богаты своими символическими художественными и религиозными мирами, но не видят при этом в символе ничего, кроме средства иносказания и «геральдической (см. ГЕРАЛЬДИКА)» репрезентации.
Новый поворот темы возникает в связи с кантовским (см. КАНТ Иммануил) учением о воображении. Здесь символ впервые приобретает статус особого способа духовного освоения реальности. В это же время Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) приходит к интуиции «пра-феномена», т. е. своего рода объективного символа, рожденного органической природой. В философии немецкого романтизма (Новалис (см. НОВАЛИС), Ф. Шлегель (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих), Шеллинг (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Крейцер и др.) разворачивается целая философия символа, раскрывающая его специфику в связи с основными темами романтической эстетики (творчество, гений, ирония, взаимосоответствия и переклички миров в универсуме). Близкую романтизму версию дает Шопенгауэр (см. ШОПЕНГАУЭР Артур), изображающий мир как символизацию бессодержательной воли в идеях и представлениях. Как вариант романтической темы символа можно рассматривать концепцию «косвенных сообщений» Кьеркегора (см. КЬЕРКЕГОР Серен).
Во второй половине 19 в. осмысление проблемы символа берет на себя философствующее искусство: в музыку и литературу приходит миф, истолкованный не как формальная оболочка смысла, а как смыслопорождающая стихия (наиболее показателен Р. Вагнер (см. ВАГНЕР Рихард) - практик и теоретик ). С 1880-х гг. символизм (см. СИМВОЛИЗМ) как художественное течение и теоретическое самообоснование, вбирая в себя и романтическое наследие и идеи философии жизни, создает в полемике с позитивизмом новую философию символа, претендующую на тотальную мифологизацию не только творчества, но и жизни творящего субъекта. Русское ответвление символизма конца 19 - нач. 20 вв. дает обильные философские плоды: в построениях В. С. Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич), Андрея Белого (см. БЕЛЫЙ Андрей), Вяч. И. Иванова (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович), П. А. Флоренского (см. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович), А. Ф. Лосева (см. ЛОСЕВ Алексей Федорович) символизм получает систематическое многовариантное философское обоснование.
Течения западной мысли 20 в. представляют несколько моделей понимания символа. Выросшая из неокантианства (см. НЕОКАНТИАНСТВО) «Философия символических форм» Кассирера (см. КАССИРЕР Эрнст) делает символ универсальным способом объяснения духовной реальности. «Глубинная психология» Юнга (см. ЮНГ Карл Густав) и его школы, наследуя открытый психоанализом (см. ПСИХОАНАЛИЗ) феномен символа, укорененного в коллективном бессознательном, переходит от установки Фрейда (см. ФРЕЙД Зигмунд) на разоблачение символа к его легитимизации и сознательного включения символов и архетипов в процессы самовыражения и самопостроения души. Философия языка вскрывает символический потенциал, позволяющий естественному языку играть роль миросозидающей силы. Если аналитическая традиция склонна при этом «обезвреживать» мифологию языка и его символы в пользу рациональности и смысловой прозрачности, то «фундаментальная онтология» Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) и герменевтика Гадамера (см. ГАДАМЕР Ханс Георг) пытаются освободить язык от сциентистской цензуры и позволить символу быть самодостаточным средством понимания мира. Показательно, что Хайдеггер и Витгенштейн (см. ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг) сходятся в признании необходимости символически означить «то, о чем нельзя сказать» при помощи «молчания» (Витгенштейн) или «вслушивания в бытие» (Хайдеггер). Структурализм Леви-Стросса (см. ЛЕВИ-СТРОС Клод) исследует механизмы функционирования символа в первобытном бессознательном (бриколаж), не избегая проекций на современную культуру. Новейшая философия Запада сохраняет проблематику символа в превращенных формах в той мере, в какой остается актуальной задача размежевания и аксиологической оценки различных типов знаковой активности человека и культуры.
Символ как элемент и инструмент культуры становится специальным предметом внимания и научного исследования в связи с формированием новой гуманитарной дисциплины - культурологии (см. КУЛЬТУРОЛОГИЯ). В одних случаях культура в целом трактуется как символическая реальность (как в «философии символических форм» Кассирера (см. КАССИРЕР Эрнст)), в других - вырабатывается методология «расшифровки» того смысла, который бессознательно был придан объекту культуры, в третьих - символ изучается как сознательно творимое сообщение культуры, и в этом случае интерес представляет как поэтика его создания, так и механизмы его восприятия. Наиболее проблематичным остается понимание символов культуры, лишенных прямой эмблематичности: такими могут быть художественный образ, миф, религиозное или политическое деяние, ритуал, обычай и т. п.
Большой энциклопедический словарь
СИМВОЛ (от греч. symbolon - знак - опознавательная примета),1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).
Академический словарь
-а, м.
1. Предмет, действие и т. п., служащие условным обозначением какого-л. понятия, идеи.
Белый голубь - символ мира.
◊
Великая русская река! Она - символ нашей вольности, нашего раздолья и нашего богатства. Новиков-Прибой, Волга.
На подзеркальнике стояли полукругом семь слонов - традиционный символ счастья. С. Никитин, Семь слонов.
2. лит.
Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, переживание.
[Символисты] стали жертвовать внешней правдой и даже правдоподобностью ради выявления в символе избранной ими идеи. Брюсов, Смысл современной поэзии.
3. спец.
Условное обозначение какой-л. величины, принятое той или иной наукой.
Символы химических элементов. Кристаллографические символы.
◊
символ веры
рел.
краткое изложение основных догматов христианской религии.
[От греч. σύμβολον - условный знак, примета]
Иллюстрированный энциклопедический словарь
СИМВОЛ (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета),
1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.
2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.
Словарь церковнославянского языка
(с греч. - собрание) условный знак, выражающий целое понятие. Символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должен веровать христианин.
Евразийская мудрость от А до Я.
СИМВОЛ -
образ или объект, представляющий абстрактную вещь. Статуя Свободы - это символ. Понятие символа - частный случай понятия знака: знак может быть абстрактным (простая черта, крест, след) и не обязательно обладает символическим значением. Символическое выражение, как правило, противоположно рациональному выражению, излагающему идею прямо, не прибегая к чувственным образам. По всей видимости, по природе своей человеческая мысль - это, прежде всего, мысль символическая, в той мере, в какой ее естественное стремление состоит в том, чтобы, как говорил Декарт, «в образной форме выражать абстрактные вещи и выражать абстрактно вещи конкретные». Если быть абсолютно точным, то чувство не может быть выражено рационально (с помощью понятийного дискурса); непосредственно оно может быть выражено лишьс помощью символов и мифов (таково, например, религиозное чувство).
Сборник слов и иносказаний
символ (иноск.) - условный знак
Символическое (иноск.) - изображенное знаками
Символизм.
Ср. Держава - символ власти.
Ср. Кольцо было сделано довольно затейно и идейно - с символизмом.
Лесков. Александрит. 3.
Ср. (Мы) действительно совершаем некоторые символические церемонии при приемах (в разные степени).
Писемский. Масоны. 5, 6.
Символ - в прямом смысле - сущность, суть в сокращенном виде
Ср. σύμβολον (σύν, с - βάλλειν, бросать, - соображать, прикинуть умом) - символ, признак, знак.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Трудности произношения и ударения
си́мвол и устарелое симво́л. В литературном языке XIX века преобладало ударение симво́л. Оно зафиксировано у А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, В. Бенедиктова, Н. Добролюбова, А. Майкова, А. Полежаева, А. К. Толстого, А. Фета, В. Жуковского, А. Апухтина и мн. др. Например, у Я. Полонского: «Под вашей тайною скрывается - скелет, Уничтожения всего символ нетленный» (Перед закрытой истиной); у А. Пушкина: «Пречистой девы кроткий лик И крест, любви символ священный...» (Бахчисарайский фонтан). В начале XX века стал входить в употребление современный вариант ударения си́мвол (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, Н. Гумилев и др.).
Формы слов для слова символ
си́мвол, си́мволы, си́мвола, си́мволов, си́мволу, си́мволам, си́мволом, си́мволами, си́мволе, си́мволах
Синонимы к слову символ
сущ., кол-во синонимов: 25
эмблема, знак
/ собир.: символика; символистика (устар.)
Тезаурус русской деловой лексики
1.
Syn: обозначение, изображение, отображение (в электронной почте), (условный графический) символ, пиктограмма, эмблема
2.
Syn: буква, знак
Лингвистические термины
символ (др.-греч. σιμβολον знак, примета). Вещественный, графический или звуковой знак, служащий условным обозначением какого-л. понятия.
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Грамматологический словарь
Символ (от греч. σύμβολόν «знак, примета», буквально «бросать вместе») - упрощенный рисунок или комбинация а
Стрижка волос детей индейцев осэдж и омаха в соответствии с кланом
1. Голова и хвост оленя. 2. Голова и рога бизона. 2а. Рога бизона. 3. Профиль хребта бизона. 4b. Голова медведя. 4с. Голова, хвост и туловище маленьких птиц. 4d. Панцирь черепахи с головой, лапами и хвостом. 4е. Голова, крыло, хвост орла. 5. Стороны света. 6. Мохнатый бок волка. 7. Рога и хвост бизона. 8. Голова и хвост оленя. 9. Голова, хвост, растущие рога молодого бизона. 10. Зубы рептилии.
абстрактно нарисованных предметов (в более широком смысле этого слова символом может считаться, так же как и знак, любое воздействие на органы чувства) слово, цвет, звук или действие, подразумевающие многосложный, условный или тайный смысл. Например, красный цвет - символ революции, рукопожатие - символ приветствия, полумесяц - символ ислама. Изучением и интерпретацией символов и символических фигур занимается симбология.
Этимология
Заимствование из греческого, где существительное symbolon ("знак") образовано от глагола syraballein - "соединять".
Этимологический словарь
Греческое - «символ, знак, примета».
Русское слово «символ» известно с начала XVIII в. Заимствовано непосредственно из греческого.
Первоначально слово имело значение - «то же, что примета, метка». Позже развилось другое значение: «вещественное, краткое отображение чего-либо отвлеченного при помощи одного знака».
Наиболее часто слово «символ» употребляется в искусстве как «характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи».
Производные: символичный, символический, символика, символизировать.
Заимств. в начале XVIII в. из греч. яз., где symbolon «знак, примета» - от symballein «встречаться». Символ исходно - «знак, метка» (удостоверяющие личность при деловой встрече).
си́мвол
род. п. -а, стар. симво́л "сокращение, сокр. изложение; вещественное изображение ч.-л. отвлеченного", сербск.-цслав. симъволъ σύμβολον. Из греч. σύμβολον "знак".
Словарь галлицизмов русского языка
СИМБОЛ а, м, СИМВОЛ а, м. symbole, пол. symbol, нем. Symbol < лат. symbolum гр. symbolon.
1. Что-л. , служащее условным обозначением какого-л. понятия, идеи. БАС-1. А ко пришествию его Царского пресветлого величества, устроены был седмеры врата триумфалные, различными историами, сумболы и емблематы украшены. Вед. 1704 1 211. В симболах, о суеверствах мужей и жен <название кн.>. 1729. МАН 1 465. Пристойно весьма симболом Французскую поэзию некто изобразил, представив оную на театре, под видом некоторой женщины, что сгорбившись и раскорячившись, при музыке играющего на скрипице Сатира танцует. Ломоносов. // Вяземский Стар. зап. кн. // ПСС 8 48. Странно, что вместо точки вырезан петушок; может быть, это есть симбол бдительности - или - народа французскаго, потому что на Латыни называется петух: gallus. 1803. АБТ 2 97. Вытащившись из опостылаго Гетингена .. при виде полей, симбола свободы, стало и сердце мое свободнее, я чувствовал внутри наружную перемену. 1810. АБТ 1 250. Прежде, чем руки марсельских матросов подняли якорь, надежды симвОл. Е. Боратынский Пироскаф. // НЛО 2003 1 4 33.
[ Элейкин (с презрением глядя на сломанный стул) :] Произведения заморского симвОл: Затейливо! .. Красиво! .. Гнило! 1856. Растопчина Возврат Чацкого. // Р. Счастливая женщина 361. ♦ Символ веры. а) Краткое изложение основных догматов христианской религии. б) Основные убеждения; основа какого-л. мировоззрения. БАС-1. Для него <старичка> было символом веры, что Англия торговка, Франция мотовка, Австрия плутовка, что пуля дура - штык молодец, и что мы шапками закидаем французов. 1877. Е. Марков Горные мечты. // М. 2 130.
2. Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, идею, переживание. БАС-1. Symbole - именно это слово было написано на знамени новой школы <символизма>, и ему было суждено победоносно развеваться над всем миром. Весы 1909 7 66. - Норм. Значительным колебаниям подвергалась форма слов, известным ранее из церковнославянского, например, символ (симбол, зимболь). Терм. 1989 173. - Лекс. Вейсманн 1731: символ; Нордстет 1782: симво/л; САН 1847: си/мвол; СИЗ: символ 1703, симбол 1706 , зимболь 1706.
Словарь иностранных слов
СИМВОЛ (греч. Symbolon - знак). 1) фигура или образ для вещественного обозначения какого-нибудь чисто нравственного предмета, напр. треугольник символ Св. Троицы, лев - символ храбрости. 2) формула, заключающая в себе главные основы веры: символ веры: 3) у греков: знак, который представлял залог какого-нибудь договора или обязательства.
Сканворды для слова символ
- Условный знак, буква.
- Знак, используемый для передачи информации.
- Условный знак какого-либо понятия.
- Роман американского писателя Дэна Брауна «Утраченный ...».
- Модель «Рено».
- Греческое слово «цимбалон» обозначало знак благодарности, который представлял собой две половинки предмета, разделенного между двумя людьми, а какое русское слово возникло из «цимбалона»?
Полезные сервисы