I м.
Направление в искусстве и литературе конца XIX - начала XX вв., объявившее основным художественным приемом символ как выразитель непостижимой сущности предметов и явлений.
II м.
то же, что символика 1.
I м.
Направление в искусстве и литературе конца XIX - начала XX вв., объявившее основным художественным приемом символ как выразитель непостижимой сущности предметов и явлений.
II м.
то же, что символика 1.
СИМВОЛИ́ЗМ, символизма, мн. нет, муж.
1. То же, что символика (книжн.). «Кольцо было сделано довольно затейно и идейно - с символизмом.» Лесков.
2. Направление в искусстве конца 19 и начала 20 вв., выражавшее упадочнические реакционные настроения буржуазии, в художественных образах создававшее символы мистических переживаний и представлений (лит., иск.).
СИМВОЛИ́ЗМ, -а, муж. Направление в литературе и искусстве конца 19 начала 20 в., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлечённых формах.
| прил. символистический, -ая, -ое и символистский, -ая, -ое.
Символизм
-а, только ед., м.
1) Направление в искусстве и литературе конца XIX - начала XX в., выдвинувшее в качестве художественного приема символ как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений.
Русский символизм.
2) Символическое значение, приписываемое чему-л.
Символизм свадебных обрядов.
Один из многих примеров двойственного символизма - образ льва: он символизировал Христа, евангелиста Марка, воскресение верующих, но вместе с тем и сатану (Даркевич).
Родственные слова:
символи́ст, символи́стка разг., символи́стский, символисти́ческий
Этимология:
От французского symbolisme (← греч. symbolon ‘условный знак’, ‘примета’).
Энциклопедический комментарий:
Символизм преимущественно был сосредоточен на художественном выражении посредством символа "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Стремясь прорваться к "скрытым реальностям", "идеальной сущности мира", "нетленной Красоте", символизм в мистифицированной форме, усложненной мотивами декадентского индивидуализма, выразил неприятие буржуазного образа жизни и позитивизма в искусстве, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов. Главные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, Э. Верхарн, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве - П. Гоген, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель.
СИМВОЛИ́ЗМ, -а, м
Направление в литературе и искусстве конца XIX - начала XX вв., основанное на отражении действительности как идеальной сущности, характеризующееся отвлеченными формами, за которыми скрывалось иное, часто мистическое содержание, выдвинувшее в качестве своего художественного приема символ как средство выражения сущности.
Символизм в русской поэзии просуществовал 2-3 десятилетия.
СИМВОЛИ́ЗМ -а; м. В европейском искусстве конца 19 - начала 20 вв.: модернистское направление, выдвинувшее в качестве своего художественного приёма символ как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений. Русский, французский с. Приёмы символизма. Поэтика символизма. Мистицизм и индивидуализм - характерные черты символизма. Родоначальник символизма А. Рембо. Особенности русского символизма. Влияние символизма.
◁ Символи́стский (см.).
* * *
символи́зм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременну́ю идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических потрясений и вместе с тем - доверие к вековым духовно-культурным ценностям как единящему людей и народы началу. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма: в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вячеслав И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве - Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрлёнис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близки к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бёрдсли, работы многих мастеров стиля модерн.
* * *
СИМВОЛИЗМ - СИМВОЛИ́ЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа (см. СИМВОЛ) интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур), Э. Гартмана (см. ГАРТМАН Эдуард), Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), творчеству Р. Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард). Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк (см. МУНК Эдвард), Г. Моро, М. К. Чюрленис (см. ЧЮРЛЕНИС Микалоюс Константинас), М. А. Врубель (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович), В. Э. Борисов-Мусатов (см. БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович); близко к символизму творчество П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) и мастеров группы «Наби» (см. НАБИ), графика О. Бердсли (см. БЕРДСЛИ Обри) , работы многих мастеров стиля модерн (см. МОДЕРН).
СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную", или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как "жизнетворчество" - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы "Наби", графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля "модерн".
-а, м.
1. То же, что символика (в 1 знач.).
Символизм свадебных обрядов.
◊
Недостатком лирической
драмы может быть наклонность к символизму и аллегории, - в чем более или менее справедливо упрекают вторую часть «Фауста». Белинский, Разделение поэзии на роды и виды.
2. Направление в европейском и русском искусстве конца 19 - начала 20 вв., выдвинувшее в качестве своего художественного приема символ, который понимался как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений.
СИМВОЛИ́ЗМ (фр. symbolisme, от греч. σύμβολον - знак) - направление в европ. худож. культуре кон. 19 - нач. 20 в. Основано на идее выражения посредством многозначного и несводимого к определ. ряду понятий символа внутр. мира художника и находящихся за пределами чел. познания идей. С. возник в связи с общим кризисом социальных учений и тра-диц. гуманитарных идей, когда "не стало вечных ценностей, открывавших перспективы" (А. Белый). Противопоставляя свои идеи философии позитивизма и рационализма реалистич. иск-ву, С. опирался на мировосприятие неоромантиков. С. как определенное миропонимание и эстетич. направление сложился во Франции, заявив о себе в 1860-70-е гг. в новаторской поэзии А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме и др. (ближайшим их предшественником был Ш. Бодлер). Исходные принципы С. были сформулированы И. Мореасом в его "Манифесте символизма" (1886). Особенности символист. мировосприятия и иск-ва в той или иной мере нашли отражение в творч. М. Метерлинка, Э. Верхарна, Г. Гофмансталя, Р. М. Рильке и мн. др. зап.-европ. писателей. На философию и эстетику С. серьезное влияние оказали идеи А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше (особенно "Рождение трагедии из духа музыки" и "Так говорил Заратустра"), Р. Вагнера.
В рус. изобр. иск-ве (в отличие от лит-ры) С. не стал четко оформившимся направлением. Филос.-символич. осмыслением мира стало иск-во М. Врубеля, а также художников "Голубой розы" (П. Кузнецов, М. Сарьян, С. Судейкин и др.). Намеком, тонкой нюансировкой отношений предметов и фигур выражает эмоц.-символич. основу своих произв. В. Борисов-Мусатов. К волне рус. С. относятся нек-рые работы художников "Мира иск-ва" (Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих и др.), а также ранние произведения В. Кандинского, Г. Якулова, работы Н. Колмакова, К. Юона, К. Богаевского, М. Чюрлениса, К. Петрова-Водкина. В архитектуре к С. ближе всего напр. "сецессии" и "северного модерна"; крупнейшим мастером арх. С. был Ф. О. Шехтель.
В лит-ре реализму и натурализму символисты противопоставили принцип абс. свободы творчества художника, устремленного к идеальным, вневременным ценностям. Они исходили из того, что помимо реального, "земного" мира есть вечный мир дух. сущностей, высшей красоты и гармонии, уловить и отразить к-рый и призвано иск-во. Наиб. совершенные формы познания - музыка и поэзия (как своего рода "словесная музыка"), поэтич. средствами интуитивного постижения они сделали символы - знаковые образы, "взятые из природы и преобразованные в творчество" (А. Белый), наделенные сверхсмыслом, неисчерпаемой многозначностью. "Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном (...) языке намека и внушения нечто неизглаголемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине" (Вяч. Иванов). Символ - это подразумеваемый подтекст и контекст невыразимых словами идей, понятий, образов. Особую значимость обретает не собственно семантика слова или выражения (сколько бы богатой оттенками она ни была), а та область "несказанного", к-рая за ними открывается: именно в ней заключена вся многомерность и глубина подразумеваемых смыслов. Идеальный, невидимый мир должен как бы "просвечивать", "мерцать" сквозь символы. И т. о. через символ должна устанавливаться мистическая связь с вечностью. Идею "двоемирия" символисты наследовали от романтиков, как и нек-рые др. важные черты (неприятие будничной действительности, культ возвышенной духовности, пристальное внимание к мировому культурному опыту, интерес к сфере бессознательного, к глубинным проявлениям души, эл-ты демонизма и т. д.). Личности художника-творца, причастного к "мирам иным", символисты придавали особенное значение: они считали его провидцем, магом, обладателем тайны. Сам процесс поэтич. творчества представлялся им неким священным наитием, почти религ. действом.
Основные черты поэтики символистов - богатство ассоциат. связей, игра смыслами, использование импрессионистских приемов, "туманность" языка, недосказанность, неясность образов (не случайно С. иногда называли "поэзией намеков"), стремление заворожить ритмом, музыкой стиха и т. д. Активное использование образов, насыщенных многозначным содержанием, позволило поэтам-символистам значительно расширить выразит. возможности лирики.
Рус. С. испытал разностороннее влияние зап.-европ., особенно в период своего зарождения и становления в 1890-е гг. Предвестием рус. С. стали выступления Н. Минского и Д. Мережковского, заявивших о необходимости "нового искусства", к-рое отвечало бы мировоззрению и настроению людей конца века. Программный характер носила кн. Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893), где главными свойствами будущего иск-ва были провозглашены "мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности". "В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, - утверждал Мережковский, - действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. (...) Слова только определяют, ограничивают мысль, а символы выражают безграничную сторону мысли". Попыткой реализовать новые принципы в поэзии стала его кн. "Символы" (1892). Однако первые опыты в области собств. символистской эстетики и поэтики принадлежали В. Брюсову: в 1894-95 он издал в 3-х выпусках сб. "Русские символисты" (большинство стихов было написано им самим), сб. "Chefs d’oeuvre" ("Шедевры"). Отчетливую символистскую ориентацию обрело в 1890-е гг. творчество Ф. Сологуба, К. Бальмонта, И. Коневского, к-рых, наряду с Н. Минским, Д. Мережковским и В. Брюсовым, принято называть "старшими" символистами.
Расцвет рус. С. связан с приходом в лит-ру А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского, Ю. Балтрушайтиса и др. выступавших в нач. 1900-х гг. С этого времени рус. С. становится одним из самых заметных течений в отечеств. культуре. Отличительные черты его: апология учения Вл. Соловьева о Вечно-Женственном начале мира и чаяния всемирной катастрофы, ведущей к преображению жизни (особенно явственно это проявилось в поэзии А. Блока, А. Белого и др.); представление о символистском иск-ве как "жизнетворчестве", как магической силе, способной созидать более совершенные формы бытия, гармонизировать действительность; связь с соц.-истор. реальностью, прорицание грядущих "невиданных перемен" (сказались потрясения 1900-10-х гг.); масштабность, философичность поэтич. мышления; живой интерес к фольклору, народным преданиям и мифам и т. д.
Существенную роль в развитии и распространении С. в России сыграли изд-ва "Скорпион", "Гриф", "Оры", "Мусагет", ж. "Весы", "Золотое руно".
Рус. С. исчерпал себя к сер. 1910-х гг., что было обусловлено идейными расхождениями его гл. представителей, кризисом символистских идей и бурными социальными событиями.
Образцы рус. символ. иск-ва имеют непреходящее значение и ценность; мн. из них относятся к вершинным достижениям культуры рубежа веков. Поэты-символисты явились реформаторами рус. поэзии, обогатив ее новым смысловым содержанием и новаторскими формами.
Символизм. Автопортрет с сестрой. 1898. Худ. В. Э. Борисов-Мусатов
СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870 - 1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную" или трансцендентную Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических потрясений. В России символизм нередко мыслился как "жизнетворчество" - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А.А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф.К. Сологуб; в изобразительном искусстве - Э. Мунк, Г. Моро, М.К. Чюрленис, М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы "Наби", графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля "модерн".
символи́зм, символи́змы, символи́зма, символи́змов, символи́зму, символи́змам, символи́змом, символи́змами, символи́зме, символи́змах
СИМВОЛИЗМ а, м. symbolisme m.
1. Символическое значение, придаваемое чему-л. БАС-1.
2. Антиреалистическое направление в искусстве и литературе конца 19 - начал 20 в., объявившее основным художественным приемом символ как выразитель непостижимой сущности предметов и явлений. БАС-1. - Лекс. Даль-3: символи/зм.
СИМВОЛИЗМ - изображение действительных явлений, мыслей, чувств и отвлеченных понятий в символах, т. е. в чувственных образах, условно принимаемых за то, что хотят ими выразить. Во Франции возникла целая школа символистом в искусстве, влияние которой отразилось очень заметно на всех родах искусства и в других странах.
- «Искусство намёков».
- Направление в искусстве конца 19 - начала XX века.
- Какое направление исповедовал русский поэт Константин Бальмонт?
- Течение в Западной Европе в конце XIX века.
- Одним из наиболее ярких представителей этого направления в живописи считается Гюстав Моро.