ср.
1. Деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей.
2. То, что создано в результате такой деятельности.
ср.
1. Деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей.
2. То, что создано в результате такой деятельности.
ТВО́РЧЕСТВО - сущ., с., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? тво́рчества, чему? тво́рчеству, (вижу) что? тво́рчество́, чем? тво́рчество́м, о чём? о тво́рчестве
1. Творчеством называется сознательное и свободное создание культурных, научных и материальных ценностей.
Дух, жажда творчества. | Высокое, истинное творчество. | Научное, техническое, художественное, литературное творчество. | Процесс творчества.
2. Творчеством поэта, художника и т. п. называют созданные им произведения искусства.
Выставка произведений русского народного творчества.
ТВО́РЧЕСТВО, творчества, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. творить1 в 1 знач. История жизни и творчества Пушкина. Художественное, научное творчество. «Русский народ в течение одного века поднял свое духовное творчество на высоту, равную многовековым достижениям Европы.» Максим Горький. «Теперь в нашей стране сделано все для того, чтобы ключом било народное творчество на громадных просторах многонационального Советского Союза…» Молотов. «Советы явились новой революционной формой народного творчества.» История ВКП(б).
|| Результат этого действия, совокупность созданного, сотворенного кем-нибудь. Изучать народное творчество.
ТВО́РЧЕСТВО, -а, ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина. Т. новаторов.
| прил. творческий, -ая, -ое. Т. дар. Т. путь писателя.
Творчество
-а, только ед., с.
1) Деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей.
Научное творчество.
Свобода творчества.
Муки творчества.
Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех (Пастернак).
Синонимы:
созида́ние (высок.), тво́рческий проце́сс
2) То, что создано в результате этой деятельности.
Выставка произведений русского народного творчества.
Синонимы:
де́тище, произведе́ние, созда́ние, творе́ние; научное, литературное: труд, сочине́ние
Родственные слова:
тво́рческий, тво́рчески, мифотво́рчество
Этимология:
см. творить
Энциклопедический комментарий:
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Она может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. - там, где создается, открывается, изобретается новое. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.
ТВО́РЧЕСТВО -а; ср.
1. к Твори́ть (1.Т.). Неустанное, постоянное т. Самостоятельное т. Научное, художественное, литературное т. Процесс творчества. Т. масс. Т. народа. Муки творчества. Т. природы (о созидательной деятельности природы).
2. То, что создано в результате этой деятельности, совокупность созданного, сотворённого кем-л. Т. Пушкина. Тургеневское т. Детское т. Выставка произведений русского народного творчества.
* * *
Творчество - I
иллюстрированный журнал литературы, искусства, науки и жизни, 1918-22, Москва. Редакторы - А. С. Серафимович, В. М. Фриче. Печатались произведения А. С. Новикова-Прибоя, А. П. Бибика и других писателей. Журнал не избежал пролеткультовского влияния.
II
ежеквартальный журнал теории и практики современного художественного процесса, истории культуры и изобразительного искусства, с 1957 (основан как орган Союза художников СССР), Москва. Учредители (1997) - Международный художественный фонд и др.
-----------------------------------
ТВО́РЧЕСТВО -а; ср.
1. к Твори́ть (1.Т.). Неустанное, постоянное т. Самостоятельное т. Научное, художественное, литературное т. Процесс творчества. Т. масс. Т. народа. Муки творчества. Т. природы (о созидательной деятельности природы).
2. То, что создано в результате этой деятельности, совокупность созданного, сотворённого кем-л. Т. Пушкина. Тургеневское т. Детское т. Выставка произведений русского народного творчества.
* * *
тво́рчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.
ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.
-----------------------------------
"ТВОРЧЕСТВО" - иллюстрированный Журнал литературы, искусства, науки и жизни, в 1918-22, Москва. Редакторы А. С. Серафимович, В. М. Фриче. Печатались А. С. Новиков-Прибой, А. П. Бибик и др. писатели. Журнал не избежал пролеткультовского влияния.
-а, ср.
Деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей.
Художественное творчество.
◊
Стремление к самостоятельному, оригинальному творчеству присуще каждому талантливому человеку. Стрепетова, Минувшие дни.
[Корчагин] забывал обо всем, находясь во власти образов и впервые переживая муки творчества, когда яркие, незабываемые картины --- не удавалось передать на бумагу. Н. Островский, Как закалялась сталь.
||
То, что создано в результате этой деятельности, совокупность созданного, сотворенного кем-л.
Творчество Пушкина - широкий, ослепительный поток стихов и прозы. М. Горький, [Предисловие к изданию сочинений А. С. Пушкина на английском языке].
Художественный театр уловил и передал тонкий аромат тургеневского творчества, перенося зрителей в его эпоху. Н. Смирнова, Воспоминания.
ТВОРЧЕСТВО, деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.
Творчество, а, ср.
Деятельность, направленная на создание материальных или культурных ценностей.
== Живое творчество масс.
• Живое творчество масс - вот основной фактор новой общественности. Ленин. Собр. соч., т. 35, 57. Коммунизм может быть построен лишь в результате живого творчества самих трудящихся масс. ХО, 272.
ТВОРЧЕСТВО -
особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, неповторимых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов. В большинстве современных социально-философских концепций оно признается универсальным способом самореализации личности. По содержанию творчество духовно, а по форме - часто материально, ибо в основе его лежит идеальный образ будущего творения, которое может воплотиться во вполне осязаемые объекты - ноты, слова, машины, корабли и т. п. Творчество предполагает глубокие знания, высокую эрудицию не только в той области, в которой творит или собирается творить человек, но и в сопредельных с нею областях, поскольку любой акт творчества означает выход за рамки привычных стереотипов мышления и поведения, но этот выход не должен осуществляться вслепую. Чем шире круг жизненных духовных интересов человека, тем шире его творческие горизонты и возможности.
тво́рчество, тво́рчества, тво́рчеств, тво́рчеству, тво́рчествам, тво́рчеством, тво́рчествами, тво́рчестве, тво́рчествах
сущ., кол-во синонимов: 11
вторчество (1)
зиждительство (4)
каляки-маляки (3)
креатив (3)
мозготворчество (2)
муза (32)
создание (67)
созидание (6)
сотворчество (1)
фольклор (8)
ТВОРЧЕСТВО
ТВОРЧЕСТВО, высок. созидание
высок. ТВОРЕЦ, высок. созидатель
ТВОРЧЕСКИЙ, высок. созидательный
ТВОРИТЬ/СОТВОРИТЬ, высок. созидать
▲ создание (чего)
творчество - создание качественно нового; создание нового, не повторяющего старое;
создание новых культурных ценностей.
творить (# вдохновенно). творческий. творчески.
творец.
демиург.
созидание. созидать. созидательный.
созидатель.
искания (# художника). нерукотворный.
импровизация. импровизировать. импровизаторский. импровизированный.
импровизатор.
экспромт - выступление без предварительной подготовки. экспромтом.
живинка (# в деле).
дерзание. | муза. иппокрена.
писать (# произведение). пописывать. | печататься (# в журналах).
искусство для искусства.
↓ КУЛЬТУРА, искусство, НАУКА, игра
открытие, авторство, одаренность
см. вымысел
ТВОРЧЕСТВО
Среди слов, которые и по своему морфологическому облику, и по смысловой структуре, и даже по непосредственному впеча тлению напоминают церковнославянизмы, - много литературных русских новообразований XVIII и XIX веков. Таково слово - творчество, соотносительное со словами творец, творческий (ср. иконоборчество, иконоборец, иконоборческий; жрец, жреческий, жречество и др. под.).
М. Горький писал в статье «О пьесах»: «Не совсем уместно и слишком часто молодые литераторы употребляют громкое и т оже не очень определенное церковное словцо - "творчество". Сочинение романов, пьес и т. д. - это очень трудная, кропотливая, мелкая работа, которой предшествуют длительное наблюдение явлений жизни, накопление фактов, изучение языка» (Горький, О лит-ре, 1937, с. 151). В «Беседах о ремесле»: «Прежде всего очень советую начинающим поэтам и прозаикам выкинуть из своего лексикона аристократическое, церковное словечко - "творчество" и заменить его более простым и точным: работа» (там же, с. 243). В статье «О прозе»: «Особенно часто и резко эта слабость заметна в области литературной работы, которую у нас принято именовать туманным и глуповатым словцом - "творчество". Я думаю, что это - вредное словечко, ибо оно создает между литератором и читателем некое, - как будто, - существенное различие: читатель изумительно работает, а писатель занимается какой-то особенной сверхработой - "творит". Иногда кажется, что словцо это влияет гипнотически и что есть опасность выделения литераторов из всесоюзной армии строителей нового мира в особую аристократическую группу "жрецов" или - проще говоря - попов искусства» (там же, с. 119).
Между тем слово творчество вовсе не является церковнославянизмом. М. Горький в своей оценке смыслового строя этого слова исходил из непосредственного ощущения его связи со словом творец, на котором и до сих пор еще лежит резкий отпечаток религиозно-культового и мифологического применения к божеству. Современное и особенно - индивидуальное восприятие слова очень часто вступает в противоречие с его семантической историей.
Слово творчество, обозначающее в современном литературно-книжном языке, в его торжественных стилях, процесс созидания или производства каких-нибудь культурных, исторических ценностей, а также результат этого процесса, совокупность созданного, сотворенного кем-нибудь, является продуктом предромантической эпохи. Оно возникло или в самом конце XVIII, или в самом начале XIX века.
А. С. Шишков в «Мнении моем о рассматривании книг или цензуре» (1815) возражал против применения «таких новоязы чных слов, как отборность, безвкусность, разумность, значимость, животность, творчество и тому подобных» (Записки, мнения и переписка адмирала А. С. Шишкова. Berlin, 1870, т. 2, с. 51). Таким образом, вполне привычные для нас литературные слова разумность, творчество, значимость - казались в начале XIX в. излишними неологизмами, образованными на немецкий лад (ср. Schöpfer - творец, Schöpfung - творчество; ср. франц. crèateur, crèation, crèatrice).
Характерно, что слово творчество не включено даже в словарь 1847 г. В предшествующих лексиконах его и подавно нет. В словаре 1847 г. отмечены лишь слова: творец (со значениями: «1) Бог, создатель мира... 2) церк. Производитель, исполнитель... 3) Сочинитель»), творить (делать, производить), творческий (принадлежащий, свойственный творцу) (сл. 1847, 4, с. 273-274).
Очевидно, слово творчество к 20-30-м годам XIX в. еще не получило всеобщего признания. Следовательно, оно не было очень распространено в стилях карамзинской школы, в новом слоге российского языка, с которым связывал образование этого слова А. С. Шишков.
Можно думать, что особенную активность слово творчество приобретает в языке любомудров 20-30-х годов. У Н. В. Станкевича в письме Я. М. Неверову (от марта 1833 г.: «Моя метафизика»): «Жизнь природы есть непрерывное творчество и хотя все в ней рождающееся умирает, ничто не гибнет в ней, не уничтожается, ибо смерть есть рождение» (Западники 40-х г., с. 22). У В. Г. Белинского в статье «И мое мнение об игре г. Каратыгина» («Молва», 1835, № 18, с. 289): «Я сценическое искусство почитаю творчеством, а актера самобытным творцом, а не рабом автора».
У В. Ф. Одоевского в «Записках для моего праправнука о ру сской литературе» («Отечественные записки», 1840, т. 13, с. 8): «Нет! мы не лишены творчества; оно, напротив, сильнее у нас, нежели у других народов, но оно в зародыше». У Гоголя в «Авторской исповеди» (1847): «Почти у всех писателей, которые не лишены творчества, есть способность, которую я не назову воображеньем, способность представлять предметы отсутствующие так живо, как бы они были пред нашими глазами».
В письме Гоголя к П. А. Плетневу «О Современнике»: «Сп особность вымысла и творчества есть слишком высокая способность и дается одним только всемирным гениям, которых появленье слишком редко на земле...». У Ф. М. Достоевского в статье «Г-н -бов и вопрос об искусстве» (1861): «...творчество... основание всякого искусства живет в человеке как проявление части его организма, но живет нераздельно с человеком». У П. М. Ковалевского в его мемуарных очерках «Встречи на жизненном пути»: «У Брюллова позаимствоваться творчеством нельзя. За процессом же Ивановского творчества можно следить, как за постепенным ходом созревания» (цит. по: Григорович, с. 372). В письме И. Н. Крамского к П. М. Ковалевскому (от 21 сентября 1886 г.): «Говорить о Смерти Ивана Ильича и тем паче восхищаться будет, по меньшей мере, неуместно. Это нечто такое, что перестает уже быть искусством, а является просто творчеством» (там же, с. 405). У К. С. Станиславского: «Творчество есть прежде всего - полная сосредоточенность всей духовной и физической природы» (Станиславский, с. 531).
С середины XIX в. слова творец, творческий, творчество приобретают оттенок парадной торжественности, величавого, приподнятого стиля.
Характерно признание И. С. Тургенева в письме В. П. Боткину (от 17 мая 1856 г.): «Сплю очень хорошо - читаю историю Гр еции Грота - и, поверишь ли, мысли - так называемой творческой (хотя, между нами сказать, это слово непозволительно дерзко - кто осмелится сказать не в шутку, что он - творец?!) - одним словом, никакого сочинения в голове не имеется» (Боткин, Тургенев, с. 81).
У И. И. Панаева в очерке «Внук русского миллионера» (1858): «Листок из во споминаний - не художественное произведение. Я пишу, как пишется, не имея ни малейшей претензии на художественность, на чистое искусство, на творчество и тому подобное.
Говоря откровенно, я даже не совсем понимаю, из чего так хлопочут защитники чистого искусства и художественности? Сколько бы они ни заботились об нас, по доброте души своей, они из нас, простых писателей, не сделают художников, и как бы мы сами ни желали угодить им, как бы мы ни усиливались превратиться в творцов, все наши усилия останутся не только тщетными, но и смешными» (Панаев 1912, 4, с. 508). У М. Н. Каткова в статье об анненковском издании сочинений А. С. Пушкина: «Теперь, кажется, мы уже не признаем никакой особенности в состоянии умственного творчества, и самое слово творчество употребляем только по навыку, не придавая ему никакого особенного значения, а учение о бессознательности творчества относим к пустому хламу наших прежних романтических бредней» (Русск. вестник, 1856, т. 1, с.161-162).
Таким образом, с середины XIX в. меняется экспрессивная о краска слов творчество и творец. С этим были связаны и изменения в стилистической оценке этих слов. Стилистический круг их применения сузился. Многим казалось, что на словах творец и творчество лежит налет религиозной и романтической метафизики.
Опубликовано в сб. «Доклады и сообщения филол. фак-та МГУ», вып. 2 (М., 1947). В архиве сохранилась рукопись на 7 пронумерованных листках разного формата, озаглавленная «История слова творчество в русском языке», машинопись с авторской правкой (6 стр.) и оттиск. Печатается по оттиску, сверенному с рукописью, с внесением нескольких необходимых поправок и уточнений.
В архиве сохранились также две выписки из «Московского журнала» (1792, № 6), не вошедшие в окончательный текст: «Се знамение во веки ж ивущего "творческого духа" И. (И. И. Дмитриев). Похвала Элизе Драпер, сочиненная аббатом Реналем» (с. 17); «Творческий дух обитает не в одной Европе; он есть граж-данин вселенной. Сцены из Саванталы. От издателя К.» (с. 125). - Е. X.
- Работа на пару с музой.
- Что превращает маляра в художника?
- Искусство осуществлять замыслы.
- Созидание вдвоем с музой.
- Вдохновенный труд.
- Процесс сближения с музой.
- Сборник статей венгерского писателя Иштвана Шётера «Человек и ...».
- Поэма русского поэта Семёна Кирсанова.
- Роман французского писателя Эмиля Золя.
- Стихотворение Валерия Брюсова.
- Стихотворение Анны Ахматовой.
ТВОРЧЕСТВО (деятельность) - ТВО́РЧЕСТВО, деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.
ТВОРЧЕСТВО (журнал) - «ТВО́РЧЕСТВО», иллюстрированный журнал литературы, искусства, науки и жизни, в 1918-22, Москва. Редакторы А. С. Серафимович, В. М. Фриче. Печатались А. С. Новиков-Прибой, А. П. Бибик и др. писатели. Журнал не избежал пролеткультовского влияния.