ж.
Научная дисциплина, изучающая духовную культуру народа, нации и общие закономерности развития культуры [культура I].
ж.
Научная дисциплина, изучающая духовную культуру народа, нации и общие закономерности развития культуры [культура I].
КУЛЬТУРОЛО́ГИЯ, -и, ж
Наука, изучающая внутренние закономерности развития культуры, тенденции взаимодействия культуры и общества, материальные и духовные ценности, достижения того или иного народа, а также всего человечества.
Говорят, что в культурологии столько теорий, сколько крупных культурологов. Например, есть семиотические версии культуры (Ю. Лотман), литературоведческие (М. Бахтин, С. Аверинцев), диалогические (В. Библер) и т.д. (Журн.).
культурология - наука, изучающая особенности жизни, мировоззрение, обычаи и традиции, картину мира, национальные реалии того или иного народа, той или иной человеческой общности.
КУЛЬТУРОЛО́ГИЯ -и; ж. Научная дисциплина, изучающая внутренние закономерности развития культуры, тенденции взаимодействия культуры и общества.
* * *
КУЛЬТУРОЛОГИЯ - КУЛЬТУРОЛО́ГИЯ, гуманитарное исследование явлений и законов культуры. (см. КУЛЬТУРА) От культурологии следует отличать философию культуры, требующую выявления сверхопытных начал культуры (однако, четкого размежевания культурологии и философии культуры пока не произошло).
Как самостоятельная дисциплина, культурология формируется лишь в 20 веке (в России - с нач. 90-х гг.). В устоявшейся на Западе системе наук у культурологии нет ни определенного места, ни общепризнанного статуса. Ее функции обычно делят между собой этнография, этнология, культурная антропология, социология, семиотика и философия культуры. Остаются нерешенными проблемы ее размежевания с другими гуманитарными и социальными науками.
Предыстория
Несмотря на относительную молодость этой науки, можно говорить о ее достаточно содержательной предыстории. В мышлении древних цивилизаций культура не становится предметом исследования хотя бы потому, что в своих «высоких» версиях она была полностью включена в религиозный культ, в «низких» же, фольклорных версиях она существовала как данность в традиции. Первым отчетливо выраженым актом рефлексии о культуре были учения ранних греческих софистов (см. СОФИСТЫ), которые противопоставили мир человеческих творений и отношений - миру природы. Этим не только была намечена будущая граница гуманитарного и естественнонаучного знания, но и указана специфика культуры как особого типа реальности. В целом, однако, культурология не нашла почвы в античности из-за фундаментальной установки на толкование природы как единственной и всеохватывающей реальности. В этом случае субъективный аспект культурного творчества рассматривался как то, что надо изживать в пользу объективно верного «подражания» (мимесиса) природным образцам (как бы при этом ни понималась природа). Правда, античность знала понятия, близкие к нашей «культуре»: таковы греческая «пайдейа» и римская «гуманитас», общий смысл которых - воспитание и образование, делающее из природного человека достойного гражданина. Было и понятие «мусейа», которое обозначало область духовных достижений образованного человека. Но все эти понятия по сути дела обозначали совокупность общезначимых ценностей. Достаточно было общего учения о природе и бытии, чтобы понять их смысл. К тому же древние не видели здесь специфического предмета науки: «мусическое» отличает свободного и образованного грека от варвара, но само оно не наука, и в нем нет особых законов его собственного бытия.
Средние века не меняют эту установку. Дело в том, что система средневекового образования в целом была заимствована из античности. Духовный аспект культуры был почти без остатка инкорпорирован религиозным культом. Религиозное же отношение средневековых теистических конфессий к культуре было парадоксальным соединением утилитарного приятия и субстанциального размежевания. Культура была «внешним», соблазн и опасность которого никогда не забывались.
Как ни странно, культурология не возникла и в эпоху гуманизма (см. ГУМАНИЗМ). Казалось бы, в это время культура выделилась из культа и достигла высокой степени автономии. Возродился античный антропоцентризм. Практически утвердило себя представление о культурном плюрализме. Тем не менее, по-прежнему наука о культуре остается невозможной и неуместной. Может быть это связано с тем, что появился такой самодостаточный предмет для размышлений, как «природа»: в однородном измерении природы можно было разместить весь универсум явлений так же, как размещался он греками в измерении «разума». Культура и в этом случае лишь имитирует природу, и значит - изучать надо не копию, а оригинал. К концу 15 в. очевидно некоторое разочарование в идеале природы. Появляется маньеризм (см. МАНЬЕРИЗМ), деформирующий естественные пропорции в пользу субъективности духовного взора. Появляется ощущение неполноцености природы и незаменимости человека. Но этот процесс резко затормозился коллизиями Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ), которая в некотором смысле была «антикультурной» силой, противопоставившей видимость (а значит - профанность) образа невидимому знаку. Протестантизм утвердил в правах неслиянность воли и веры с природой, но вторая компонента культуры - выразимость воли в символе - была блокирована строгой цензурой борцов с «идолами». Так же мало склонен к пониманию специфики культуры и 17 в. с его парадигмой универсального Разума, по отношению к которому мир культурных реалий был лишь случайным разнообразием, легко редуцируемым к первичным рациональным (собственно, математическим и естественнонаучным) моделям.
Первые опыты
Ситуация радикально меняется в 18 в. Рождение принципа историзма, интуиции культурного релятивизма и плюрализма, интерес к индивидуальности и ее творчеству, к эстетическому, к бессознательному, внимание к экономическому и социальному субстрату истории, успехи таких наук как археология, востоковедение, сравнительная лингвистика, антропология, педагогика, - все это создает предпосылки для рождения (внутри Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) и рядом с ним) нового видения связи человека и природы. От Вико (см. ВИКО Джамбаттиста) до Канта (см. КАНТ Иммануил) длится период эмансипации культурологии от традиционных методов философии и истории. Вико создает «Новую науку», - первую культурологию - изображающую «идеальную историю» как смену культурных циклов, в ходе которой осуществляется самопознание и самосоздание человечества. Руссо (см. РУССО Жан Жак) отбрасывает представления о вечной природе человека, вводит измерение историчности и толкует культуру как свободное (и потому этически двусмысленное) творение человеком своей сущности. Гердер (см. ГЕРДЕР Иоганн Готфрид) понимает природный универсум как прогресс совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и - в будущем - к сверхчувственной «мировой душе», считая при этом основной сплачивающей силой общества культуру, внутренней сущностью которой является язык. В кантовской «Критике способности суждения» обосновывается наличие особой реальности, отличной от мира природы и мира моральной свободы, - реальности «целесообразности», которую можно феноменально обнаружить в системе живых организмов и в искусстве, в принципе не обнаруживая при этом саму цель, с которой сообразуется данный объект.
Поворот, осуществленный в европейском мышлении Кантом, позволил сделать предметом интерпретации, теоретического исследования и системных построений именно эту третью реальность, не сводимую к «природе» и «свободе» и по существу открывающую измерение «культуры». Принцип историзма, соединенный с открытием Канта, позволил в нач. 19 века представителям классической немецкой философии - Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) и Гегелю (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) - построить развернутые модели поступательной эволюции универсума как творческого развития духа. Описанные при этом диалектические механизмы предметной объективации духа и его возвращения к своей субъективности через самоинтерпретацию позволяют считать эти модели развернутыми концепциями культурологии (см. особенно «Феноменологию Духа» Гегеля.) В это же время подспудное становление культурологии происходит в других течениях европейской интеллектуальной жизни: в историософии позднего немецкого Просвещения (Гаман (см. ГАМАН Иоганн Георг), Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), Шиллер (см. ШИЛЛЕР Фридрих)), в панэстетизме немецкого романтизма (Новалис (см. НОВАЛИС), Ф. Шлегель (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих), А. Мюллер - автор термина «культурфилософия»), во французской политической мысли, обе ветви которой - консервативная и революционная - оперировали культурологическими мифологемами. (Показателен также в этом отношении российский спор славянофилов (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) и западников (см. ЗАПАДНИКИ), в ходе которого начинает осознаваться необходимость перехода от историософских схем к конкретному анализу явлений культуры.)
Становление культурологии
Следующий шаг делает гуманитарная мысль второй половины 19 в.: два ее доминирующих направления - каждое по-своему - создавали предпосылки новой культурологии. Позитивизм вырабатывал установку на отказ от метафизики в пользу эмпирического исследования конкретных феноменов и их каузальных связей. Философия жизни ориентировала на понимающее вживание в неповторимые единичные явления. Оба направления тяготели к упрощающему редуктивизму, но все же их усилиями «культура» была осмыслена как возможный предмет теоретического исследования. Появление в 1918 году «Заката Европы» Шпенглера (см. ШПЕНГЛЕР Освальд) с его «морфологией» уникальных культур-организмов можно рассматривать как завершение этого процесса и окончательное рождение культурологии как самостоятельной дисциплины.
20 в. дает большой спектр вариантов культурологии, которую не всегда можно корректно отделить от культурфилософских, этнологических и антропологических концепций и подходов. В значительной мере тон культурологии нашего века задают концепции Дильтея (см. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм), повлиявшего на герменевтику и экзистенциализм, Бергсона (см. БЕРГСОН Анри) (философия жизни, социология культуры), Зиммеля (см. ЗИММЕЛЬ Георг) (философия жизни) и баденского неокантианства (Виндельбанд (см. ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм), Риккерт (см. РИККЕРТ Генрих)). Начиная с середины 1920-х гг. оформляются основные современные версии культурологии. На основе синтеза неокантианских методологий Кассирер (см. КАССИРЕР Эрнст) создает «философию символических форм», а Ортега-и-Гасет (см. ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе) - «рациовитализм». Хайдеггер (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) и Ясперс (см. ЯСПЕРС Карл) строят экзистенциальную культурологию. Из исторических исследований вырастают теории Тойнби (см. ТОЙНБИ Арнолд Джозеф) и Хейзинги (см. ХЕЙЗИНГА Йохан). Из философской антропологии - концепции Шелера (см. ШЕЛЕР Макс) и Ротхакера. Социология культуры становится почвой для культурологических построений Дюркгейма (см. ДЮРКГЕЙМ Эмиль), М. Вебера (см. ВЕБЕР Макс), А. Вебера (см. ВЕБЕР Альфред), Манхейма (см. МАНХЕЙМ Карл), Парето (см. ПАРЕТО Вильфредо). Религиозную культурологию создают Гвардини (см. ГВАРДИНИ Романо), Тейяр де Шарден (см. ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер), Тиллих (см. ТИЛЛИХ Пауль). Этнология создает ряд основополагающих для культурологии концепций (Боас (см. БОАС Франц), Уайт, Стюард, Леви-Строс (см. ЛЕВИ-СТРОС Клод)). Свою версию культурологии имеют такие авторитетные направления мысли как феноменология, психоанализ, герменевтика, структурализм и др.
Острая заинтересованность проблемами культурологии характерна для русской философии 19-20 вв. Самостоятельные учения в сфере культурологии создают уже Леонтьев (см. ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич), Данилевский (см. ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич) и Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич). В 20 в. выделяются своими концепциями Флоренский (см. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович), Андрей Белый (см. БЕЛЫЙ Андрей), Вяч. Вс. Иванов (см. ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович), Сорокин (см. СОРОКИН Питирим Александрович), Спекторский (см. СПЕКТОРСКИЙ Евгений Васильевич), Шпет (см. ШПЕТ Густав Густавович). В настоящий момент в России происходит активная кристаллизация этой новой науки, появляются научные и учебные центры, издаются многочисленные исследования и учебные пособия.
КУЛЬТУРОЛО́ГИЯ (культура + ...логия).
Научная и учебная дисциплина, предметом которой является определенным образом отобранная и организованная совокупность сведений о культуре изучаемого языка, необходимых для общения на этом языке, включаемая в учебный процесс для решения образовательных и воспитательных задач. К. сформировалась на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучает культуру как целостное явление и специфическую функцию человеческого бытия. В отличие от большинства социальных и гуманитарных наук, рассматривающих определенные сферы человеческой деятельности (например, педагогики, психологии), К. относится к наукам, исследующим все виды и формы человеческой практики (Воробьев, 1997; Мамонтов, 1994; Прохоров, 1995; Харченкова, 1994).
культурология
- культурологии, ж. Область знания, наука, теоретическая дисциплина, называющая своим предметом культуру.