ср.
Философское течение второй половины XIX - начала XX вв., исходящее из методологических принципов учения И. Канта.
ср.
Философское течение второй половины XIX - начала XX вв., исходящее из методологических принципов учения И. Канта.
Неокантиа́нство - течение философии второй половины XIX - начала XX вв., пытавшееся возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания. Объединяло ряд направлений: физиологическое (Г. Гельмгольц, Ф. А. Ланге), психологическое (Л. Нельсон), критический реализм (А. Риль), марбургская школа, баденская школа, фикционализм (X. Файхингер), французский неокритицизм (Ш. Ренувье). В основе этики неокантианства - противопоставление бытия и долженствования; социализм трактуется как недостижимый идеал, что послужило основанием этического социализма.
* * *
НЕОКАНТИАНСТВО - НЕОКАНТИА́НСТВО, философское движение второй половины 19 в., возникшее под лозунгом «назад к Канту» (Zurueck nach Kant). Объединяет в себе целый ряд разнородных направлений, общим для которых был интерес к идеям Канта, которые рассматривались во многом в качестве противовеса позитивизму и посткантовскому идеализму.
Возобновление интереса к Канту (см. КАНТ Иммануил) связано с работами крупнейших историков мысли К. Фишера (см. ФИШЕР Куно) («Жизнь Канта и основы его учения», 1860), Ф. А. Ланге (см. ЛАНГЕ Фридрих Альберт) («История материализма», 1866), О. Либмана (см. ЛИБМАН Отто) («Кант и эпигоны», 1865).
Часть представителей неокантианства - «кантофилологи» (Э. Адикес, Х. Файхингер (см. ФАЙХИНГЕР Ханс)) - видели главной своей задачей создание как можно более адекватного образа кантовской философии [этой цели служила подготовка «Академического издания» работ Канта - которое продолжается до сих пор, с 1900 г. вышло 29 томов - основание кантовского общества (1904 г.) и журнала Kant-Studien (1896г.), а также подробнейшие комментарии основных сочинений Канта)]. Другие усматривали в философии Канта удобный трамплин для собственных эпистемологических, психологических, онтологических или аксиологических учений. Наиболее значимые результаты были получены представителями так называемой «Марбургской» (Г. Коген (см. КОГЕН Герман), П. Наторп (см. НАТОРП Пауль), Э. Кассирер (см. КАССИРЕР Эрнст)) и «Баденской» (В. Виндельбанд (см. ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм), Г. Риккерт (см. РИККЕРТ Генрих)) школ. Коген и Наторп развивали трансценденталистские (см. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ) мотивы кантовской философии, причем под трансцендентализмом понималось выявление логической структуры знания (всякий же «психологизм» отметался). Изменению в этой связи подверглось и понятие «вещи в себе (см. ВЕЩЬ В СЕБЕ)». Оно трактовалось как идея завершения опыта, как бесконечная задача человеческого разума. Трансцендентальный метод Канта предлагалось распространить за пределы выявления условий возможности естествознания и математики на все другие сферы духовной деятельности человека. (см. БАДЕНСКАЯ ШКОЛА)
Баденская школа (см. БАДЕНСКАЯ ШКОЛА) акцентировала внимание на другом аспекте кантовской философии, а именно на интересе Канта к нормативным принципам. На основе разработки различных аспектов нормативности баденцами была осуществлена классификация наук и выявлена специфика наук о духе в отличие от наук о природе. Важнейшими отличительными чертами наук о духе (в противовес «номотетическим» естественным наукам) признавался интерес к индивидуальному, а также соотнесение духовных фактов с ценностями (добром, красотой и т. п.) В других течениях неокантианства и близких к нему направлений предпринимались попытки использовать кантовские разработки учения о познавательных способностей в психологических и психофизических учениях (Й. Мейер, Л. Нельсон (см. НЕЛЬСОН Леонард)), а также в построении новых типов онтологий (Ф. Паульсен (см. ПАУЛЬСЕН Фридрих), Н. Гартман (см. ГАРТМАН Николай)).
НЕОКАНТИАНСТВО - течение философии 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., пытавшееся возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания. Объединяло ряд направлений: физиологическое (Г. Гельмгольц, Ф. А. Ланге), психологическое (Л. Нельсон), критический реализм (А. Риль), марбургская школа, баденская школа, фикционализм (Х. Файхингер), французский неокритицизм (Ш. Ренувье). В основе этики неокантианства - противопоставление бытия и долженствования; социализм трактуется как недостижимый идеал, что послужило основанием этического социализма.
НЕОКАНТИА́НСТВО - направление преим. нем. философии посл. трети 19 - 1-й трети 20 в., представители к-рого постановку и решение осн. филос. проблем связывали с возрождением критического, или трансцендентального, идеализма И. Канта. При всех различиях в понимании кантовского учения и выводов, к к-рым приходили неокантианцы, их объединяло убеждение в возможности философии как науки. Исходя из факта существования науки, нравственности, иск-ва и иных форм культуры, представители Н. стремятся ответить на вопрос, как это возможно, каковы их логико-методологические предпосылки ("условия возможности"). Философия выступает как метаразмышление о знании, к-рое так или иначе выражено, объективировано в формах культуры.
Работая над проблемами физиологич. оптики, Г. Гельмгольц (1821-94) в учении И. Мюллера о "специфической энергии" органов чувств увидел эмпирич. подтверждение кантовской идеи о том, что пространство и время есть априорные формы созерцания познающего субъекта. Эта интерпретация была принята и развита Ф. А. Ланге (1828-75). Общая программная идея возращения к Канту формулируется К. Целлером (1814-1908) и реализуется О. Либманом (1840-1912). Окончательное оформление Н. происходит в работах Г. Когена (1842-1918) - основателя т. н. Марбургской школы. В. Виндельбанд (1848-1915), основатель т. н. Баденской школы, провел разграничение между естествознанием как "наукой о законах" и историей как "наукой о событиях". Методологич. обоснование ист. науки более тщательно было продумано Г. Риккертом (1863-1936).
Философия Н. унаследовала и развила этич. пафос Канта. Г. Коген заложил основы теории "этического социализма", получившей дальнейшее развитие в рамках Марбургской школы. Теория "этического социализма" оказала существ. влияние на ряд идеологов II Интернационала.
В России признанным главой Н. явился проф. Петерб. ун-та А. Н. Введенский, разработавший, опираясь на "Критику чистого разума", специфич. форму Н., к-рую он назвал логизмом. Его учеником и последователем был И. Н. Лапшин. В Киеве и затем в Москве представлял Н. Г. И. Челпанов. Возникшая в Германии в результате коренного пересмотра кантовского критицизма т. н. школа трансцендентально-логич. идеализма нашла в России приверженцев в лице С. И. Гессена, Г. Д. Гурвича, В. Э. Сеземана, Ф. А. Степуна, Б. В. Яковенко и др., к-рые испытывали значит. влияние рус. религ. философии 20 в.
НЕОКАНТИАНСТВО, течение в философии 2-й половины 19 - начала 20 вв., возникшее в Германии; пыталось возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания. Основные школы неокантианства - марбургская (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) и баденская (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). В основе этики неокантианства - противопоставление бытия и долженствования; социализм трактуется как недостижимый идеал, что послужило основанием "этического социализма".
нео́кантиа́нство, нео́кантиа́нства, нео́кантиа́нств, нео́кантиа́нству, нео́кантиа́нствам, нео́кантиа́нством, нео́кантиа́нствами, нео́кантиа́нстве, нео́кантиа́нствах
Направление современных нем. философов, считающих Канта своим родоначальником; пытающ. соединить старое ученье с новыми требованиями.