прил.
Изначально присущий рассудку, а не приобретенный в процессе опыта; априорный.
Ant:
ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНЫЙ, трансцендентальная, трансцендентальное; трансцендентален, трансцендентальна, трансцендентально (от лат. transcendo - переступаю, перешагиваю) (филос.). прил., по знач. связанное в идеалистической философии с признанием независимых от опыта, априорных форм познания, сверхопытный, априорный. Трансцендентальная эстетика. Трансцендентальный идеализм. Трансцендентальная философия Канта.
ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. В идеалистической философии: относящийся к познанию собственно умозрительных, независимых от опыта явлений.
| сущ. трансцендентальность, -и, жен.
ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНЫЙ -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. [от лат. trānscendens (transcendentis) - выходящий за пределы] В идеалистической философии: отвлечённо-логический, относящийся к области высших понятий, постигаемых умом (например: вещь, сущее, истина, добро и т.п.); // В философии Канта: изначально присущий сознанию, не приобретенный в процессе опыта. Т-ая философия. Т-ая логика.
◁ Трансцендента́льно, нареч. Трансцендента́льность, -и; ж.
* * *
трансцендента́льный (от лат. transcendens, род. п. transcendentis - выходящий за пределы), 1) в схоластике - предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). 2) В философии И. Канта - априорные (см. Априори) формы познания, организующие опытные данные.
* * *
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ - ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНЫЙ (нем. transzendental от лат. transcendere - переходить, переступать),
1) в схоластике - предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое).
2) Один из важнейших терминов кантовской философии. Кант (см. КАНТ Иммануил) употребляет его в основном в двух смыслах. В первом и главном смысле Кант называет трансцендентальными те исследования или представления, которые способствуют объяснению возможности априорного синтетического познания (напр. «трансцендентальная эстетика» - это учение о чувственности в аспекте истолкования возможности априорного синтетического познания в этой области). Второй более традиционный во времена Канта (и своего рода шлейф его докритической философии) смысл слова «трансцендентальный» в его критических сочинениях - значит имеющий отношение к «вещам вообще» (этот аспект понятия связан с соответствующим схоластическим термином «трансценденталия»; напр. «трансцендентальная идеальность пространства» означает неприменимость пространственных определений к вещам безотносительно их данности нам). Трансцендентальное применение понятий, упускающее из виду различие между вещами для нас и вещами вообще, противопоставляется Кантом «трансцендентному (см. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ)» употреблению, сознательно переступающему границы возможного опыта.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendens - род. п. transcendentis - выходящий за пределы),..1) в схоластике - предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое)
2)] В философии Канта - априорные (см. Априори) формы познания, организующие опытные данные.
-ая, -ое; -лен, -льна, -льно.
1. В идеалистической философии: относящийся к области высших понятий, постигаемых умом; отвлеченно-логический, умозрительный, внеопытный.
Жизнь человека должна служить некоторым трансцендентальным целям. Салтыков-Щедрин, Насущные потребности литературы.
2. В идеалистической философии Канта: основанный на признании априорных, независимых от опыта форм сознания.
Трансцендентальная теория познания. Трансцендентальная логика. Трансцендентальная философия. Трансцендентальный идеализм.
[От лат. transcendens, transcendentis - выходящий за пределы]
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ,
1) в схоластике - предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое).
2) В философии Канта - априорные (смотри Априори) формы познания, организующие опытные данные.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
(от лат.-переступать) - в ряде школ философии означает такие аспекты бытия, которые выходят за сферу конечного, эмпирического мира и именуются трансценденталиями (единое, истинное, благое и т.п.). В философии И.Канта термин употреблен в гносеологическом смысле и означает априорные, (доопытные) условия познания; трансцендентальное противоположно эмпирическому, в то время как трансцендентное - имманентному. У Гуссерля трансцендентальным называется сознание, очищенное от всех элементов опыта, а трансцендентальный субъект противопоставлен эмпирическому как автономный источник своих собственных содержаний.
трансцендента́льный, трансцендента́льная, трансцендента́льное, трансцендента́льные, трансцендента́льного, трансцендента́льной, трансцендента́льных, трансцендента́льному, трансцендента́льным, трансцендента́льную, трансцендента́льною, трансцендента́льными, трансцендента́льном, трансцендента́лен, трансцендента́льна, трансцендента́льно, трансцендента́льны, трансцендента́льнее, потрансцендента́льнее, трансцендента́льней, потрансцендента́льней
прил., кол-во синонимов: 17
абстрактный (24)
академический (7)
априорный (8)
внеопытный (2)
книжный (17)
метафизический (16)
метафизичный (7)
мысленный (8)
отвлеченный (29)
спекулятивный (12)
теоретический (17)
умозрительный (17)
умственный (25)
философический (18)
философичный (16)
чистый (176)
см. отвлечённый
См. отвлеченный...
трансцендентальный (лат. transcendens (transcendentis) выходящий за пределы
1) Предельно общий; Т. понятия: вещь, добро, единое и др.
2) присущий разуму, а не приобретенный из опыта (Кант).
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ [< лат. transcendens (transcendentis) - выходящий за пределы] - филос. у И. Канта: изначально присущий рассудку, не приобретенный из опыта; касающийся форм познания, а не его предмета и содержания. Ср. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНЫЙ ИДЕАЛИ́ЗМ (нем. transzendentale Idealismus), термин кантовской (см. КАНТ Иммануил) философии. В широком смысле употребляется в качестве одного из синонимов критической философии. В узком и более точном смысле, учение о субъективной природе пространства и времени как априорных формах чувственности. «Трансцендентальная идеальность» пространства и времени есть констатация того, что пространственно-временные качества предметов не присущи им самим по себе (термин «трансцендентальный» означает в данном случае «относящийся к вещам вообще»). Трансцендентальный идеализм - одна из основ критической философии Канта. Именно на учении о субъективной природе чувственности базируется различение между явлениями (см. ФЕНОМЕН) и вещами самими по себе (см. ВЕЩЬ В СЕБЕ) . В то же время, концепция трансцендентального идеализма не исчерпывает существо критической философии Канта, так как эта концепция напрямую не связана с центральным вопросом критицизма о возможности априорных синтетических суждений, в особенности, если речь идет о рассудочных суждениях такого рода. Впервые учение о субъективной природе пространства и времени было изложено Кантом в диссертации 1770 «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира», за 11 лет до выхода в свет «Критики чистого разума». В предшествовавший период Кант придерживался принципиально иных взглядов на пространство и время, считая, что они конституируются отношениями между вещами. Поводом для радикального изменения позиции Канта послужило исследование им проблемы так называемых «неконгруэнтных подобий», итогом которого оказалось признание Кантом в 1768 реальности абсолютного пространства, ранее отвергавшегося им. Однако чтобы избежать трудностей ньютоновской теории абсолютного пространства, Кант счел необходимым «переместить» его (а заодно и время) в сферу субъективных познавательных способностей. В «Критике чистого разума» Кант предлагает целую систему доказательств истинности концепции трансцендентального идеализма. Она включает в себя «метафизические» (основанные на непосредственном узрении субъективной и созерцательной природы пространства и времени) и «трансцендентальные» (базирующиеся на том, что если не считать пространство и время априорными формами чувственности, то невозможно объяснить существование строгого математического знания) аргументы. Косвенным доказательством верности данной концепции Кант признает выявленную им «антитетику» чистого разума. Избежать разрушительных противоречий разум может, лишь признав различение явлений и вещей самих по себе (что дает возможным, к примеру, разнести тезисы и антитезисы по разным онтологическим сферам), которое подразумевает принятие идеи трансцендентального идеализма. Трансцендентальный, или «формальный» идеализм противопоставляется Кантом «материальному» идеализму, который может либо признавать реальность только человеческих восприятий и тем самым отрицать различие между вещами самими по себе и явлениями, либо оспаривать, что предметы опыта даны в чувствах непосредственно и вследствие этого ставить под сомнение реальность вещей, стоящих за восприятиями. Это так называемый «проблематический идеализм». В опровержении «материального» и прежде всего «проблематического» идеализма Кант видел одну из заслуг своей критической философии.
Литературу см. при ст. Кант (см. КАНТ Иммануил).
Трансцендента́льный ме́тод - главный принцип критической философии И. Канта, ограничивающего сферу компетенции теоретической философии уяснением логических (трансцендентальных) оснований научного познания (идеалом которого выступают математика и классическая механика), так как, по Канту, разум обладает достоверным знанием лишь о предмете, сконструированном им самим. Учение о трансцендентальном методе разрабатывали неокантианцы.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД - главный принцип критической философии Канта, ограничивающего сферу компетенции теоретической философии уяснением логических (трансцендентальных) оснований научного познания (идеалом которого выступает математика и классическая механика), т. к., по Канту, разум обладает достоверным знанием лишь о предмете, сконструированном им самим. Учение о трансцендентальном методе разрабатывали неокантианцы.