Толковый словарь
I м.
1. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания.
отт. Продукт деятельности мозга, выражающийся в речи.
2. Ум, интеллект.
Ant:
чувство
отт. Разумность.
II м. устар.
Идейное содержание; смысл.
РАЗУМ - сущ., м., употр. часто
Морфология: (нет) чего? ра́зума, чему? ра́зуму, (вижу) что? ра́зум, чем? ра́зумом, о чём? о ра́зуме
1. Разумом называется познавательная деятельность человека, способность мыслить.
Правое полушарие мозга отвечает за эмоции, а левое - за разум.
2. Разумом называется чей-либо ум, интеллект.
Коллективный разум. | Свет, источник разума. | Человеческий разум беспределен. | Пытливый человеческий разум всегда на пути раскрытия нового.
3. Если кому-либо советуют набраться ума-разума, то это означает, что этому человеку рекомендуют приобрести жизненные, практические знания, стать умнее.
4. Если кто-либо теряет разум, лишается разума, то это означает, что этот человек утрачивает ясность мысли, сходит с ума.
5. Разумом называется предполагаемая способность животных совершать осмысленные поступки, мыслить.
Вопрос о том, обладают ли животные разумом, спорен.
6. Братьями по разуму называют инопланетян.
7. Высшим, мировым разумом называют Творца мира, Бога.
8. Разумом называется способность рассуждать здраво, находить правильное решение в какой-либо ситуации.
Голос разума. | Призвать к разуму. | Разум победил чувство. | Совсем нет разума у кого-либо. | Разум покидает кого-либо. | Разум затуманился, помутился у кого-либо.
9. Если у кого-либо ум за разум зашёл, то это означает, что этот человек находится в таком состоянии, что не может поступать разумно, целесообразно.
Толковый словарь Ушакова
РА́ЗУМ, разума, муж.
1. только ед. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. Человек наделен разумом. Животные лишены разума. «Да здравствуют музы, да здравствует разум!» Пушкин.
|| Сознание чего-нибудь, взгляды, как результат определенного миропонимания. Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов ("Интернационал"). Действовать в согласии с разумом.
2. только ед. Ум, интеллект, в противоп. чувству. «Разбиты все привязанности, разум вступил в свои права.» Некрасов.
3. Смысл, идейное содержание, значение чего-нибудь (перевод франц. raison) (книжн. устар.). Разум слова. Разум закона. Разум истории.
• Ум за разум заходит у кого - погов. о том, кто не в состоянии соображать, разумно рассуждать или действовать. «Просто у меня с горя ум за разум зашел.» Чехов.
Толковый словарь Ожегова
РА́ЗУМ, -а, муж.
1. Способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, ум (в 1 знач.), интеллект.
2. Ум (во 2 знач.), умственное развитие. Ни ума, ни разума у кого-н. (совсем глуп; разг.).
Толковый словарь Даля
РАЗУМ - муж. духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), сулить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца, особенно в приложении к делу. Разум, смысл, intellectus, Verstand; ум, ratio, Nernunft. Дух человека двуполовинчат: ум и воля; ум самое общее, а в частном значении самое высокое свойство первой половины духа, способное к отвлеченным понятиям; разум, которому можно подчинить: понимание, память, соображенье, рассудок, разуменье, сужденье, заключенье и пр., ближе подходит к смыслу, рассудку, применяясь к обиходному и насущному. Малый да юродивый не в разуме, сами не понимают, что делают.
| Разум чего, смысл, значенье, толк, сила. Разум закона, ·противоп. мертвое слово, буква; истинный смысл и цель. Разум сочинения, речи, перечневое содержанье, сущность, не по букве, а по духу. Ты не в том разуме понял это слово. Разумец, небольшой обиходный, здравый; разумишка, тесный, ненадежный; разумища, грубый, уродливый. Красно на вид яблоко (породы козлец), да разума-то в нем мало, толку, вкуса, сути. Время разум дает. Птице крылья, человеку разум. От великого разума с ума сошел. Разум - душе во спасенье, а Богу на славу. Смешай Господь ум с разумом. Я на чужом разуме не бывал. Дай Бог гостя доброго, да с худым разумом. Говорить было немало, да разума не стало. Не будь дураков на свете, не стало б и разума. Где ума не хватит, спроси разума. Разума много, да денег нет. Я у него на разуме не бывал. Разум не велит - ума не спрашивайся. Первое худо - худой разум (т. е. худая воля, худое дело). Разумный, одаренный разумом; в низшем ·знач. рассудительный, толковый, здравомыслящий.
| Вообще к разуму относящийся, принадлежащий, умственный.
| Разумно бысть всем, церк. ведомо, известно, знамо; в сем же значении говорят (твер.) разумно! конечно, правда, да, так, и ведомо. Есть умные животные, но разумен только человек; здесь ум означает не высшую, а низшую познавательную силу; догадку, хитрость, степень пониманья, а разумный поставлено в высшем значении своем. Рассуди разумненько, неопрометчиво. Разумность, качество, свойство ·по·прилаг. Разумие, разумность, состоянье разумного. Разумивый или разумливый, разумный, в меньшей степени, рассудительный, толковый, толковитый;
| понятливый, умный в низшем ·знач. Один разумный согрешит, да многих глупых соблазнит. Разум(л)ивость жен. свойство, состояние ·по·прилаг. Разумитый пск., твер. разумный, рассудливый, толковый. Разумительный, ясный, понятный, постижимый, постигаемый. Разумник, -ница, умник, человек умный, сведущий, ученый; рассудительный и правый; мудрый. Разумщик, -щица, мнимый разумник, пересудчик, краснобай и пустобай. Разумником поп окрестил, да не тем он слывет. Разумевать или разуметь что, понимать, постигать, знать, усвоить себе разумом или наукой. Девка-немка: говорить не умеет, а все разумеет. Разумейте, языцы, яко с нами Бог! Молиться умею, а Божьих дел не разумею. Под словом дух, говоря о человеке, разумеют душу, или союз ума и воли, что в животном слито в одно и разумеется под словом побудка. Иной отказ разумей приказом. Дитя не плачет - мать не разумеет. О чем дитя плачет - и мать не разумеет. Пить пей, только дело разумей (ума не пропей). Дай Бог самому не разуметь, а людей не слушать. -ся, страд. Под словом харч разумеется пища, понимается. Само собой разумеется, конечно, очевидно. Разуменье, уразуменье, знанье, пониманье, постиженье и понятие, умственное (но не нравственное) усвоенье. Разуметельный, способный уразумевать что;
| понятный. Разумничать, умничать, считать себя разумником, умнее всех, толковать или делать что превратно, по своему разуму; -ся, расходиться умничая, пересуживая, перетолковывая прочих. Разумничанье, действие по гл. Разумствоваться, расходиться умствуя, размечтаться. Разумнеть, поглупеть. Разумлять что чем, пск., твер. промышлять, добывать.
Популярный словарь
Разум
-а, только ед., м.
1) Познавательная деятельность человека, способность логически и творчески мыслить.
Но неуемный разум разложил и этот мир, построенный на ощупь вникающим и мерящим перстом (Волошин).
Синонимы:
созна́ние, ум
2) Ум, интеллект; рассудок.
Голос разума.
Лишение разума.
...В чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств (Чаадаев).
Синонимы:
голова́, здра́вый смысл, мозги́ (прост.), разуме́ние (устар.)
Антонимы:
безу́мие
Родственные слова:
разу́мный, разуме́ть, разуме́ние, благоразу́мный, благоразу́мие
Этимология:
В старославянском языке образовано с помощью приставки раз- от оумъ (о.-слав. * umъ) и в этой форме заимствовано русским языком.
Учи́ть уму́-ра́зуму - наставлять, давать советы.
Чтоб други́х учи́ть, на́до свой ра́зум наточи́ть посл.
Словарь существительных
РА́ЗУМ, -а, м То же, что интеллект.
…Человек, всегда и везде, кто бы он ни был, любил действовать так, как хотел, а вовсе не так, как повелевали ему разум и выгода… (Дост.).
Переводоведческий словарь
разум - познавательная деятельность человека, способность мыслить.
Энциклопедический словарь
РА́ЗУМ -а; м.
1. Познавательная деятельность человека, способность мыслить; ум, интеллект; рассудок. Человеческий р. беспределен. Коллективный р. Свет разума (высок.) Ребенок удивляет своим разумом. Набраться ума-разума (приобрести знания, стать умнее). Терять р.; лишаться разума (терять ясность мысли; сходить с ума). Входить в р. (становиться с годами умнее, рассудительнее, взрослеть). * Да здравствуют музы, да здравствует разум (Пушкин). / О способности мыслить (у некоторых животных, гипотетических существ и т.п.). Обладать разумом. Братья по разуму (об инопланетянах). Высший, мировой р. (о Боге). Космический р. (мыслящая субстанция).
2. Способность рассуждать здраво, находить правильное решение в какой-л. ситуации; рассудок (в отличие от эмоций). Светлый р. Совсем нет разума у кого-л. Призвать к разуму. Р. победил чувство. Р. иногда покидает кого-л. Р. затуманился у кого-л. Включи свой р.
◊ Ум за ра́зум зашёл (заходит) у кого. О состоянии, при котором кто-л. не может разумно рассуждать, действовать. Уму-ра́зуму учить. Учить, как следует поступать, жить.
◁ С ра́зумом, в зн. нареч. Разумно, толково. Подойти с разумом к земельной реформе. Разу́мный (см.).
* * *
ра́зум - ум, способность понимания и осмысления. В ряде философских течений - высшее начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения людей (рационализм). Своеобразный культ разума характерен для эпохи Просвещения. См. также Логос, Нус, Интеллект, Рассудок и разум.
* * *
РАЗУМ - РА́ЗУМ, ум, способность понимания и осмысления. В ряде философских течений - высшее начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения людей (рационализм). Своеобразный культ разума характерен для эпохи Просвещения. См. также Логос (см. ЛОГОС), Нус (см. НУС), Интеллект (см. ИНТЕЛЛЕКТ), Рассудок и разум (см. РАССУДОК И РАЗУМ).
Большой энциклопедический словарь
Академический словарь
-а, м.
1. Познавательная деятельность человека, способность логически и творчески мыслить.
Да здравствуют музы, да здравствует разум! Пушкин, Вакхическая песня.
Без разума открытия и изобретения были бы так же невозможны, как невозможны они были до появления на земле человека. Плеханов, К вопросу о развитии монистического взгляда на историю.
2. Ум, интеллект; рассудок.
Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви, Пылать - и разумом всечасно Смирять волнение в крови. Пушкин, Евгений Онегин.
[Булычов:] Они, после трубача, решили, что я с ума сошел ---. Нет, у меня разум в порядке! М. Горький, Егор Булычов и другие.
3. устар.
Смысл, значение чего-л.
Разум закона.
◊
[Робеспьер:] Я до конца буду бороться за справедливость, я не перестану верить в высший разум революции. А. Н. Толстой, Смерть Дантона.
◊
- ум за разум зашел (заходит) уму-разуму учить
Энциклопедия Кольера
РАЗУМ - или сознание. В обыденном представлении разумное существо - это существо воспринимающее, мыслящее, обучающееся, обладающее желаниями и эмоциями, делающее свободный выбор и демонстрирующее целесообразное поведение. Философские и научные теории разума пытаются понять природу этой психической (или ментальной) деятельности и ее характеристики, а также природу Я или обладающего сознанием субъекта, который осуществляет эту деятельность. На исследование данных проблем оказало влияние развитие наук о мозге, логики и вычислительной техники, микроэлектроники и философии науки. Суть современных теорий становится понятнее, если мы обратимся к истории понятия разума (сознания) и тех концепций, которые привели к сегодняшнему уровню теоретических представлений.
Теории древности. В глубокой древности ментальные феномены считались принадлежащими всей природе. Поведение моря, погоды, рек, а также солнца и луны - все это объяснялось желаниями и капризами духов, как бы населявших эти явления. Море демонстрировало гнев, мстило за пренебрежительное к себе отношение; солнце раздавало сезонные порции тепла, время от времени делая подарки; дождь заботливо проливался на землю в ответ на ритуальные просьбы. Такая гуманизация природы называется анимизмом. Анимизм пытается объяснить поведение всех вещей в терминах, которые обычно характеризуют действия в отношении людей и относительно сложных живых существ. В 5 в. до н.э. древнегреческие философы предложили чисто физико-механические объяснения природных феноменов. В терминах ментальной деятельности стали объяснять только поведение человека и животных. Однако это поставило вопрос: "Что отличает сознательные, чувствующие, разумные существа от всех остальных?" Демокрит (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) полагал, что существа, обладающие сознанием и разумом, отличаются особой формой и особой организацией атомов, из которых составлены их тела. Согласно атомизму, Вселенная состоит из пустого пространства и бесчисленных атомов, находящихся в непрестанном движении и взаимодействии. Разум, по Демокриту, - не что иное, как особо тонкая организация специфических атомов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой, производя тем самым внутреннюю и внешнюю деятельность сознательного существа. Разум образуется при рождении и распадается после смерти, чтобы никогда больше не возродиться. Платон (ок. 427-347 до н.э.) придерживался совершенно другого взгляда. Разум отличается от физических вещей и существует независимо от тела - как до его рождения, так и после его смерти. Разум взаимодействует не только с вещами физического, чувственного мира, но также с абстрактными предметами во втором, полностью нефизическом мире, умопостигаемом мире. Разум может разобраться в том, что происходит в физическом мире, только в силу того, что ему доступен, через способность понимания, мир чистых понятий. Он использует понятия второго мира, чтобы постигать отдельные вещи, обнаруживаемые в первом мире. До и после заключения в телесную оболочку разум имеет прямой и неограниченный доступ к чистым понятиям или "формам" (идеям), составляющим этот второй мир - "платоновский рай". Аристотель (384-322 до н.э.) не стал делать столь радикальные выводы. Разум - не какая-то отдельная и отличная от физического тела вещь, но скорее "форма" тела, в самом общем смысле термина "форма", включающем все свойства и деятельности тела. Тело, обладающее разумом, - это не соединение двух различных вещей, а единство, тело определенного рода, имеющее ментальные свойства. Однако, в отличие от Демокрита, Аристотель не считал, что разнообразные ментальные свойства имеют чисто физическую природу. Они образуют особый класс свойств, несводимых к свойствам, существующим на любом более простом уровне. Эпоха римского господства отмечена расцветом стоической школы в философии, согласно которой живые существа в целом и обладающие сознанием существа в частности порождаются обычной материей, к которой примешаны разнообразные pneumata, или духи. Пневма - слово греческого происхождения, обозначающее дыхание; вероятно, взгляды стоиков в конечном счете опирались на наблюдения, по которым выходило, что жизнь прекращается, когда дыхание покидает тело. Согласно учению стоиков, со смертью "психическая пневма" покидает тело и возвращается к "мировой душе". В латинском переводе греч. пневма - spiritus. Понятие духа как чего-то эфемерного, разливающегося по материи и придающего ей новые свойства, вновь появляется в христианском учении о бессмертии души и теориях средневековых алхимиков о химических превращениях. Теории стоиков и Платона являют собой пример субстанциального дуализма: разум - индивидуальная субстанция, имеющая нефизическую природу. Точка зрения Аристотеля является примером атрибутивного дуализма: вместо отдельных видов субстанций существуют отдельные виды свойств. Наконец, теория Демокрита является примером материализма, считающего, что все вещи, а также все свойства в конечном счете имеют физическую природу.
Теории эпохи Возрождения и Нового времени. В период позднего Возрождения европейские мыслители превзошли греков в астрономии, физике и физиологии. Совокупным результатом их работы стало по сути своей механическое понимание большинства природных феноменов, и вновь встал вопрос о месте разума во Вселенной. Р.Декарт (1596-1650) предложил новую, более радикальную форму субстанциального дуализма. С его точки зрения, разум не имеет пространственного протяжения, которое является самой сущностью материи. К этой новой идее он прибавил еще одну: разум способен к ясному и отчетливому постижению, совершенному пониманию собственной природы. Сущность разума, по мнению Декарта, заключается в деятельности мышления, способности к рассуждению. Как можно догадаться, Декарт столкнулся с трудностями при объяснении того, как возможно систематическое взаимодействие непространственного разума и полностью механического тела. Он постулировал наличие "животных духов" (более "вещественных", чем разум, и более тонких, чем обычная материя) как посредников между разумом и материей. Местом взаимодействия Декарт считал шишковидную железу в нижней центральной части мозга. Однако никто не счел эту теорию удовлетворительной. Идея о воздействии нефизического разума на механический мозг также нарушала законы сохранения импульса и кинетической энергии. Декарт знал о некоторых из этих проблем, но не смог их разрешить. Иная теория была предложена Ж.Ламетри (1709-1751). Основываясь на новейших открытиях физиологов, он соглашался с Декартом, что т.н. "жизненные" силы животных и человека могут быть объяснены в чисто физических терминах. Однако Ламетри пошел дальше: с его точки зрения, ментальная деятельность, отличающая человека, также является чисто физическим феноменом. В анонимно опубликованном сочинении Человек-машина (1748) Ламетри возродил идею Демокрита, что в основании всей жизненной и ментальной деятельности, в том числе декартовского рационального мышления, нет ничего, кроме сложной организации материи. Выдвигая убедительные аргументы в пользу этого тезиса, он не смог дать сколько-нибудь конкретного объяснения познавательной деятельности. Книга Ламетри часто служила предметом поношения, поскольку считалась оскорбительной с точки зрения религии. Однако постепенно путы, связывавшие мышление, ослабевали. В то время как материалисты стремились свести сознание к материи, идеалисты пытались осуществить редукцию противоположного рода. Идеализм - это взгляд, согласно которому материя не существует независимо от сознания. Сознание есть единственная реальность, и материя существует только в том смысле, что в человеческом сознании (субъективный идеализм) или, быть может, божественном сознании (объективный идеализм) систематически возникают определенные образы. Физический мир - это как бы греза, чудящаяся или человеку, или Богу. Самым характерным представителем этого взгляда считается Дж.Беркли (1685-1753). Важный вклад в дискуссии о разуме внес И.Кант (1724-1804). В своей Критике чистого разума (1781) он доказывал, что человеческое восприятие внешнего мира в немалой степени обусловлено деятельностью разума, поскольку формы чувственности и категории понимания вносят необходимый порядок в хаос "сырого" сенсорного материала. Поэтому материальные объекты нашего опыта могут быть эмпирически реальными - реальными для всякого человеческого опыта, - но они не обязательно реальны в трансцендентном смысле, с точки зрения Бога. На что похожа реальность-в-себе, остается неизвестным и непостижимым для человека. Кант полагал, что мир внутреннего чувства, мысли и ощущения и другие атрибуты разума равным образом являются его конструкциями. Контакт разума с самим собой также опосредован структурными и понятийными схемами и потому является не более прямым, чем контакт с остальным миром. Разум доступен самому себе только через посредство апперцепций. Соответственно, как выглядит разум-в-себе, остается неизвестным и непостижимым для человека. Это - прямое отрицание тезиса Декарта, что разум непосредственно знает собственную природу. Таким образом, Кант - нетипичный идеалист. Он не настаивает на том, что разум лежит в основе реальности. Фундаментальные составляющие реальности - вещи-в-себе - остаются непознанными. Позиция Канта имела фундаментальное значение для теории разума, поскольку допускала, что истинная природа ментальных феноменов может отличаться от того, чем она кажется, и отрицала за интроспекцией право судить о подлинной природе разума и его разнообразной деятельности. Следующий шаг сделал соотечественник Канта - Г.В.Ф.Гегель (1770-1831), развивавший идею, что, несмотря на правильность кантовского утверждения о непрозрачности разума для самого себя, разум тем не менее способен к движению в направлении постижения своей истинной природы. Гегель усмотрел в инструментах познания пластичность, которую не видел Кант. Благодаря науке, рефлексии и развитию понятий, утверждал Гегель, разум может надеяться когда-нибудь достигнуть истины о самом себе.
ТЕОРИИ ПРОШЛОГО ВЕКА
Дуалистические теории. Позицию субстанциального дуализма, хотя она и пользуется широкой популярностью, разделяют лишь немногие профессиональные философы и ученые. Отчасти причиной тому служат успехи материалистической исследовательской программы, отчасти - неспособность субстанциального дуализма к теоретическому и экспериментальному прогрессу. До сих пор им не предложено объяснение того, каким образом возникают мышление и ощущение. Не решены также трудности, касающиеся механизмов и даже самой возможности взаимодействия души и тела. Если бы нематериальная душа действительно служила основой рассудка и самосознания и ее зависимость от мозга ограничивалась лишь сенсорными данными на входе и волеизъявлениями на выходе, то функционирование рассудка и самосознания почти не зависело бы от возможных повреждений мозга или попыток им манипулировать. Однако это противоречит действительному положению дел. Перерождение клеток при болезнях мозга и воздействие химических веществ могут полностью разрушить способность мышления. Простой удар по голове может не только сделать человека неспособным воспринимать внешний мир, но и разрушить его способность к самосознанию. Все это неудивительно, если считать сознание функцией мозга, однако теряет смысл, если считать его функцией чего-то совершенно другого. У атрибутивного дуализма дела обстоят лучше, чем у субстанциального дуализма. Во всяком случае, некоторые философы готовы подписаться под одной из двух его версий. С точки зрения "эпифеноменализма", разумное поведение полностью обусловлено деятельностью мозга, однако некоторые нефизические свойства мозга (не играющие какой-либо причинной роли в поведении) являются побочными продуктами его физической деятельности. Среди них - различные характеристики ментального рода. Эпифеноменализм был предложен Т.Гексли (1825-1895) в качестве компромисса между двумя противоречащими друг другу мотивами: дать действительно научное объяснение поведения и отнестись с уважением к столь же реальному, но имматериальному опыту человеческой интроспекции. Многие считают данную попытку компромисса неуклюжей, поскольку ментальные характеристики просто механически как бы приставляются в конце процесса; они не играют какой-либо причинной роли, и их генезис остается неясным. Согласно второй версии атрибутивного дуализма, ментальные характеристики являются "эмерджентными". Свойства сознания "порождены" (emerged) мозгом, достигшим в процессе эволюции достаточно сложного уровня организации. Подобным же образом появился цвет, когда сочетание атомов сформировало физические объекты, способные сложным образом отражать электромагнитное излучение. В противовес эпифеноменализму, эта версия атрибутивного дуализма приписывает причинную силу свойствам сознания, что делает ее более правдоподобной. В противовес материализму, она отрицает, что такие свойства могут быть объяснены или предсказаны исходя из чисто физических оснований. Здесь эмерджентная теория сталкивается с трудностями. Физическая наука гордится предложенными ею редукционистскими объяснениями объективных чувственных качеств, таких, как температура, высота звука и цвет. Если считать эти качества моделью эмерджентности для субъективных ментальных качеств, тогда естественно было бы ожидать и их редукционистского объяснения. Последнее грозит атрибутивному дуализму тем, что он может вновь вернуться к позиции материализма. Позиция атрибутивного дуализма представляется более сильной, если главной проблемой, стоящей перед материализмом, мы считаем осмысленность наших высказываний и верований. Как указывали К.Поппер и ряд других философов, трудно понять, каким образом смысл может быть объяснен с чисто физической точки зрения. Эта проблема будет обсуждаться в следующем разделе.
Материалистические теории. Начиная с 19 в. тщательное изучение эволюции и физиологии живых существ глубоко повлияло на концепии сознания. Сегодня признается, что сложные живые организмы, столь широко представленные в животном царстве, являются результатом бесчисленных экспериментов, слепо осуществленных природой, и пользуются выгодами, которые им предоставляются репродуктивными успехами их предков. Высшие животные отличаются не только сложной структурой, но и сложно организованным поведением. Сложное поведение требует изощренной системы управления, и это требование выполняется нервной системой. Эволюция существ, способных ко все более сложному поведению, повлекла за собой развитие соответствующих сложно организованных типов нервной системы. Должно существовать нечто, получающее сенсорную информацию о внешнем мире и затем соответствующим образом управляющее мускулами данного существа. Выстраиваемая по останкам живых существ, живших в древности, история обнаруживает развитие все более сложных и разветвленных типов нервной системы у организмов, способных ко все более сложному поведению. Миллиард лет тому назад началось превращение слабо организованных центральных ганглиев из нервных клеток в хорошо структурированный спинной мозг. В дальнейшем этот мозг образует на одном конце выпуклость, имеющую внутри себя более высокую плотность клеток и способную к более сложным реакциям. Затем эти утолщения разделяются на три взаимосвязанные части, обладающих различными функциями в реакции на окружающий мир и управлении поведением. 500 миллионов лет назад появляется примитивный головной мозг. В дальнейшем развитие мозга шло по очень разным направлениям. С появлением млекопитающих возникают два новых органа, имеющие существенно важное значение: мозжечок, отвечающий за двигательную активность, и два больших полушария, отвечающие за обработку многообразных сенсорных данных и управление сложными схемами потенциального поведения. Наконец, среди бесчисленных других вариаций того же типа появляется нервная система человека, служащая, как и у других существ, для получения сенсорной информации о мире, ее оценки и контроля телесных действий. Но перечисленные функции являются и функциями человеческой психики, самосознающего разума. Это заставляет сделать вывод, что самосознающий разум - функционирующая нервная система с центром в головном мозге. По размышлении такого заключения трудно избежать. Эволюция в природе носит чисто физический характер. Генезис и развитие каждого индивида, определяемое родительской ДНК, также имеет физическую природу. Полностью физический характер имеет и то, как устроены зрелые представители нашего рода. Если у людей имеется разум - что очевидно, - то все указывает на его физическую природу. Даже если мы соглашаемся с такой аргументацией, обсуждение материалистической точки зрения на этом не заканчивается. Имеется по крайней мере четыре типа материалистических теорий сознания, и выбор между ними остается открытым.
Бихевиоризм. Этот термин означает прежде всего методологию исследовательской программы, занимавшей господствующие позиции в эмпирической психологии в середине 20 в., однако он может применяться и для обозначения общей научной установки. С точки зрения бихевиориста, "разумное существо" - это существо, обладающее очень сложным набором врожденных и условных рефлексов, т.е. физиологически обусловленных установок, стабильных и нестабильных, способных обеспечивать специфические поведенческие реакции на специфические сенсорные стимулы. От более простых существ человека и других высших животных отличают необычайное разнообразие взаимосвязанных рефлексов и способность образовывать новые рефлексы. Среди главных представителей этого подхода - Дж.Уотсон (1878-1958) и Б. Скиннер (1904-1990). Бихевиористы выносят краткий приговор той полноте внутренней жизни сознания, которая находит выражение в обыденном языке. С их точки зрения, в задачу психологии входит объяснение поведения человека и животных, и это следует делать, не прибегая к древнему, подозрительному и мифологичному языку, с помощью которого здравый смысл описывает ментальные состояния. Мотивы бихевиористов вполне понятны: другие науки, такие, как физика и химия, были вынуждены отбросить понятия здравого смысла и заново посмотреть на доступные всем феномены, чтобы продвинуться в их познании. Сосредоточение внимания на доступном для наблюдения поведении было, по-видимому, той ценой, которую необходимо заплатить за превращение психологии в науку. Бихевиористский подход позволил получить множество результатов, особенно в исследовании живых существ с простой организацией, однако натолкнулся на серьезные препятствия при изучении высших животных. Здесь отношения между сенсорными данными на входе и последующим поведением оказались настолько сложными, тонкими и разнообразными, что простая модель рефлекса оказалась недостаточной не только для объяснения, но и для описания реального положения дел. Примером может служить использование человеком языка. Все более очевидной становилась необходимость постулирования внутренних когнитивных состояний и механизмов, и психология отказалась от чисто внешнего, "периферийного" анализа, характерного для классического бихевиоризма. Движение, возникшее в противовес бихевиоризму, называется "когнитивной психологией" и развивается по трем направлениям, каждое из которых имеет своих защитников и критиков и отражено в соответствующих философских теориях сознания: 1) теория тождества, 2) функционализм, 3) элиминативный материализм.
Теория тождества (материалистический редукционизм). Это - простейшая и менее всего противоречащая здравому смыслу материалистическая теория, согласно которой знакомые всем ментальные состояния и процессы реальны, но каждое из них тождественно некоторому физическому состоянию мозга или процессу в нем. Ментальные состояния - это состояния головного мозга. Например, боль - не что иное, как возбуждение особых нервных клеток; депрессия - временный недостаток определенного вещества в химических процессах, происходящих в лимбической системе мозга; голубое небо - мысль о том, что может быть просто мгновенной конфигурацией импульсов в нервных клетках полушарий и т. д. Каковы конкретно соответствующие тождества ментального и физического, остается делом дальнейших исследований. На сегодняшний день обнаружены только самые общие данные о существовании такого рода тождеств. Сторонник теории тождества может указать на научные прецеденты, свидетельствующие о возможности получения подобных результатов. Теплота физического тела оказалась тождественной движению составляющих его молекул. Свет тождествен электромагнитному излучению. Звук тождествен колебанию воздуха. Все это случаи успешной "межтеоретической редукции", т.е. сведения одной теории к другой. Данный термин применяется философами науки, когда новая и более глубокая концепция какой-то области явлений гораздо лучше их объясняет и предсказывает, чем соответствующая старая концепция, и когда эта новая концепция способна выразить все представления и утверждения старой концепции. В таком случае понятия старой концепции (скажем, теплота или свет), по сути дела, оказываются тождественными некоторым понятиям новой концепции (скажем, движению молекул или электромагнитному излучению). Новая концепция дает лучшее понимание того, что ранее представлялось не столь отчетливо. Что верно в отношении теплоты, света, цвета и звука, то верно и в отношении ментальных состояний, - говорят представители теории тождества. На их взгляд, развитая теория мозга сможет успешно редуцировать концептуальные структуры здравого смысла, описывающие ментальные состояния. Будучи сильным соперником, теория тождества тем не менее сталкивается с серьезными возражениями. Некоторые из них исходят от представителей дуализма, другие - от конкурирующих версий материализма. Суть многих возражений заключается в том, что предлагаемые тождества являются результатом концептуальных смешений или категориальных ошибок и потому должны считаться буквально не имеющими смысла. Например, полагают бессмысленным приписывать значение, истинность или ложность физическим состояниям мозга; нет смысла и в том, чтобы приписывать утверждениям или ощущениям пространственное расположение, как нет смысла утверждать, что число пять обладает инерцией. Представители теории тождества отвечают на это, что любое ощущение семантического несоответствия является просто отражением глубоко укоренившихся в нас убеждений и ожиданий. Закоренелые убеждения - например, что физические состояния не имеют семантических характеристик или что верования не имеют пространственного расположения, - не могут служить основанием для суждения об объективной природе вещей, даже если эти убеждения предполагаются самим "обыденным языком". История дает очевидные примеры случаев, когда закоренелые смыслы требуют пересмотра. Рассмотрим утверждение, что Земля движется, сделанное в контексте представлений о Земле как о неподвижном теле и центре Вселенной и движении как изменении положения относительно Земли. Поскольку Земля очевидно не может изменить своего положения относительно самой себя, утверждение, что Земля движется, может показаться результатом понятийной путаницы и внутренне противоречивой нелепицей. И все же Земля действительно движется. Измениться же должны некоторые глубоко укоренившиеся в нашем сознании смыслы. Предположение о том, что звук есть колебательное движение воздуха, было встречено с неменьшим сопротивлением. Сам Беркли выдвигал против этой новой теории звука аргумент от "концептуальных смешений". Но, вопреки семантическим сомнениям Беркли, звук действительно тождествен колебаниям воздуха. Справедливость таких межтеоретических тождеств определяется, в конечном счете, не установившейся языковой практикой, а новыми эмпирическими данными. Возражения лингвистического характера не вполне достигают цели. Однако теория тождества сталкивается с двумя более серьезными возражениями. Выдвигающие их ученые отрицают, что развитие нейрофизиологии когда-либо приведет к межтеоретической редукции. Отрицание это исходит из двух совершенно различных убеждений, соответствующих следующим двум теориям сознания.
Функционализм. С этой точки зрения, ментальные состояния также реальны. Однако при этом ментальное состояние определяется всем множеством актуальных и потенциальных причинных связей с а) сенсорными условиями, б) другими ментальными состояниями и в) поведением "на выходе". Например, данное состояние считается болью, если его причиной является телесное повреждение или травма; вызывает дистресс и желание избавиться от этого состояния; человек морщится, прижимает к больному месту руку, стонет и т.д. Болью данное состояние делает общая функциональная роль в сложной внутренней организации причинно связанных функциональных состояний. Так обстоит дело с ментальным состоянием любого типа: каждый тип отличается своей уникальной функциональной ролью. Этот взгляд отличается от бихевиоризма главным образом тем, что в определение ментального состояния включает его отношения с другими ментальными состояниями. Из функционализма выводится интересное следствие: робот также может быть субъектом подлинных ментальных состояний. Для того чтобы внутренние состояния стали ментальными, неважно, из чего будет состоять их носитель - из меди и полупроводников, плоти и крови или кристаллов и коллоидов. Важно, будут ли они выполнять соответствующие причинно-функциональные роли в рамках внутренней организации данной системы. И нет принципиального основания, по которому электромеханическая система - робот - не может быть сконструирована таким образом, чтобы реализовать состояния, выполняющие те же функциональные роли, что и наши собственные ментальные состояния. Таким образом, функционализм формулирует серьезное возражение против теории тождества. Если боль может быть реализована на множестве различных физических систем, то каким образом она может быть отождествлена с конкретным физическим состоянием в одном из видов существ? Это исключило бы возможность приписать боль любому из многих других существ, которые страдают от нее, но при этом имеют иное физическое строение. По иронии судьбы, существует достаточно много различных физических состояний, которые могут играть роль состояния боли. Поэтому боль не может быть редуцирована к свойствам, характерным для нейрофизиологии человека. Боль и все другие ментальные состояния могут рассматриваться лишь в абстрактных функциональных терминах. Против функционализма обычно выдвигают два возражения. Согласно первому, данный тип ментального состояния определяется не его функциональной ролью, а внутренне присущим качеством. Такова, в частности, "болезненность" боли, и далее выдвигается упрек, что функционализм вообще оставляет без внимания подобные характеристики ментальных состояний. Функционалист может ответить, что большинство ментальных состояний (верования, мысли) вовсе не обладают каким-либо существенным отличительным качеством, и функциональная роль является решающим фактором идентификации даже для ментальных состояний, которые таким качеством обладают. На другой упрек можно ответить, признав за ментальными состояниями качественные аспекты, уникальные для существ каждого типа, и в духе теории тождества настаивая на том, что такие качества идентичны физическим аспектам состояний мозга данного существа. Второе серьезное возражение касается семантического содержания, осмысленности высказываний и верований. Каким образом чисто физические состояния робота или биологического мозга могут понимать смысл "верования в то, что солнце светит"? Ответ "причинно-информационного" типа заключается в том, что физические состояния в силу причинных связей с окружающей средой могут быть "информированы". Простой иллюстрацией могут служить показания термометра: любое положение столбика ртути содержит информацию о температуре среды. Подобно этому, отвечают функционалисты, состояния мозга содержат специфическую информацию об окружающей среде, сложность которой соизмерима со сложностью нас самих как "измерительных инструментов" естественного происхождения.
Радикальный (элиминативный) материализм. Эта точка зрения относится к представлениям здравого смысла о ментальных состояниях с еще большим скептицизмом, нежели любая из двух описанных теорий. Согласно элиминативному материализму, понятия здравого смысла, такие, как "верование", "желание", "радость", "обдумывание", "боль", а также объяснения поведения с помощью этих понятий не следует считать всего лишь поверхностными. В концептуальных структурах здравого смысла воплощено совершенно ошибочное представление о соответствующих феноменах. Каких бы успехов ни достигла нейрофизиологическая теория, понятия здравого смысла нельзя будет редуцировать или прояснить с помощью этой более совершенной теории. Скорее окажется, что внутренняя динамика функционирующего мозга имеет совершенно не ту структуру, которая изображается понятиями здравого смысла; их ошибочность станет очевидной, и в конечном счете они просто выйдут из употребления. На смену им придут более адекватные понятия, предлагаемые новой терминологической системой нейронауки. Иначе говоря, наше самопонимание будет радикальным образом пересмотрено. Как и представитель теории тождества, элиминативный материалист может привести научные прецеденты в пользу этого предсказания. В 18 в. ученые полагали, что основой теплоты является жидкая субстанция - "теплород", которая переливается из одного тела в другое. Когда же появилась новая концепция (молекулярно-кинетическая), описывавшая суть дела совершенно иначе, понятие теплорода было не редуцировано, а просто исключено (элиминировано). Подобно этому, огонь раньше объяснялся как истечение из нагревшегося дерева тонкой призрачной субстанции, которую называли "флогистоном". Более совершенная теория горения как процесса окисления привела к элиминации понятия флогистона. Даже якобы "наблюдаемые" предметы иногда исключались из научной картины мира. Древние считали "небесный свод" реальным объектом и даже полагали, что он медленно вращается. Однако такого свода на самом деле не существует. Элиминативный материализм низко оценивает познавательные возможности понятий здравого смысла о ментальных состояниях по двум причинам. Первая - неспособность этих понятий объяснить соответствующие явления. Природа психической болезни, сна, обучения, памяти, различий в уровне интеллекта - всех этих центральных феноменов - является загадочной, если мы остаемся в рамках здравого смысла. Вторая причина - развитие исследований по нейрофизиологии мозга, обнаруживающих сложную организацию его деятельности, не укладывающуюся в различения, которые схватываются в понятиях здравого смысла. Ни один из этих аргументов не является ни решающим, ни очень сильным; элиминативный материалист не может с полным основанием утверждать неизбежность радикального исхода. Однако нет оснований и отрицать его возможность. Из редукционизма (теории тождества) и элиминативного материализма следует один общий и поразительный вывод. Если интроспективное осознание ментальных состояний является по большей части приобретенным свойством и основано на понятийном аппарате здравого смысла, то радикальное преобразование в нашем самосознании произойдет, когда мы откажемся от старых понятий и начнем говорить, мыслить и высказывать интроспективные суждения непосредственно в терминах иного понятийного аппарата, например пользуясь понятиями нейронауки. Аналогичным случаем является восприятие опытного музыковеда, который слышит в исполнении симфонической пьесы отдельные инструменты, созвучия и гармонические модуляции там, где дилетант слышит только "мелодию". Музыковед овладел сложным понятийным аппаратом теории музыки, который структурировал его восприятие. Если бы мы овладели понятийным аппаратом нейронауки, то интроспекция могла бы привести к столь же тонким и глубоким результатам. На этом мы завершаем обсуждение основных материалистических теорий сознания. Каждая из них представляют собой лишь краткий абрис того, что должно со временем стать разработанной в деталях теорией восприятия, познания и контроля поведения. Исследования в этих направлениях продолжаются, и ниже мы вкратце расскажем о наиболее энергично разрабатываемых областях знаний.
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ
Искусственный интеллект. Благодаря развитию технологии появились современные быстродействующие компьютеры. Когда такие машины сходят со сборочной линии, они способны лишь к самым простым типам вычислений. Однако базовые вычислительные возможности, приведенные в различные сочетания, позволяют выполнять более сложные операции, а сочетание последних - еще более сложные и т.д. Компьютер выполняет эти более сложные сочетания операций благодаря программе - последовательности команд, управляющих его работой. Можно создавать программы, которые позволяют обычному компьютеру выполнять любые вычислительные процессы, и его возможности ограничены только временем и объемом памяти. Из этого следует, что достаточно большой компьютер, вероятно, может быть запрограммирован таким образом, чтобы появилась функциональная организация множества внутренних вычислительных состояний, подобная той, которая присуща обладающим сознанием и разумом человеческим существам. Если правы функционалисты, машина с такой программой должна считаться и сознательной, и разумной. Целью ученых, занимающихся проблемой искусственного интеллекта (ИИ), является создание программ, моделирующих когнитивные способности высших животных и человека. Впечатляющие результаты были достигнуты в области решения проблем, распознавания образов и обработки лингвистических данных. Однако целый ряд фундаментальных проблем все еще ждет своего решения, поскольку мы пока далеки от понимания той функциональной организации, которая является объектом моделирования, - нашего собственного разума. Первые исследования в области ИИ были слишком заняты моделированием того, "что мы делаем", а не того, "как мы это делаем".
См. также ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ. Когнитивная психология изучает поведение высших животных, включая вербальное поведение человека, и пытается реконструировать сложную организацию внутренних когнитивных состояний, вызывающих это поведение. К сфере когнитивной психологии относится множество исследований, занятых всем спектром познавательных способностей (например, памятью, вниманием, речью, рассуждением). Акцент при этом делается на внутренних вычислительных свойствах когнитивных состояний, например на том, что реально происходит, когда кто-либо "вспоминает" объект или событие. Когнитивные исследования имеют ярко выраженный эмпирический характер: предметом изучения является познание как естественно протекающий процесс, а теории подразделяются в зависимости от того, чье поведение изучается - человека или животных.
Нейронауки. Нейрофизиология, нейрофармакология и нейропсихология занимаются непосредственным исследованием мозга. Анализу подвергаются его физическая структура, протекающие в нем электрические и химические процессы, а также деятельность мозга в целом. Применение современных методик позволило получить впечатляющие результаты. Были изучены структурные и функциональные особенности визуальной системы, от сетчатки глаза через несколько отделов среднего мозга до располагающейся слоями системы клеток в зрительном отделе коры головного мозга. Есть прогресс в объяснении распознавания образов и объемного восприятия. Ученые близки к раскрытию химической природы важнейших психических заболеваний - шизофрении и хронической депрессии, вызываемых недостатком или несбалансированностью химических передатчиков импульсов между нервными клетками. Систематическое исследование повреждений головного мозга, вызванных травмой или опухолью, позволило составить общую карту областей мозга, отвечающих за восприятие и двигательные функции. Начина
Иллюстрированный энциклопедический словарь
РАЗУМ, ум, способность понимания и осмысления. В ряде философских течений - высшее начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения людей (рационализм). Своеобразный культ разума характерен для эпохи Просвещения. Смотри также Логос, Нус, Интеллект, Рассудок и разум.
Словарь церковнославянского языка
Толковый словарь
Разум, а, м.
** Коллективный разум. патет.
О совместной, коллективной разработке идеологических концепций.
• Эти документы - образец творческого развития марксизма-ленинизма, воплощение коллективного разума коммунистических и рабочих партий. ИКПСС, 666.
Евразийская мудрость от А до Я.
РАЗУМ -
философская категория, выражающая высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия); способность понимать и схватывать умственные отношения. В этом смысле совпадает с рассудком. По примеру Паскаля часто противопоставляют разум и сердце (способность чувствовать); но тут следует отметить, что Руссо и, вслед за ним, Кант отождествляли разум с моральным чувством: практическим проявлением разума, или практическим разумом. Вообще, разум определяется как способность к пониманию, причем не только теоретическому, но также практическому и аффективному (Шелер): дух тонкости, позволяющий нам, благодаря симпатии к другому, понять природу его чувств - это тоже одно из проявлений разума.
Словарь русского арго
Орфографический словарь
Формы слов для слова разум
ра́зум, ра́зумы, ра́зума, ра́зумов, ра́зуму, ра́зумам, ра́зумом, ра́зумами, ра́зуме, ра́зумах
Синонимы к слову разум
сущ., кол-во синонимов: 22
сущ.
1.
рассудок
ум
здравый смысл
умственные способности
мыслительные способности
интеллект
мозги
голова
внутренние способности человека, позволяющие оценивать обстановку, принимать решения и руководствоваться ими в своем поведении)
2.
сознание
рассудок
3.
ум
рассудок
интеллект
РАЗУМ
РАЗУМ, рассудок, ум
См. значение, ум
выше разума, превыше разума, учить уму-разуму...
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: рассудок, ум, интеллект
Антонимы к слову разум
Идиоматика
Идеография
▲ интеллект
↑ высший
разум - высшая форма интеллекта;
способность человека объективно познавать мир и себя;
способность видеть естество вещей; способность к абстрактному познанию;
обеспечивает выход за пределы знаний и формирование новых понятий;
способность оперировать знаками; посредством разума человек способен образовывать идеи;
разум - явление человеческое, он направляет человеческую активность на высшие цели.
разумный.
ментальный.
мыслить категориями чего, какими (# пространства и времени)
[в категориях чего, каких].
трансцендентальный - изначально присущий рассудку, не приобретенный из опыта, априорный.
априори.
трансцендентный - недоступный познанию, находящийся за пределами опыта.
бездумье. бездумный.
гносеология. гносеологический.
напрашиваться (напрашивается сравнение).
натолкнуть (# на правильную мысль). подсказать.
наводить на мысль. наводить на подозрение.
в душе. в мыслях. в уме (сложить #).
про себя.
мысленно.
на уме.
с умом (все надо делать #).
рациональное мышление - интуиция+рассудок+разум.
человек, понимание, представление (о чем), идея, КУЛЬТУРА
знание, цель
Архаизмы
Разум - ум; познание; разумение
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимология
Это слово, имеющее значение "способность мыслить", было заимствовано из старославянского, где образовано с помощью приставки отумъ.
Этимологический словарь русского языка
Из ст.-сл. яз. (ср. чешек., польск. rozum). В ст.-сл. яз. образовано от умъ.
Этимологический словарь
Заимств. из ст.-сл. яз. (исконное розум утрачено). Из общеслав. *orzumъ, преф. производного от умъ. См. ум.
ра́зум
Заимств. из цслав., вместо исконнорусск. *розумъ, ср. ст.-слав. разоумъ σύνεσις, γνῶσις (Супр.), болг. ра́зум, сербохорв. ра̏зу̑м, словен. razȗm "разум, смысл, значение", чеш., слвц. rozum, польск. rozum, в.-луж. rozom, н.-луж. rozym. От ум (см.).
Сканворды для слова разум
- За него заходит ум, когда шарики заходят за ролики.
- Потеря шибко влюблённого.
- Средство от фанатизма.
- «Оппонент» сердца.
- «Верховод» над чувствами человека.
- «Ну, ..., прощай, встретимся завтра» (шуточный тост).
- Способность соображать, но не «на троих».
- Братьев по нему ищут во Вселенной.
- Что нужно потерять, чтобы оказаться в дурдоме?
- Кипит он, возмущённый.
- Преимущество человека над животными.
- Ум.
- Интеллект.
- Его сон рождает чудовищ.
- Коммунистический «кипяток».
- Именно он дал нам стальные руки-крылья.
- Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка.
- Фильм Стивена Спилберга «Искусственный ...».
- Что означает латинское слово «ratio», от которого произошла «рационализация»?
- Роман английской писательницы Джейн Остин «... и чувствительность».
- Фильм Энга Ли «... и чувства».
- Повесть-причта польского писателя Чеслава Милоша «Порабощенный ...».
- Эссе бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «... цветов».
- За него заходит ум, когда шарики заходят за ролики.
- Потеря шибко влюблённого.
- Средство от фанатизма.
- «Оппонент» сердца.
- «Верховод» над чувствами человека.
- «Ну, ..., прощай, встретимся завтра» (шуточный тост).
- Способность соображать, но не «на троих».
- Братьев по нему ищут во Вселенной.
- Что нужно потерять, чтобы оказаться в дурдоме?
- Кипит он, возмущённый.
- Преимущество человека над животными.
- Ум.
- Интеллект.
- Его сон рождает чудовищ.
- Коммунистический «кипяток».
- Именно он дал нам стальные руки-крылья.
- Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка.
- Фильм Стивена Спилберга «Искусственный ...».
- Что означает латинское слово «ratio», от которого произошла «рационализация»?
- Роман английской писательницы Джейн Остин «... и чувствительность».
- Фильм Энга Ли «... и чувства».
- Повесть-причта польского писателя Чеслава Милоша «Порабощенный ...».
- Эссе бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «... цветов».
Полезные сервисы