Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бихевиоризм

Толковый словарь

м.

Одно из направлений в американской психологии XX в., рассматривающее в качестве объекта поведение человека, под которым понимались физиологические реакции на стимулы; психология социального поведения.

Энциклопедический словарь

Бихевиори́зм (от англ. behaviour, bihevior - поведение), ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Родоначальник бихевиоризма - Э. Торндайк, программа и термин предложены Дж. Уотсоном (1913). Наибольшего развития достиг в 20-х гг.; идеи и методы бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, объединяемые в США в качестве «бихевиоральных наук», то есть изучающих поведение. Необихевиоризм 1930-х гг. (Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл), пытаясь преодолеть ограниченность основной схемы бихевиоризма «стимул - реакция», ввёл в неё опосредствующее звено - «промежуточные переменные» (различные познавательные и побудительные факторы).

* * *

БИХЕВИОРИЗМ - БИХЕВИОРИ́ЗМ (от англ. behaviour, bihevior - поведение), ведущее направление американской психологии 1-й пол. 20 в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Родоначальник бихевиоризма - Э. Торндайк, программа и термин предложены Дж. Уотсоном (1913). Наибольшего развития достиг в 20-х гг.; идеи и методы бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, объединяемые в США в качестве «бихевиоральных наук», т. е. изучающих поведение. Необихевиоризм 1930-х гг. (Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл), пытаясь преодолеть ограниченность основной схемы бихевиоризма «стимул - реакция», ввел в нее опосредствующее звено - «промежуточные переменные» (различные познавательные и побудительные факторы).

Большой энциклопедический словарь

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour - bihevior - поведение), ведущее направление американской психологии 1-й пол. 20 в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Родоначальник бихевиоризма - Э. Торндайк, программа и термин предложены Дж. Уотсоном (1913). Наибольшего развития достиг в 20-х гг.; идеи и методы бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, объединяемые в США в качестве "бихевиоральных наук", т. е. изучающих поведение. Необихевиоризм 1930-х гг. (Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл), пытаясь преодолеть ограниченность основной схемы бихевиоризма "стимул - реакция", ввел в нее опосредствующее звено - "промежуточные переменные" (различные познавательные и побудительные факторы).

Энциклопедия Кольера

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior - поведение)

направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Основано в 1910-х годах Джоном Уотсоном (1878-1958), работавшим в университете Джонса Хопкинса. Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность. Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение, отрицая пользу и достоверность любых видов интроспективного анализа. Согласно его взглядам, задача психологии - предсказывать и контролировать поведение человека. Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций, как непосредственно наблюдаемых, так и неявных; реакции следовало изучать в их связи с изменениями стимулов, возникающих в самом организме или во внешней среде. Конечная цель усматривалась в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании. Большее влияние на Уотсона оказало развитие в 18-19 вв. концепции рефлекса, которое достигло кульминации в работах Чарлза Шеррингтона (1857-1952), И.М.Сеченова (1829-1905), И.П.Павлова (1849-1936) и В.М.Бехтерева (1857-1927). Исследования рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованные Шеррингтоном в 1906, и учение Павлова об условных рефлексах, согласно которому изначально нейтральные стимулы замещают собой другие стимулы, вызывающие соответствующие реакции, легли в основу концепции "объективной" психологии. Развитие предложенной Уотсоном системы потребовало переформулировки традиционных психологических понятий в терминах унаследованных и приобретенных реакций, явных или неявных, физиологических, двигательных или словесных. Так, эмоции были определены как наследственный способ реагирования, в котором преобладают неявные физиологические и гормональные реакции. Инстинкт рассматривался как явный наследственный способ реагирования. Позднее, когда проведенные Уотсоном исследования поведения детей не подтвердили наличия таких способов реагирования, он полностью отбросил понятие инстинкта. Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснял павловскими условными рефлексами. Свои взгляды Уотсон изложил в двух основополагающих трудах: Поведение: Введение в сравнительную психологию (Behavior: An Introduction to Comparative Psychology, 1914) и Психология с точки зрения бихевиориста (Psychology from the Standpoint of a Behaviorist, 1919). В 1911 аналогичные идеи выдвинул М. Ф. Мейер (1873-1967), стремившийся приблизить психологию к физиологии. Ученик Мейера А.П.Вейсс (1879-1931) поддержал и расширил представления Уотсона по многим вопросам, поставив цель преобразовать психологию в естественнонаучную дисциплину. К.С.Лешли (1890-1958), последователь Уотсона, и У.С.Хантер (1889-1954), учившийся, как и сам Уотсон, у Дж.Энджелла в Чикагском университете, внесли существенный вклад в развитие теоретических и экспериментальных основ бихевиоризма. Некоторые принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930-1940-е годы, когда сложилось новое направление - необихевиоризм, изучавшее поведение с учетом "промежуточных переменных" - познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовке поведения как суммы простейших реакций в необихевиоризме утвердилось понимание поведения как целостного и целенаправленного акта. Наиболее видные представители необихевиоризма - Э.Ч.Толмен (1886-1959), К.Л.Халл (1884-1952), Б.Ф.Скиннер (1904-1990).

Словарь народов и культуры

Бихевиоризм

(в психологии) (behaviourism, in psychology), теория, согласно к-рой поведение человека определяется обусловливанием, а не его мыслями или чувствами. Программа Б. была предложена в 1913 г. амер. психологом Уотсоном, утверждавшим, что предметом психологии должно стать описание поведения организмов как их реакции на внеш. стимулы. Науч. концепция Б. была предвосхищена трудами позитивистов 19 в., напр. Конта. На ее формирование большое влияние оказали также труды Павлова, разработавшего в лабораторных условиях экспериментальную методику контролируемых воздействий на животных с последующей регистрацией их реакций. С большим успехом бихевиористские исследования разворачивались в США, где Скиннер разработал и усовершенствовал экспериментальный анализ поведения, а теоретики Кларк Халл (1884-1952) и Эдуард Толмен (1886-1959) включили в свои модели научения и поведения по схеме S-R (стимул-реакция) такие ненаблюдаемые процессы (промежуточные переменные), как, напр., ожидание. В 1950-60-х гг. позиции программы Б. ослабли благодаря работам Хомского и канадского теоретика социального научения социального научения теория) Альберта Бандуры (род. 1925 г.), показавшим, что научение человека не может происходить лишь на основе связей по схеме S-R. Еще более ослабли позиции Б. в связи с подъемом этологии, акцентом на врожденных основах поведения конкретных видов и необходимости изучать животных в естественной среде обитания. В то же время развитие когнитивной психологии воскресило веру в то, что именно внутр. психич. процессы являются истинным предметом психологии. В кон. 20 в. осталось мало таких последовательных бихевиористов, как Скиннер, однако Б., как и психоанализ, до сих пор играет ведущую роль в развитии осн. направления психологии.

Орфографический словарь

бихевиори́зм, -а

Формы слов для слова бихевиоризм

бихевиори́зм, бихевиори́змы, бихевиори́зма, бихевиори́змов, бихевиори́зму, бихевиори́змам, бихевиори́змом, бихевиори́змами, бихевиори́зме, бихевиори́змах

Лингвистика

Бихевиори́зм

(от англ. behaviour,

behavior - поведение) в языкознании - система взглядов на сущность и

функции языка, восходящая к одному из

направлений в психологии, в основе которого лежит понимание поведения

человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и

эмоциональных реакций организма на стимулы внешней среды

(непосредственных или опосредованных) и отрицание сознания как предмета

психологического исследования. Проявляется в некоторых работах о

языке в США и Западной Европе. Начальный этап развития бихевиоризма в

психологии (конец 19 в. - 20‑е гг. 20 в.) связан с работами

Дж. Б. Уотсона и Э. Л. Торндайка. Позже идеи бихевиоризма, сочетаясь с

различными когнитивистскими подходами, породили ряд

необихевиористских направлений (Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл, Ч. Э. Осгуд

и другие). Особую позицию, во многом восходящую к начальному этапу и

легшую в основу так называемого программированного обучения, занимает

Б. Ф. Скиннер. Методологические основы

бихевиоризма и необихевиоризма связаны с позитивизмом, прагматизмом и

операционализмом.

В языкознании наиболее прямое воздействие бихевиоризма испытал

Л. Блумфилд, создавший бихевиористскую теорию языка как формы

реактивного поведения (т. е. одного из видов реакции человека на

воздействие внешней среды), благодаря которой индивидуум

приспосабливается к социальной среде. Противопоставляя свою

концепцию «менталистским» идеям, он утверждал, что «каждое высказывание

полностью образуется формами», понимая под формой «повторяющийся

голосовой признак, имеющий значение», а под значением «повторяющийся

признак стимула и реакции». Через посредство Блумфилда идеи бихевиоризма

распространились в постблумфилдианской дескриптивной лингвистике, требовавшей «говорить о

языке... в терминах, не допускающих чего-либо большего, нежели то, что

раскрывается в непосредственном наблюдении» (Б. Блок). Скиннер

трактует язык как систему единиц «вербального поведения», образуемых

реакциями, имеющими доступную отождествлению форму, функционально

соотнесённую с одной или несколькими независимыми операциональными

переменными (т. е. факторами воздействия среды).

Идеи бихевиоризма составляли философско-методологическую основу ряда

наук о человеке и стали для специалистов по «бихевиоральным наукам»

естественной отправной точкой любого научного рассуждения, в т. ч.

оказали влияние и на американское языкознание. Бихевиоризм лёг в

основу неопозитивистской семиотической теории Ч. У. Морриса (наряду с

прагматизмом Ч. С. Пирса) и через неё влиял на всё дальнейшее развитие

семиотики, в частности европейской;

Н. Хомский и Дж. Миллер воспроизводят всю философско-методологическую

платформу и многие собственно психологические положения бихевиоризма.

Это касается не только позитивистской, прагматистской,

операционалистской ориентации их концепции в целом, но и более частных

вопросов - соотношения биологического и социального в поведении

человека, идеи «проб и ошибок» и «подкрепления» как механизма поведения,

тезиса о вербальном поведении прежде всего как о системе реакций, хотя и

весьма сложно организованной, и т. п.

Идеи бихевиоризма проникали в собственно лингвистику также через психолингвистику, которая в 50-70‑х гг.

20 в. в Западной Европе и США опиралась либо на необихевиористскую

концепцию Осгуда, либо на конфронтировавшие с ней взгляды Хомского и

Миллера (так называемая генеративная, или трансформационная, психолингвистика).

В 80‑е гг. 20 в. бихевиоризм в психологии переживает упадок и не

оказывает прямого воздействия на языкознание. Однако некоторые

теоретико-методологические положения, генетически восходящие к

бихевиоризму, продолжают существовать и развиваться в американской

лингвистике.

Гухман М. М., Лингвистический механицизм Л. Блумфилда и

дескриптивная лингвистика, «Труды Института языкознания АН СССР», 1954,

т. 4;

Основные направления структурализма, М., 1964;

Хэмп Э., Словарь американской лингвистической терминологии,

пер. с англ., М., 1964;

Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К.,

Планы и структура поведения, пер. с англ., М., 1965;

Леонтьев А. А., Психолингвистика. Л., 1967;

Белый В. В., Американская дескриптивная лингвистика, в кн.:

Философские основы зарубежных направлений в языкознании, М., 1977;

Skinner B. F., Verbal behavior, N. Y.,

[1957];

Weiss A. P., Linguistics and psychology,

«Language», 1925, v. 1, № 2;

см. также литературу при статье Дескриптивная лингвистика.

А. А. Леонтьев.

Лингвистические термины

Направление в психологии, психолингвистике и языкознании, возникшее в 20-е гг. ХХ в. Поведение человека трактуется как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды.

Отрицается:

1) сознание как предмет психологического исследования;

2) языковое значение как предмет лингвистического исследования.

В теории Л. Блумфильда:

1) язык представлен как вид реакции человека на воздействие внешней среды;

2) языковая форма дается как повторяющийся голосовой признак, имеющий значение;

3) значение - повторяющийся признак стимула и реакции.

Понятия лингвистики

Направление в психологии, психолингвистике и языкознании, возникшее в 20-е гг. ХХ в. Поведение человека трактуется как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды.

Отрицается:

1) сознание как предмет психологического исследования;

2) языковое значение как предмет лингвистического исследования.

В теории Л. Блумфильда:

1) язык представлен как вид реакции человека на воздействие внешней среды;

2) языковая форма дается как повторяющийся голосовой признак, имеющий значение;

3) значение - повторяющийся признак стимула и реакции.

Морфемно-орфографический словарь

бихевиор/и́зм/.

Грамматический словарь

бихевиори́зм м 1a

Методические термины

БИХЕВИОРИ́ЗМ (от англ. behavior - поведение).

Направление американской психологической науки конца XIX - начала XX в., в основе которого лежит понимание поведения человека и животного как совокупности реакций на предъявляемые стимулы. Это положение выражается в их непосредственной связи по формуле «стимул - реакция».

Основоположники Б. Э. Торндайк (1874-1949) и Д. Уотсон (1878-1959). Осуществленный Б. поворот к объективному изучению психики, разработанные в его рамках новые методы эксперимента, широкое привлечение в психологию математических методов анализа результатов экспериментальных исследований - все это составляет сильную сторону данного направления. В то же время критическую оценку вызвало игнорирование представителями Б. социальной природы психики и, как следствие этого, огрубление и примитивизация поведения человека. Положения Б. были использованы для психологического обоснования ряда зарубежных методов обучения. Так, в теории аудиовизуального метода обучения, программированного обучения идеи Б. проявляются в преувеличении значения схемы «стимул - реакция» и преимущественном внимании к выполнению тренировочных упражнений, рассчитанных на механическое повторение. Б. стимулировал работу по созданию разнообразных тренировочных упражнений, рассчитанных на использование звукотехники, обучающих машин и компьютеров. С 20-х гг. идеи, методы и термины Б. получили распространение в антропологии, социологии и педагогике США, где они развиваются под общим названием «поведенческие науки». На первый план в исследованиях выдвигалось научение как приобретение организмом нового опыта, а лежащая в основе этого процесса связь «стимул - реакция» (S-R) принималась за единицу поведения. Согласно теории Б., знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующие реакции, а по характеру реакции можно судить о вызывавшем ее стимуле. Поэтому, используя необходимые стимулы, при умелом их подкреплении можно добиться желаемого поведения, в том числе и речевого (что было использовано в ряде теорий обучения языку).

Социолингвистика

Направление в психологии, психолингвистике и языкознании, возникшее в 20-е гг. XX в. В его основе лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды, отрицание сознания как предмета психологического исследования и, соответственно, языкового значения как предмета лингвистического исследования. В лингвистике Б. нашел прямое отражение в теории языка Л. Блумфильда, в которой язык был представлен как вид реакции человека на воздействие внешней среды: языковая форма - как «повторяющийся голосовой признак, имеющий значение», а значение - как «повторяющийся признак стимула и реакции».

См. также: Речевое поведение

Словарь иностранных слов

БИХЕВИОРИЗМ [англ. behavio(u)rism < behaviour - поведение] - психол. одно из направлений в психологии XX в. (гл. обр. американской), считающее предметом исследования не сознание, а поведение, которое понимается как совокупность физиологических стимулов и реакций на них.

Сканворды для слова бихевиоризм

- Ведущее направление американской психологии 1-й половины XX века, считающее предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных ответов на воздействия внешней среды.

Полезные сервисы