ср.
1. Совокупность поступков и действий по отношению к окружающим.
2. Умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка.
3. Реакция организма на то или иное воздействие, раздражение.
ср.
1. Совокупность поступков и действий по отношению к окружающим.
2. Умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка.
3. Реакция организма на то или иное воздействие, раздражение.
ПОВЕДЕ́НИЕ - сущ., с., употр. часто
Морфология: (нет) чего? поведе́ния, чему? поведе́нию, (вижу) что? поведе́ние, чем? поведе́нием, о чём? о поведе́нии
1. Поведением называются привычные действия кого-либо, чей-либо образ жизни.
Изучать чьё-либо поведение. | Следить за поведением зверей в естественных условиях.
2. Поведением называется проявление чьих-либо свойств, качеств во взаимодействии с кем-либо, чем-либо.
Поведение большинства детей в этом возрасте чаще всего неустойчиво.
3. Поведением называются действия, которые кто-либо совершает в присутствии других людей, по отношению к другим людям и т. п.
Адекватное, ответственное поведение. | Ровное, достойное поведение. | Безупречное поведение. | Вызывающее поведение подростков.
4. Женщиной лёгкого поведения называют незамужнюю женщину, которая охотно вступает в случайные и непродолжительные интимные связи с мужчинами.
5. Поведением называется чей-либо характер поступков в соответствии с правилами этикета, устоявшимися традициями и т. п.
Правила поведения в общественных местах. | Поведение за столом.
6. Поведением называют чью-либо манеру общения с кем-либо.
Дипломатичное поведение предполагает осторожность, тактичность и элементарную учтивость.
7. В школьной системе оценок хорошим поведением называется соблюдение школьником правил внутреннего распорядка школы.
Образцовое поведение. | Получить двойку по поведению. | Записать замечание по поведению. | Примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное поведение. | Жаловаться на чьё-либо поведение. | Из школы его пытались исключить за плохое поведение.
8. В биологии поведением называют взаимодействие живых существ с окружающей средой, которая проявляется в их ориентации в этой среде, двигательных реакциях и т. п.
Иррациональное поведение рыб. | Поведение человека в экстремальных условиях. | Поведение пчёл в пору медосбора.
ПОВЕДЕ́НИЕ, поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения.
|| Образ действий. «Мое поведение, я знаю, непростительно грубо.» А.Тургенев.
|| Соблюдение установленных правил внутреннего распорядка в школах. Отличное поведение.
ПОВЕДЕ́НИЕ, -я, ср. Образ жизни и действий. П. школьников. П. в быту. Человек примерного поведения. П. животных. П. машины, автомата (перен.: ход их работы, функционирование).
| прил. поведенческий, -ая, -ое (спец.). П. этикет. Поведенческие реакции.
Поведение
-я, только ед., с.
1) Совокупность поступков и действий кого-л., создающих целостное представление об образе жизни кого-л.
Безупречное поведение.
Странное поведение.
Изменить свое поведение.
Хотя нравственное поведение относится главным образом к взаимному отношению людей, тем не менее существует и личная нравственность (Мечников).
2) Умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка.
Правила поведения в общественных местах.
Отметка за поведение.
3) спец. Характер существования, развития чего-л. в каких-л. условиях.
Поведение электронов в веществе.
4) Взаимодействие живых существ с окружающей средой, проявляющееся в двигательной активности и ориентации в этой среде.
Поведение собак во время грозы.
Родственные слова:
поведе́нческий
Этимология:
Этимология связана с вести.
ПОВЕДЕ́НИЕ1́, -я, ср
Образ действий, характер поступков в отношении кого-, чего-л. в соответствии с правилами этикета.
В отношении благопристойного поведения на улицах и площадях, город разделяется на три района (М. Салтыков-Щедрин).
ПОВЕДЕ́НИЕ2́, -я, ср
Совокупность поступков и действий кого-л., создающих целостное представление об образе жизни кого-л.
Вызывающее поведение ученика.
ПОВЕДЕ́НИЕ -я; ср.
1. Совокупность поступков и действий кого-л., создающих целостное представление об образе жизни кого-л. Нервное п. диверсанта. Вызывающее п. экскурсантов. Женщина лёгкого поведения (вступающая в случайные и непродолжительные связи с мужчинами).
2. Образ действий, характер поступков в отношении кого-, чего-л. в соответствии с правилами этикета. В поведении с одноклассниками застенчив. Правила поведения в общественных местах. П. за столом. П. на эскалаторе. // Соблюдение правил внутреннего распорядка. Получить двойку по поведению. Записать замечание по поведению. Примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное п.
3. Взаимодействие живых существ с окружающей средой, проявляющееся в двигательной активности и ориентации в этой среде. П. человека в экстремальных условиях. П. пчёл в пору медосбора. Записывать данные поведения организма в состоянии невесомости.
4. Спец. Характер существования, развития чего-л. в каких-л. условиях. П. электронов в веществе. П. элементарных частиц. Изучение поведения волн.
5. Спец. Процесс работы, функционирования (машин, автоматических устройств). П. приборов во время магнитных бурь. П. компаса вблизи залежей железной руды. Фиксировать п. реактивной установки.
* * *
поведе́ние - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией. В широком смысле говорят о поведении объектов самого разного рода (например, электрона в магнитном поле и т. д.), с середины XX в. термин с известной условностью применяют к сложным автоматическим системам современной техники.
* * *
ПОВЕДЕНИЕ - ПОВЕДЕ́НИЕ, присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой (см. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА), включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией (см. ЭТОЛОГИЯ), психологией (см. ПСИХОЛОГИЯ), социологией (см. СОЦИОЛОГИЯ). В широком смысле говорят о поведении объектов самого разного рода (напр., электрона в магнитном поле и т. д.), с сер. 20 в. термин с известной условностью применяют к сложным автоматическим системам современной техники.
ПОВЕДЕНИЕ - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией. В широком смысле говорят о поведении объектов самого разного рода (напр., электрона в магнитном поле и т. д.), с сер. 20 в. термин с известной условностью применяют к сложным автоматическим системам современной техники.
-я, ср.
1. Образ жизни, совокупность поступков и действий кого-л.
Примерное поведение.
◊
С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Пушкин, Капитанская дочка.
Ребенку надо видеть поведение отца, чтобы знать, как себя вести. Федин, Необыкновенное лето.
||
Образ действий, характер поступков.
[Сестра] посоветовала ей быть осторожней в своем поведении с Аркадием. Тургенев, Отцы и дети.
Мне хотелось сойти вниз и сказать, что ее поведение за чаем оскорбило меня. Чехов, Жена.
Штурману было непонятно поведение врага. Лавренев, Подвиг.
||
Соблюдение правил внутреннего распорядка.
[Гороблагодатский] шел в первых по учению и в последних по поведению. Помяловский, Очерки бурсы.
- Алеша сказал грубость историку и получил тройку по поведению. Каверин, Двойной портрет.
2. спец.
Характер существования, развития чего-л. в каких-л. условиях.
Поведение электронов в веществе.
◊
- женщина легкого поведения
ПОВЕДЕНИЕ -
глобальная реакция организма на возбудитель. Поведение - то, что объективно наблюдается в реакции индивида, независимо от его мыслей и психологической установки. С этой точки зрения различают поведение и «образ действий» , предполагающий психологическую установку (образ действий = поведение = человеческое значение).
Назойливое поведение. Комп. Передача по электронной почте (постинг) сообщений с целью досадить читателям, напр., многократное повторение глупого анекдота. Садошенко, 1996.
Ставить в плохое поведение кому. Морд. Упрекать, не одобрять кого-л. СРГМ 2002, 131.
поведе́ние, поведе́ния, поведе́ний, поведе́нию, поведе́ниям, поведе́нием, поведе́ниями, поведе́нии, поведе́ниях
сущ., кол-во синонимов: 19
аллопрининг (1)
аутоагрессия (9)
благоповедение (1)
груминг (4)
действия (3)
манера держаться (6)
маркетикс (1)
норов (11)
нрав (12)
образ действий (3)
поведенция (1)
полезависимость (1)
поступки (3)
токование (2)
функционирование (7)
ход работы (1)
эпатаж (4)
См. обычай...
При положительной оценке.
Безукоризненное, безупречное, беспорочное (устар.), благонравное (устар.), благопристойное, благоразумное, благочинное (устар.), деликатное, добронравное (устар.), идеальное, образцовое, отличное, похвальное, приличное, примерное, пристойное, ровное, скромное, строгое, тактичное, трезвое, хорошее, целомудренное.
При отрицательной оценке.
Аморальное, безалаберное, бездумное, безнравственное, беспардонное, беспринципное, беспутное, бессовестное, бесстыдное, бестактное, бесцеремонное, блудливое, ветреное, возмутительное, вопиющее, гнусное, дикое, диктаторское, дурное, задиристое, капризное, легкое, легкомысленное, лицемерное, мальчишеское, мерзкое, мерзопакостное (разг.), наглое, недопустимое, недостойное, непредсказуемое, неприличное, непристойное, непутевое (разг.), неровное, никудышное (разг.), отвратительное, отвратное (разг.), пакостное (разг.), плохое, позорное, постыдное, предосудительное, преступное, развратное, разлагающее, ребяческое, своевольное, скабрёзное, скверное, сомнительное, сумасбродное, хулиганское, циничное.
поведение - систематическая активность;
повседневный образ действий (правильно строить #);
система действий и поступков, в которой проявляется взаимодействие с социальной средой.
вести (он плохо себя вел).
↓ власть
см. жизнедеятельность, повседневный
ПОВЕДЕ́НИЕ.
Социально обусловленная форма взаимодействия человека с окружающей средой. Единицей поведения является поступок, т. е. действие, совершаемое человеком по отношению к другим людям. См. также речевой поступок.
- Система взаимосвязанных реакций животного.
- Переведите с французского слово «кондуит».
- Фильм Витторио Де Сики «Маддалена, ноль за ...».
- Фильм Альфреда Хичкока «Лёгкое ...».
Традиционно поведение животных изучалось психологами, которые использовали для этого лабораторных животных, например крыс, в условиях, позволявших полностью контролировать получаемую подопытными животными информацию и возможности их научения. Психологический подход недооценивал врожденные, не зависящие от опыта реакции. Кроме того, обычно не учитывались и те типы поведения, которые служат адаптацией вида к типичной для него природной среде и не всегда проявляются в лабораторной обстановке. Эти два недостатка были преодолены зоологами последарвиновской эпохи, начавшими изучать поведение животных с эволюционной точки зрения. Главное изменение заключалось в том, что поведение животных стали рассматривать как один из признаков, формирующихся в процессе естественного отбора наряду с анатомическими и прочими наследственными особенностями конкретного вида. Зоопсихологи-эволюционисты выдвинули идею, что инстинктивное поведение определяется особым типом врожденных программ, более сложным, чем рефлексы, т.е. простые реакции на раздражители. Они выясняли, какие рецепторные механизмы, связанные с осязательными, вкусовыми, обонятельными, зрительными и т.п. структурами, обычно участвуют в восприятии стимулов, запускающих тот или иной тип инстинктивных действий, и какая сложная двигательная координация необходима для совершения последних. Было выявлено, что средовые стимулы, вызывающие инстинктивный ответ, как правило, сложнее тех, что вызывают рефлекторную реакцию, и обычно представлены сочетанием оптических, звуковых и химических раздражителей. Наконец, появилась гипотеза, согласно которой для совершения определенного инстинктивного действия животному необходимо соответствующее внутреннее состояние, названное мотивацией. Чтобы избежать антропоморфизма, была предложена теория, объясняющая инстинктивные реакции с более или менее механистической точки зрения.
Работы Лоренца. Эту теорию предложил в середине 1930-х годов австрийский зоолог К.Лоренц. По его мнению, инстинкт животных содержит в себе врожденную наследственную основу, названную комплексом фиксированных действий (КФД). Таких КФД у вида может быть огромное количество, причем многие из них свойственны исключительно ему, т.е. видоспецифичны. Видоспецифичные черты особенно характерны для полового поведения, поскольку вместе с уникальными анатомическими, физиологическими и цитологическими признаками оно призвано обеспечить спаривание животного только с себе подобными. Далее Лоренц предположил, что КФД - это результат физиологических и двигательных реакций, запускаемых соответствующими центрами нервной системы. Для каждого КФД он постулировал существование особого центра, в котором может накапливаться специфический потенциал действия. Последний можно рассматривать как склонность или тенденцию к совершению определенного поведенческого акта. Когда он выполняется, какая-то часть потенциала действия расходуется. Непрерывной реализации этого потенциала препятствует некая сдерживающая сила. Лоренц назвал ее врожденным пусковым механизмом. Этот механизм не только предупреждает непрерывное выполнение поведенческого акта в отсутствие достаточной стимуляции, но и способствует постепенному накоплению специфического потенциала действия. Наконец, по теории Лоренца, внешний сигнальный раздражитель, например звук, запах или зрительный образ, содержит "разрешающие" характеристики, способные активировать врожденный пусковой механизм. Результатом этой активации становится КФД. Например, рабочая медоносная пчела вылетает на фуражировку, когда у нее сформировался специфический потенциал действия для сбора пыльцы. Окраска, форма и запах определенных цветков служат для пчелы сигнальными зрительными и химическими раздражителями, которые "разрешают" КФД, т.е. посадку на венчик и сбор пыльцы. Большинство типов инстинктивного поведения, которыми занимался Лоренц, связано с социальными взаимодействиями, при которых серия КФД разных особей индуцируется, или "запускается", в определенной последовательности, служащей выполнению какой-то специфической функции. Например, первый КФД одной особи может играть роль сигнального раздражителя и вызвать соответствующий КФД партнера, и т.д. Такое взаимодействие выливается в сложный, иногда довольно продолжительный ритуал, ведущий к биологически значимому результату, например оплодотворению. Примеры подобного взаимозависимого чередования КФД дают т.н. брачные демонстрации у рыб (колюшек) и птиц (уток). В современных исследованиях поведения животных применяется намного более широкий спектр подходов и концепций, чем могли представить себе первые этологи. Наиболее важные в настоящее время направления здесь следующие. Филогенез поведения. Вероятно, ближе всего к традиционной этологии стоит изучение филогенетических, т.е. эволюционных, аспектов поведения животных. Поскольку ископаемые остатки позволяют делать в этом смысле лишь сугубо косвенные выводы, проводить на их основании параллели между эволюцией структур и инстинктов практически невозможно. Однако этологи считают, что вполне определенные выводы можно сделать с помощью сравнительного изучения поведения близких видов животных. Этот подход основан на двух допущениях: во-первых, в пределах данной систематической группы у одних видов инстинкты могут эволюционировать быстрее, чем у других; во-вторых, отдельные аспекты инстинктивного поведения могут эволюционировать у одних видов быстрее, чем у других. В результате, если рассматривать несколько таксономически близких современных видов, можно наблюдать как "примитивные", так и "прогрессивные" поведенческие признаки. Изучая первые, менее специализированные, можно понять происхождение эволюционно более продвинутых признаков, свойственных другим видам, и проследить тенденции филогенетического развития поведения, называемые этоклинами. Этоклины в принципе аналогичны тенденциям анатомической специализации, которые можно наблюдать по скелетам ископаемых животных. Сравнительные исследования такого рода позволили, например, получить данные об эволюции знаменитых "танцев" медоносных пчел - относительно поздно появившегося типа поведения. Эти "танцы" служат для передачи другим рабочим особям сведений о направлении на источник пищи и расстоянии до него. Некоторые примитивные тропические пчелы, у которых таких "танцев" не наблюдается, сообщают сородичам аналогичную информацию, пользуясь метками, оставляемыми между источником пищи и колонией, или издавая определенной продолжительности звуки - чем они протяжнее, тем дальше от гнезда до этого источника. Изучая эти более простые способы коммуникации, зоологи получают возможность приблизиться к пониманию сложных "танцев" медоносной пчелы. См. также ПЧЕЛЫ.
Коммуникация. Хотя большинство людей представляют себе коммуникацию как главным образом речевое общение, т.е. обмен звуковыми сигналами, генерирование и прием последних - лишь один из информационных каналов, используемых животными. Между человеческим общением и общением других животных существуют и иные принципиальные различия. Например, большинство коммуникационных взаимодействий у животных формируется не в процессе научения, а на основе сочетания врожденных способностей одних особей передавать жизненно важную информацию, а других - адекватно на нее реагировать. Классический пример такого рода - общение взрослых серебристых чаек со своими птенцами. Только что вылупившийся птенец инстинктивно клюет красное пятно около вершины родительского клюва. Эта его реакция служит для взрослой чайки стимулом для того, чтобы отрыгнуть частично переваренную пищу в рот птенцу. Здесь перед нами пример двустороннего обмена информацией, т.е. общения, с использованием сигнальных раздражителей. Большую роль в коммуникации животных играют не только слуховые, зрительные и осязательные, но и химические стимулы. Они могут распространяться в воздушной или в водной среде и восприниматься, соответственно, обонятельными и вкусовыми рецепторами. В любом случае выделение различных по химической природе веществ позволяет передавать широкий спектр специфических сообщений. Многие химические сигналы служат для привлечения к особи ее сородичей. Широко распространены, в частности, высокоспецифичные вещества, называемые половыми аттрактантами и используемые для привлечения полового партнера в сезон размножения. Такие химические агенты, выделяемые животным с целью изменить поведение других особей своего вида, иногда рассматривают как гормоны наружного действия. Их называют феромонами. Феромоны часто играют огромную роль в жизни животных, например низших беспозвоночных, не способных издавать и воспринимать звуковые сигналы или пользоваться зрением. В отличие от оптических и акустических раздражителей, химические могут с одинаковой эффективностью действовать в воде и в воздухе, в темноте и на свету. Важно также, что они сохраняются некоторое время после того, как животное прекратило их генерировать. В результате феромоны особенно полезны для мечения занятой индивидом или группой территории. Некоторые химические сигналы используются главным образом для межвидового общения. Например, отвратительный запах разбрызгиваемой скунсами жидкости отпугивает людей, собак и многих других потенциальных врагов этих животных. Аромат цветущих растений привлекает к ним насекомых-опылителей. Это тоже пример межвидовой химической коммуникации. Вещества, выделяемые особью с целью изменить поведение представителей другого вида, называются алломонами.
Экологические адаптации. Одно из направлений современных этологических исследований - изучение поведенческих адаптаций, связанных с экологией вида, т.е. его взаимодействием со средой обитания. Разумеется, для этого необходимо наблюдать за животным в естественной для него обстановке. У каждого вида животных, как и у людей, есть вполне определенное жизненное пространство и вполне конкретная "профессия", которые называются соответственно местообитанием и экологической нишей. Ниша - это совокупность взаимодействующих между собой анатомических, физиологических и поведенческих адаптаций. На видовую нишу сильно влияет присутствие других видов с очень близкой жизненной стратегией. Одно из активно развивающихся сейчас направлений этологии - исследование поведенческих адаптаций видов с частично перекрывающимися экологическими нишами. Ученые стремятся выяснить, какие механизмы в естественных условиях сводят к минимуму конкуренцию между такими видами за совместно используемые ресурсы.
Онтогенез поведения. Поведение особи начинает развиваться с момента ее появления на свет и заключается в постепенном приобретении адаптивных навыков, полезных для индивидуального выживания. Исследования этих процессов ведутся с использованием как психологических, так и этологических методов, четкую границу между которыми провести трудно. Изучая онтогенез поведения, ученым часто удается разграничить врожденные инстинкты, самостоятельно приобретенные навыки и особенности поведения, сложившиеся в ходе социальных взаимодействий. Самообучению особи воспрепятствовать нельзя, однако влияние на нее сородичей можно исключить или контролировать в экспериментах с изоляцией, когда исследователь сам определяет степень и время общения подопытного животного с теми или иными представителями вида.
Импринтинг. Понятие импринтинга, или запечатления, было сформулировано Лоренцом в результате изучения им онтогенеза поведения птенцов. Речь идет о тенденции, свойственной только что появившимся на свет детенышам некоторых видов птиц, например гусей, (как позднее выяснилось, и млекопитающих), признавать своим родителем любой подходящий объект, который они видят в первые дни жизни, а затем по мере возможности повсюду за ним следовать. При этом тип объекта, "запечатлеваемый" в качестве родителя, может варьировать в широких пределах - ограничений в этом отношении очень мало. У птенцов может появиться такой импринтинг на представителей других видов, включая человека, и даже на неодушевленные предметы. Впрочем, у детенышей все же есть врожденная предрасположенность к запечатлению сигналов, исходящих от взрослых особей собственного вида. Силу импринтинга обычно измеряют по выраженности реакции следования за родительским объектом. Когда он "запечатлен" у животного, добиться аналогичного запечатления другого объекта трудно, но все же возможно. Мотивация, эмоциональное поведение и научение. Экспериментальным исследованием научения с помощью выработки классических (павловских) условных рефлексов, метода проб и ошибок и обучающих машин продолжают заниматься в основном зоопсихологи. Однако ответы на вопросы, связанные с другими типами мотивированного поведения, они ищут вместе с этологами. Мотивации можно анализировать, изменяя, скажем, стимулы во внешней среде и наблюдая за соответствующими изменениями в поведении изучаемого объекта. Например, в клетку с подопытным животным подсаживают его сородича. Поведение объекта в данном случае может измениться в зависимости от ряда факторов, в частности от пола подсаженной особи, физиологического состояния обоих индивидов и т.п. Поведенческие изменения наблюдаются и при постоянстве внешних условий. Они могут быть вызваны ослаблением мотивации, например в результате привыкания к пугающему поначалу раздражителю, который оказывается безвредным. Так, модель хищника (например, чучело ястреба), помещенная в клетку с мелкими пернатыми, вызывает немедленную, но быстро проходящую реакцию избегания. Когда паника, несмотря на присутствие данного раздражителя, утихает, можно сказать, что животные к нему привыкли. Этологи выделяют три основных категории эмоционального поведения: нападение-угроза, избегание-страх и сексуальные реакции. Первые две категории связаны между собой обратной взаимозависимостью: по мере усиления тенденции атаковать объект страх перед ним ослабевает. Этот спектр противоположных мотиваций и связанных с ними действий называется в целом агонистическим поведением. Зачастую по действиям животного можно достаточно точно определить его внутреннее агонистическое состояние, или мотивацию. В самом деле, многие видоспецифичные движения и позы (демонстрации) типа поднятия хвоста у потревоженного скунса, по всей видимости, сформировались в ходе эволюции для подачи легко различимых сигналов, недвусмысленно отражающих внутреннее состояние животного, в частности его готовность напасть или обратиться в бегство. Такие демонстрации обычно позволяют избегать ненужных драк. В отличие от агонистического поведения, сексуальная мотивация, по-видимому, не имеет какого-либо альтернативного разрешения, а просто усиливается или ослабевает в прямой зависимости от колебаний уровня половых гормонов в крови. Интересно, что у птиц и млекопитающих увеличение концентрации мужских половых гормонов одновременно с сексуальным влечением усиливает и агрессивность. Такая связь бывает полезна для вида, поскольку успех размножения нередко зависит от способности самца защищать свою территорию. Этим типам мотивированного поведения и некоторым другим врожденным двигательным реакциям, например обеспечивающим питание, соответствуют четко локализованные центры нервной регуляции в головном мозге. Они расположены вокруг гипоталамуса и в ряде прилегающих к нему областей. Электрическая стимуляция отдельных их клеток вызывает сильный двигательный ответ, а инъекция в эти центры половых гормонов может индуцировать характерное половое поведение.
ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
Две крупные его категории вполне очевидны. К первой относятся действия, выполняемые животным даже в полной изоляции для сохранения собственной жизни и здоровья. Такие "направленные на себя" типы поведения можно назвать эгоцентрическими. Вторая категория - социальное поведение, которое охватывает действия, индуцируемые или совершаемые только в присутствии особей своего или других видов. К социальному поведению относятся все типы коммуникации, все формы сексуальных контактов у разнополых животных и все взаимоотношения родителей с потомством.
ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Основа различных типов эгоцентрического поведения - потребность в "самосохранении". Эти действия связаны с питанием, удалением конечных продуктов обмена, утолением жажды, а у видов, дышащим атмосферным воздухом, - даже с дыханием. Многие из таких реакций имеют рефлекторный характер и являются врожденными, однако к инстинктам их обычно не относят. В больших группах, объединяющих множество видов животных, эти типы поведения выражаются практически одинаково.
Комфортные движения. С самосохранением индивида связаны действия, направленные на уход за поверхностью тела, особенно у животных, покрытых шерстью или перьями. Такие типы поведения, включающие груминг (уход за мехом), прининг (уход за перьями), почесывание, встряхивание, потягивание, вылизывание, купание, смазывание покровов и т.п., свойственны всем видам птиц и млекопитающих. Все это зачастую не более чем рефлексы или их последовательности, которые могут быть вполне сформированными уже в момент появления особи на свет. Однако такие "комфортные движения" играют важную роль и в социальном поведении: на их основе развиваются двигательные реакции, используемые в качестве коммуникационных сигналов, например во время брачных или угрожающих демонстраций. Когда разъяренный бык роет землю копытами, сексуально возбужденный бизон перекатывается в грязи или агрессивно настроенный кот подергивает хвостом, перед нами имитация именно комфортных движений, которые приобрели в социальной обстановке совершенно иные функции. Фуражировка и исследовательское поведение. Фуражировка, т.е. добывание пищи, и исследовательская деятельность также относятся к эгоцентрическому поведению. Они зависят от характерного для животного местообитания, физических возможностей особи выполнять локомоторные и другие движения, а также от ее сенсорных способностей, позволяющих обнаруживать изменения в окружающей среде. Пользуясь доступными средствами, животное может искать убежище и в ряде случаев даже строить временное или постоянное жилье - гнезда, норы, муравейники и т.п. Поиск убежища особями одного вида часто приводит к их сосредоточению в наиболее подходящих местах, что стимулирует формирование стай, стад, косяков и других групп.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Когда животные держатся вместе, неизбежно проявляются чисто социальные формы поведения, поскольку эффективное функционирование группы без них невозможно. К важнейшим типам социального поведения относятся следующие.
Контагиозное поведение. Как следует из названия, контагиозное (буквально - заразное) поведение инициируется одним членом группы и быстро охватывает всю группу, приводя к координированным действиям. Например, у многих видов при появлении хищника первое заметившее его животное подает сигналы тревоги, мгновенно подхватываемые всеми остальными и обращающие группу в бегство. Если враг не слишком опасен, животные часто используют не менее контагиозные мобилизующие сигналы, которые стимулируют организацию коллективного отпора неприятелю.
Агонистические реакции. Агонистические типы социального поведения животных включают широкий диапазон реакций от нападения-угрозы на одном полюсе до избегания-страха на другом. Чтобы такое поведение было эффективным, отдельные особи должны как минимум уметь отличать своих сородичей от представителей других видов. Кроме того, полезно распознавать пол других особей и знать всех членов своей социальной группы. Только при таких условиях возможно формирование эффективных общественных взаимоотношений, основанных на социальном доминировании. Например, хорошо известный "порядок клевания" у птиц является результатом того, что занимающие подчиненное положение члены стаи узнают тех ее членов, которые своей агрессивностью уже добились доминирования, и уступают им корм, предупреждая тем самым конфликты, невыгодные для группы в целом. В противном случае она оказалась бы нестабильной из-за постоянных драк, связанных с завоеванием и подтверждением каждой особью своего социального статуса. Аналогичным образом, устанавливая границы индивидуальных территорий, члены социальной группы разбивают занятое ею местообитание на участки, внутри которых доминирует только одна особь-хозяин. За пределами своей территории это животное обычно автоматически признает свое подчиненное положение по отношению к хозяину участка.
Репродуктивное поведение. Наиболее сложный и важный тип социального поведения животных связан с размножением. В самом деле, выживание вида зависит именно от успешного воспроизведения его особей, и, чтобы обеспечить этот процесс, в ходе эволюции сформировались многие поведенческие адаптации. Сложность репродуктивного поведения у того или иного вида коррелирует с потребностью детенышей в родительской заботе. У большинства рыб, например, оплодотворение наружное, и об икринках и мальках эти виды после нереста никак не заботятся. Соответственно, их репродуктивное поведение довольно простое и ограничивается одновременным выметыванием в воду яиц и сперматозоидов. У многих птиц ситуация совершенно иная. Дело отнюдь не ограничивается собственно оплодотворением: необходимо строить гнездо, охранять и насиживать яйца, защищать, кормить и учить птенцов. Самцы и самки видов, у которых подрастающее потомство требует интенсивной заботы, часто образуют прочные пары, не распадающиеся в течение всего сезона размножения. В этом случае репродуктивное поведение можно подразделить на несколько составляющих, основные из которых - брачное, или половое, поведение (включает собственно ухаживание, ведущее к образованию пары, и действия, обеспечивающие оплодотворение) и родительское поведение (выполнение родительских обязанностей). Каждая из этих фаз размножения регулируется специфическими гормонами и сигнальными раздражителями, например наличием подходящего для гнезда места, присутствием в гнезде яиц или птенцов и т.п. Птицам и другим животным, образующим устойчивые "супружеские пары", необходимы поведенческие адаптации, удовлетворяющие как минимум трем важнейшим требованиям. Во-первых, это узнавание особей своего вида (видовая идентификация). Пользуясь этологической терминологией, свойственные самцам сигнальные раздражители должны воздействовать на врожденный пусковой механизм самок их вида и тем самым стимулировать сексуальное поведение последних. Характерно, что способность к видовой идентификации обычно сильнее развита именно у самок. Во-вторых, самцы должны каким-то образом продемонстрировать свою принадлежность именно к мужскому полу, обычно - с помощью особенностей окраски и ухаживания. Поскольку размечают и охраняют индивидуальную территорию обычно самцы, они, как правило, гораздо заметнее самок. Последним выгоднее неброская внешность, помогающая замаскироваться, скажем, во время насиживания яиц. Наконец, у видов, образующих устойчивые пары, особям необходимы индивидуальные внешние или поведенческие черты, позволяющие узнавать друг друга. Этому распознаванию способствуют, например, особенности пения или просто стремление обоих партнеров находиться рядом с гнездом. Кроме выполнения этих трех основных функций, репродуктивное поведение может способствовать синхронизации внутренних репродуктивных циклов или, в случае колониальных видов, сексуальной активности всех членов группы. См. также КОММУНИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ; НАУЧЕНИЕ; ПСИХОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ; ЭТОЛОГИЯ.
УХАЖИВАНИЕ У КРЯКВЫ. Ухаживание - важный элемент в размножении многих животных: оно помогает потенциальным партнерам определить вид и пол друг друга. У уток крякв ухаживание имеет особую социальную окраску - обычно привлечь внимание самки пытаются сразу несколько самцов (селезней). Типичная, хотя и не строго неизменная, последовательность брачных демонстраций показана на рисунке стрелками. (А) Прежде всего, самец, как правило, принимает позу "готовности", а самка, склонив голову в сторону, "поощряет" ухаживание. При этом селезни могут демонстрировать друг другу угрозу (Б) путем "дразнящего" прининга (чистки перьев) или переходить непосредственно к одной из трех основных демонстраций: (В) свисту и урчанию, (Г) разбрызгиванию воды клювом, (Д) поднятию вверх головы, крыльев и хвоста. За последней позой обычно следует плавание самца с "поклонами" (Е). Самка, кроме поощряющей позы, тоже использует плавание с поклонами (Ж), которое служит одним из главных разрешающих стимулов для ухаживания селезня. Некоторые брачные демонстрации осуществляются обоими партнерами одновременно. Одна из них (З) - сочетание поощряющей позы самки с поворотом селезня затылком к ней. Другая синхронная демонстрация (И) - вертикальные вытягивания-опускания шеи ("насосные движения"), обычно служащие прелюдией к спариванию.
ЛИТЕРАТУРА
Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М., 1988 Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992 Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993 Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М., 1995
↑ животное
поведение - адаптивное взаимодействие со средой, опосредствованное психической и двигательной
активностью; активность по схеме стимул - реакция; активность животных - поведение;
жизнь животных заключается либо в восприятии окружающего мира, либо в выполнении необходимых действий, либо в удовлетворении потребностей (преимущественно посредством осознанной
деятельности), в том числе посредством восприятия.
инстинкт - врожденная, унаследованная реакция на окружающую среду; цепь стереотипных движений;
сложное врожденное поведение, характерное для особей данного вида при определенных
условиях; наблюдается уже у червей.
инстинктивный. инстинктивно.
игрун (котенок - #).
пугало.
злой. свирепый. лютый.
повадки.
орудийная деятельность животных - животные могут изредка пользоваться орудиями, но ни одно животное не способно создавать при помощи орудия другие орудия, как это
делает человек.
биокоммуникация. | ритуализация.
аттрактанты. <-> репелленты.
биолокация.
паутина. тенета. | перга.
автотомия.
этология.
кольцевание. кольцевать. окольцевать.
этограмма. | актограф.
социальная иерархия.
доминантная особь.
см. нападение, защищаться, способность, наследственный
горазд, - ый на что (# на выдумки).
↓ ВНИМАНИЕ, МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ, уверенность
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ТЕАТР, получить урок