Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

степун фед. августович

Гуманитарный словарь

СТЕПУ́Н Фед. Августович (1884-1965) - философ, историк и социолог культуры; прозаик; лит. и театр. критик; деятель рус. религ. возрождения. Род. в Москве. Окончил в 1910 Гейдельбергский ун. Член редколлегии изд-ва "Мусагет" и рус. выпуска междунар. филос. ж. "Логос" (1910-14). Пропагандировал в России неокантианство баденской школы. При "Мусагете" вел филос. семинар (один из участников - молодой Б. Л. Пастернак). В 1917 - комиссар Врем. пр-ва на фронте, затем нач. полит. управления в воен. мин-ве Савинкова. В окт. арестован, но вскоре освобожден; вернулся в Москву. Дир. показат. т-ра (1920-22). Выслан из России в 1922. Проф. ун-та в Дрездене (1926-37); уволен нацистами. Один из ред. нерегулярно выходившего в Париже с 1931 по 1939 ж. "Новый град", в к-ром развивались идеи "социального христианства". С 1947 - проф. ун-та в Мюнхене.

Соч.: Жизнь и творчество // Логос. 1991. № 1. 1993. № 4; Бывшее и несбывшееся. Т. 1-2. Нью-Йорк, 1956 (СПб., 1995); см. также вступит. Статью В. Борисова - Новый мир. 1991. № 6. С. 200-204.

Полезные сервисы

степун фёдор августович

Энциклопедический словарь

Степу́н Фёдор Августович (1884-1965), русский писатель, литературный критик, философ. В 1922 выслан из СССР; жил в Германии. В философско-эстетических трудах, близких философии жизни, - трагические проблемы современного безрелигиозного сознания, духовно-опустошённой «технологической» культуры XX в. (сборники «Жизнь и творчество», «Основные проблемы театра», оба 1923). Художественно-автобиографическая книга «Из писем прапорщика-артиллериста» (1918) и «Николай Переслегин» (1929). Мемуары «Бывшее и несбывшееся» (на немецком языке, 1947-50; на русском языке, 1956). Очерки о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, А. А. Блоке, И. А. Бунине и др. (сборник «Встречи», 1962).

* * *

СТЕПУН Федор Августович - СТЕПУ́Н Федор Августович (1884-1965), русский философ, писатель, литературный критик. В 1922 выслан из СССР; жил в Германии. В философско-эстетических трудах, близких философии жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ), - трагические проблемы современного безрелигиозного сознания, духовно-опустошенной культуры (сборники «Жизнь и творчество», «Основные проблемы театра», оба 1923). Художественно-автобиографические книги «Из писем прапорщика-артиллериста» (1918) и «Николай Переслегин» (1929). Мемуары «Бывшее и несбывшееся» (на немецком языке 1947-1950; на русском языке 1956). Очерки о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, А. А. Блоке, И. А. Бунине и др. (сборник «Встречи», 1962).

* * *

СТЕПУ́Н Федор Августович [19 февраля (2 марта) 1884, Москва - 23 февраля 1965, Мюнхен], русский философ, писатель и критик.

Жизнь и творчество

Родился в семье фабриканта. Изучал философию в Гейдельбергском университете (1902-1909), где его научным руководителем был В. Виндельбанд (см. ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм) . В 1910 защитил докторскую диссертацию о философии истории Вл. Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич). В 1910-1914 входил в состав редакционного совета философского кантианского журнала «Логос». Выступал как литературный и театральный критик, следуя принципам эстетики символизма (см. СИМВОЛИЗМ). Участвовал в Первой мировой войне. Военный опыт отразился в автобиографических книгах Степуна «Записки прапорщика-артиллериста» (1918) и «Николай Переслегин» (1929). В политическом плане был близок к эсерам, после Февральской революции 1917 - депутат Всероссийского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, работал в политическом отделе Военного министерства Временного правительства. После Октябрьской революции 1917 сотрудничал в созданной Н. А. Бердяевым (см. БЕРДЯЕВ Николай Александрович) Вольной академии духовной культуры. Издал литературный сборник «Шиповник» (1922), публиковался в журналах «Искусство театра», «Театральное обозрение», преподавал в театральных училищах. В 1922 выслан из России. В 1923 в Германии издал книги «Жизнь и творчество» и «Основные проблемы театра». Во Фрейбурге в том же году слушал лекции Э. Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд). С 1926 - профессор социологии Высшего технического училища в Дрездене. В 1931-1939 вместе с Г. П. Федотовым (см. ФЕДОТОВ Георгий Петрович) издал журнал «Новый град», в котором развивал идеи христианского социализма. В 1937 нацистскими властями был лишен права преподавательской деятельности и публикации своих сочинений. В 1946-1959 - профессор философского факультета Мюнхенского университета, где читал курс истории русской мысли.

Философское миросозерцание

В творчестве Степуна кантианство сочетается с принципами метафизики всеединства Вл. С. Соловьева. Познавательное и онтологическое единство («положительное всеединство») с Абсолютом рассматривалось им как философская и жизненная задача человека в истории. В то же время в понимании культуры он был близок к Н. А. Бердяеву (см. БЕРДЯЕВ Николай Александрович). Как и в бердяевском персонализме, культура у Степуна несет на себе печать дуализма и всегда в конечном счете есть «неудача» творческих усилий человека. В сфере же жизни никакого «расщепления» бытия нет и поэтому не может быть гармонии в отношениях «жизненного» и культурного миров. Личный путь к Богу (Абсолюту) неизбежно предполагает выход из культурного пространства. В своем личностном опыте каждый человек переживает драму выбора. В работе «Основные проблемы театра» Степун писал о трех основных жизненных позициях: мещанской, предпочитающей внешний и внутренний комфорт; мистической, стремящейся к слиянию с Божеством и отказывающейся от творчества и свободы; художественной, пытающейся достичь динамического единства жизни и творчества. Согласно Степуну, художественное творчество, понятое в своем символическом значении, позволяет «узреть» цельность бытия и осветить те области, в которых коренятся все убеждения и представления человека. Мемуары Степуна «Бывшее и несбывшееся», охватывающие важнейшие события начала 20 в. (1-я мировая война, русская революция 1917 и др.), воспроизводят интеллектуальную и культурную атмосферу эпохи. В очерках из сборника «Встречи» Степун дал точные портреты выдающихся русских мыслителей и писателей (Толстой (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), Достоевский (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), Блок (см. БЛОК Александр Александрович), Бунин (см. БУНИН Иван Алексеевич) и др.).

Полезные сервисы

степун федор августович

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

СТЕПУН Федор Августович (1884-1965), русский философ, литератор. Родился 6 февраля 1884 в Москве в семье фабриканта. Изучал философию в Гейдельбергском университете (1902-1909). Научным руководителем его был В.Виндельбанд. В 1910 защитил докторскую диссертацию о философии истории Вл.С.Соловьева. В 1910-1914 входил в редакционный совет журнала "Логос", выступал в роли литературного и театрального критика, следуя принципам эстетики символизма. Участвовал в Первой мировой войне. Военный опыт нашел отражение в книге Степуна Записки прапорщика-артиллериста (1918). В политическом плане был близок к эсерам и после Февральской революции стал депутатом Всероссийского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, работал в политическом отделе военного министерства Временного правительства. После Октябрьской революции сотрудничал в созданной Н.А.Бердяевым Вольной академии духовной культуры, издал литературный сборник Шиповник (1922), публиковался в журналах "Искусство театра", "Театральное обозрение", преподавал в театральных училищах. В 1922 был выслан из России. В Германии в 1923 издал книги Жизнь и творчество и Основные проблемы театра. Во Фрейбурге в том же году слушал лекции Э. Гуссерля. С 1926 - профессор социологии Высшего технического училища в Дрездене. В 1931-1939 вместе с Г.П.Федотовым издавал журнал "Новый град", в котором развивал идеи христианского социализма. Был лишен права преподавательской деятельности и публикации своих сочинений нацистами в 1937. С 1946 - профессор философского факультета Мюнхенского университета.

Умер Степун в Мюнхене 23 февраля 1965. В творчестве Степуна кантианский трансцендентализм сочетается с принципами религиозной метафизики (преимущественно с принципами метафизики всеединства и идеями Вл.С.Соловьева). Познавательное и онтологическое единство ("положительное всеединство") с Абсолютом рассматривалось им как философская и жизненная задача человека в истории. В то же время в понимании культуры он был близок к позиции Н.А.Бердяева. Как и в бердяевском персонализме, культура у Степуна несет на себе печать субъект-объектного дуализма и всегда в конечном счете есть "неудача" творческих усилий человека. В сфере же жизни никакого "расщепления" бытия нет и поэтому не может быть гармонии в отношениях "жизненного" и культурного миров. Личный путь к Богу (Абсолюту) неизбежно предполагает выход, причем бесповоротный, из культурного пространства. В своем личностном опыте каждый человек переживает драму выбора. В работе Основные проблемы театра Степун писал о трех основных жизненных позициях: мещанской, предпочитающей внешний и внутренний коммфорт; мистической, стремящейся к слиянию с Божеством и отказывающейся от творчества и свободы; художественной, пытающейся достичь динамического единства жизни и творчества. Художественное творчество, понятое в своем символическом значении, позволяет "узреть" цельность бытия и осветить те "донаучные" и "дотеоретические" области, в которых коренятся все убеждения и представления человека.

ЛИТЕРАТУРА

Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Берлин, 1923 Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся, тт. 1-2. Нью-Йорк, 1956 Струве Г.П. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, 1956

Полезные сервисы

степун, фёдор августович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Степун,Федор Августович

СТЕПУН Федор Августович (1884 - 1965), философ, писатель, литературный критик. В 1922 выслан из России, жил в Германии. В философско-эстетических трудах, близких философии жизни, - исследование природы "переживания", конфликта жизни и творчества, проблемы современного безрелигиозного сознания, духовно-опустошенной "технологической" культуры 20 в. (сборник "Жизнь и творчество", 1923). Художественно-автобиографические книги "Из писем прапорщика-артиллериста" (1919) и "Николай Переслегин" (1929). Путь духовного самоопределения, осмысление историко-революционного опыта России, роли интеллигенции в ней, живая атмосфера эпохи в философско-художественных мемуарах "Бывшее и несбывшееся" (на немецком языке - 1947 - 50; на русском языке - 1956). Статьи о Ф. Шлегеле, Р.М. Рильке (1910 - 12), О. Шпенглере (1922), очерки о Ф.М. Достоевском, Л.Н. Толстом, А.А. Блоке и др. (сборник "Встречи", 1962).

Полезные сервисы

степунин

Словарь русских фамилий

СТЕНИН СТЕПАНЕНКО СТЕПАНЕНКОВ СТЕПАНИЩЕВ СТЕПАНЧИКОВ СТЕПАНЫЧЕВ СТЕПАНОВ СТЕПАЧЕВ СТЕПИН СТЕПИЧЕВ СТЕПИЩЕВ СТЕПКИН СТЕПОВИЧ СТЕПУНИН СТЕПУХИН СТЕПУШИН СТЕПУРИН СТЕПАНКИН СТЕПАНЦОВ СТЕПАНЦЕВ СТЕФАНОВ СТЕФАНОВИЧ СТЕФАШИН СТЭФАНОВ СТЕПАК СТЕПАКИН СТЕПАНЕЦ СТЕПАНЧУК СТЕПАНЮК СТЕПАШКИН СТЕПЧЕВ СТЕПЧЕНКОВ СТЕПЧЕНКО СТЕПУК СТЕПАНИН СТЕПАХИН СТЕПАШИН СТЕПУЛИН СТЕПУШКИН СТЕПЫКИН СТЕПЫНИН СТЕПЫРЕВ СТЕПЫЧЕВ СТЕХИН СТЕФАНЕНКО СТЕФАНКИВ СТЕФЮК СТЕШЕНКО СТЕПАНОВСКОЙ СТЕПАНОВСКИЙ СТЕПАКОВ СТЕПАНЧЕНКО СТЕПУКОВ СТЕПЧУК СТЕФАК СТЕФАНОВСКИЙ СТЕПАКОВ СТЕПАНЧЕНКО СТЕПУКОВ СТЕПЧУК СТЕФАК СТЕФАНОВСКИЙ

Отчества от уменьшительных форм Степуня, Степуха, Степуша - производных от канонического мужского имени Стефан (др.-греч. stefane - "венок). Так как древнерусскому языку звук [ф] не был свойствен, это имя в повседневной речи произносили как Степан. К слову степь эти фамилии не имеют никакого отношения. Степурин - отчество от ласкательной или ироничной формы Степура этого имени. (Н) Стенин - разумеется, не от "стена", а от имени Стеня - уменьшительной формы имени Степан. (Ф) Остальные фамилии от производных форм этого же имени. Причем, фамилии на -енко (Степаненко, Степченко), -ук/-юк (Степанюк, Степук) скорее всего украинские,т.к. суффикс -енко распространен в восточной украине, а -ук/-юу в западной.

Полезные сервисы

степуня

Словарь русских имен

Полезные сервисы