ж.
отвлеч. сущ. по прил. цельный I
ЦЕ́ЛЬНОСТЬ, цельности, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к цельный во 2 знач. Цельность характера. Цельность натуры.
-и, ж.
Свойство по прил. цельный (в 1 и 2 знач.).
Художественная цельность образа.
◊
Пока земля прикрыта дерном, она может еще сопротивляться воде, но как только цельность дернового слоя нарушена, начинается размывание. Арсеньев, По Уссурийской тайге.
Чем ближе она узнавала его, тем все больше покоряли ее цельность натуры Ивана, внутренняя собранность его. Поповкин, Семья Рубанюк.
сущ., кол-во синонимов: 22
безраздельность (9)
доработанность (2)
единство (55)
законченность (13)
монолитность (13)
неделимость (12)
неиспорченность (15)
неповрежденность (7)
непрерывность (19)
неразделимость (13)
нераздельность (13)
неразрывность (22)
нерасчленимость (12)
органичность (4)
ровность (23)
самоцельность (1)
слитность (15)
сплошность (7)
целеустремленность (14)
целостность (23)
целость (14)
единство, целостность, неделимость, нераздельность; целость, целеустремленность, законченность, неповрежденность, неиспорченность, нерасчленимость, неразделимость, самоцельность, неразрывность, самодостаточность, монолитность, слитность. Ant. частичность, делимость, раздельность
ЦЕЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЬНОСТЬ, завершенность, законченность
ЦЕЛЫЙ, неповрежденный, разг.-сниж. цельный
ЦЕЛЬНЫЙ, завершенный, законченный
Syn: единство, целостность, неделимость, нераздельность (приподн.)
Ant: частичность, делимость, раздельность
ЦЕЛЬНОСТЬ ДУХА - понятие философии славянофилов, соотносимое также с понятиями "зрячий разум" и "верующее мышление". Ц. д. - это вопрос о внутреннем устроении жизни, поиск "того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума" (Киреевский). В концепции Ц. д. Киреевского традиционный для теории познания вопрос о соотношении веры и разума рассматривается в контексте христианской трактовки предназначения человека. Глубина познания зависит от нравственной чистоты человека и волевого стремления организовать свое «я», то есть превратить хаос чувств и мыслей в стройное единство. В этом же русле находятся идеи Абая о роли сердца, мысли Шакарима о «совестливом разуме» и «жить по совести».
Основной признак текста, имеющий психолингвистическую природу, обусловленный замыслом автора и интерпретируемый как "осознание синтеза смысла на разных уровнях понимания текста" (М.П. Котюрова).
Основной признак текста, имеющий психолингвистическую природу, обусловленный замыслом автора и интерпретируемый как «осознание синтеза смысла на разных уровнях понимания текста» (М.П. Котюрова).