ж.
отвлеч. сущ. по прил. целостный
ЦЕ́ЛОСТНОСТЬ [сн], целостности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к целостный. Целостность мировоззрения. Национальная целостность.
ЦЕ́ЛОСТНОСТЬ, -и, жен.
1. см. целостный.
2. Нераздельность, единство. Территориальная ц. государства.
Це́лостность - понятие, характеризующее сложные объекты (организм, клетка, биологическая популяция, личность, общество и т. п.), которые обладают относительной автономностью и самодостаточностью и свойства которых не сводятся к свойствам составляющих их частей. Играет важную роль в биологии, психологии, социологии. См. также Система, Системный подход.
* * *
ЦЕЛОСТНОСТЬ - ЦЕ́ЛОСТНОСТЬ, внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды. См. Часть и целое (см. ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ).
ЦЕЛОСТНОСТЬ - внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды. См. Часть и целое.
-и, ж.
Состояние по знач. прил. целостный.
Целостность государства. Целостность организма. Территориальная целостность. Целостность художественного произведения.
нлп Конгpyэнтность и честность. Личная целостность и этичность необходимы для высокого pазвития навыков HЛП.
ЦЕЛОСТНОСТЬ - завершенность, тотальность, цельность и собственно закономерность вещи. Целое не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое; сравните: организм (динамическая целостность). В психологии особенно назрела необходимость освободиться от механистического, атомистического способа рассмотрения, характерном для 18 и 19 вв., и сделать предметом исследования психологии целостности неискаженную, самобытную душевную жизнь, от которой до сих пор ускользало специфически душевное, т. е. смысл и значение В социологии сегодня понятие целостности превратилось в ведущее понятие универсалистского учения об обществе.
Согласно этому учению, целостности составляют не только форму явлений, «структур», но являются движущими силами, носителями каузальности, которую нельзя определить, а можно только обнаружить. В педагогике новое понимание целостности привело к преобразованию методов обучения чтению и письму: метод чтения по слогам был отброшен; слово больше не составлялось из отдельно заучиваемых букв или звуков, а буквы и звуки брались как части слова, запомнившегося как целостность. С помощью нового метода дети начали учиться читать и писать гораздо быстрее, чем раньше. В настоящее время начинает все более преобладать целостный способ рассмотрения всех явлений, в том числе в познании человека и мира: целостность истины в результате холистического синтеза научного, философского, ценностного , эзотерического, эстетического подходов в софийном постижении всего сущего.
це́лостность, це́лостности, це́лостностей, це́лостностям, це́лостностью, це́лостностями, це́лостностях
сущ., кол-во синонимов: 23
безраздельность (9)
всеобщность (7)
единство (55)
завершенность (7)
законченность (13)
монолитность (13)
невредимость (3)
неделимость (12)
неиспорченность (15)
неразделимость (13)
нераздельность (13)
неразрывность (22)
нерасчленимость (12)
общность (28)
организм (67)
полнота (43)
синтез (18)
слитность (15)
унитарность (1)
целость (14)
цельность (22)
эмерджентность (1)
см. единство
единство, цельность, неделимость, нераздельность; неиспорченность, полнота, общность, невредимость, нерасчленимость, неразделимость, неразрывность, всеобщность, целость, слитность, организм, унитарность, монолитность, синтез. Ant. частичность, делимость, раздельность
Syn: единство, цельность, неделимость, нераздельность (приподн.)
Ant: частичность, делимость, раздельность
▲ полнота
↑ система
целостность - полнота системы.
цельность - внутренняя взаимосвязь и согласованность
(изменение в одной части ведет к изменению в остальных).
см. неразвитость, целость
обеспечивать целостность => содействие
сохранить целостность => существование / создание, продолжение
- Нераздельность, единство.
- Соответствие имеющейся в базе данных информации её внутренней логике и структуре.
ЦЕ́ЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯ́ТИЯ.
Свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. Современная психология рассматривает Ц. в. как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Ц. в. языка оказывает влияние на образ языка, на формирование чувства языка, является одним из факторов, обеспечивающих успешное воздействие окружающей среды на процесс овладения иностранным языком. См. целостный подход.
целостность текста - его существенный системный признак. Заключается, с одной стороны, в том, что все, что имеется в тексте, подчинено тексту как целому, является функциональной частью этого целого; с другой стороны, целостность текста выражается в его отграниченности от среды, от коммуникативных дея-тельностей и других текстов. По своему содержанию целостность текста коммуникативна, поскольку обусловлена целостностью сопрягаемых коммуникативных деятельностей.
ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕКСТА - 1) в психолингвистике понимается как свойство текста, соотносимое с целесообразным содержательно-функциональным единством, не определяемое лингвистически (А.А. Леонтьев); это механизм, приводящий в действие речевые сигналы единства текста (напр., ключевые слова и их повторы) (Л.В. Сахарный); 2) в герменевтике - это Ц. восприятия текста, осознание отношений "части-целого" ("герменевтический круг" - по Т.П. Щедровицкому), замкнутого смыслового пространства текста, хотя и с учетом его развертывания; целостное восприятие предполагает объемность понимания текста - в предметно-логическом, когнитивном и коммуникативном отношениях; 3) в семиотике Ц. т. осознается посредством синтеза смысла на разных уровнях понимания текста (перевод на другой язык, комментарий, интерпретация, методологический уровень понимания - с акцентом на методологии анализа текста и понимания его смысла); 4) в функц. стилистике Ц. т. трактуется как интегрирующая текстовая категория, т.е. структурно-смысловое понятие (в отличие от дискретности формальной структуры текста) (И.Р. Гальперин, Е.С. Троянская, Т.М. Дридзе, Л.М. Майданова, И.М. Колегаева, М.П. Котюрова и др.). Так, применительно к тексту в соответствии с деятельностной, субъект-объектной концепцией его специфического содержания Ц. т. обеспечивается и объектной (посредством терминосистемы), и субъектной стороной смысла (благодаря объединяющей коммуникативно-познавательной активности субъекта). Ц. т. - понятие многомерное и разноаспектное, его содержание обусловлено тем, на каком основании, на какие компоненты делится содержание текста, каковы отношения между ними и какими средствами они выражаются. Источником смысловой Ц. т. является экстралингвистический фактор, обусловливающий многоплановую смысловую структуру текста. В соответствии с интерпретационной моделью смысловой структуры одного из важнейших типов текста - научного - Ц. т. достигается в результате синтезирующей деятельности субъекта на основе развертывания таких аспектов смысловой структуры науч. текста, как фазисный, модальный, логический, операциональный, предметный (Л.М. Лапп). Предметный и логический аспекты смысла представляют каркас содержания в виде картины мира ("фабулы текста"), фазисный (поэтапный) план представляет собой реконструкцию целостного познавательно-коммуникативного процесса, объединенного идеей исследования, развернутой в концепцию; модальный план соотносится с категорией модальности - общей семантической категорией высказывания, которая имеет как объективный, так и субъективный характер: с одной стороны, ориентирована на объективные связи, отражаемые субъектом речи в высказывании в целом как необходимые, возможные или действительные, с другой - на субъективную оценку степени достоверности мысли (категорической, простой, проблематической достоверности) (В.З. Панфилов); операциональный план "оживляет" картину мира в тексте посредством событийного мышления автора, связывает объектную и субъектную стороны смысла текста.
Целостность текста - это "стратегическое" свойство текста, ориентированное на отдельное произведение во всей его полноте, включая сопутствующие тексты, а именно: заглавие, оглавление, предисловие, аннотацию, введение, выводы и т.п. Их объединяющая функция эксплицировать авторский замысел и результат реализации этого замысла в свернутой форме - одна из основных в плане целого произведения.
Целесообразно отличать Ц. т. от его цельности, соотносимой с качественной - функц.-стилевой - определенностью текста: эпистемической - в науч. тексте, эстетической - в худож., модально-логической - в оф.-деловом и т.д. Дифференциация понятий Ц. и цельности науч. текста имеет смысл при изучении различных свойств текстов с учетом их фукнкционально-стилевой типологии: либо в отношении "объемности", трехаспектности (онтологический, методологический и аксиологический) знания в целом и каждого его фрагмента - и тогда речь идет о цельности, либо с позиций линейности, композиционной развернутости знания в тексте - и тогда речь идет о Ц. т.
В свою очередь, в отношении содержательной структуры газетного текста сформировалась концепция, в соответствии с которой Ц. газетного текста создается такими элементами содержания, как явление и событие, а также логическая схема - описательная, событийная и обобщающая, объединяющая эти элементы содержания с интерпретирующей информацией (Л.М. Майданова). Разноплановость параметров Ц., с одной стороны, тематическая и логическая, а с другой - интерпретирующая, относящаяся к метатексту, свидетельствует о том, что Ц. т. представляет собой объемную категорию (Т.В. Матвеева), сопряженную с линейными текстовыми категориями (связности, логичности и др.), в функц.-текстовом плане ориентированными на формирование Ц. т., которая вариативно проявляется в текстах разных функц. стилей.
Лит.: Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста / Под редакцией Г.А. Золотовой. - М., 1979; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981; Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. - М., 1984; Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. - Красноярск, 1987; Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. - Свердловск, 1990; Колегаева И.М. Текст как единица научной и художественной коммуникации. - Одесса, 1991; Лапп Л.М. Интерпретация научного текста в аспекте фактора "субъект речи" (на материале анализа русской научной литературы). - Иркутск, 1993; Сахарный Л.В. Человек и текст: две грамматики текста // Человек - Текст - Культура / Под редакцией Н.А. Купиной, Т.В. Матвеевой. - Екатеринбург, 1994; Очерки истории научного стиля русского литературного языка ХVIII-ХХ вв.. Т. 2. Стилистика научного текста (общие параметры). Ч. 2. Категории научного текста: функционально-стилистический аспект / Под редакцией М.Н. Кожиной. - Пермь, 1998 (глава II. Цельность и целостность научного текста - автор М.П. Котюрова).
М.П. Котюрова