м.
Двулетнее овощное растение семейства зонтичных, утолщенный корень которого употребляется как пряность.
м.
Двулетнее овощное растение семейства зонтичных, утолщенный корень которого употребляется как пряность.
ПАСТЕРНА́К [тэ], пастернака, мн. нет, муж. (от лат. pastinaca). Корнеплод, кормовое и овощное двулетнее растение с желтыми цветками из семейства зонтичных.
ПАСТЕРНА́К, -а, м
Пищевой продукт, представляющий корнеплод огородного зонтичного растения с желтыми цветками, используемый как пряность для остроты, аромата и запаха блюд, кушаний.
В мясо добавили пастернак.
ПАСТЕРНА́К [тэ], -а; м. [лат. pastinaca] Огородное и дикорастущее растение сем. зонтичных, корень которого употребляется как пряность и как корм. Овощной п. Кормовой п.
* * *
пастерна́к - род дву- и многолетних трав семейства зонтичных, овощная культура. 15 видов, в Евразии. Выращивают пастернак посевной (в корнеплодах сахара́ витамин С), в Евразии, Северной и Южной Америке; урожайность 400-700 ц с 1 га.
* * *
ПАСТЕРНАК - ПАСТЕРНА́К, род дву- и многолетних трав семейства зонтичных, овощная культура. 15 видов в Евразии. Выращивают пастернак посевной (в корнеплодах сахара, витамин С), в Евразии, Сев. и Юж. Америке; урожайность 400-700 ц с 1 га.
ПАСТЕРНАК - род дву- и многолетних трав семейства зонтичных, овощная культура. 15 видов в Евразии. Выращивают пастернак посевной (в корнеплодах сахара, витамин С), в Евразии, Сев. и Юж. Америке; урожайность 400-700 ц с 1 га.
-а, м.
Огородное и дикорастущее растение сем. зонтичных, корень которого употребляется как пряность и как корм.
Овощной пастернак. Кормовой пастернак.
[От лат. pastinaca]
пастерна́к, пастерна́ки, пастерна́ка, пастерна́ков, пастерна́ку, пастерна́кам, пастерна́ком, пастерна́ками, пастерна́ке, пастерна́ках
сущ., кол-во синонимов: 9
козелки (3)
корнеплод (13)
овощ (41)
поповник (4)
поручейник (4)
растение (4422)
растение ядовитое (25)
стволье (3)
трава (128)
пастерна́к
род. п. -ка - растение "Раstinаса", народн. пусторна́к, севск. (под влиянием слова пусто́й), укр. пастерна́к, чеш. pastinák, pastrnák, польск. pasternak. Заимств. через польск. нз нем. Раstеrnаk (Прицель-Ессен 266) от лат. pastināca - то же; см. Вальде-Гофм. 2, 261; Мi. ЕW 233; Брюкнер 398.
ПАСТЕРНАК (лат. pastinaca). Растение сем. зонтичных, корень которого употребляется как овощ, приправа к кушаньям.
- После присуждения ему Нобелевской премии в советской печати его называли не иначе как «литературный сорняк».
- Писатель, нобелевский лауреат с огородной грядки.
- Кто из поэтов писал о горящей на ветру свече?
- Овощ семейства зонтичных.
- Полевой борщ.
- Российский писатель, поэт, автор романа «Доктор Живаго».
- Первая книга стихов этого выдающегося поэта называлась «Близнец в тучах».
- На одной из картин этот талантливый русский художник запечатлел сыновей, Бориса и Александра, ставших не менее известными.
- Его похороны 2 июня 1960 года превратились в молчаливую демонстрацию интеллигенции против существующих порядков в стране.
- Лекарственное растение.
- Русский писатель, поэт, лауреат Нобелевской премии 1958 года.
- Приправа.
- Российский писатель, поэт, автор поэмы «Девятьсот пятый год».
- Российский писатель, поэт, автор поэмы «Лейтенант Шмидт».
Пастернак. Корнеплод, лист и соцветие.
ПАСТЕРНАК, род дву- и многолетних травянистых растений (семейство зонтичные). 15 видов, в Евразии. В культуре пастернак посевной, издавна возделываемый в Европе, Азии, Америке, Австралии (в России - в европейской части). Корнеплоды (300-400 ц с 1 га) содержат сахара, витамин C, эфирное масло. Используются как приправа, для приготовления овощных консервов, на корм скоту.
ПАСТЕРНА́К Бор. Леон. (1890-1960) - поэт, прозаик, переводчик. Отец - художник Л. О. Пастернак, мать - пианистка Р. И. Пастернак (урожд. Кауфман). Воспитывался в творч. худож.-артистич. атмосфере, рано проявил глубокий интерес к иск-ву, готовился к музыкально-композиторской деят-ности, испытал сильное влияние А. Н. Скрябина. В 1909 отказался от намерения стать музыкантом, начал писать стихи. После окончания Московской 5-й классич. г-зии (1908) поступил на юридич., а затем перевелся (1909) на ист.-филос. ф-т Московского ун-та. Летом 1912 занимался философией в ун-те г. Марбурга. Но и философия была оставлена как предмет проф. деят-ности, хотя интерес к ней П. сохранил на всю жизнь. К моменту окончания ун-та появляется первая публикация стихов - в альманахе "Лирика" (1913). Поэтич. самоопределение П. связано с переосмыслением опыта символизма, увлечением поэзией А. Блока. В 1910-е гг. П. сблизился с Н. Асеевым, С. Бобровым, вошел вместе с ними в футуристич. группу "Центрифуга". Ранние стихи П. отмечены безудержной ассоциативностью, насыщены метафорами. В первой книге стихов "Близнец в тучах" (1914) еще ощутима связь с поэтикой символизма, но уже ярко выражены черты собств. поэтич. индивидуальности. В 1914-16 испытал воздействие поэтич. личности В. Маяковского, с к-рым связаны многие стихи второй книги "Поверх барьеров" (1917). Этот сб. определяется поисками средств самовыражения, вошедшие в него стихи П. рассматривал как "технич. этюды". Летом 1917 П. пережил сильный подъем творч. вдохновения. Тогда были написаны почти все стихи, составившие книгу "Сестра моя - жизнь" (М., 1922), принесшую П. известность и вызвавшую восторженные отзывы В. Брюсова, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Н. Асеева. Дополнением и развитием этого сб. явилась следующая книга "Темы и вариации" (1923). В этих сб. ярко выразилось поэтич. мировоззрение П., переживание природы как одухотворенного, очеловеченного начала ("христианский пантеизм", по определению Ф. Степуна). В послерев. годы в творчестве П. проявляется тяготение к эпосу: поэмы "Высокая болезнь" (1923; 1928), "Девятьсот пятый год" (1925-26), "Лейтенант Шмидт" (1926-27), "роман в стихах" "Спекторский" (1925-30) связаны с темой взаимоотношения личности и истории, особенно в рев. эпоху. В 1925 вышел первый сб. прозы П. ("Рассказы"), куда вошли "Детство Люверс", "Воздушные пути" и др. Над прозой П. работал в течение всей жизни (первые опыты одновременны стихам - 1909). В 1929 была написана "Повесть", связанная со "Спекторским" общим героем, в 1930 - автобиографич. "Охранная грамота", посвященная памяти Р. М. Рильке. В прозе П. проявилась органич. связь с его поэзией, причем прозу он склонен был считать едва ли не главным делом своей жизни. В 1932 вышла кн. стихов "Второе рождение", в к-рой отчетливо проявились обновление стиля, стремление к простоте, классичность. Кн. вызвала высокую оценку критики. В 30-е гг. творчество П. получило европ. признание; он был приглашен участвовать в Междунар. конгрессе в защиту культуры (1935). Однако в это же время обозначилось и глубокое расхождение его с офиц. сов. лит-рой. В обстановке репрессий, преследований по отношению к деятелям культуры П. неоднократно ходатайствовал за арестованных (О. Мандельштам, Н. Пунин, Л. Гумилев). С 1936 в печати появляются враждебные и угрожающие ноты в отзывах критики о творчестве П., обозначился разлад его с лит. средой. Стихи 30-х - нач. 40-х гг. были объединены П. в книгу "На ранних поездах" (1943). В годы войны были написаны стихи, в к-рых выразилось чувство общности со всеми в горе и испытаниях. Стихи воен. лет вошли в кн. "Земной простор" (1945), частично повторившую сб. "На ранних поездах". Начиная с 20-х гг. и особенно в 30-40-е гг. П. много сил отдает переводам: Г. фон Клейст, Рильке, "Фауст" И. В. Гете, грузинские поэты. Переводы П. стали выдающимся явлением рус. лит-ры. В 1945 П. начал работу над романом "Доктор Живаго", замысел к-рого как романа о судьбах интеллигенции в эпоху рев-ций и войн возник еще в середине 30-х гг. Роман стал гл. трудом П. на протяжении десятилетия (окончен в 1955). Стихи, приложенные к роману и составляющие его неотъемлемую часть, - одно из лучших созданий П. Мысль о страдании и жертве как пути к воскресению и вечной жизни звучит и в стихотв. "Гамлет", "Август", "Чудо", "Магдалина", "Гефсиманский сад". Роман создавался без расчета на ближайшую публикацию, однако в 1956 казалось, что такая возможность есть, но редколлегия ж. "Новый мир" отказалась его напечатать. В 1957 "Доктор Живаго" был напечатан за границей. Присуждение в 1958 П. Нобелевской премии вызвало яростную кампанию против П. в сов. прессе и побудило его отказаться от получения премии. Но, несмотря на травлю (стихотворение "Нобелевская премия"), исключение из Союза писателей и положение изгоя в лит-ре, П. переживает творч. подъем (цикл "Когда разгуляется", 1956-59). В Переделкине, где П. провел последние годы жизни, открыт мемориальный музей.
Б. Л. Пастернак. 1928
Пастерна́к Борис Леонидович (1890-1960), русский писатель. Сын Л. О. Пастернака. В поэзии (сборники «Сестра моя - жизнь», 1922, «Темы и вариации», 1923, «Второе рождение», 1932, «На ранних поездах», 1943; цикл «Когда разгуляется», 1956-59) - постижение мира человека и мира природы в их многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, соединение экспрессионистического стиля и классической поэтики. Поэмы (в том числе «Девятьсот пятый год», 1925-26). Роман в стихах «Спекторский» (1924-30). Автобиографическая проза («Охранная грамота», 1931; «Люди и положения», 1957, опубл. в 1967). Повести (сборник «Воздушные пути», 1933). В судьбе русского интеллигента - героя романа «Доктор Живаго» (опубликован за рубежом в 1957, в России в 1988; Нобелевская премия, 1958, от которой Пастернак под угрозой выдворения из СССР вынужден был отказаться; диплом вручён сыну Пастернака в 1990) - обнажены трагические коллизии революции и Гражданской войны; стихи героя романа - лирический дневник, в котором человеческая история осмысляется в свете христианского идеала. Переводы произведений У. Шекспира, И. В. Гёте, П. Верлена, грузинских поэтов.
* * *
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович - ПАСТЕРНА́К Борис Леонидович (1890-1960), русский писатель. Сын Л. О. Пастернака. В поэзии (сборники «Сестра моя - жизнь», 1922, «Второе рождение», 1932, «На ранних поездах», 1943; цикл «Когда разгуляется», 1956-1959) - постижение мира человека и мира природы в их многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, соединение экспрессионистического стиля и классической поэтики. Поэмы (в т. ч. «Девятьсот пятый год», 1925-1926). Повести. В судьбе русского интеллигента - героя романа «Доктор Живаго» (опубликован за рубежом, 1957; Нобелевская премия, 1958, от которой Пастернак под угрозой выдворения из СССР вынужден был отказаться; диплом вручен сыну Пастернака в 1989) - обнажены трагические коллизии революции и Гражданской войны; стихи героя романа - лирический дневник, в котором человеческая история осмысляется в свете христианского идеала. Автобиографическая проза. Переводы произведений У. Шекспира, И. В. Гете, П. Верлена, грузинских поэтов.
* * *
ПАСТЕРНА́К Борис Леонидович [29 января (10 февраля) 1890, Москва - 30 мая 1960, поселок Переделкино под Москвой], русский поэт.
Семья
Родился в семье художника Л. О. Пастернака (см. ПАСТЕРНАК Леонид Осипович) и пианистки Р. И. Кауфман. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда.
Накануне поэзии
В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьез готовился к композиторской карьере, в 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена (см. КОГЕН Герман). После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).
«Мы с жизнью на один покрой» (Раннее творчество)
Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов - А. Белого, А. А. Блока, Вяч. И. Иванова и И. Ф. Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 поэт входит в футуристическую группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма (символистов - главным образом на уровне поэтических образов, и футуристов - в необычности словоупотребления и синтаксиса) отчетливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако уже в стихотворениях 1910-х гг. появляются и основные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому видению мира, - мира, где все настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет («И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» - стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!...»).
Пастернаковский образ мира и способ его поэтической передачи находят наиболее полное воплощение на страницах третьей книги стихов «Сестра моя - жизнь» (1922), посвященной лету 1917 между двумя революциями. Книга представляет собой лирический дневник, где за стихотворениями на темы любви, природы и творчества почти не видно конкретных примет исторического времени. Тем не менее Пастернак утверждал, что в этой книге «выразил все, что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого». В соответствии с эстетическими взглядами автора, для описания революции требовалась не историческая хроника в стихотворной форме, а поэтическое воспроизведение жизни людей и природы, охваченных событиями мирового, если не вселенского масштаба. Как ясно из заглавия книги, поэт ощущает свое глубинное родство со всем окружающим, и именно за счет этого история любви, интимные переживания, конкретные детали жизни весной и летом 1917 года претворяются в книгу о революции. Позже Пастернак назвал подобный подход «интимизацией истории», и этот способ разговора об истории как о части внутренней жизни ее участников применялся им на протяжении творческого пути неоднократно.
Поэт и эпоха. 1920-50-е гг.
С начала 1920-х гг. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве очень многих младших поэтов-современников - П. Г. Антокольского, Н. А. Заболоцкого, Н. С. Тихонова, А. А. Тарковского и К. М. Симонова.
Для самого Пастернака 1920-е гг. отмечены стремлением к осмыслению новейшей истории, идущим бок о бок с поиском эпической формы. В поэмах «Высокая болезнь» (1923-28), «Девятьсот пятый год» (1925-26), «Спекторский» (1925-31), «Лейтенант Шмидт» (1926-27) революция предстает как логическая часть исторического пути не только России, но и всей Европы. Наиболее выразительным знаком неправедности социального и духовного устройства России, определяющим нравственные основания и нравственную неизбежность революции, становится для Пастернака «женская доля» (в традициях Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского и гражданской лирики второй половины 19 в.).
В повести «Охранная грамота» (1930), своеобразном итоговом творческом отчете за два десятилетия, Пастернак формулирует свою позицию в искусстве, представления о месте поэта в мире и истории, иллюстрируя основные положения описанием собственной биографии и судьбы наиболее близкого ему поэта-современника - В. В. Маяковского. Мучительному разрыву с первой женой (художницей Е. В. Пастернак) и сближению с З. Н. Нейгауз (в первом браке - жена Г. Г. Нейгауза (см. НЕЙГАУЗ Генрих Густавович)) посвящена новая книга лирики - «Второе рождение» (1932). Ее выход обозначил начало периода деятельного участия Пастернака в общественно-литературной жизни, продолжавшегося до начала 1937 года. Пастернак выступает с речью на Первом съезде Союза советских писателей (1934), в качестве члена правления принимает участие практически во всех мероприятиях Союза. Отстаивание им творческой независимости писателей, их права на собственное мнение нередко вызывало резкую критику партийных кураторов литературы. В годы все нараставшего сталинского террора Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, и его заступничество оказывалось порой небесплодным.
С середины 1930-х гг. и до самого конца жизни одним из главных литературных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии У. Шекспира («Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта»), «Фауста» И. Гете и многое другое, стремясь при этом не к точной передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию «русского Шекспира» и пр.
В 1940-41 после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи, которые вместе с циклом «Стихи о войне» составили книгу «На ранних поездах» (1943). Стихи этого периода, свидетельствующие о верности Пастернака кругу избранных тем и мотивов, отмечены стремлением к преодолению сложности языка, свойственной его ранней поэзии.
Главная книга
Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 год. Уже в 1910-х гг. Пастернак, обращаясь к прозе, пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколения. Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х гг. свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме. В основу романа, посвященного «вечным» вопросам (о смерти и бессмертии, укорененности человеческой жизни в культуре и истории, роли искусства и природы в преодолении дисгармонии, которую вносят в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены «новая идея искусства» и «по-новому понятое христианство»; в рамках этих представлений культура рассматривается как результат стремления человечества к бессмертию, а главной ценностью Евангелия и европейской литературы объявляется умение иллюстрировать высокие истины «светом повседневности». Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента - врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 в. Извечность проблем и ситуаций, в которых оказываются персонажи романа, при всей их конкретной социальной и исторической обусловленности, подчеркивается евангельскими и сказочными сюжетами стихов главного героя, которые составляют последнюю часть «Доктора Живаго».
В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988). В 1958 «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).
Эпистолярное наследие
В наследии Пастернака особое место занимают письма. В течение сорока лет продолжалась интеллектуально насыщенная переписка с двоюродной сестрой - О. М. Фрейденберг (см. ФРЕЙДЕНБЕРГ Ольга Михайловна); переписка с М. И. Цветаевой 1922-36 гг. представляет собой не только важный творческий диалог двух крупнейших поэтов-современников, но и напряженный эпистолярный роман; после публикации «Доктора Живаго» огромное место заняла переписка с зарубежными корреспондентами о романе, в чем Пастернак видел знак «душевного единенья века».
Пастернак в русской культуре
Поэзия и проза Пастернака органично соединили традиции русской и мировой классики с достижениями русского символизма и авангарда. Роман «Доктор Живаго» на протяжении нескольких десятилетий оставался одним из самых читаемых русских романов во всем мире, во многом определяя представление о русской литературе 20 в.
В 1990 в подмосковном поселке Переделкино, в помещении бывшей дачи Пастернака был открыт музей поэта.
Пастерна́к Борис Леонидович (18901960), русский писатель. Сын Л. О. Пастернака. В поэзии (сборники «Сестра моя жизнь», 1922, «Темы и вариации», 1923, «Второе рождение», 1932, «На ранних поездах», 1943, цикл «Когда разгуляется», 195659) постижение мира человека и мира природы в их многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, экспрессионистический стиль, насыщение новой семантикой традиционной метрики. Поэмы (в том числе «Девятьсот пятый год», 192526). Автобиографическая проза («Охранная грамота», 1931; «Люди и положения», 1957, опубликовано В 1967). Повести (сборник «Воздушные пути», 1933). Роман «Доктор Живаго» (опубликован за рубежом, 1957; Нобелевская премия, 1958, от которой Пастернак под угрозой выдворения из СССР вынужден был отказаться; диплом вручён сыну Пастернака в 1990) о судьбе русского интеллигента, в которой отразились трагические коллизии революции и Гражданской войны; стихи героя романа лирический дневник, в котором человеческая история осмысляется в свете христианского идеала. Переводы У. Шекспира, И. В. Гёте, П. Верлена, грузинских поэтов.
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК
(1890-1960), советский поэт и переводчик. Родился 10 февраля 1890 в Москве. Отец его был известным художником, эмигрировавшим из России после революции. Сын окончил Московский университет, затем учился в Марбургском университете. Его стихотворные сборники Близнец в тучах (1914) и Поверх барьеров (1917) были отмечены влиянием символизма и футуризма, трудны для восприятия среднего читателя и по сути своей отстранены от социально-политических событий. Тем не менее, когда советский поэт Маяковский после Октябрьской революции призвал собратьев служить революционным интересам, Пастернак взялся за выполнение социальных заказов. Его поэмы Девятьсот пятый год (1925-1926) и Лейтенант Шмидт (1926-1927) описывают события первой российской революции. Среди важнейших достижений его творчества - переводы современных грузинских поэтов, переводы Шекспира. В 1958 его первая книга за 25 лет, роман Доктор Живаго, был опубликован в нескольких европейских странах и в США. История жизни русского врача со времени революции 1905 до конца 1920-х годов стала международным бестселлером и удостоилась Нобелевской премии по литературе 1958. После присуждения премии Пастернак был исключен из Союза писателей СССР. Под угрозой высылки из Советского Союза он отказался от Нобелевской премии, опубликовал покаянное письмо и получил разрешение остаться на родине. Умер Пастернак в Москве 30 мая 1960.
ЛИТЕРАТУРА
Синявский А. Поэзия Пастернака. - В кн.: Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М. - Л., 1965 Лихачев Д.С. Звездный дождь: Проза Б.Пастернака разных лет. - В кн.: Пастернак Б. Воздушные пути. М., 1982 Пастернак Е. Борис Пастернак: Материалы для биографии. М., 1989 Пастернак Б.Л. Собрание сочинений, тт. 1-5. М., 1989-1992 Пастернак Б. Не я пишу стихи...(Переводы из поэзии народов СССР). М., 1991 Пастернак Б. Второе рождение: Письма к З.Н.Пастернак. - В кн.: Пастернак З.Н. Воспоминания. М., 1993 Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993
ПАСТЕРНА́К Леон. Осип. (1862-1945) - живописец и график. Отец поэта Б. Л. Пастернака. Учился в Одесской рисовальной школе, в студии Е. С. Сорокина в Москве (1881-82) и в мюнхенской АХ (1882-85 и 1887). Посещал рисовальные вечера В. Д. Поленова в Москве. Работал в осн. над "жизненным рисунком" (в противовес академич.) - непосредственным изображением натуры, передающим ее изменчивость, подвижность. С помощью штрихового наброска создавал посредством мн. беглых линий ощущение движения. Илл. П. воссоздают эмоц. характер произв. (илл. к ром. Л. Н. Толстого "Воскресение", итал. карандаш, белила, 1898-99). Созданию настроения в произв. П. способствует светотень, с помощью к-рой выделяются одни части композиции и погружаются в тень другие. Светотень придает произв. живописность, создает тональные нюансы, усиливающие эмоциональность рисунка. П. также широко использовал прием пленэрной живописи. Создал ряд портретов ("Л. Н. Толстой с семьей в Ясной Поляне", "Заседание совета худ.-преподавателей Моск. уч-ща живописи, ваяния и зодчества" - групповой портрет, решенный как жанровая сцена, оба - 1902; "Портрет И. И. Бродского", 1920). Для портретной живописи П. характерна как недоговоренность, когда худож. ограничивается передачей общего впечатления, так и использование колористич. эффектов, яркость и напряженность цвета. С 1921 П. жил в Германии, затем в Великобритании, продолжал работать в жанре портрета.
Л. О. Пастернак. Илл. к роману Л. Н. Толстого «Воскресение»
Пастерна́к Леонид Осипович (1862-1945), живописец и график. Член-учредитель Союза русских художников. Лирико-драматические, основанные на мягких светотеневых контрастах тематические композиции, портреты, иллюстрации (к роману Л. Н. Толстого «Воскресение», 1898-99). С 1921 жил за границей.
* * *
ПАСТЕРНАК Леонид Осипович - ПАСТЕРНА́К Леонид Осипович (1862-1945), русский художник. Получил особую известность как мастер книжной иллюстрации (к роману Л. Н. Толстого «Воскресение», 1899, и др.). Сочетал черты реализма в духе передвижников (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) и импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) . В 1921 эмигрировал, жил и работал в Германии, с 1938 - в Англии.
ПАСТЕРНАК Леонид Осипович (1862-1945) - российский художник. Получил особую известность как мастер книжной иллюстрации (к роману Л. Н. Толстого "Воскресение", 1899, и др.). Сочетал черты реализма в духе "передвижников" и импрессионизма. В 1921 эмигрировал, жил и работал в Германии, с 1938 - в Англии.
ПАСТЕРНАК Петр Леонтьевич - ПАСТЕРНА́К Петр Леонтьевич (1885-1963), российский ученый в области строительной механики, профессор (1934), академик Академии строительства и архитектуры СССР (1956). Труды по механике стержневых систем (см. СТЕРЖНЕВАЯ СИСТЕМА) и теории упругости, по разработке методов расчета железобетонных конструкций (см. ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ). Автор проектов перекрытий Театра оперы и балета в Новосибирске, цехов Камского бумажного комбината и др.
ПАСТЕРНАК Петр Леонтьевич (1885-1963) - российский ученый в области строительной механики, профессор (1934), академик Академии строительства и архитектуры СССР (1956). Труды по механике стержневых систем и теории упругости, по разработке методов расчета железобетонных конструкций. Автор проектов перекрытий Театра оперы и балета в Новосибирске, цехов Камского бумажного комбината и др.
Борис Леонидович Пастернак.
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890 - 1960), русский поэт. В поэзии (сборники "Сестра моя - жизнь", 1922, "Второе рождение", 1932, "На ранних поездах", 1943; цикл "Когда разгуляется", 1956 - 59) - постижение мира человека и мира природы в их многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, соединение экспрессивно-напряженного лиризма и классической поэтики. Поэмы (в том числе "Девятьсот пятый год", 1925 - 26). Роман в стихах "Спекторский" (1924 - 30). Повести. В судьбе русского интеллигента - героя романа "Доктор Живаго" (опубликовано за рубежом, 1957, в России - 1988; Нобелевская премия, 1958, от которой Пастернак под угрозой выдворения из СССР отказался; диплом вручен сыну Пастернака в 1990) - обнажены трагические коллизии революции и Гражданской войны; стихи героя романа - лирический дневник, в котором человеческая история осмысляется в свете христианского идеала. Автобиографическая проза. Переводы произведений У. Шекспира, И.В. Гете, П. Верлена, грузинских поэтов.