м.
Направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., основанное на стремлении отразить реальный мир в его подвижности, изменчивости и запечатлеть собственные ощущения художника, композитора и т.п.
м.
Направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., основанное на стремлении отразить реальный мир в его подвижности, изменчивости и запечатлеть собственные ощущения художника, композитора и т.п.
ИМПРЕССИОНИ́ЗМ, импрессионизма, мн. нет, муж. (франц. impressionisme) (иск.). Направление в искусстве, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности.
ИМПРЕССИОНИ́ЗМ, -а, муж. Направление в искусстве конца 19 начала 20 в., стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника.
| прил. импрессионистский, -ая, -ое и импрессионистический, -ая, -ое.
Импрессионизм
-а, только ед., м.
Направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Импрессионизм в живописи.
Иногда мы видим, что молодых театральных художников учат живописи в манере импрессионизма - манере, стремящейся передавать в основном эффекты освещения, эффекты цвета (Акимов).
Родственные слова:
импрессиони́ст, импрессиони́стка, импрессионисти́ческий (импрессионистический стиль), импрессиони́стский (импрессионистская картина), неоимпрессиони́зм, постимпрессиони́зм
Этимология:
От французского impressionnisme (← impression ‘впечатление’). Название возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце".
Энциклопедический комментарий:
Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, срезы фигур. Применительно к европейской литературе импрессионизм рассматривается широко - как стилевое явление, ставшее характерным для писателей различных убеждений и творческих методов, и узко - как сложившееся на рубеже XIX - XX вв. течение с определенным методом и тяготевшим к декадентству мироощущением. Признаки импрессионистического стиля - отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживающих, однако, при обзоре целого скрытое единство и связь. В литературе, оставаясь стилевым явлением, импрессионизм не означал, особенно у крупных писателей (Г. де Мопассана, А. П. Чехова, И. А. Бунина и др.), ломки художественных принципов реализма.
ИМПРЕССИОНИ́ЗМ, -а, м
Направление в искусстве, возникшее в конце XIX в. во Франции, основанное на стремлении к воспроизведению тончайших субъективных ощущений, переживаний, настроений и впечатлений художника.
Импрессионизм как метод сформировался во французской живописи в конце XIX в.
ИМПРЕССИОНИ́ЗМ -а; м. [франц. impressionisme] В европейском искусстве конца 19 - начала 20 в.: модернистское направление, основанное на стремлении к воспроизведению тончайших субъективных ощущений художника, его впечатлений и настроений. Французский э. Манера импрессионизма. И. в музыке.
◁ Импрессиони́стский (см.).
* * *
импрессиони́зм (от франц. impression - впечатление), направление в искусстве последней трети XIX - начале XX вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объёмных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский - Дж. Уистлер, немецкие - М. Либерман, Л. Коринт, русские - К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский - О. Роден, итальянский - М. Россо, русский - П. П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма конца XIX - начала XX вв. (во Франции - К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармоничной красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети XIX в., русской поэзии начала XX в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).
* * *
ИМПРЕССИОНИЗМ - ИМПРЕССИОНИ́ЗМ (от франц. impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане (см. МАНЕ Эдуар), О. Ренуар (см. РЕНУАР Огюст), Э. Дега (см. ДЕГА Эдгар) внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.
В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне (см. МОНЕ Клод), К. Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль), А. Сислей (см. СИСЛЕЙ Альфред) выработали последовательную систему пленэра (см. ПЛЕНЭР); работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский - Дж. Уистлер (см. УИСТЛЕР Джеймс), немецкие - М. Либерман (см. ЛИБЕРМАН Макс), Л. Коринт (см. КОРИНТ Ловис), русские - К. А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич), И. Э. Грабарь (см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович)), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский - О. Роден (см. РОДЕН Огюст), итальянский - М. Россо (см. РОССО Медардо), русский - П. П. Трубецкой (см. ТРУБЕЦКОЙ Паоло) ). Для музыкального импрессионизма кон. 19 - нач. 20 вв. (во Франции - К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармонической красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети 19 в., русской поэзии нач. 20 в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).
ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А.
Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский - Дж. Уистлер, немецкие - М. Либерман, Л. Коринт, русские - К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский - О. Роден, итальянский - М. Россо, русский - П. П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма кон. 19 - нач. 20 вв. (во Франции - К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармонической красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети 19 в., русской поэзии нач. 20 в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).
-а, м.
Направление в искусстве (живописи, литературе, музыке и т. д.), возникшее в последней трети 19 - начале 20 вв., основанное на стремлении к воспроизведению тончайших субъективных ощущений художника, мимолетных впечатлений и настроений.
[франц. impressionnisme]
ИМПРЕССИОНИ́ЗМ (франц. impressionnisme, от impression -впечатление) - 1) Худож. направление в европ. иск-ве, зародившееся во Франции в последней трети 19 в. Первонач. развивалось в живописи, затем распространилось на др. виды иск-ва. Гл. худож. принцип И.: передача непосредств. субъективных впечатлений от действительности, создание у зрителя ощущения непроизвольно выхваченного из потока стихийного движения фрагмента реальности. В обл. живописной техники термин И. применяется к системе "цветоделанного" письма открытым, свободным мазком, посредством к-рого в картине создается эффект изменчивого движения цвета и света. В России принципы И. реализовали в отд. своих работах такие художники, как В. Серов, И. Грабарь, К. Коровин, Л. Пастернак и др. Для муз. И. кон. 19 - нач. 20 в. (во Франции - К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюка и др.) характерны передача тонких настроений, интерес к тембровой и гармонич. красочности.
2) Направление в рус. критике 1890-х - 1900-х гг. Для И. характерен субъективизм в восприятии произв., прихотливость ассоциативного ряда, психологизм, имманентная погруженность в творч. мир писателя, интерес к "тайнам творчества", предпочтение иррационального, внелогич. начала в познании, отсутствие тенденциозности, адогматизм. Импрессионистич. критика основывается на философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, на представлениях о творчестве как единств. подлинной ценности жизни и является критикой эстетич. по преимуществу. Отсюда свобода, непринужденность, эссеистичность манеры письма. Проявление И. в критике кон. 19 - нач. 20 в. связано с общими процессами в культуре эпохи - в живописи, музыке, поэзии. Нек-рые черты И. свойственны критич. работам поэтов-символистов (А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова). Однако И. как метод ярче всего проявился в критике Ю. Айхенвальда, И. Анненского, К. Бальмонта. Лит-ра др. и новая, европ. и рус., поэзия, проза, драма, общие проблемы творчества - вот спектр интересов критиков-импрессионистов. И. в рус. критике связан с И. в европ. лит-ре (О. Уайльд, Р. де Гурмон и др.). Однако, восприняв европ. общекультурные, филос., стилевые воздействия, рус. импрессионистич. критика не утратила связей с нац. культурой, рус. классикой 19 в. как в плане эстетич., так и нравств. Большим достоинством этого метода являются интерес к слову, пристальное внимание к тексту, художественность, артистизм формы.
ИМПРЕССИОНИЗМ
(франц.-впечатление): художественное направление, возникшее во Франции в 60 - 70-х годах 19 в. и получившее наиболее яркое воплощение в станковом изобразительном искусстве. Импрессионисты разработали новые живописные приемы - цветные тени, смешение цветов, высветленный колорит, а также разложение сложных тонов на чистые тона (наложение их на холст отдельными мазками порождало их оптическое смешение в глазах зрителя). Они стремились передать красоту мимолетных состояний природы, изменчивость и подвижность окружающей жизни. Эти приемы помогали передавать ощущение сверкающего солнечного света, вибрации света и воздуха, создавали впечатление праздничности бытия, гармонии мира. Импрессионистические приемы использовались и в других видах искусства. В музыке, например, они способствовали передаче самых тонких душевных движений и мимолетных настроений.
импрессионизм - новейшее (с 1860 г.) направление в живописи - исключительно изображать впечатление от виденного в природе явления
Ср. Импрессионисты и их школа - сторонники импрессионизма.
Ср. Знатоки говорили (на картинной выставке): "Черт знает что - зеленый подбородок, вместо лица - географическая карта Соединенных Штатов! Ой, несчастный, заразился импрессионизмом".
П.П. Гнедич. Импрессионист. 14.
Ср. Impression (imprimere, впечатлевать) - впечатление.
См. заразиться.
импрессиони́зм, импрессиони́змы, импрессиони́зма, импрессиони́змов, импрессиони́зму, импрессиони́змам, импрессиони́змом, импрессиони́змами, импрессиони́зме, импрессиони́змах
Заимств. в конце XIX в. из франц. яз., в котором impressionisme - суф. производное от impression «впечатление». Течение было названо по соответствующей картине Клода Моне («L’Impression»).
Импрессионизм - когда в 70-х годах XIX века группа молодых, еще не признанных парижских художников готовила свою первую выставку, они никак не могли придумать броское название для одной из картин Клода Моне и в конце концов наименовали ее просто: "Впечатление". Вернисаж (см.) наделал много шума. Известный тогда пейзажист академического толка Жозеф Винсент воскликнул, имея в виду полотно Моне: «Это не художники, а какие-то впечатлисты!"
Слово, произнесенное, разумеется, по-французски, широко разошлось и дало название целому направлению в изобразительном искусстве. По-французски "впечатление" - impression. А называйся картина иначе, и импрессионистов, может быть, называли бы по-другому.
ИМПРЕССИОНИЗМ а, м. impressionisme m. Доктрина живописцев-импрессионистов. Булгаков Худ. энц. Направление в искусстве, ставящее своей целью передачу непосредственных, субъективных впечатлений от действительности. Уш. 1934. Почему, например, у великого французского народа, который знает, что он великий, который выдумал консервы, импрессионизм, кибернетику и канкан, деревни, как конфетки, а в России деревни - денной кошмар. В. Пьецух Письма из деревни. // Октябрь 2001 11 139. || перен. И детский импрессионизм доходит до того, что ребенок берет иногда только одну характерную деталь и изображает ее вместо целого предмета. Бертрам Игрушка 1912 174. Язык не только имеет в себе борющиеся отражения, но и возможен лишь их борьбою, осуществляясь как подвижное равновесие начал движения и неподвижности, деятельности и внешности, импрессионизма и монументальности. 1922. Флоренский. // ИОТ 360. В эпоху Дрейфуса демократическая интеллигенция так легко примкнула к социализму, то виною этому был не только ее мелкобуржуазный импрессионизм, но и неоформленность самого рабочего движения. Соврем. 1913 12 172. "Импрессионизм" жизни у интеллигенции обязательно связан с "руссоизмом" в религии. Континент 82 4 261. Интерес к бросающимся в глаза деталям, поверхностность впечатления. Для его работ <историка Ковалевского> характерен "импрессионизм", когда положения не доказываются, а зачастую лишь бегло иллюстрируется. ВИ 1996 11-12 143. - Лекс. импрессионизм; Даль-3: импрессиони/зм.
ИМПРЕССИОНИЗМ [фр. impressionnisme < impression - впечатление] - направление в искусстве и литературе, отражающее субъективные переживания, настроения и впечатления автора в связи с тем, что он изображает. Появилось на рубеже XIX - XX вв. Получило свое название по картине художника Э. Мане «Впечатление» («Impression»).
- «Впечатлительный» стиль в искусстве.
- Направление в искусстве, получившее своё название от картины Клода Моне.
- Направление в искусстве конца XIX - начала XX века.
- Критик Владимир Стасов заклеймил это направление в живописи как дегенеративное.
- Литературное направление в 19-20 в.