Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кантианство

Толковый словарь

ср.

1. Учение основоположника классической немецкой философии И. Канта (1724 - 1804 гг.).

2. Совокупность учений, примыкающих к учению Канта.

Толковый словарь Ушакова

КАНТИА́НСТВО, кантианства, мн. нет, ср. (филос.). Философское направление, исходящее из идеалистической, т.н. критической, философии Канта (1724-1804 гг.).

Энциклопедический словарь

КАНТИА́НСТВО -а; м. Философское учение, основанное И. Кантом и признающее существование вещей вне человеческого сознания, недоступных познанию.

* * *

КАНТИАНСТВО - КАНТИА́НСТВО, условное обозначение совокупности философских учений, систем и идей, берущих начало или примыкающих к критической философии Канта. (см. КАНТ Иммануил)

Появление основных трудов Канта произвело сильнейшее впечатление на современников, на них пишутся многочисленные рецензии, они оживленно обсуждаются на страницах популярных газет и журналов, специализированных периодических изданиях, некоторые из которых (в Йене, Галле) становятся рупорами и пропагандистами кантовских идей. Крупнейшие немецкие философы, ученые, публицисты и поэты сравнивают Канта с Моисеем (см. МОИСЕЙ (пророк)), Сократом (см. СОКРАТ) или Лютером (см. ЛЮТЕР Мартин), а его труды называют «бессмертными», «гордостью и благодатью уходящего столетия» и т.п. Влияние философии Канта вполне определенно просматривается в историко-философских исследованиях (И. Тифтрунк), в теории права (Г. Хуфеланд, А. Фейербах (см. ФЕЙЕРБАХ Ансельм (криминалист))), философии религии (В. Г. Тиннеманн, Х. Паулюс), в эстетике (Ф. Шиллер (см. ШИЛЛЕР Фридрих), И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг)) и других дисциплинах. Публикуется значительное число специальных работ, посвященных кантовской философии, ее доступному и популярному изложению, в частности «Разъясняющее изложение «Критики чистого разума» И. Г. Шульца (1784, рус. перевод в 1910), «Письма о кантовской философии» К. Л. Рейнгольда , (1786-1787 гг.), в 80-90 гг. 18 века выходят многочисленные «извлечения», комментарии, примечания и энциклопедические словари терминов Канта (Х. Е. Шмидта, Г. Меллина, Ф. Грилло, С. Мутшелле, А. Месса и др.). Вместе с тем, появление такого рода работ было вызвано не только большим пиететом перед творением Канта, глубиной и оригинальностью его философии, но крайней сложностью и неясностью ее языка, трудностями восприятия ее текста, на что жаловались даже самые пылкие поклонники и друзья мыслителя и с чем вынужден был согласиться он сам. Именно это обстоятельство побудило его к написанию в 1784 сжатого и более доступного изложений содержания «Критики чистого разума» в «Пролегоменах», (первоначально имевших заголовок «Популярное извлечение»), а затем и к созданию второго варианта «Критики...» в 1787, где он помимо внесения ряда содержательных изменений попытался «уменьшить затруднения и неясности» в изложении, улучшить его и сделать более понятным, дабы устранить недоразумения, возникшие даже «со стороны сведущих и беспристрастных судей» и помочь «отважным и светлым умам» овладеть его наукой.

Тем не менее, опасениям Канта - оказаться не понятым - суждено было сбыться, подтверждением чему стала уже первая рецензия на «Критику...» Хр. Гарве - И. Федера, (1782), где его точка зрения была отождествлена с идеализмом Беркли. (см. БЕРКЛИ Джордж) Но еще более красноречивым свидетельством тому стали многочисленные работы, посвященные кантовской философии и авторы которых считали себя ее последователями, пытаясь «всего лишь» несколько «исправить» ее недостатки, улучшить» некоторые ее принципы и понятия и т. п. Именно таковой пытался представить свою «элементарную философию» К. Л. Рейнгольд, а С. Бек свою работу 1796 года даже назвал как «Единственно возможную точку зрения, с которой должна оцениваться критическая философия». В этих работах, как и в трудах Г. Э. Шульце-Энезидема, С. Маймона (см. МАЙМОН Соломон), раннего Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) и других немецких философов конца 18 века, если не единственный, то основной недостаток философии Канта усматривался в «догматическом» понятии вещи в себе (см. ВЕЩЬ В СЕБЕ), т. е. в признании объекта, существующего независимо от субъекта и оказывающего на него воздействие согласно закону причинности. Обнаружив ряд проблем и противоречий, действительно имеющих место в составе кантовских построений, эти мыслители радикальным образом меняли их сущность, гносеологическое содержание и смысл критицизма, превращая его в разновидность субъективного или объективного идеализма. Все это вызвало резкий отпор со стороны самого Канта в «Пролегоменах», во втором издании «Критики...» (особенно в специально написанном разделе «Опровержение идеализма»), а также в целом ряде писем и других работ, в том числе и в публичном «Заявлении по поводу Наукоучения Фихте» 1799, где он решительно выступил против своих мнимых сторонников и друзей, а по существу проложил водораздел между своей философией и ее мнимыми последователями, включая будущих представителей немецкой классической философии, «родоначальником» которой стали считать его впоследствии.

В силу названных и ряда других причин к кантианству в строгом смысле слова можно отнести лишь сравнительно небольшое число комментаторов, составителей примечаний и словарей, а также издателей лекций и незавершенных рукописей престарелого мыслителя по педагогике и логике Ф. Т. Ринка и Г. Б. Еше, философская деятельность которых не имела сколько-нибудь самостоятельного и оригинального характера и не позволяет говорить о кантианстве как сколько-нибудь серьезной и оформившейся философской школе или направлении. По этим же причинам в исследовательской литературе используются термины «полукантианство» или «посткантианство», к которым относят эмпирико-психологические трактовки Канта у Я. Фриза (см. ФРИЗ Якоб Фридрих), В. Круга, Ф. Бенеке в Германии, французского популяризатора кантовской философии Ш. Вилле, спиритуалистический эклектизм В. Кузена, (см. КУЗЕН Виктор) неокритицизм Ш. Ренувье (см. РЕНУВЬЕ Шарль), некоторых поздних представителей шотландской школы «здравого смысла» (так называемый «религиозный агностицизм У. Гамильтона) и др. Во второй половине 19 в. появилась довольно многочисленная плеяда текстологов и издателей наследия Канта, его рукописей, писем и черновиков, представителей так называемой кантофилологии (Х. Файингера, И. Эрдмана, Б. Эрдмана, Э. Адикеса, Р.Райке и др.), деятельность которых во многом способствовала заметному оживлению интереса к кантовской философии, созданию Международного Кантовского общества и журнала «Kant-Studien», возникновению и развитию неокантианства и других философских школ и направлений, так или иначе ориентированных на идеи Канта.

Орфографический словарь

кантиа́нство, -а

Словарь ударений

кантиа́нство, -а

Формы слов для слова кантианство

кантиа́нство, кантиа́нства, кантиа́нств, кантиа́нству, кантиа́нствам, кантиа́нством, кантиа́нствами, кантиа́нстве, кантиа́нствах

Морфемно-орфографический словарь

кант/и/а́н/ств/о.

Грамматический словарь

кантиа́нство с 1a

Новый словарь иностранных слов

кантиа́нство

- философия немецкого философа И. Канта (1724-1804) и его последователей; Кант, признавая существование вещей вне вашего сознания (вещь в себе ), объявляет их непознаваемыми (см. агностицизм); пространство, время, причинность, закономерность он считает изначальными формами нашего сознания (см. априори, неокантианство).

Сканворды для слова кантианство

- Учение родоначальника немецкой классической философии.

Полезные сервисы