Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

художественное конструирование

Энциклопедический словарь

Худо́жественное конструи́рование - вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами (см. также Дизайн).

* * *

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ - ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИ́РОВАНИЕ, вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами (см. также Дизайн (см. ДИЗАЙН)).

Большой энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ - вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами (см. также Дизайн).

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ, смотри Дизайн.

Полезные сервисы

художественное образование

Гуманитарный словарь

ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ - проф. обучение иск-ву архитектуры, живописи, графике, скульптуре, декор.-прикладному иск-ву, истории и теории иск-ва. Первоначально Х. О. осуществлялось в мастерских художников (ремесленников). В России до 18 в. преобладало ученичество у иконописцев, резчиков и т. д. в мон., в мастерских Оружейной палаты и т. п. В 18 в. создается пед. система Х. О., в основе к-рой лежат методики преподавания рисунка, композиции и т. д., осн. на опыте и достижениях классич. иск-ва и знании живой натуры. Центром Х. О. в России становится АХ (1757), сыгравшая решающую роль в подготовке худож.-профессионалов. Развитию пед. системы в АХ во 2-й пол. 19 в. значит, способствует деят-ность П. П. Чистякова. С 1832 второй крупной худож. школой России является Уч-ще живописи, ваяния и зодчества в Москве. В 19 в. в России по инициативе художников и разл. худож. и благотворит, об-в создается сеть ср. худож. уч. заведений (Арзамасская школа живописи А. В. Ступина в 1802; школа А. Г. Венецианова - с 1820-х гг.; уч-ща: в Киеве - с 1875, в СПб. - с 1839, в Одессе - с 1865, в Харькове - с 1869, в Тифлисе - с 1875, в Риге - с 1879, в Казани - с 1895, в Пензе и Саратове - с 1897 и др.) Художники прикладного иск-ва получают образование в Строгановском уч-ще (Москва, с 1825) и Центр, уч-ще техн. рисования А. Л. Штиглица (СПб., с 1879). Важную роль в развитии Х. О. сыграли меценаты: М. К. Тенишева, С. И. Мамонтов и мн. др. После 1917 происходит упразднение гос. худож. уч. заведений, прекращается меценатская, благотворит, деят-ность, частные школы закрываются. Высш. худож. уч-ще при АХ реорганизуется в Петрогр. гос. свободные худож.-пром. мастерские. Кон. 10-х - 20-е гг. - период поисков и борьбы разных форм обучения. Большое место в Х. О. занимает разработка собственно худож. средств (М. В. Матюшин, В. Е. Татлин, К. С. Малевич). В 1921 Свободным мастерским возвращено наименование АХ. С 30-х гг. основу системы Х. О. во всех уч. учреждениях составил метод социалистич. реализма. С 1947 созданная АХ СССР (Москва) значит, перестраивает систему Х. О., акцентируя внимание на основополагающих реалистич. методах, таких, как рисунок, работа с натуры, поиск композиц. решений. АХ СССР (в системе Мин-ва культуры СССР) курирует сеть высш. и ср. худож. уч. заведений страны, в т. ч. Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (СПб.) и Моск. худож. ин-тим. В. И. Сурикова. Помимо этого функционируют худож.-пед., худож.-ремесл., худож.-пром. уч. заведения в системе др. структур страны. Х. О. осуществляется также в студиях ИЗО, самодеят. кружках.

Лит.: Беккер И. И., Бродский И. А., Исаков О. К. Академия художеств. М.; Л., 1940; Лисовский В. Г. Академия художеств. Л., 1982; 225 лет Академии художеств СССР: Каталог выст: В 2 т. М., 1985.

Полезные сервисы

художественное произведение

Идеография

произведение искусства

в виде, литературное произведение

действие (# романа происходит где).

сюжет - ход событий в литературном произведении.

сюжетный ход.

интрига (закручена #). | эпизод.

эксод.

ремарка. | ретардация.

завязка. запев. зачин. | припев. рефрен. присказка.

кульминация. апофеоз.

развязка. финал.

см. элементы текста, строение (чего), художественная литература

Полезные сервисы

художественное событие как поэтическая трансформация

Лингвистические термины

художественное событие как поэтическая трансформация - "Продукт творчества автора, состоящий в эстетическом воспроизведении вымышленного события, заменяющего конкретное событие" [Чернухина 1987: 38]. Средство выражения поэтически трансформированного события - аллегория.

Аанализа текста

«Продукт творчества автора, состоящий в эстетическом воспроизведении вымышленного события, заменяющего конкретное событие» [Чернухина 1987: 38]. Средство выражения поэтически трансформированного события - аллегория.

Полезные сервисы

художественное событие конкретное

Лингвистические термины

Продукт творчества автора, эстетически отражающий факты общественной или личной жизни человека, факты существования природы.

Особенности Х.с.к.:

1) ограниченная протяженность в конкретном времени;

2) отношение к определенному субъекту;

3) передача содержания события словами в прямом значении - событийными существительными или глаголами.

Аанализа текста

Продукт творчества автора, эстетически отражающий факты общественной или личной жизни человека, факты существования природы.

Особенности Х.с.к.:

1) ограниченная протяженность в конкретном времени;

2) отношение к определенному субъекту;

3) передача содержания события словами в прямом значении - событийными существительными или глаголами.

Полезные сервисы

художественное событие-абстракция

Лингвистические термины

художественное событие-абстракция - "Продукт творчества автора, эстетически отражающий факт из жизни лица, общества или природы и являющийся символом ряда конкретных событий, имеющих общие признаки [И.Я. Чернухина 1987: 36]. Признаки данного типа события: способность становиться означающим для открытого ряда конкретных событий, имеющих подобных субъектов со сходной семантикой образов.

Аанализа текста

«Продукт творчества автора, эстетически отражающий факт из жизни лица, общества или природы и являющийся символом ряда конкретных событий, имеющих общие признаки [И.Я. Чернухина 1987: 36]. Признаки данного типа события: способность становиться означающим для открытого ряда конкретных событий, имеющих подобных субъектов со сходной семантикой образов.

Полезные сервисы

художественное событие-обобщение

Лингвистические термины

художественное событие-обобщение - "Продукт творчества автора, эстетически отражающий факты общественной или личной жизни человека, субъектом которых могут быть многие лица, обладающие сходными особенностями. Событие-обобщение протекает в границах времени-обобщения" [Чернухина И.Я. 1987: 34]. Признаки события-обобщения:

1) субъектом события может быть большая группа лиц, обладающих сходными признаками;

2) событие протекает в пределах времени-обобщения.

Аанализа текста

«Продукт творчества автора, эстетически отражающий факты общественной или личной жизни человека, субъектом которых могут быть многие лица, обладающие сходными особенностями. Событие-обобщение протекает в границах времени-обобщения» [Чернухина И.Я. 1987: 34].

Признаки события-обобщения:

1) субъектом события может быть большая группа лиц, обладающих сходными признаками;

2) событие протекает в пределах времени-обобщения.

Полезные сервисы

художественное содержание текста

Лингвистические термины

Это система его смыслов, структурированных особым образом и формирующихся на основе семантики текстовых единиц и текста в целом, отраженных в сознании читателя.

Аанализа текста

Это система его смыслов, структурированных особым образом и формирующихся на основе семантики текстовых единиц и текста в целом, отраженных в сознании читателя.

Полезные сервисы

художественное стекло

Энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО - ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО́, изделия из неорганического стекла, как монументальные (витражи и мозаика, архитектурные детали, мебель), так и относительно мелкие (посуда, разнообразные украшения). Изделия из стекла изготовляют выдуванием, прессованием и отливкой. В основном используется силикатное стекло, но распространены и другие виды, например, фосфатное, с помощью которого имитируют дорогое богемское стекло.

Стекло Древнего Востока

Родиной стекла считается Египет (4000 лет до н. э.), хотя при раскопках в Месопотамии находят фрагменты стеклянных изделий примерно на 500 лет и более ранние. Но именно в Египте, где изготавливались чаши, небольшие вазы, блюда, бусы, серьги, браслеты, печати, амулеты в основном зелено-бирюзовой гаммы, стеклоделие древнего мира достигло своего расцвета. Из стеклянной пасты делали вставки в изделия из золота и бронзы. Такое непрозрачное стекло изготавливалось путем прессования в открытых глиняных формах или путем навивания стеклянной массы на палочку. Египетское стекло было предметом экспорта на многие территории, а бусы, видимо, играли роль своего рода «международной валюты», их находят даже на местах расселения славян.

В эпоху царствования династии Птолемеев (см. ПТОЛЕМЕИ) (4-1 века до н. э.) египетское стекло достигло своего наивысшего расцвета.

В Финикии из стекла делали украшения и стеклянные скульптурные маски.

В 9 веке до н. э. изделиями из стекла славились мастера Сирии.

Стекло Греции и Рима

Греческие мастера сделали следующий и очень важный шаг в развитии искусства стеклоделия: они нашли способ свободного выдувания стекла с помощью трубки. Греческие сосуды известны в основном во фрагментах. Редчайшие находки из Таврии (Крыма) хранятся в Эрмитаже.

Римляне уже производили сложные изделия с налепным и инкрустированным декором, так называемое стекло-камея. Ярчайшим образцом такого сосуда является знаменитая Портлендская ваза (см. ПОРТЛЕНДСКАЯ ВАЗА) из синего непрозрачного стекла с белым рельефным узором на тему мифа о Пелее (см. ПЕЛЕЙ) и Фетиде (см. ФЕТИДА). Эта ваза (1 век н. э.), хранящаяся в Британском музее, позднее, в 18 веке, породила волну подражаний, как в стекле, так и в керамике (в частности, знаменита копия Дж. Веджвуда (см. ВЕДЖВУД Джозайя) ). Римлянам удалось освоить изготовление сложных изогнутых форм, к сосудам они приделывали ручки. Известно римлянам было и производство хрусталя (см. ХРУСТАЛЬ) (стекла с солями свинца), впоследствии заново открытое европейцами уже в 18 веке.

Стекло в Средние века

Из Рима, примерно, к 6 веку н. э. центр изготовления высокохудожественных изделий из стекла переместился в Византию. Особенно процветало здесь изготовление смальты (см. СМАЛЬТА), а также непрозрачных цветных сосудов и флаконов для благовоний. Изготовленные из смальты витражи, использовавшиеся для украшения в основном церковных зданий, оказали сильное влияние на западноевропейскую готику (см. ГОТИКА).

Еще заметнее расширилась в Византии цветовая гамма стекла. Его яркие, чистые насыщенные краски сохранили до сих пор свою первозданную сочность.

В 7 веке мощная волна арабских завоевателей впитала многие достижения народов греко-римской культуры. Арабские правители, стремившиеся к наивысшей роскоши, поощряли высокий художественный уровень декоративно-прикладного искусства. В Египте времен арабского господства появляется новый вид стекла - люстровое. Живопись по стеклу серебряными пигментами при коричневато-золотистой гамме стекла создает эффект таинственного мерцания.

В Сирии в 12-14 веках создаются изделия, которые в Европе обобщенно называют дамасским стеклом, включая сюда все изделия производства исламских государств. Для них характерно наложение эмалей на стеклянную основу.

В Европе производство стеклянных изделий уже с 7 века развивалось в Венеции. С последней четверти 10 века здесь выделывают сосуды простых и вместе с тем изящных форм. В 1291 все стеклянное производство было сосредоточено на острове Мурано и объявлено секретным. Мастера при щедрой оплате их труда с этого времени находились фактически в заточении вместе с членами семей. В эпоху крестовых походов венецианское стекло (см. ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО) испытало огромное влияние технологий Востока.

Ренессанс и Новое время

Со второй половины 15 века в Венеции наряду с цветным, молочным и зеркальным стеклом появилось кристальное стекло, то есть высококачественное бесцветное стекло без огранки, не содержащее свинца, хотя в обиходе его часто называют хрусталем. Доминирование Венеции в производстве стекла (и зеркал) продолжалось почти до 17 века. Мастера с острова Мурано приглашались ко многим дворам Европы, и постепенно венецианские секреты оказались раскрытыми. Природные условия Богемии (особый состав воды и песка) способствовали появлению здесь твердого кальцинированного стекла с толстыми стенками, украшавшегося гравировкой, изобретенной К. Леманом - придворным мастером знаменитого императора Рудольфа II (см. РУДОЛЬФ II Габсбург). Распространенным приемом богемских мастеров было золочение в сочетании с гравировкой. Из богемского стекла возникли три основные ветви: немецкое, австрийское и чешское стекло. Производились не только сосуды, но и канделябры, люстры, искусственные украшения, пуговицы. В Потсдаме в 1676 был открыт секрет производства рубинового стекла (добавка хлорида золота).

В Англии в 1770-х годах началось производство стекла с добавкой солей свинца - хрусталя, лидского хрусталя, его называют также «английским стеклом». Обработка хрусталя алмазной гранью создала эффект преломления света. Англичане в 17-18 веках близко познакомились также с индийским стеклом этого периода, которое по правящей династии называют стеклом Великих Моголов (см. ВЕЛИКИЕ МОГОЛЫ). В декоре этих изделий преобладают арабески (см. АРАБЕСКА (орнамент)), цветочные и геометрические мотивы. Они оказали некоторое влияние на декор чисто английских изделий.

Во Франции на протяжении 16-18 веков работали венецианские и местные мастера в очень близкой к венецианцам манере, которая называлась «венецианский фасон».

Венецианская манера как нельзя лучше устраивала мастеров и потребителей эпохи рококо (см. РОКОКО), но ампир (см. АМПИР)потребовал нового стиля. Во Франции началось производство хрустальных изделий с гравировкой, отделкой золотом и гравированными рисунками. В 1816 в городе Баккара, на фабрике, до того выпускавшей простые обиходные изделия, начался выпуск хрусталя, получившего название «баккара» (см. БАККАРА). Во Франции славятся также изделия завода Сен-Клу.

Стекло в 19 веке

Во Франции наряду с баккара и другим хрусталем в Баккара, Сен-Клу и Крезо с 1810 по 1890 выпускались изделия из опалового стекла, по-новому продолжившие венецианскую традицию молочного стекла. В ранний период в изделиях варьировались оттенки голубого, желтого и розового цветов (последний не встречается позже 1840). Мастера разных стран соревнуются между собой, особенно ревниво отслеживаются новинки богемского производства. Цвет голубого неба, появившийся в изделиях 1835 в Чехии, с 1843 присутствовал в изделиях Баккара и Сен-Клу, быстро была подхвачена техника украшения в виде рисовых зерен. Насыщенный ультрамарин появляется в 1845-50 годах. Двойной цвет (бело-голубой) встречается в изделиях фабрики Баккара в 1845-50 годах. А вот пурпурное стекло выпускалось в небольших количествах на фабрике Берси в Париже и только в 1828. По оттенку зеленого узнается хронология изделий: яркий оттенок незрелого миндаля в 1825-30 годах переходит в более нежные цвета весенних листочков поздних выпусков. С 1840 из опалового стекла делают копии китайских и японских фарфоровых изделий.

В эпоху классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) во всей Европе, в том числе и в России, из стекла делают элементы внутреннего убранства в классическом стиле.

Для выпусков знаменитых предприятий второй половины 19 века характерен интерес к повторению старых, проверенных временем фасонов. Для многих изделий конца 19 века характерна эклектичность форм.

Модерн и двадцатый век

Стекло оказалось удивительно созвучно поискам художников рубежа 19-20 веков. Этот пластичный материал легко принимал любую форму и цвет и был сравнительно недорог. К стеклу обращаются многие дизайнеры и архитекторы (во Франции Э. Галле (см. ГАЛЛЕ Эмиль), братья Дом, Э. Руссо, в Австрии Й. Хоффман, в США Л. К. Тиффани (см. ТИФФАНИ (фирма))). Тиффани изобрел новое радужное стекло (стекло фавриль), из которого делал лампы и сосуды. Также характерна для его работ роспись люстром и эмалями.

Изделия этих художников часто многослойны, отличаются тонкими нюансами цветовых сочетаний, техника их декорирования усложнена, но не избыточна. Широко используются стилизованные природные формы.

Из мастеров первой трети 20 века можно выделить изделия Рене Лалика (см. ЛАЛИК Рене) (Франция), которому удалось создать свою фабрику, где выпуск изделий в стиле Лалика был продолжен его сыном после смерти отца.

Для современного художественного стекла характерно в первую очередь обыгрывание его фактуры. В целом процветает необыкновенное разнообразие техник и стилевых тенденций. Стеклом занимаются многие мастера, создающие не только изделия, имеющие некоторое практическое применение, но и необычного вида скульптуры, инсталляции, парадоксальные композиции и все то, что отличает современное авторское стекло.

Стекло в России

Долгие годы считалось, что на Руси собственного стекольного производства не было до 17 в., а стеклянные изделия попадали на Русь торговыми путями, однако это не так. Первые данные об изготовлении стекла в домонгольской Руси были получены в конце 19 в. в результате раскопок под Овручем, на Украине, где обнаружили следы стекольного производства, осколки битых бус и браслетов. В результате раскопок, производимых в начале 20 в. в Киеве, были обнаружены остатки стеклодельной мастерской 11 в. в районе Десятинной церкви, а также близ Киево-Печерской лавры. Сохранились остатки горнов и куски разноцветной смальты. Одной из интереснейших находок были куски свинца. Его киевские мастера добавляли для легкоплавкости в мозаичное стекло, а также в бусы, браслеты и в посудное стекло. Изделия из калиево-свинцовых стекол встречены при раскопках в Киеве, Минске, Смоленске, Вышгороде, Новгороде, Костроме, Галиче и др. Древним мастерам известно было четыре способа изготовления стекла: прессование, вытягивание, литье, выдувание.

Татаро-монгольское нашествие почти на три столетия остановило развитие культуры славянских народов. Погибли многие ремесла, в том числе и стеклоделие. Вновь оно возрождается на Руси только в середине 17 в. В 1635 шведом Елисеем (Юлием) Койетом на пустоши Духанино в Дмитровском уезде был построен стекольный завод. В грамоте, полученной от царя Михаила Федоровича, говорилось: «...пушечного и рудознатного дела мастера Елисея Койета пожаловали, в нашем Московском государстве скляничное дело делать велели». На заводе работали мастера, вывезенные из Литвы. Завод выпускал посуду для аптекарского приказа. Царская аптекарская посуда представляла собой высокохудожественные изделия из цветного стекла (в основном темного, чаще коричневого тона), покрытые росписью золотом и серебром.

Вслед за Духанинским был открыт казенный завод в Измайлове (1669-1710). Здесь наряду с иноземцами работали и русские мастера, которые осваивали основные приемы европейского стеклоделия. На Измайловском заводе получили развитие две основные школы стеклоделия эпохи барокко (см. БАРОККО). Одна из них вела начало от венецианских мастеров, работавших в технике свободного выдувания (гутной), другая продолжала традиции богемских резчиков стекла. В ассортименте, кроме аптекарской посуды, были рюмки, чарки, ставики, сулейки, братины, суды и др. Редчайшими являются «потешные кубки», выполненные Андреем Лериным. Его приемами широко пользовались народные мастера на протяжении всего 18 в., особенно при изготовлении различных фигурных сосудов в виде коней, медведей, птиц. Для царя Алексея Михайловича (см. АЛЕКСЕЙ Михайлович) изготовлялись хрустальные стаканы и рюмки с печатями. Характерным орнаментом для стаканов с гравировкой был бегущий олень на фоне архитектурного пейзажа - на манер работ богемских мастеров, но в отличие от чешского стекла измайловское было легким и тонким. Использовалось стекло бесцветное и зеленое. Изделия Измайловского завода можно было купить в московском Гостином дворе.

Почти одновременно с Измайловским в Богородском уезде был устроен третий стеклозавод, Черноголовский. Завод был небольшой и выпускал незначительное количество изделий. В 1690-х гг. предприняли еще одну попытку создать стеклозавод - на этот раз по инициативе Петра I - у Тайницких ворот Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский), но там дело не пошло.

Начало 18 в. можно назвать периодом подъема стеклоделия. Важной вехой его развития в России явилось открытие стекольного завода на Воробьевых горах под Москвой, построенного также по инициативе Петра I. В 1706 завод уже работал. Основными видами продукции Воробьевского завода были литые зеркала и зажигательные стекла. Стекло варилось, затем выливалось на медную доску, прокатывалось медным катком, шлифовалось, полировалось и под него подводилась амальгама (см. АМАЛЬГАМА). При этом размеры зеркал были самыми большими в Европе того времени: до 2,75 на 1,68 м. В 1730-х годах завод был переведен в г. Ямбург, затем, в 1768, - в село Назью Шлиссельбургского уезда, а в 1779 - в Санкт-Петербург и подчинен непосредственно кабинету Ее Императорского Величества. Помимо зеркал завод производил и хрустальную посуду для нужд двора.

В 1710 близ г. Ямбурга (д. Таблино) князь А. Д. Меншиков (см. МЕНШИКОВ Александр Данилович) учредил два стеклозавода. На заводах, соединенных вскоре в один под названием Ямбургский, работал 91 человек. Мастера были русские. Особо выделялись Василий Пивоваров и Дементий Войлоков. Они стали основоположниками русской школы гравирования. Гравировку производили с помощью станка с медным колесом размером с булавочную головку. На заводе изготавливали зеркальное и оконное стекло, посуду со шлифовкой и гравировкой. Использовались темы: геральдика, вензеля эпохи Петра I, события Северной войны; в орнаменте - крупные листья, напоминающие размах крыльев бабочки, маргаритки. Продукция Ямбургского завода отличалась слегка желтоватым оттенком. Завод просуществовал до 1735.

В 1738 на Фонтанке в Петербурге был образован новый завод, куда перевели мастеров с Ямбургского производства. Резную мастерскую возглавили Пивоваров и Дементьев, с их именами связан расцвет национальной школы гравированного стекла. На заводе изготавливали большие кубки с портретами Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) и Екатерины I (см. ЕКАТЕРИНА I), гербами и вензелями, архитектурными пейзажами, сложными аллегорическими композициями. Декоративность гравировок усиливалась чернением, золочением, цветными эмалями. Этот завод просуществовал до 1774 и затем, видимо, был объединен с заводом, подчиненным кабинету Ее Императорского Величества.

В 18 в. были основаны частные стеклозаводы в Орловской, Брянской, Калужской и Владимирской губерниях. На изделиях этих заводов (обязательным ассортиментом были штофы, кувшины, бочонки, бутыли) очень редко встречаются клейма, которые могли бы подсказать их принадлежность.

Под Москвой было основано пять частных стеклозаводов, один из них - купцами Аксеновым и Дружининым, которые взяли себе в компаньоны Орловского купца Василия Мальцова. Вскоре компаньоны умерли и, начиная с 1734, Василий Мальцов (см. МАЛЬЦОВЫ) стал единственным владельцем завода.

Развитие стекольного дела в России в первой половине 18 в. повлекло за собой уничтожение значительной части лесов - лес шел на дрова и стеклозолу. Опасность пожаров вблизи заводов была велика, в связи с этим в 1747 был выпущен указ Сената, запрещавший строить винокуренные и стекольные заводы в радиусе 200 верст от Москвы, в 1754 указ повторили, однако Мальцовы ему не подчинились. К тому времени их посудой уже сервировался царский стол, и императрице Елизавете Петровне пришлось лично трижды делать внушение заводовладельцам. Мальцовы, подчиняясь указу, разделили завод и одну из частей перевели сначала в Орловскую губернию, а затем в село Дятьково (см. ДЯТЬКОВО), а другую - во Владимирскую губернию на р. Гусь. Дятьковский завод стал вторым центром стеклоделия, а первым - завод, поставленный на р. Гусь. К концу 18 в. в руках семейства Мальцовых было сосредоточено уже 15 стекольных заводов. Ассортимент изделий был необычайно широк - от дворцовых хрустальных сервизов до обычных бытовых стаканов с незатейливой гравировкой, выпускались также кувшины, штофы, бутыли, кружки, графины, рюмки. Распространенной была фигурная посуда - графины и бутыли в форме птиц и зверей из зеленого, бесцветного, полупрозрачного стекла. Традиция изготовления «потешных вещиц» прослеживается на всем пути развития завода в Гусь-Хрустальном (см. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ) и не исчезает и тогда, когда завод стал специализироваться на выпуске дорогой хрустальной посуды. В 1857 заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб.

В 1748 появляется завод Немчиновых в Дорогобужском уезде. Они получили право, вторыми после Мальцовых, изготавливать посуду к царскому столу. Все немчиновские граверы были крепостными, а стекло гравировалось только на заказ.

В 1764 А. Бахметьев создает крупный завод по производству хрусталя. В конце 18 в. один из заводов Калужской губернии был передан гр. Орлову. Завод выпускал стопки, бокалы и т. д. Использовался орнамент, так называемая «англицкая рисовка», - цветы на провисшей нити. Характерные цветы - тюльпаны, гвоздики, розы. На протяжении 17-18 вв. в России было основано 86 стекольных заводов, к 1804 их количество дошло уже до 114.

В последней трети 18 в. в изготовлении художественных стеклянных изделий стал преобладать стиль классицизм (см. КЛАССИЦИЗМ). Значительно расширился их ассортимент, появились первые винные наборы, состоящие из графинов и рюмок. Из стекла стали делать масленки, супницы, кашпо, судки для специй, флаконы для духов, табакерки и т. д. Внутренние покои дворцов стали украшать стеклянными вазами, канделябрами, люстрами, зеркалами. Цветными стеклами нередко облицовывали стены. Помимо ранее известного бутылочно-зеленого и бесцветного стекла, появилось и цветное - красное, зеленое, синее, фиолетовое, молочное. Несмотря на то, что русские мастера научились варить цветное стекло еще в начале 18 в., его широкое использование приходится на последнюю треть 18 в., в основном, благодаря разработкам М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич). Цветное стекло в сочетании с золоченой бронзой широко использовалось для осветительных приборов. Бесцветное стекло с золотой и серебряной росписью выпускалось, главным образом, Императорским (получил статус в 1792) и Бахметьевским заводами. Их изделия отличаются друг от друга лишь тем, что в Бахметьевском стекле позолота чаще сочетается с серебрением и прозрачными эмалями.

Первая треть 19 в. считается временем расцвета русского художественного стеклоделия. Впервые стали привлекаться к руководству и работе профессиональные художники: А. Н. Воронихин (см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович), Тома де Томон (см. ТОМА ДЕ ТОМОН Жан), К. И. Росси (см. РОССИ Карл Иванович), И. Иванов на Императорском заводе разрабатывали эскизы парадных сервизов, ваз, настольных украшений, многие из которых предназначались для украшения царских резиденций. Все художественные изделия этого времени изготавливались, главным образом, из нового, только что освоенного 6есцветного свинцового хрусталя (см. ХРУСТАЛЬ) с алмазной гранью.

Новый метод обработки стекла - «алмазную грань» - назвали так по способу обработки клиновидными врезами, напоминающими огранку камней. Хрусталь обрамлялся серебром, часто золоченым. Основные сюжеты этого времени - события 1812, герои войны 1812.

Для ампира (см. АМПИР) характерно использование крупных архитектурных деталей, оформление интерьеров из стекла, в моду вошли парадные хрустальные сервизы. (см. БИДЕРМЕЙЕР)

Бидермейер (см. БИДЕРМЕЙЕР) с его требованиями камерности, уюта вызвал поиски новых материалов. В большую моду вновь вошло цветное стекло. На Императорском заводе стали выпускаться сервизы, крупные вазы, канделябры, вмонтированные в золоченую бронзу и дополненные золоченым фарфором. Распространение получили также вазы с рисунком в «неогреческом» стиле. В 1856 на Императорском заводе появилось новое отделение - мозаичное (заслуга в открытии состава смальт (см. СМАЛЬТА) принадлежит еще М. В. Ломоносову). Основные цвета смальты: красный, синий, белый, золотой. Тема мозаичных панно: народные сюжеты.

На Бахметьевском и Орловском заводах изготавливались более скромные изделия, нередко использовалось сочетание цветного и бесцветного стекла, алмазной грани и позолоты с серебрением.

К середине 19 в. производство стекла приобретает индустриальный характер. Расширилась палитра цветного стекла. В 1840-х годах начинается производство темно-вишневого «медного рубина» и уранового стекла двух видов - «зеленого» и «желтого». Повсеместно распространяются непрозрачные «глушеные» стекла, напоминающие бирюзу, яшмы, лазурит и т. д. На Дятьковском заводе с 1849 делаются вазы и графины «мозаической работы». Дальнейшее развитие получает техника нацвета. Только теперь употребляют как два, так и три слоя стекла. Среди стилистического разнообразия середины 19 в. наиболее устойчивыми были стили неоготический и рококо (см. РОКОКО), которые особенно четко проявлялись в изделиях Императорского завода. Провинциальное же стеклоделие практически не знало четкой стилистической ориентации. Здесь мастера шли больше от материала, техники, функциональности, и потому их работы были более цельными и ясными. В это время наблюдается возврат к свободным живым формам, к цветочному орнаменту, разбросанному по поверхности предметов, чаще всего выполненных из цветного стекла. Начиная с 1870-х годов, значительно увеличивается объем производства хрусталя с обильной алмазной гранью. Возрастает интерес к гравированному стеклу. Первенство в его производстве и качестве принадлежало Дятьковскому заводу. Мастера модерна (см. МОДЕРН) в поисках национального стиля украшали стекло и хрусталь русским орнаментом, более характерным для деревянных вещей.

В последней четверти 19 в. на изделиях появляется маркировка.

На Императорском и Гусевском заводах изготавливались уникальные произведения, выполненные в манере Галле (см. ГАЛЛЕ Эмиль) .

Советское стекло как самостоятельное художественное явление заявило о себе лишь в конце 1930-х годов. До этого считалось достаточным обеспечение страны обычным сортовым стеклом. В 1934 выходит указ Советского правительства о необходимости восстановления производства высокосортной столовой и хрустальной посуды. И выпуском такой посуды начинают заниматься Гусевский, Дятьковский и некоторые другие заводы. Постепенно начинают вспоминать все известные до революции методы обработки стекла - цветное стекло, алмазную грань, венецианскую нить, разрабатываются некоторые новые методы. Важная роль в возрождении отечественного художественного стеклоделия принадлежит экспериментальной лаборатории, основанной при Ленинградской зеркальной фабрике, руководила лабораторией известный скульптор Вера Мухина (см. МУХИНА Вера Игнатьевна). За короткий срок было создано более трехсот новых образцов изделий, многие из них были взяты за основу крупными стекольными предприятиями России и выпускаются до сих пор. Дальнейшему развитию стеклоделия помешала Великая Отечественная война 1941. После войны основная роль в возрождении отечественного стеклоделия принадлежит Ленинградскому заводу художественного стекла, образованному на базе лаборатории Мухиной. На заводе осваивается производство сульфид-цинковых стекол, дающих широкую палитру цветов и оттенков: желтых, зеленых, бирюзовых, синих и т. д. Институт стекловолокна в Гусь-Хрустальном разрабатывает метод отделки посуды цветными нитями стеклоткани, сходный с венецианскими нитями. И, наконец, на Гусевском заводе осваивается крашение хрусталя редкоземельными элементами. Хрусталь может быть уже нежных цветов - от светло-лилового до бледно-голубого (долгое время секрет такой окраски был монополией одной из чехословацких фирм).

Советские и российские мастера художественного авторского стекла занимают достойные места в мире. Однако общий упадок промышленности в результате реформ 1990-х годов сказывается и на выпуске массовых изделий.

Полезные сервисы