Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

рококо

Толковый словарь

I нескл. ср.

Архитектурный и декоративный стиль XVIII в., возникший во Франции, отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом; рокайль II.

II неизм. прил.

Отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом; рокайль III (об архитектурном и декоративном стиле).

Толковый словарь Ушакова

РОКОКО́, нескл., муж. и ср. (франц. rococo) (архит., иск.). Архитектурный и декоративный стиль 17-18 вв., достигший полного своего развития во Франции при Людовике XV и отличающийся изысканной сложностью форм, причудливыми орнаментами. Постройка в стиле рококо.

Толковый словарь Ожегова

РОКОКО́

1. нескл., муж. и ср. Стиль в искусстве 18 в., отличающийся изысканной сложностью форм и причудливыми орнаментами.

2. неизм. Характеризующийся таким стилем, выполненный в таком стиле. Архитектура р. Мебель р.

Популярный словарь

Рококо

нескл. и неизм., с.

1) сущ. Стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в первой половине XVIII в. во Франции и характеризующийся изысканной сложностью форм и причудливыми орнаментами.

Своеобразие рококо.

Затейливость архитектуры рококо.

Синонимы:

рока́йль

2) неизм., прил. Характеризующийся таким стилем, выполненный в таком стиле.

Мебель в стиле рококо.

Главный штаб выглядел как дворец в стиле рококо: три этажа богато декорированного фасада, медная крыша, вычурные водосточные трубы (Г. Иванова).

Этимология:

Как европейский культурный термин употребляется повсеместно. Название появилось значительно позже самого явления. От французского rococo (← фр. roc, от rocaille ‘камень неправильной, причудливой формы’, ‘раковина’ и ит. oco от barocco). В словарях - с 60-х гг. XIX в.

Словарь существительных

РОКОКО́, нескл., ср

Направление в искусстве XVIII в., характеризующееся изысканной сложностью форм, манерностью, камерностью, причудливым орнаментом.

Старые (Рублева и Даниила Черного) иконы она [Екатерина II] выслала в Васильевскую церковь под Шуей, а в соборе поставила витиеватый иконостас в стиле рококо… (В. Сол.).

Энциклопедический словарь

РОКОКО́ неизм. [франц. rococo от roc - камень, скала].

I. м. и ср. Архитектурный и декоративный стиль, отличающийся причудливым орнаментом и изысканной сложностью форм. (возник в первой половине 18 века во Франции).

II. прил. Отличающийся причудливым орнаментом и изысканной сложностью форм (о художественном стиле). Мебель в стиле рококо.

* * *

рококо́ (франц. rococo, от rocaille - осколки камней, раковины), стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в. Для рококо характерен уход в мир фантазии, театрализованные игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Декоративное искусство рококо по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и внимания к личному удобству принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII в.

Спальня отеля Субиз в Париже.

* * *

РОКОКО - РОКОКО́ («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille - осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в.

Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко (см. БАРОККО). Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ), как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины,- его главный признак. Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого - возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.

Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль), Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло) и венецианцев (см. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА (в искусстве)), но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий - голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные - вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый Антуан Ватто (см. ВАТТО Антуан), давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, превратившие его мотивы и манеру в изысканную и поверхностную моду (Ланкре (см. ЛАНКРЕ Никола) , Патер, Кийар).

Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик Франсуа Лемуана (см. ЛЕМУАН Франсуа) Франсуа Буше (см. БУШЕ Франсуа (живописец)), мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др.) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789 (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) . Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж. М. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно (см. ПЕРРОНО Жан Батист). Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар (см. ФРАГОНАР Оноре), тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля.

Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан (см. ЛЕМУАН Жан-Батист), Пигаль (см. ПИГАЛЬ Жан Батист), Пажу, Фальконе (см. ФАЛЬКОНЕ Этьен Морис), Клодион (см. КЛОДИОН Клод Мишель).

Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере. Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры (см. ПИЛЯСТРА) большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид. Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах; резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. Крупнейшие французские зодчие рококо: Робер Декотт, Габриэль, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье.

Франция явилась законодательницей эстетики рококо; европейские страны были неравномерно захвачены этим веянием. Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II (см. ФРИДРИХ II Великий). Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме (см. ПОТСДАМ) один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Крупнейшие представители рококо в Германии - архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, живописцы Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер (см. ДОННЕР Георг Рафаэль). В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин (см. РОСЛИН Александр), Фальконе); под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич) (в малых архитектурных формах), Ринальди (см. РИНАЛЬДИ Антонио) (особенно его постройки в Ораниенбауме (см. ЛОМОНОСОВ (город))), Ухтомский, в большой степени Рокотов (см. РОКОТОВ Федор Степанович) и Левицкий (см. ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич).

Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Почти все большие живописцы 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен (см. СЕНТ-ОБЕН Габриель де), Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий (см. ХОДОВЕЦКИЙ Даниель Николаус) в Германии). Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой художественной высоты. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Фарфоровые заводы (Севр (см. СЕВРСКИЙ ФАРФОР) во Франции, Мейсен (см. МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР), Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита (см. БИСКВИТ) и фарфора (см. ФАРФОР).

Большой энциклопедический словарь

РОКОКО (франц. rococo - от rocaille - осколки камней, раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й пол. 18 в. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Декоративное искусство принадлежит к высшим достижениям искусства 18 в. по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и внимания к личному удобству.

Академический словарь

нескл., ср.

Архитектурный и декоративный стиль, возникший в первой половине 18 в. во Франции, отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом.

Мебель в стиле рококо.

Весь стиль рококо --- имел черты какой-то мелочности, бонбоньерочности, искусственности, фривольности, легкомыслия. Луначарский, История западноевропейской литературы.

[франц. rococo]

Гуманитарный словарь

РОКОКО́ (франц. Rococo, от rocaille - осколки камней, раковины) - стилевое напр. в европ. иск-ве преимущ. 1-й пол. 18 в. Названо по характерному орнаменту (в виде причудливых раковин). Называется также стилем Людовика XV (1723-74), в период правления к-рого стиль Р. преобладал во франц. иск-ве. Возник в период Регентства (1715-23). Содержательно связан с эпохой Просвещения, отражая гедонистские (культ наслаждения) аспекты просветит. мировоззр.: осознание личностью своей автономности и самоценности, главенство инд. начала над социальным, т. е. представление о личности как о цельном внутреннем мире, а не о малозначащей крупице обществ. системы. Формы Р. генетически связаны с формами барокко, отличаются ярко выраж. декоративностью, подчеркнутой грациозностью, изяществом, утонченностью, усложненностью. На формирование Р. большое влияние оказало иск-во Китая, привлекшее в нач. - сер. 18 в. всеевроп. интерес, прояв. в появл. "шинуазри" ("китайщины") - стилевого течения, распростран. гл. обр. в эпоху Р. Р. - первый сознательно эклектич. стиль, вобравший в себя также турецкие, готические, античные и ренессансные эл-ты.

Р. был распространен в иск-ве Италии, Германии, Австрии; наиб. полной стилевой завершенностью и соверш. обладает франц. Р., к-рое м. б. подразделено на ряд этапов: раннее Р. (сер. 1710-х - сер. 1720-х гг.), развитое Р. (сер. 1720-х - 1750-е гг.), позднее Р. (1760-70-е гг.). В арх. стиль Р. проявился гл. обр. в декор. убранстве интерьеров и садовых павильонах. Живопись и скульптура Р., камерные по духу, декоративны; они предназначались прежде всего для оформления определ. интерьеров, что обусловило выбор мат-ла и размеры произв.

Рождение Р. совпадает с открытием в Европе секрета фарфора; саксонские декор. фарф. изделия, особ. скульптуры, стали обязательным эл-том интерьера Р. Иск-во Р. богато тонкими переливами, изысканно по сюжетам и исполнению. В иск-ве Англии формы Р. не получили распростр.; архитектура эпохи Р. продолжала традиции англ. палладианства; англ. Р. проявляется в увлечении экзотич. архитектурой Китая и в общей тенденции к утонченности форм. Однако эстетика Р. в Англии ярко проявила себя в одном из самых значит. открытий в истории мирового иск-ва - открытии эстетики натурального пейзажа, приведшей к рождению нового принципа паркового иск-ва - англ. парков, получивших всеобщее распространение в Европе к кон. 18 в.

В рус. иск-ве - в творчестве франц. и итал. мастеров, приглашенных в Россию в 1730-50-е гг., и под их влиянием - стиль Р. наиболее распространен в дворцовом иск-ве, начиная с петровского времени. В архитектуре это творчество Ж. Б. Леблона и И. Браунштейна, проявившееся в оформлении интерьеров в Петергофских дворцах, а в сер. 18 в. - А. Ринальди, Ю. Фельтена, Ж. Б. Баллен-Деламота. Иногда к Р. относят и творчество В. Растрелли, видя в нем не барокко, а особый вариант Р. В рус. живописи в стиле Р. работали Л. Каравакк, Г. Гроот, П. Ротари, С. Торелли, бр. Колокольниковы, И. Вишняков, Ф. Рокотов. Уникальное, чисто рус. худож. явление - иконопись стиля Р. в петерб. храмах сер. 18 в. Значительнейший худож. ансамбль Р. в России - Ораниенбаум.

В 1840-е гг. в Европе и России возникает т. н. "Второе Р.", получившее шир. распростр. в интерьере и декор. иск-вах. В этом стиле оформляли обычно комнаты дам, а мебель рокайльных форм встречается повсеместно. Отголоски Р. как одного из самых самобытных худож. явлений постоянно возникают в иск-ве последующих эпох.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рококо. Н. Ланкаре. Танцовщица Камарго. Эрмитаж.

Рококо. Н. Ланкаре. "Танцовщица Камарго". Эрмитаж.

РОКОКО (французское rococo, от рокайль), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 в. Для рококо характерны гедонистические настроения, мир театрализованной игры и пасторальных сюжетов, манерно-утонченный, изящный и усложненный декор, прихотливый ритм, господствующие в убранстве интерьера, скульптуре, живописи и декоративном искусстве.

Словарь слов из произведений русской литературы

Рококо, нескл., ср. (спец.)

Архитектурный и декоративный стиль во Франции XVIII в., отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом.

Благо, эта статуя, весьма, впрочем, изящная, во вкусе рококо, с пухлыми ручками, взбитыми буклями, гирляндами роз на обнаженной груди и изогнутым станом, досталась ему, комиссионеру, даром. // Тургенев. Записки охотника //

Орфографический словарь

рококо́, неизм. и нескл., ср.

Словарь ударений

рококо́, неизм.; нескл., с.

Формы слов для слова рококо

рококо

Синонимы к слову рококо

сущ., кол-во синонимов: 2

рокайль

Омонимы к слову рококо

рококо I

стиль в архитектуре и искусстве XVIII века, возникший во Франции и отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом

В рококо почти нет прямых линий.

рококо II

относящийся к стилю рококо I; выполненный в этом стиле

Морфемно-орфографический словарь

рококо́, неизм. и нескл., с.

Грамматический словарь

рококо́ с 0; п 0

Словарь галлицизмов русского языка

РОКОКО нескл., ср. rococo m.

1. Архитектурный и декоративный стиль 18 в., возникший во Франции, отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом. БАС-1.Знатоки говорят,что архитектура во вкусе рококо - ложная архитектура; положим так; но тем не менее Растрелли тем не мене е великий художник. Белинский Ст. о Пушкине. Готизм, без сомнения, в эстетическом смысле, отвлеченном от истории, несравненно выше стиля восстановления, рококо и других, служивших переходом от готизма к истинной реставрации древнего зодчества. Герц. Дилет. в науке. Где вы брали молоко? - Это вспомнить нелегко: То ли в детстве по соседству, То ль в эпохе рококо. 1980 гг. С. Ломинадзе Стихи о предметах перв. необходимости. // ВЛ 1998 1 361. | В знач. прил. Вазы рококо и разныя. Посуда гладкая и рококо. Указ. выст. 1839 116. Подсвечники рококо. Указ. выст. 1839 120. На серебряную табакерку rococo russe охотно жертвую 100 р. серебром. 2. 6. 1854. Глинка - В. П. Энгельгардту. - Это чулки faintaisie .. это чистый шолк и его много носят летом. Здесь всех цветов и рисунков: opera, rococo, etoile, ajour. В. Светлов Золоченая богема. // Набл. 1894 10 1 103.

2. перен., устар.? О вышедшем из моды, устаревшем. БИШ. Признаемся в rococo нашего запоздалого вкуса: в этих семи стихах <вольтера> мы находим более слога. боле жизни, более мысли, нежели в полдюжине длинных французских стихотворений. Пушк. Вольтер. Начал об Юге - ради бога не разевай рта - ты rococo. В. Г. Титов Каталкин. // Неправдопод. расск. 2 11. Насчет талантов очень скудно - почти полное отсутствие. Молодежь говорит,что этого не нужно что это устарело, rococo - все это бравые добросовестные чеканщики, золотых дел мастера, как m-r Жосс. 11. 1. 1864. Тург. - Полине Виардо. Какое же тут может быть понятие о стиле игры, когда один только стиль у нас и процветает - стиль рококо-гостиный двор и один тон - моветон. Д. К-въ Письма об искусстве. // РВ 1893 9 335. Вот из согласованья этих взаимных обязанностей и вытекает брак, семья и разделение труда. Но теперь это vieux jeu, rococo. Микулич Черемуха. // СВ 1898 2 1 81. В сияющий день открытия моста Аскоченский ходил в панталонах рококо. 1883. Лесков Печерские антики. // 12-10 289. - Лекс. Толль 1864: рококо; Уш. 1939: рококо/.

Словарь иностранных слов

РОКОКО (фр., от rocail - раковина). Стиль времен регентства во Франции, представляющий искажение стар. простых форм; масса фантастических орнаментов, венков, гирлянд и вообще преобладание украшений, похожих на раковины.

Сканворды для слова рококо

- Главный признак этого стиля архитектуры - это изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины.

- «Капризный» среди стилей искусства.

- Направление в искусстве начала XVIII века, для которого характерны причудливые орнаменты и изящные формы.

- Стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII века.

- «Вариации на тему ...» Петра Чайковского.

- Рокайль иначе.

Полезные сервисы

рококо рюсс

Словарь галлицизмов русского языка

РОКОКО РЮСС rococo russe. В стиле русского рококо. На серебряную табакерку rococo russe охотно жертвую 100 рублей. 2. 6. 1854. М. Глинка - Энгельгардту. // Г. Переп. 2б 28.

Полезные сервисы

рококо(во вкусе рококо)

Сборник слов и иносказаний

рококо(во вкусе рококо) (иноск.) - в старинном вкусе (намек на фигуральные украшения из раковин и фигур, похожих на раковины)

Ср. Какой-то парк... с тритонами рококо на средине изогнутых прудов?.. Небольшой дворец, тоже рококо, выглядывает из-за купы кудрявых дубов...

Тургенев. Призраки. 20.

Ср. Rococo (франц.), rocaille - раковина.

Полезные сервисы

рококовый

Словарь галлицизмов русского языка

РОКОКОВЫЙ ая, ое. rococo. устар., прост. Баранья морда, фасонистый фавн, Николай Николаевич номер второй, - рококо/вую рощу рвет хохотом. 1932. А. Белый. Москва (Маски). // Тула 1989 300. Рококовые прелестницы. Там же 347. В Аляповатых в "рококовом" стиле залах расставлены кровати <для раненых>. Врангель 51.

Полезные сервисы

рококошка

Словарь галлицизмов русского языка

РОКОКОШКА и, ж. rococo m. един.?, шутл. Дом ее барский, старинный и если не убран рококошками и побрякушками нового покроя, во сто раз лучше нового покроя всех нынешних клеток. 21. 1. 1837. П. Вяземский - А. Я. Булгакову. // РА 1879 6 243.

Полезные сервисы

рококошный

Словарь галлицизмов русского языка

РОКОКОШНЫЙ ая, ое. rococo m. един. В стиле рококо. А работаю над серией билетов.. Тут есть и русский сказочный сюжет, и средневековый библейский, и античный, и ренессансный, и романтический, и рококошный. 1928. Бенуа размышляет 630.

Полезные сервисы