м.
1. Специалист в области истории [история I 2., 3.].
2. разг.
Преподаватель истории [история I 2.] как учебной дисциплины.
3. разг.
Студент исторического факультета высшего учебного заведения.
м.
1. Специалист в области истории [история I 2., 3.].
2. разг.
Преподаватель истории [история I 2.] как учебной дисциплины.
3. разг.
Студент исторического факультета высшего учебного заведения.
ИСТО́РИК, историка, муж. Ученый - специалист по истории.
|| Студент исторического института, факультета, отделения.
ИСТО́РИК, -а, м
Специалист по истории.
Историки, описывая роковые моменты жизни Советской страны, изображали дело так, что Ленин постоянно спрашивал совета у Сталина… (В. Гроссман).
ИСТО́РИК -а; м.
1. Специалист по истории. Военный и. И. литературы.
2. Разг. Преподаватель истории. Хороший и. Работать историком.
-а, м.
1. Специалист по истории.
Карамзин есть первый наш историк и последний летописец. Пушкин, История русского народа, соч. Н. Полевого.
2. разг.
Преподаватель истории как учебной дисциплины.
- А что случилось? --- Алеша сказал грубость историку и получил тройку по поведению. Каверин, Двойной портрет.
см. Археолог
исто́рик, исто́рики, исто́рика, исто́риков, исто́рику, исто́рикам, исто́риком, исто́риками, исто́рике, исто́риках
сущ., кол-во синонимов: 15
бытописатель (7)
бытописец (4)
вексиллолог (2)
дееписатель (5)
дееписец (4)
египтолог (1)
историограф (5)
ксенофонт (2)
летописец (7)
логограф (7)
медиевист (1)
нестор (4)
профессия (336)
хеттолог (2)
хронист (2)
См. писатель...
исто́рик
при Петре I; см. Смирнов 1242. Вероятно, через польск. historyk из лат. historicus. 2 Не совсем так: Н. Смирнов указывает, что слова историк и история были известны на Руси еще до Петра I. - Прим. ред.
- У него на работе ни дня без даты.
- Живёт вчерашним днём.
- Школьный учитель «старины».
- Учёный, дышащий пылью веков.
- Свидетель, отбежавший на безопасное расстояние во времени.
- Исследователь, озабоченный прошлым.
- Учительская специализация персонажа Вячеслава Тихонова в фильме «Доживём до понедельника».
- Человек, изучающий прошлое.
- Знаток былых эпох.
- Учёный, живущий прошлым.
- Каждый из тех, кого древние греки называли передатчиками времени.
ИСТО́РИКО-ГЕОГРАФИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА (географо-ист. школа, финский метод) - одно из направлений диффузионизма в фольклористике, созд. фин. филологом К. Кроном (1863-1933). Опираясь на методику сравнит. анализа локальных вариантов "Калевалы", разработ. в тр. его отца Ю. Крона, он положил в осн. систематизации сказочного эпоса составление вариантов по историко-хронологич. принципу, если известны их лит. первоисточники, и по геогр., если они записаны в устной форме. Чем дальше варианты находятся друг от друга в геогр. отношении, тем больше они отличаются по содержанию и построению. Все эти отличия, по К. Крону, обусловлены миграцией сюжетов, и чем дальше они ушли от центра генезиса, тем больше они изменились. Следуя по путям миграции в обратном направлении, исследователь может дойти до места возникновения и первонач. формы сюжета, а также определить время его генезиса. В соотв. с этими принципами И.-Г. Ш. был создан универс. "Указатель сказочных типов" А. Аарне, к-рый послужил эталоном для составления мн. нац. указателей в странах Европы (в России - Н. П. Андреев. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л., 1929) и способствовал внедрению в науч. обиход стандартной классификации фольклорных сюжетов. Модернизатором ист.-геогр. метода выступил в 1930-х гг. амер. иссл. С. Томпсон, предложивший более мелкую рубрикативную единицу - мотив. Это позволило расширить геогр. просторы миграции сюжетов, увеличить кол-во исследуемых вариантов и перейти от сказочного эпоса к другим жанрам фольклора. В то же время отказ от иссл. причин распространенности фольклорных сюжетов, их нац.-эстетич. своеобразия и соц.-ист. обусловленности привел к геогр. генерализации, сводившей реальный яз. худож. образов к яз. условных знаков и схем. Гл. своей задачей последователи И.-Г. Ш. считают установление каналов рассеивания мотивов.
Лит.: Никифоров А. И. Финская школа перед кризисом // Сов. этнография. 1934. № 4; Землянова Л. М. Современная американская фольклористика. М., 1975.
ИСТО́РИКО-КУЛЬТУ́РНЫЕ О́БЛАСТИ (историко-этногр. обл.) - терр., у населения к-рых в силу общности ист. судеб, соц.-экономич. развития и взаимного влияния складываются сходные культ.-бытовые особенности. И.-К. О. обладают спецификой материальной (типы жилища, средств передвижения, утвари и пищи, одежды, украшений) и духовной культуры (календарные обряды и обычаи, традиц. верования и фольклор), связ. со стереотипами мышления и образа жизни. И.-К. О. - один из двух осн. видов этнографич. общностей, не обладающих этнич. сознанием, в отличие от этноса. И.-К. О. могут не осознаваться людьми и выделяться в ходе спец. этнограф. иссл. И.-К. О. тесно переплетаются с хоз.-культ. типами, но, как правило, не совпадают с ними, так же как не совпадают полностью и с этнич. и лингв. ареалами. Районирование по И.-К. О. актуально только до эпохи Великих географич. открытий и приемлемо только для архаич. (доиндустриальных) об-в, ибо развитие капитализма и захват колоний европейскими державами существенно повлияли на характер и структуру И.-К. О. (расширился обмен культ. достижениями, возросло влияние товарно-денежных связей, усилилась неравномерность темпов социально-экономич. развития отд. регионов и стран). В итоге сложные историко-культ. процессы привели к сложению иерархии И.-К. О., р-нов и провинций. Осн. таксономич. единицей является И.-К. О., она подразделяется на подобласти и р-ны. Группа И.-К. О. может быть объединена в б. крупные регионы или провинции. Обычно выделяют 16 таких провинций: зап.-центрально-европ., восточноевроп., кавказская, среднеазиатско-казахстанская, сибирская, центральноазиатская, переднеазиатская, восточноазиатская, юго-восточноазиатская, южноазиатская, североафриканская, африканская тропич., североамериканская, латиноамериканская, океанийская, австралийская.
Лит.: Левин М. Г., Чебоксаров Н. Н. Хозяйственно-культ. типы и историко-этнографич. области: к постановке вопроса // Сов. этнография. 1955. № 4; Андрианов Б. В., Чебоксаров Н. Н. Историко-этнографич. области: проблемы историко-этнографич. районирования // Там же. 1975. № 3; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М., 1985.
Система приемов и методики анализа, используемая при изучении исторического развития отдельного языка в целях выявления его внутренних и внешних закономерностей. Принцип историко-сравнительного метода - установление исторического тождества и различия форм и звуков языка. Важнейшие приемы историко-сравнительного метода:
1) приемы внутренней реконструкции;
2) приемы хронологизации,
3) приемы диалектографии;
4) приемы культурно-исторической интерпретации;
5) прием текстологии.
ИСТО́РИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ, историко-филологическая, историко-филологическое (книжн.). прил., по знач. связанное с изучением истории и филологии. Историко-филологический факультет (прежде в университетах). Историко-филологические исследования. Историко-филологическое образование.
Историко-этимологический словарь - Разновидность этимологического словаря, в котором кроме сведений об этимологии слова - его происхождении и первоначальном значении - содержится основная информация о биографии слов: прослеживание всех этапов истории слов, изменений в его фонетическом облике, морфологии и, главным образом, семантике от возникновения до современного состояния. В русской этимологической лексикографии этим жанровым требованиям в наибольшей мере отвечает «Историко-этимологический словарь современного русского языка» П. Я. Черных . Ⅰ-Ⅱ. М., 1993; есть более поздние издания), включающий сведения о 13560 словах, рассматриваемых в статьях, построенных на гнездовом принципе. Ср.исторический словарь.
Регион, у населения которого, несмотря на принадлежность к разным этносам, исторически сложились сходные культурно-бытовые и этнопсихологические особенности. На территории РФ обычно выделяется девять таких регионов: Амурско-Сахалинский, Беломорско-Балтийский, Волго-Камский, Западносибирский, Северокавказский, Северный, Центрально-русский, Чукотско-камчатский, Южносибирский.
Регион, у населения которого, несмотря на принадлежность к разным этносам, исторически сложились сходные культурно-бытовые и этнопсихологические особенности. На территории РФ обычно выделяется девять таких регионов: Амурско-Сахалинский, Беломорско-Балтийский, Волго-Камский, Западносибирский, Северокавказский, Северный, Центрально-русский, Чукотско-камчатский, Южносибирский.
Определенный регион, у населения которого, несмотря на принадлежность к различным этническим общностям, исторически сложились сходные культурно-бытовые и этнопсихологические особенности (в силу одинаковых природных условий и длительного взаимовлияния). На территории исторической России обычно выделяют девять таких областей: Амурско-Сахалинскую, Беломорско-Балтийскую, Волго-Камскую, Западносибирскую, Северокавказскую, Северную, Центрально-русскую, Чукотско-Камчатскую и Южносибирскую.
ИСТО́РИКО-ЭТНОГРАФИ́ЧЕСКИЕ А́ТЛАСЫ - совокупность историко-этнографич. карт, отражающих на опред. период разл. стороны образа жизни этнич. общностей, характерные черты их материальной и духовной культуры и пространств, взаимоотношения между отд. параметрами. Крупнейшие И.-Э. А. России - атлас Сибири (1961) и атлас "Русские" (1967-70).