Стефа́н (умер около 35), христианский первомученик и, по преданию, первый дьякон. Проповедовал в Иерусалиме и был побит камнями.
стефан
Энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
СТЕФАН (ум. ок. 35) - христианский первомученик и, по преданию, первый диакон. Проповедовал в Иерусалиме и был побит камнями. Память в Православной церкви 4 (17) января, 2 (15) августа, 15 (28) сентября, 27 декабря (9 января), в Католической - 26 декабря.
-----------------------------------
СТЕФАН (2-я пол. 1 в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, ученик Пасителя.
-----------------------------------
СТЕФАН I - см. Иштван I.
Энциклопедия Кольера
СВ. (ум. ок. 35), первый христианский мученик, был членом иудео-христианской общины в Иерусалиме и, скорее всего, "эллинистом", т.е. эллинизированным (говорящим на греческом языке) евреем. В Деяниях апостолов (6:1-6) упоминается в числе семи "изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости" мужей, избранных Иерусалимской общиной на служение в качестве помощников апостолов. Убийство Стефана стало началом гонений на активную часть иерусалимской общины, в которых ведущую роль сыграл Савл Тарсийский - будущий апостол Павел (Деян 8:1-3). Стефан обвинялся главным образом в проповеди того, что "Иисус Назорей разрушит" иерусалимский Храм (Деян 6:14 - 8:1). Стефан не мог быть осужден синедрионом, фарисейское большинство в котором оправдало бы его (как оно уже оправдало апостола Петра, Деян 5:34-41), но и римляне не могли обвинить его в притязаниях на царский престол, что инкриминировалось Иисусу Христу. Поэтому первосвященники просто собрали толпу, которая вывела Стефана за городские стены и, с одобрения Савла (в то время занимавшего высокий пост в страже первосвященника), забила его насмерть камнями. Тот факт, что апостолы, в отличие от Стефана, не стали мишенью последующих преследований, указывает на то, что они занимали примиренческую позицию, не пытаясь продолжить открытую антиримскую агитацию, начатую Иисусом. День памяти святого 26 декабря (в Русской православной церкви 4 января по старому стилю).
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Гуманитарный словарь
СТЕФА́Н (ок. 1340-96) - епископ Пермский, создатель пермской письменности, переводчик. Род. в Вел. Устюге, в семье клирика собора Богородицы. Постригся в монахи в ранней юности, сохранив крестильное имя. В Симеоновской летописи приводится его родовое прозвище - Храп. Первонач. монашествовал в мон. Григория Богослова в Ростове, известном книжном центре. Уже тогда он прославился своей ученостью (свободно владел греч. яз.) и умением толковать Св. Писание. Решив проповедовать христ-во в Перми, составил спец. азбуку для зырянского яз. и начал перевод богослужебных книг. В 1379 С. был рукоположен в священники в Котласе (Пырее). С. не только проповедовал христ-во, но и учил новопросвещенных грамоте, руководил переводч. работой, к-рую вели уже его ученики из местного населения. Вскоре он стал ставить пермяков в священники, дьяконы, чтецы, смотря по их способностям и знаниям. Зимой 1383 у митрополита Моск. С. просил епископа для Перми, и, несмотря на молодость, Пимен рукоположил в епископы его самого, а вел. кн. Дм. Донской даровал лично С. и новой епископии ряд льгот в Пермской земле. Уже как епископ С. организовал ряд школ и мон., ставших религ. и культ. центрами новой земли. С. также много заботился о благосостоянии своей паствы.
В 1386 он посетил Новгород. Предполагается, что в это время им было написано поучение против ереси стригольников, однако авторство С. не доказано окончательно. В 1391 был на Соборе епископов в Москве, тогда же посетил Сергия Радонежского. В 1396 последний раз поехал в Москву, где и скончался. Похоронен в кремлевском соборе Спаса на Бору. Вскоре после смерти С. Епифаний Премудрый написал его житие. Правосл. церковь празднует память С. Пермского 26 апр. (9 мая).
Изд. и лит.: Рус. ист. б-ка. СПб., 1880. Т. 6; Макарий (Булгаков). История рус. церкви. СПб., 1886. Т. 5.
-----------------------------------
СТЕФА́Н (в миру Симеон Ив. Яворский) (1658-1722) - иерарх Рус. правосл. церкви петровской эпохи, публицист, проповедник. Из семьи небогатых шляхтичей. В 1684 окончил Киево-Могилянскую коллегию. Приняв униатство, учился в католич. уч. заведениях Вильно, Львова, Люблина и Познани. В 1687 вернулся в Россию, возвратился в православие и в 1689 постригся в монахи. Преподавал в Киево-Могилянской коллегии, стал ее проф. и префектом. В 1697 - игумен Св.-Никольского Пустынного мон. близ Киева. В 1700, находясь в Москве, на похоронах А. Шеина произнес проповедь, понравившуюся Петру I. Царь приказал посвятить С. в архиереи в великорус. епархию, "где прилично, не в дальнем расстоянии от Москвы". Так он стал Рязанским митр. (апр. 1700), в конце того же года после смерти Патриарха Адриана - Местоблюстителем патриаршего престола, през. Славяно-греко-лат. акад. Петр рассчитывал на поддержку С., человека европ. образованности, свободного от старых моск. традиций. С. действительно сочувствовал полит. и воен. деят-ности Петра, славил его в проповедях. Однако разошелся с царем в понимании роли и места церкви и духовенства в России. Его раздражало ограничение власти Местоблюстителя. Рассчитывая, вероятно, получить высш. церк. сан, С. намекал Петру на необходимость восстановления патриаршества. Осознав, что царь стремился полностью подчинить церковь гос-ву, С. постепенно и осторожно начал превращаться из "Петра Великого дел славных проповедника" в его обличителя. В сочинениях С. появились скрытые намеки на то, что реформы Петра противоречат православию. Недовольство вылилось наружу в проповеди о фискалах 17 марта 1712, в день именин царевича Алексея, "единой надежды страны", по словам С. Он препятствовал посвящению Ф. Прокоповича в епископы, написал "Камень веры" (1718, опубл. в 1728), где изложил правосл. вероучение, доказывал, что церк. власть выше светской, а сторонников церк. преобразований обвинял в протестантизме. Подготовка осн. док-тов церк. реформы прошла мимо С. Будучи противником Дух. Регламента, он тем не менее был назначен през. Синода. В работе Синода участия почти не принимал. В последние годы жизни находился под следствием по подозрению в сочувствии противникам Петра. Талантливый проповедник; его сочинения написаны изысканным, витиеватым языком, полным иносказаний и символов.
Синонимы к слову стефан
Грамматический словарь
Словарь русских имен
Словарь имён
Словарь имён и отчеств
Именины
См. Степан.
Сканворды для слова стефан
- Имя писателя Цвейга.
- Господарь, один из самых видных правителей Молдавского княжества.
- Имя армянского писателя Зорьяна.
- Персонаж оперы польского композитора Станислава Монюшко «Зачарованный замок».
- Имя польского математика Банаха.
- В Библии - диакон, совершавший великие чудеса и знамения в народе.
- Патриарх русской православной церкви в 1700-1721 гг.