Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вёл

Толковый словарь Ушакова

ВЁЛ, велся, вела, велась. прош. вр. от вести, вестись.

Полезные сервисы

велѣниѥ

Словарь древнерусского языка

ВЕЛѢНИ|Ѥ (40), -˫А с.

1.Повеление, приказание:

Фрѩзи же и вси воѥводы ихъ. възлюбиша зла(т) и срѣбро и||же мѣнѩшеть имъ исаковиць. а ц(с)рва велѣни˫а забыша и папина. пьрвоѥ пришьдъше въ соудъ. замкы желѣзны˫а разбита. ЛН XIII-XIV, 65 об. - 66 (1204); посла Батыи к Михаилу кнѩзю велѩ ѥму поклонитисѩ ѡгневи. и болвано(м) ихъ. Михаило же кнѩ(з) не повинусѩ велѣнью ихъ. но ɤкори и. и глухы˫а ѥго кумиры. ЛЛ 1377, 165 (1246); Ти бѣху при декии нечьстивемь ц(с)ри. и фрутунати˫а игемонѣ ѡ(т) африки˫а. по велению пришьдшю въ. африкию. Пр 1383, 35г; бл҃женыи феодосии... водимъ б҃иимъ велениѥмь. придѣ къ великому антонию. Там же, 57г; ѥлм(а) же велениѥ бѣ ѡ(т) фараѡна ц(с)рѩ ѥгуптьска. ˫ако женьскъ полъ хранитi а моужьскъ полъ оубивати. Пр XIV (6), 7б; но помыслите ˫ако не тому творите бл҃г(д)ти. но б҃ие велѣние сверш(а)ете. ЗЦ к. XIV, 7б; Посѣти сущи(х) в темници по г(с)ну велѣнию вижь бѣду вижь стр(с)ть. Там же, 73в; а Володимеръ Галичкои. по его велению волость мою взѩлъ ЛИ ок. 1425, 147 (1150).

2. Постановление:

Самарѣиство. и отъ того самарѩне. се ѥсть ѡ(т) июдѣи. прѣже оуставлѥны˫а ереси въ елины. и прѣжде съставлѥни˫а ихъ велѣнии. по елиньскомоу велѣнию. и срѣдѣ жидовьства ѡ(т)вѣтъ приимъше. (τὰ δόγματα... τὴν ϑρησκείαν) КЕ XII, 251а; прилежаще ѡ(т) невѣжьства нѣкоѥго. и неразлоучени˫а стражюще. извѣщати же абиѥ себѣ. и нѣкыихъ еретичьскыихъ велѣнии не съвѣдоуще. (τῶν... δογμάτων) Там же, 272б.

Полезные сервисы

вела

Словарь русских имен

Сканворды для слова вела

- Значение женского имени (др.-болг.) большая.

Полезные сервисы

велабр

Сканворды для слова велабр

- В античном Риме название некогда болотистой местности, которая располагалась между северо-западным склоном Палатина и Капитолием до Тибра.

- Болото, на котором, согласно легенде, Фаустул нашёл Ромула и Рема.

Полезные сервисы

велайет или вилайет

Словарь иностранных слов

ВЕЛАЙЕТ или ВИЛАЙЕТ (араб., от weli - старшина). Турецкая провинция.

Полезные сервисы

веларий

Синонимы к слову веларий

сущ., кол-во синонимов: 2

Словарь иностранных слов

ВЕЛАРИЙ (лат., от velare - завертывать). 1) телохранители древних римских императоров, составлявшие отдельный корпус. 2) у древних занавес, которым прикрывали амфитеатры, чтобы предохранить зрителей от солнечных лучей или дождя.

Сканворды для слова веларий

- Парусиновый навес над амфитеатром в Древнем Риме для защиты от дождя, солнца (велум).

Полезные сервисы

веларный

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

веларный - см. задненёбный

Полезные сервисы

веласкес

Большой энциклопедический словарь

ВЕЛАСКЕС (Родригес де Сильва Веласкес) (Rodriguez de Silva Velasquez) Диего (1599-1660) - испанский живописец. Придворный живописец Филиппа IV (с 1623). Картины на религиозные, мифологические ("Вакх", ок. 1628-29), исторические ("Сдача Бреды", 1634) сюжеты, сцены из народной жизни ("Завтрак", ок. 1617-18), острохарактерные портреты ("Иннокентий X", 1650; групповой портрет "Менины", 1656), правдивые и поэтичные сцены труда ("Пряхи", 1657). Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.ВЕЛАСКЕС, Родригес де Сильва Веласкес (Rodrigez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5 июня 1599, Севилья - 6 августа 1660, Мадрид), испанский художник, крупнейший представитель испанского барокко. БиографияПроисходил из небогатой дворянской семьи. Учился в Севилье у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко (1611-17), на дочери которого Хуане Миранде, женился в 1618. В 1617 получил звание мастера. Работал в Севилье и Мадриде, куда переехал в 1623, назначенный придворным художником с исключительным правом писать портреты короля. Занимал различные должности при дворе Филиппа IV, вплоть до гофмаршала двора в 1652; в круг его служебных обязанностей, отнимавших много сил и времени, входила организация всех празднеств, приемов, убранство дворцовых покоев, а также пополнение королевских собраний произведениями искусства. Превосходя современных ему испанских художников не только творческим диапазоном, но и смелостью и новизной художественных решений, Веласкес писал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозные сюжеты, портреты, пейзажи. Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками "художником Истины". Севильский период.

БодегоныСамостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильского периода, созданных в жанре бодегонов (от исп. bodegon - трактир, харчевня), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногими полуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы ("Завтрак", ок. 1617-18, Эрмитаж; сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт; "Старая кухарка", ок. 1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; "Завтрак двух юношей", "Водонос", ок. 1621 - обе музей Веллингтон, Лондон). К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: "Поклонение волхвов" (1619, Прадо); "Христос в доме Марфы и Марии" (ок. 1620, Национальная галерея, Лондон). Мадридский период Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. В необычных для испанской традиции картинах на античные сюжеты ("Вакх" или "Пьяницы", 1628-1629, "Кузница Вулкана", 1630 - обе в Прадо), с их острым чувством житейской достоверности и оттенком иронии, мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности. "Сдача Бреды"Картина "Сдача Бреды" (1634, Прадо, вошедшая в ансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, - одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда - смысловой узел композиции, утверждающей за побежденным право на уважение, а за победителем - на великодушие. Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите с тонко переданными валерами. Портреты 1630-40 Качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изображению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы после возвращения из Италии - так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. Строгая темная гамма оживлена изысканнейшими сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть, в слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес (ок. 1633, Эрмитаж), хмурый вельможа Хуан Матеос (ок. 1632, Картинная галерея, Дрезден), итальянский кардинал Камило Асталли (1649-50, Музей Испанского общества в Америке, Нью-Йорк), полный внутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно Алонсо Кано, 1630-е гг., музей Веллингтон, Лондон), погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес (1635-38, Прадо) или овеянная благородным изяществом "Дама с веером" (ок. 1648, галерея Уоллес, Лондон). В портретах королевских карликов и шутов Веласкес снепредвзятой зоркостью взгляда раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма ("Барбаросса", 1636-38; "Эль Бобо дель Кориа", ок. 1637-39; "Эль Примо", 1644; "Себастьяно дель Морра", ок. 1643-44; "Мальчик из Вальескаса", ок. 1644, "Хуан Австрийский", начало 1650-х гг. - все Прадо). В парных картинах "Менипп" и "Эзоп" (1639-40, Прадо,), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа - грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр "Венера с зеркалом" (до 1651, Национальная галерея, Лондон), редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.В Италии.Второй поездке Веласкеса в Италию (1649-51) сопутствовал традиционный успех. портрет его ученика мулата Хуана Парехи (1644-50; Нью-Йорк, Метрополитен-музей) был восторженно встречен в римских художественных кругах. Веласкес был избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. портрет римского папы Иннокентия X (1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: "Слишком правдиво!") стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании; в Риме его без конца копировали. Портреты 1650-х гг. 1650-е гг. - время самых высоких творческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома (королева Марианна Австрийская, ок. 1649, Прадо; инфанта Мария Тереза, 1651, собрание Леман, Нью-Йорк; 1653 Музей истории искусства, Вена; инфанта Маргарита, 1653; 1659, там же; 1656, Лувр; 1660, Прадо; инфант Филипп Просперо, 1659, Музей истории искусства, Вена). Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV (1655-56, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее в Лондоне)."Менины" и "Пряхи" Главные создания Веласкеса позднего периода - крупномасштабные композиции "Менины" ("Фрейлены", 1656, в инвентарях 17 и 18 вв. картина обозначалась как "Семья", "Семья Филиппа IV"), "Пряхи" (1657) - обе в Прадо. В "Менинах", картине, наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. В столь же многоплановой по замыслу картине "Пряхи" сцена в королевской ковровой мастерской с фигурами прях на первом плане запечатлевает как бы целый мир, выступающий в единстве и реальности мечты, повседневной жизни и мифа о греческой мастерице Арахне.Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции.Литература:Каптерева Т. П. Веласкес. М., 1961 Знамеровская Т. П. Веласкес. М., 1978.Якимович А. К. Художник и дворец. Диего Веласкес. М., 1989.Justi K. Velasquez und sein Jahrhundert. Bonn, 1888.Lopez-Rey J. Velasquez. A catalogue raisonne of his work. London, 1963.Comon Aznar J. Velasquez. Madrid, 1964. V. 1-2.Brown J. Velasquez. Painter and courtier. New Haven; London, 1986.Т. П. Каптерева ВЕЛАСКЕС (Velazquez) (Веласкес де Куэльяр) Диего (1464-1524) - испанский конкистадор. Завоевал о. Куба, в 1511-24 губернатор острова; предпринял ряд завоевательных экспедиций на Юкатан, во Флориду и в Мексику.

Грамматический словарь

Вела́скес ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова веласкес

- Испанский художник, автор картин «Менины», «Пряхи», «Сдача Бреды».

- По преданию, кисть, обронённую этим художником во время сеанса, почтительно поднял и подал ему испанский король Филипп IV.

- Испанский художник, автор картин «Голова Аполлона», «Ссора солдат перед посольством Испании», «Сивилла».

- Испанский художник, автор серии портретов «Шуты».

- Испанский художник, автор картин «Старуха, жарящая яйца», «Христос в доме Марфы и Марии», «Непорочное зачатие».

- Испанский художник, автор картин «Три музыканта», «Завтрак», «Ужин в Эммаусе».

- Испанский художник, автор картин «Иоанн Креститель в пустыне», «Покров Богородицы над святым Ильдефонсом», «Голова оленя».

- Испанский художник, автор картин «Христос и христианская душа», «Рога оленя», «Демокрит».

- Испанский художник, автор картин «Мулатка», «Воспитание Богоматери», «Плач святого Петра».

- Испанский художник, автор картин «Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом», «Распятие Христово», «Святая Руфина».

- Испанский художник, автор картин «Белый конь», «Дама с веером», «Швея», «Меркурий и Аргус».

- Испанский художник, автор картин «Святой Антоний посещает святого Павла», «Королевская охота», «Эзоп».

- Испанский художник, автор картин «Менипп», «Марс», «Коронование Богоматери».

- Испанский художник, автор картин «Два юноши у стола», «Святой Фома», «Иоанн на Патмосе».

- Испанский художник, автор картин «Портрет галисийки», «Венера с зеркалом», «Сивилла с чистой доской».

- Испанский художник, автор картин «Поклонение волхвов», «Святой Павел», «Продавец воды в Севилье».

- Испанский художник, автор картин «Триумф Вакха, или Пьяницы», «Принесение Иакову одежды Иосифа», «Кузница Вулкана».

- Испанский художник, крупнейший представитель испанского барокко.

- Портрет монахини Херонимы де ла Фуэнто, написанный для монастыря в Толедо, стал для этого художника первым заказом и первым портретом в полный рост.

- Кардинал Инфан Фердинанд уже заказал ему свой портрет, по приказу брата короля Филиппа IV уступил очередь.

- Венесуэльская актриса, исполнившая роль Анк-су-намун в фильме «Мумия».

- Мексиканская пианистка, автор всемирно известной песни «Бесаме мучо».

- Великий художник, широко представленный в музее Прадо.

- Придворный живописец Филиппа IV.

Полезные сервисы

веласкес диего

Энциклопедический словарь

Веласкес Диего - I

Веласкес де Куэльяр (Velázquez de Cuéllar) (1464-1524), испанский конкистадор. Завоевал острова Куба, в 1511-24 губернатор острова; предпринял ряд завоевательных экспедиций на Юкатан, во Флориду и в Мексику.

II

Родригес де Сильва Веласкес (Rodríguez de Silva Velásquez) (1599-1660), испанский живописец. С 1623 придворный живописец Филиппа IV. Писал картины, в которых необычно и остро соединяются элементы мифологического и бытового жанров («Вакх», около 1630; «Пряхи», 1657), сцены из народной жизни («Завтрак», около 1617-18), острохарактерные портреты («Иннокентий X», 1650; групповой портрет «Менины», 1656). Один из основоположников исторического жанра в европейском искусстве («Сдача Бреды», 1634-35). Живопись Веласкеса отличается смелостью и свежестью сложных композиционных решений, умением проникнуть в характер модели, обострённым чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.

Энциклопедия Кольера

ВЕЛАСКЕС, РОДРИГЕС ДЕ СИЛЬВА ВЕЛАСКЕС, ДИЕГО

(Velazquez, Rodriguez de Silva Velazquez, Diego)

(1599-1660), великий испанский живописец 17 в.; родился в Севилье 6 июня 1599. В 1611-1616 учился в Севилье у мастера религиозной и бытовой живописи Франсиско де Эрреры Старшего и портретиста Франсиско Пачеко. Вероятно, в Севилье он имел возможность познакомиться с произведениями основоположника натуралистической школы живописи Микеланджело да Караваджо или его итальянских учеников. От раннего периода творчества Веласкеса (1617-1623) сохранилось ок. 25 работ: произведения на религиозные сюжеты, портреты, жанровые сцены и т.н. бодегоны (испанское название натюрмортов). В 1622 Веласкес посетил Мадрид, где окончательно обосновался в 1623. Его заказчиком стал всесильный министр короля Филиппа IV Гаспар де Оливарес. Девятнадцатилетний король проникся симпатией к художнику, который был всего пятью годами старше его; в октябре 1623 он назначил Веласкеса придворным художником и в течение всей жизни оставался его покровителем. В 1628 Мадрид посетил фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Веласкес подружился с ним, и они работали в одной мастерской в течение восьми месяцев. К первому мадридскому периоду творчества Веласкеса относятся портреты короля, Оливареса и других придворных, в том числе шутов. В это же время он написал картину Пьяницы (1628-1629), известную также под названием Триумф Вакха, на которой изображены крестьяне, прославляющие Вакха (эта работа находится в Прадо, как и все упоминаемые здесь картины, если не указано другое местонахождение). Со временем Веласкес приобрел и другие придворные должности. В 1643 он был назначен помощником придворного архитектора, а последние восемь лет жизни исполнял обязанности главного церемониймейстера королевского дворца. Он должен был следить за принадлежавшими королевской семье зданиями, их украшением и меблировкой, за устройством празднеств и спектаклей, организовывать выезды короля. Эти обременительные обязанности мешали занятиям живописью, и в последние девять лет Веласкес написал только 15 картин - портретов и произведений на мифологические сюжеты.

Первая поездка в Италию. Веласкес дважды побывал в Италии: в 1629-1631 и в 1648-1651. Во время первого путешествия он посетил Геную, Венецию, Болонью, Феррару, Рим и Неаполь. Веласкес познакомился с болонским мастером Гверчино и с Хусепе Риберой, испанским живописцем, работавшим в Неаполе; он изучал произведения Тинторетто, Якопо Бассано, Микеланджело, Рафаэля и второго поколения караваджистов. В Италии Веласкес написал картины Окровавленные одежды Иосифа (Эскориал) и Кузница Вулкана.

В Мадриде. В 1630-е годы, по возвращении Веласкеса в Мадрид, в его живописи выходят на первый план черты, характерные для стиля барокко. В этот период он создал картину Охота на дикого вепря (Лондон, Национальная галерея), несколько конных портретов короля и его портретов на охоте и знаменитую картину Сдача Бреды (1634-1635). В последней работе благородство и величие персонажей, изящество и естественность их движений подчеркивается гармонией красок и виртуозностью мазка. Из произведений на религиозные сюжеты, созданных в этот период, следует отметить такие картины, как Встреча св. Антония-аббата со св. Павлом-отшельником и Коронование Марии, а также Распятие, написанное, вероятно, ок. 1631. В начале 1640-х годов в европейской живописи произошел поворот от зрелого барокко к более спокойному и торжественному стилю. Эта перемена нашла отражение в портретах Веласкеса 1638-1641 и в трех картинах - Эзоп, Менипп и Марс (1639-1640).

Вторая поездка в Италию. В 1636-1648 Веласкес был очень занят своими придворными обязанностями; за это время он создал всего около 20 картин. В ноябре 1648 Веласкес получил разрешение на поездку в Италию. Его путь лежал через Геную, Милан и Падую в Венецию, где он приобрел для короля картины Веронезе, Тициана и Тинторетто. Веласкес посетил также Болонью, Модену, Парму, Флоренцию и Неаполь, но вскоре возвратился в Рим. Римское общество, папская курия и художники относились к нему с большим уважением. Мастерство Веласкеса, благородные манеры и сама его личность произвели на всех приятное впечатление. Веласкес познакомился со скульпторами Дж.Л.Бернини и А.Альгарди, живописцами К.Лорреном, П.да Кортоной, Маттиа Прети и Сальватором Розой. Будучи свободным от придворной службы, Веласкес много писал, в том числе исполнил 11 портретов. Из них наиболее известен портрет папы Иннокентия X; эта работа хранится в палаццо Дориа в Риме. Несмотря на почтенный возраст (75 лет), папа был человеком железной воли, моложавым, энергичным, вспыльчивым и подозрительным. Его черты трудно назвать приятными: мясистый нос, тонкие губы, пронзительный взгляд, красноватый цвет лица. Веласкес акцентировал живость румяного лица, использовав сочетание различных оттенков красного цвета. В Риме Веласкес написал два камерных пейзажа, предвосхищающих французскую живопись 19 в. Один из этих видов, Сад виллы Медичи, кажется безмятежно спокойным и торжественно монументальным, другой наполнен игрой солнечных бликов. В пейзажах Веласкес демонстрирует новое понимание пространства и света. В Риме он написал также картину Венера с зеркалом (Лондон, Национальная галерея), сюжет которой восходит к гравюре с картины голландского художника А. ван Блокландта. Венера, лежащая спиной к зрителю, смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур. Отражение в зеркале нечетко, и лицо богини выглядит постаревшим и не столь прекрасным, как можно было бы ожидать при виде совершенства ее юного тела. Смысл произведения типичен для эпохи барокко: размышление об увядающей красоте, суетности и бренности человеческой жизни. Зеркало символизирует всевидящее око Всевышнего, обнажающее человеческие пороки.

Последние годы. Во время пребывания Веласкеса в Италии сорокапятилетний король женился на австрийской принцессе, своей четырнадцатилетней племяннице. Вернувшись в Мадрид в июне 1651, Веласкес писал в основном портреты короля, королевы Марианны и детей, родившихся от этого брака. (Все эти работы находятся в Прадо и в венском Художественно-историческом музее, кроме последнего портрета Филиппа IV, который хранится в Лондоне, в Национальной галерее.) Вершина творчества Веласкеса - картина Менины, или Фрейлины (1656-1657). На ней изображены маленькая принцесса Маргарита, придворные и сам художник, работающий над огромным холстом. Все персонажи картины связаны единством действия. В зеркале видны король и королева, портрет которых пишет Веласкес. Они находятся на месте зрителя. Впервые в истории живописи сюжетом картины стал процесс ее создания. В 1659, несмотря на недовольство придворных, король пожаловал Веласкесу личное дворянство. Художник умер менее чем через год, 6 августа 1660, после того как завершил все приготовления к свадьбе дочери Филиппа IV Марии Терезы и Людовика XIV. Сохранилось ок. 120 картин Веласкеса; почти пятьдесят из них хранятся в Прадо.

ЛИТЕРАТУРА

Малицкая К.М. Веласкес (1599-1660). М. - Л., 1939 Каптерева Т.П. Веласкес. М., 1961 Кеменов В.С. Картины Веласкеса. М., 1969 Якимович А.К. Диего Веласкес. Художник и дворец. М., 1989

Полезные сервисы

веласкес диего (живописец)

Энциклопедический словарь

ВЕЛАСКЕС Диего (живописец) - ВЕЛА́СКЕС (Родригес де Сильва Веласкес) (Rodriguez de Silva Velasquez) Диего (1599-1660), испанский живописец. Придворный живописец Филиппа IV (см. ФИЛИПП IV Габсбург) (с 1623). Картины на религиозные, мифологические («Вакх», ок. 1628-29), исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, сцены из народной жизни («Завтрак», ок. 1617-1618), острохарактерные портреты («Иннокентий X», 1650; групповой портрет «Менины», 1656), правдивые и поэтичные сцены труда («Пряхи», 1657). Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.

* * *

ВЕЛА́СКЕС, Родригес де Сильва Веласкес (Rodrigez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5 июня 1599, Севилья - 6 августа 1660, Мадрид), испанский художник, крупнейший представитель испанского барокко (см. БАРОККО).

Биография

Происходил из небогатой дворянской семьи. Учился в Севилье у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко (1611-17), на дочери которого Хуане Миранде, женился в 1618. В 1617 получил звание мастера. Работал в Севилье и Мадриде, куда переехал в 1623, назначенный придворным художником с исключительным правом писать портреты короля. Занимал различные должности при дворе Филиппа IV, вплоть до гофмаршала двора в 1652; в круг его служебных обязанностей, отнимавших много сил и времени, входила организация всех празднеств, приемов, убранство дворцовых покоев, а также пополнение королевских собраний произведениями искусства. Превосходя современных ему испанских художников не только творческим диапазоном, но и смелостью и новизной художественных решений, Веласкес писал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозные сюжеты, портреты, пейзажи. Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками «художником Истины».

Севильский период. Бодегоны

Самостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильского периода, созданных в жанре бодегонов (от исп. bodegon - трактир, харчевня), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногими полуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами.

В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо (см. КАРАВАДЖО Микеланджело), господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», ок. 1617-18, Эрмитаж (см. ЭРМИТАЖ); сходная картина 1618-1619, Музей изобразительных искусств, Будапешт (см. МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ в Будапеште); «Старая кухарка», ок. 1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. 1621 - обе музей Веллингтон, Лондон). К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо (см. ПРАДО)); «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. 1620, Национальная галерея, Лондон (см. НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ (в Лондоне))).

Мадридский период

Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана (см. ТИЦИАН)), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом (см. РУБЕНС Питер Пауль), первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства.

В необычных для испанской традиции картинах на античные сюжеты («Вакх» или «Пьяницы», 1628-1629, «Кузница Вулкана», 1630 - обе в Прадо), с их острым чувством житейской достоверности и оттенком иронии, мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности.

«Сдача Бреды»

Картина «Сдача Бреды» (1634, Прадо), вошедшая в ансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, - одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон.

Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда (см. БРЕДА) - смысловой узел композиции, утверждающей за побежденным право на уважение, а за победителем - на великодушие. Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите с тонко переданными валерами.

Портреты 1630-40

Качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изображению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы после возвращения из Италии - так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары (см. ЗЕЙН Билли), жест, движение. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. Строгая темная гамма оживлена изысканнейшими сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть, в слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес (ок. 1633, Эрмитаж), хмурый вельможа Хуан Матеос (ок. 1632, Картинная галерея, Дрезден (см. ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ)), итальянский кардинал Камило Асталли (1649-50, Музей Испанского общества в Америке, Нью-Йорк), полный внутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно Алонсо Кано, 1630-е гг., музей Веллингтон, Лондон), погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес (1635-38, Прадо) или овеянная благородным изяществом «Дама с веером» (ок. 1648, галерея Уоллес, Лондон).

В портретах королевских карликов и шутов Веласкес с непредвзятой зоркостью взгляда раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма («Барбаросса», 1636-38; «Эль Бобо дель Кориа», ок. 1637-39; «Эль Примо», 1644; «Себастьяно дель Морра», ок. 1643-44; «Мальчик из Вальескаса», ок. 1644, «Хуан Австрийский», начало 1650-х гг. - все Прадо). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа - грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом» (до 1651, Национальная галерея, Лондон), редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.

В Италии

Второй поездке Веласкеса в Италию (1649-51) сопутствовал традиционный успех. Портрет его ученика мулата Хуана Парехи (1644-50; Нью-Йорк, Метрополитен-музей (см. МЕТРОПОЛИТЕН-МУЗЕЙ)) был восторженно встречен в римских художественных кругах. Веласкес был избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X (см. ИННОКЕНТИЙ X) (1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: «Слишком правдиво!») стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании; в Риме его без конца копировали.

Портреты 1650-х гг.

1650-е гг. - время самых высоких творческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома (королева Марианна Австрийская, ок. 1649, Прадо; инфанта Мария Тереза, 1651, собрание Леман, Нью-Йорк; 1653 Музей истории искусства, Вена; инфанта Маргарита, 1653; 1659, там же; 1656, Лувр; 1660, Прадо; инфант Филипп Просперо, 1659, Музей истории искусства, Вена). Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV (1655-56, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее в Лондоне).

Главные создания Веласкеса позднего периода - крупномасштабные композиции «Менины» («Фрейлены», 1656, в инвентарях 17 и 18 вв. картина обозначалась как «Семья», «Семья Филиппа IV»), «Пряхи» (1657) - обе в Прадо. В «Менинах», картине, наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений.

В столь же многоплановой по замыслу картине «Пряхи» сцена в королевской ковровой мастерской с фигурами прях на первом плане запечатлевает как бы целый мир, выступающий в единстве и реальности мечты, повседневной жизни и мифа о греческой мастерице Арахне (см. АРАХНА). Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции.

Полезные сервисы

веласкес диего (конкистадор)

Энциклопедический словарь

ВЕЛАСКЕС Диего (конкистадор) - ВЕЛА́СКЕС Диего (полн. Диего Веласкес де Куэльяр; Velazquez de Cuellar) (1464-1524), испанский конкистадор (см. КОНКИСТАДОРЫ) , завоеватель Кубы.

Родился в городе Куэльяре, провинция Сеговия, в знатной и богатой семье. Участвовал во второй экспедиции Христофора Колумба (см. КОЛУМБ Христофор), прибыл с ним в 1493 году на остров Гаити. В 1511 году начал завоевание острова Кубы и был назначен ее губернатором. На этом посту оставался до конца жизни. в 1512 году основал города Асуньсьон-де-Баракоа и Сантьяго-де-Куба, в 1513 - Сан-Себастьян-де-Баямо, в 1514 - Пуэрто-Принсипе, Санкти-Спиритус и Ремедьос, в 1515 - Гавану. Кроме того, Веласкес снарядил ряд экспедиций для завоевания Юкатана, во Флориды и Мексики. Умер от лихорадки и похоронен в Сантьяго-де-Куба.

Полезные сервисы

веласкес диего, родригес де сильва веласкес (rodrÍguez de silva velÁsquez)

Большой энциклопедический словарь

Вела́скес Диего, Родригес де Сильва Веласкес (Rodríguez de Silva Velásquez) (1599—1660), испанский живописец. С 1623 придворный живописец Филиппа IV. Писал картины, в которых необычно и остро соединяются элементы мифологического и бытового жанров («Вакх», около 1630; «Пряхи», 1657), сцены из народной жизни («Завтрак», около 1617 — 18), острохарактерные портреты («Иннокентий X», 1650; групповой портрет «Менины», 1656). Один из основоположников исторического жанра в европейском искусстве («Сдача Бреды», 1634—35). Живопись Веласкеса отличается смелостью и свежестью сложных композиционных решений, умением проникнуть в характер модели, обострённым чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.

Полезные сервисы

веласкес, веласкес де куэльяр (velÁzquez de cuÉllar) диего

Большой энциклопедический словарь

Вела́скес, Веласкес де Куэльяр (Velázquez de Cuéllar) Диего (1464—1524), испанский конкистадор. Во время 2-й экспедиции Х. Колумба прибыл вместе с ним на Гаити (1493). Завоевал остров Куба, в 1511—24 губернатор острова; основал ряд городов, в том числе Гавану, предпринял ряд завоевательных экспедиций на Юкатан, во Флориду и в Мексику.

Полезные сервисы

веласкес, диего

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Веласкес Диего. Портрет принца Балтазара Карлоса.

Веласкес Диего. Портрет принца Балтазара Карлоса.

ВЕЛАСКЕС (Родригес де Сильва Веласкес) (Rodriguez de Silva Velasquez) Диего (1599 - 1660), испанский живописец. Картины на религиозные, мифологические ("Вакх", около 1630), исторические ("Сдача Бреды", 1634 - 35) сюжеты, сцены из народной жизни ("Завтрак", около 1617 - 18), острохарактерные портреты ("Иннокентий X", 1650; групповой портрет "Менины", 1656), правдивые и поэтические сцены труда ("Пряхи", 1657). Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер изображаемого персонажа, обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.

Веласкес Диего. Принц Балтазар Карлос на пони.

Веласкес Диего. "Принц Балтазар Карлос на пони".

Веласкес Диего. Сдача Бреды.

Веласкес Диего. "Сдача Бреды".

Диего Веласкес. Завтpак.

Диего Веласкес. "Завтpак".

Диего Веласкес. Венеpа пеpед зеpкалом.

Диего Веласкес. "Венеpа пеpед зеpкалом".

Полезные сервисы

веласко альварадо (velasco alvarado) хуан

Большой энциклопедический словарь

Вела́ско Альвара́до (Velasco Alvarado) Хуан (1909—1977), президент Перу в 1968—75, дивизионный генерал. Правительство Веласко Альварадо приняло закон об аграрной реформе, национализировало собственность американских нефтяных и горнорудных компаний и создало государственную компанию.

Полезные сервисы

веласко альварадо хуан

Энциклопедический словарь

Вела́ско Альвара́до Хуан (Velasco Alvarado) (1909-1977), президент Перу в 1968-75, дивизионный генерал. Правительство Веласко Альварадо приняло закон об аграрной реформе, национализировало собственность американских нефтяных и горнорудных компаний и создало государственную компанию.

* * *

ВЕЛАСКО АЛЬВАРАДО Хуан - ВЕЛА́СКО АЛЬВАРА́ДО (Velasco Alvarado) Хуан (1909-77), перуанский государственный деятель, президент Перу в 1968-1975, дивизионный генерал. Правительство Веласко Альварадо приняло закон об аграрной реформе, национализировало собственность американских нефтяных и горнорудных компаний и создало государственную компанию.

Большой энциклопедический словарь

ВЕЛАСКО АЛЬВАРАДО (Velasco Alvarado) Хуан (1909-77) - президент Перу в 1968-1975, дивизионный генерал. Правительство Веласко Альварадо приняло закон об аграрной реформе, национализировало собственность американских нефтяных и горнорудных компаний и создало государственную компанию.

Полезные сервисы

веласко ибарра (velasco ibarra) хосе мария

Большой энциклопедический словарь

Вела́ско Иба́рра (Velasco Ibarra) Хосе Мария (1893—1979), президент Эквадора в 1934—35, 1944—47, 1952—56, 1960—1961 и 1968—72, лидер партии Национальной федерации веласкистов, созданной в 1952 его сторонниками.

Полезные сервисы

веласко ибарра хосе мария

Энциклопедический словарь

Вела́ско Иба́рра Хосе Мария (Velasco Ibarra) (1893-1979), президент Эквадора в 1934-1935, 1944-47, 1952-56, 1960-61 и 1968-72, лидер партии Национальной федерации веласкистов, созданной в 1952 его сторонниками.

* * *

ВЕЛАСКО ИБАРРА Хосе Мария - ВЕЛА́СКО ИБА́РРА (Velasco Ibarra) Хосе Мария (1893-1979), эквадорский государственный деятель, президент Эквадора в 1934-35, 1944-47, 1952-56, 1960-61 и 1968-72, лидер партии Национальной федерации веласкистов, создана в 1952 его сторонниками.

Большой энциклопедический словарь

ВЕЛАСКО ИБАРРА (Velasco Ibarra) Хосе Мария (1893-1979) - президент Эквадора в 1934-35, 1944-47, 1952-56, 1960-61 и 1968-72, лидер партии Национальной федерации веласкистов, создана в 1952 его сторонниками.

Полезные сервисы

велась

Глагольная сочетаемость

велась борьба => действие, пассив на -ся, продолжение

Полезные сервисы

велауский договор

Энциклопедический словарь

ВЕЛАУСКИЙ ДОГОВОР - ВЕЛА́УСКИЙ ДОГОВО́Р, смотри Велявско-Быдгощский трактат (см. ВЕЛЯВСКО-БЫДГОЩСКИЙ ТРАКТАТ) 1657 года.

Полезные сервисы

велаят

Орфографический словарь

велая́т, -а (в Туркменистане)

Синонимы к слову велаят

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова велаят

- Административно-территориальная единица Туркмении.

Полезные сервисы

велблуд

Словарь церковнославянского языка

 сущ. верблюд.          (Быт. 24, 19).

Архаизмы

Велблуд - верблюд

Полезные сервисы

велблуждь

Архаизмы

Велблуждь - верблюжий

Полезные сервисы

велблюд

Толковый словарь Даля

ВЕЛБЛЮД, велбуд церк. верблюд. По двоякому ·знач. этого слова на греч. (верблюд и канат), вероятно оно и в переводах наших употреблялось двусмысленно.

Полезные сервисы

велбуд

Архаизмы

Велбуд - верблюд; толстый канат

Полезные сервисы

велвел

Еврейские имена

Мужское имя.

"Велвел" означает "волк" на идиш. Имя "Велвел" часто ассоциируется с коленом Биньямина, который описывается в Торе как "волк", т.е. могучий и бесстрашный воин (Берешит 49:27).

Полезные сервисы

велверет

Толковый словарь Даля

ВЕЛВЕРЕТ, вельверет муж., голланд. бумажная ткань, род мохнатого бархата. Верверет муж., сиб. и камч. плис, бумажный бархат.

Полезные сервисы

велвет андерграунд

Энциклопедический словарь

ВЕЛВЕТ АНДЕРГРАУНД - «ВЕ́ЛВЕТ АНДЕРГРА́УНД» (Velvet Underground), американская рок-группа (см. РОК-МУЗЫКА). Образована в 1964 в Нью-Йорке. Первоначальный состав: Лу Рид (Lou Reed) (наст. Луис Фербэнк, Louis Firbank) (р. 2 марта 1942; гитара, вокал); Джон Кэйл (John Cale) (полн. Джон Дэвис Кэйл, John Davies Cale) (р. 9 марта 1940; альт, бас-гитара, клавишные); Стерлинг Моррисон (Sterling Morrison) (полн. Холмс Стерлинг Моррисон-мл., Holmes Sterling Morrison, Jr.) (29 августа 1942 - 30 августа 1995; гитара); Морин «Мо» Такер (Maureen «Moe» Tucker) (р. 1945; ударные). Одна из самых значительных американских рок-групп, исполнявших экспериментальный рок; оказала огромное влияние на развитие панк (см. ПАНК-РОК)- и пост-панк (см. ПОСТ-ПАНК)-рока.

Была основана Лу Ридом и Джоном Кэйлом. Рид с раннего детства любил рок-н-ролл (см. РОК-Н-РОЛЛ), в начале 1960-х гг. увлекся авангардным джазом и поэзией. Кэйл уже успел повыступать с Джоном Кейджем (см. КЕЙДЖ Джон) (John Cage) и Ламонте Янгом (LaMonte Young), но более всего интересовался рок-музыкой.

С самого начала группа выделялась на общем фоне тогдашней американской рок-музыки. Ее материал, в основном сочиненный Ридом, отражал реалии большого города и был посвящен таким темам, как наркомания, садомазохизм, декадентство. Все это подкреплялось жесткими риффами (см. РИФФ), сырым гитарным звуком и пронзительными альтовыми пассажами Кэйла. Данная музыка, будучи абсолютно некоммерческой, не имела тогда шансов на популярность; но многое изменилось, когда в 1965 группу обнаружил лидер американского поп-арта (см. ПОП-АРТ) Энди Уорхол (Andy Warhol). Он стал менеджером Velvet Underground и весной 1966 спродюсировал дебютный альбом группы. По его настоянию в состав группы была включена модель и певица из Европы Нико (Nico) (настоящее имя Криста Паффген, Christa Puffgen) (16 октября 1938 - 18 июля 1988), обладавшая выразительным глубоким голосом. Она спела три лучшие песни из альбома, который получил условное название «банановый» (по его обложке, которую нарисовал сам Уорхол). Ныне эта работа (песни Heroin, All Tomorrow"s Parties, Venus in Furs, I"ll Be Your Mirror, Black Angel"s Death Song, Sunday Morning) признана одной из наиболее значительных и «классических» в рок-музыке. Альбом достиг всего лишь 171-го места в хит-параде (см. ХИТ-ПАРАД) США, но стал «культовым» для многих молодых музыкантов той эпохи, оказав значительное влияние на их творчество.

Нестабильное коммерческое положение обусловило серьезные трения внутри самой группы. В 1967 ушла Нико; постепенно слабели связи с Уорхолом. В этой обстановке был записан второй альбом White Light/White Heat. Он получился еще более резким и радикальным, чем первый, также провалившись коммерчески. Тем временем достиг своего апогея конфликт между Ридом и Кэйлом. Группа раскололась, и Кэйл ушел (его заменил бас-гитарист Даг Юл (Doug Yule)). А во время записи четвертого альбома Loaded группу покинул и сам Рид.

Третий и четвертый альбомы (1969 и 1970) получились совершенно непохожими на предыдущие работы. Шум и насилие практически исчезли; музыкальный материал был выполнен в стандартных традициях поп-рока. Работа вызвала недоумение знатоков, зато значительно расширила аудиторию Velvet Underground. Большую известность приобрели композиции Rock and Roll, Who Loves the Sun и Sweet Jane, ставшие со временем рок-стандартами. Однако, отсутствие таких музыкантов, как Рид и Такер, не могло не сказаться на дальнейшем существовании группы, которая вскоре распалась. А ее бывшие участники (Рид, Кэйл и Нико) весьма преуспели как независимые музыканты.

Слава Velvet Underground стала расти спустя годы после ее смерти. О ее значительном влиянии на собственное творчество говорят такие звезды, как Дэвид Боуи (см. БОУИ Дэвид), Брайан Ино (см. ИНО Брайан), Пэтти Смит и др. В 1980-х гг. все наследие Velvet Underground было переиздано. На этой волне в начале 1990-х группа была воссоздана, но Рид и Кэйл снова не смогли ужиться вместе. А смерть Моррисона в 1995 сделала все прожекты воссоединения Velvet Underground нереальными.

Полезные сервисы

велд

Энциклопедический словарь

Велд (от голл. veld - поле), засушливые плато в Южной Африке, главным образом в ЮАР. Понижаются ступенями от Драконовых гор на восток, к впадине Калахари на запад, и долине р. Лимпопо на север. Высокий велд (высота 1200-2000 м) - между pp. Оранжевая и Вааль, Средний велд (1000-1500 м) - между устьем р. Вааль и верховьями р. Олифантс, Кустарниковый велд (около 900 м) - к северу от г. Претория, Низкий велд (300-800 м) - между Кустарниковым велдом и р. Лимпопо. Покрыты ксерофитными злаками и кустарниками, участки саванн. Крупные месторождения алмазов (в районе Кимберли).

* * *

ВЕЛД - ВЕЛД (от нидерл. veld - поле), засушливые плато в Юж. Африке, главным образом в ЮАР. Понижаются ступенями от Драконовых гор на востоке к впадине Калахари на западе и долине р. Лимпопо на севере. Высокий Велд (высота 1200-2000 м) - между реками Оранжевая и Вааль (см. ВААЛЬ), Средний Велд (1000-1500 м) - между устьем р. Вааль и верховьями р. Олифантс, Кустарниковый Велд (ок. 900 м) - к северу от г. Претория, Низкий Велд (300-800 м) - между Кустарниковым Велдом и р. Лимпопо. Покрыты ксерофитными злаками и кустарниками, участки саванн. Крупные месторождения алмазов (в районе Кимберли).

Большой энциклопедический словарь

ВЕЛД (от нидерл. veld - поле) - засушливые плато в Юж. Африке, главным образом в ЮАР. Понижаются ступенями от Драконовых гор на востоке к впадине Калахари на западе и долине р. Лимпопо на севере. Высокий Велд (высота 1200-2000 м) - между реками Оранжевая и Вааль, Средний Велд (1000-1500 м) - между устьем р. Вааль и верховьями р. Олифантс, Кустарниковый Велд (ок. 900 м) - к северу от г. Претория, Низкий Велд (300-800 м) - между Кустарниковым Велдом и р. Лимпопо. Покрыты ксерофитными злаками и кустарниками, участки саванн. Крупные месторождения алмазов (в районе Кимберли).

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВЕЛД (от голландского veld - поле), засушливые плато в Южной Африке, главным образом в ЮАР. Понижаются ступенями от 1800 до 300 м, от Драконовых гор на востоке к впадине Калахари на западе и долине реки Лимпопо на севере. Ксерофитные злаки и кустарники, участки саванн. Крупные месторождения алмазов (в районе Кимберли).

Сканворды для слова велд

- Засушливое плато в Южной Америке.

- Название этого плато в ЮАР в переводе с нидерландского означает «поле, равнина».

Полезные сервисы

велде

Энциклопедический словарь

Ве́лде - ван де, семья голландских живописцев. Эсайас (около 1590 - 1630), один из создателей голландского национального пейзажа, отличающегося простотой композиции, эмоциональным ощущением жизни природы. Виллем (1633-1707). Звучные по цвету, спокойные морские пейзажи. Адриан (1636-1672). Портреты, религиозные, мифологические, аллегорические композиции, идиллические пейзажи.

Большой энциклопедический словарь

ВЕЛДЕ ван де - семья нидерландских живописцев: 1) Эсайас (ок. 1590-1630), один из создателей нидерландского национального пейзажа, отличающегося простотой композиции, эмоциональным ощущением жизни природы.

2) Виллем (1633-1707). Звучные по цвету, спокойные морские пейзажи.

3) Адриан (1636-72). Портреты, религиозные, мифологические, аллегорические композиции, идиллические пейзажи.

Сканворды для слова велде

- Бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн.

Полезные сервисы

велде (velde) теодор хендрик ван де

Большой энциклопедический словарь

Ве́лде (Velde) Теодор Хендрик ван де (1873—1937), голландский гинеколог, сексолог. С 1920 в Швейцарии. Один из основоположников современной сексологии. Труды по физиологии сексуальности, вопросам психологических причин сексуальных расстройств. Автор популярных книг по сексологии, в том числе «Идеальный брак» (1926, 43-е издание в 1932).

Полезные сервисы

велде ван де

Энциклопедический словарь

ВЕЛДЕ ван де - ВЕ́ЛДЕ ван де, семья нидерландских живописцев:

1) Эсайас (ок. 1590-1630), один из создателей нидерландского национального пейзажа, отличающегося простотой композиции, эмоциональным ощущением жизни природы.

2) Виллем (1633-1707). Звучные по цвету, спокойные морские пейзажи.

3) Адриан (1636-72). Портреты, религиозные, мифологические, аллегорические композиции, идиллические пейзажи.

Большой энциклопедический словарь

Ве́лде ван де, семья голландских живописцев. Эсайас (около 1590 - 1630), один из создателей национального пейзажа, отличающегося простотой композиции, эмоциональным ощущением жизни природы («Дюнный пейзаж», 1629). Виллем (1633-1707), племянник Эсайаса. Звучные по цвету морские пейзажи с изображением кораблей («Залп салюта», 1666). Адриан (1636-1672), брат Виллема. Портреты, религиозные, мифологические, аллегорические композиции; прославился идиллическими пейзажами с фигурами людей и животных («Берег в Схевенингене», 1658).

Энциклопедия Кольера

ВЕЛДЕ ван де - "Общество на террасе". 1622.

"Порт Амстердама с адмиральским кораблем

"Золотой лев" Корнелиса Тромпа". 1686.

Полезные сервисы

велде хенри

Энциклопедический словарь

Ве́лде Хенри - ван де Велде (van de Velde) (1863-1957), бельгийский архитектор и мастер декоративного искусства. Один из родоначальников стиля модерн, использовал в своих работах криволинейные архитектурные формы и выразительные декоративные элементы (Фолькванг-музей в Хагене, Германия, 1901-02), позже рационализма (театр Веркбунда в Кёльне, 1914).

* * *

ВЕЛДЕ Хенри - ВЕ́ЛДЕ (ван де Велде) (van de Velde) Хенри (1863-1957), бельгийский архитектор и мастер декоративного искусства. Один из родоначальников стиля модерн (см. МОДЕРН) (Фолькванг-музей в Хагене, Германия, 1901-02), позже рационализма (см. РАЦИОНАЛИЗМ (в архитектуре)) (театр Веркбунда в Кельне, 1914).

Большой энциклопедический словарь

ВЕЛДЕ (ван де Велде) (van de Velde) Хенри (1863-1957) - бельгийский архитектор и мастер декоративного искусства. Один из родоначальников стиля "модерн" (Фолькванг-музей в Хагене, Германия, 1901-02), позже рационализма (театр Веркбунда в Кельне, 1914).

Полезные сервисы

велде хенри, ван де велде (van de velde)

Большой энциклопедический словарь

Ве́лде Хенри, ван де Велде (van de Velde) (1863—1957), бельгийский архитектор и мастер декоративного искусства. Используя криволинейные архитектурные формы и выразительные декоративные элементы, выступил как один из родоначальников стиля модерн (Фолькванг-музей в Хагене, Германия, 1901—1902); позже стал лидером и теоретиком функционализма (библиотека университета в Генте, 1935—40).

Полезные сервисы

веле

Толковый словарь Даля

ВЕЛЕ - и все сложные от него, см. велий, великий.

Полезные сервисы

велебит

Энциклопедический словарь

Ве́лебит (Velebit), хребет в Хорватии, на Динарском нагорье, вдоль побережья Адриатического моря. Длина около 150 км, высота до 1758 м. Сложен главным образом известняками; развит карст. Западные склоны отвесны, восточные покрыты широколиственными хвойными лесами.

* * *

ВЕЛЕБИТ - ВЕ́ЛЕБИТ (Velebit), хребет в Хорватии, на Динарском нагорье, вдоль побережья Адриатического м. Длина ок. 150 км, высота до 1758 м. Сложен главным образом известняками; развит карст. Западные склоны отвесны, восточные покрыты широколиственными, хвойными лесами.

Синонимы к слову велебит

сущ., кол-во синонимов: 1

горы (52)

Сканворды для слова велебит

- Горный хребет в Хорватии, на Динарском нагорье.

Полезные сервисы

велебит (velebit)

Большой энциклопедический словарь

ВЕЛЕБИТ (Velebit) - хребет в Хорватии, на Динарском нагорье, вдоль побережья Адриатического м. Длина ок. 150 км, высота до 1758 м. Сложен главным образом известняками; развит карст. Западные склоны отвесны, восточные покрыты широколиственными, хвойными лесами.

Полезные сервисы

велевший

Синонимы к слову велевший

Полезные сервисы

велевший долго жить

Синонимы к слову велевший долго жить

прил., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

велевший молчать

Синонимы к слову велевший молчать

прил., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

велегласиѥ

Словарь древнерусского языка

ВЕЛЕГЛАСИ|Ѥ (1*), -˫А с. Громогласность:

но ты на послушанье первыи буди... ибо пѣнье б҃огл(с)ное. ли почитанье. ли вниманье. ли велегл(с)ье. ли доброписанье. ли мусииска˫а. къ бл҃жнму и възрачному. послушанью. и смиренью. (μεγαλοφωνία) ФСт XIV, 134б.

Полезные сервисы

велегласие

Синонимы к слову велегласие

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

велегласно

Толковый словарь

нареч. качеств.-обстоят. устар.

Громким голосом; зычно.

Словарь церковнославянского языка

 греч. μεγαλοφώνως в полный голос, громко.

Синонимы к слову велегласно

нареч, кол-во синонимов: 8

См. громко...

Полезные сервисы

велегласность

Синонимы к слову велегласность

сущ., кол-во синонимов: 4

Полезные сервисы

велегласный

Толковый словарь

прил. устар.

Имеющий громкий голос; громогласный.

Толковый словарь Ушакова

ВЕЛЕГЛА́СНЫЙ, велегласная, велегласное (церк.-книжн. устар.). Громогласный.

Академический словарь

-ая, -ое. книжн. устар.

Громкоголосый, громогласный.

Орфографический словарь

велегла́сный; кратк. форма -сен, -сна

Формы слов для слова велегласный

велегла́сный, велегла́сная, велегла́сное, велегла́сные, велегла́сного, велегла́сной, велегла́сных, велегла́сному, велегла́сным, велегла́сную, велегла́сною, велегла́сными, велегла́сном, велегла́сен, велегла́сна, велегла́сно, велегла́сны, велегла́снее, повелегла́снее, велегла́сней, повелегла́сней

Синонимы к слову велегласный

прил., кол-во синонимов: 6

громозвучный, громкий

Архаизмы

Велегласный - громогласный

Морфемно-орфографический словарь

веле/гла́с/н/ый.

Грамматический словарь

велегла́сный п 1*a

Полезные сервисы

велегласовати

Словарь древнерусского языка

ВЕЛЕГЛАС|ОВАТИ (1*), -ОУЮ, -ОУѤТЬ гл. Восклицать:

Пр(д)бнии възглашають: възнесесѩ на нб҃са, Б҃е, по всеи зе(м) слава тво˫а. Праведници велегласують: възнесисѩ, судѩи зе(м), да i мы въ свѣтѣ лица твоѥго. Г(с)и, поидемъ. КТур XII сп. XIV, 53.

Полезные сервисы

велегласьно

Словарь древнерусского языка

ВЕЛЕГЛАСЬНО (14) нар. Во всеуслышание:

да слышать исаию велегла(с)но вѣщающа к нимъ. КР 1284, 351а; р҃цѣмъ велегл(с)но праведенъ ѥси Г(с)и. ЛЛ 1377, 74 об. (1093); азъ видѣхъ и слышахъ ѡ(т) самого с҃на б҃и˫а. истинно ||=и велегла(с)но гл҃ю вамъ. ИларПосл XI сп. XIV, 193-193 об.; Мы же, ѡц҃и и бра(т)ѥ и друзи, вси велегл(с)но рцѣмъ КТур XII сп. XIV, 62; и игоумен же Моусиi и всѩ брать˫а ˫аже ѡ Х(с)ѣ. велегл(с)но похвалиша Б҃а. ЛИ ок. 1425, 244 (1199).

Полезные сервисы

велегласьныи

Словарь древнерусского языка

ВЕЛЕГЛАСЬНЫИ (3*) пр. Громкоголосый:

Сн҃ве члвч(с)тии доколе тѩжкоср҃дье. начало створю оубо к ва(м) ѡ(т) велегл҃снаго дв҃да. (μεγαλοφωνοτάτου). ГБ XIV, 203б; и всѣмъ тѣмъ по лѣпотѣ почитающе памѩть его. с похвалою велегл(с)ною ре(ч)мъ. СбТр к. XIV, 217; проповѣднi(к) велегл(с)нъ того величьствi˫а бывъ. (μεγαλοφωνότατος) ЖВИ XIV-XV, 134г.

Полезные сервисы

велегорка

Этимологический словарь

велего́рка

вельего́рка "сорт гречихи", велиго́рка "гречишная крупа тонкого помола" (Павл.); см. Соболевский, ЖСт., 1892, вып. 2, стр. 125; Энц. Слов. 10, 860. Вероятно, от местн. н. или собств.; ср. Michaɫ Wielhorski, польск. кухмистер (ум. в 1790 г.); см. Enc. Powszechna 18, 107 и сл.

Полезные сервисы

веледѣланьѥ

Словарь древнерусского языка

ВЕЛЕДѢЛАНЬ|Ѥ (1*), -˫А с. Великое дело, великий труд:

И си(х) оубо иже ѡ мнѣ в разумѣ сдѣтелева веледѣлань˫а. наставлѩ˫асѩ съ сими же и. бл҃госочтанное оустроенье сблюденье все˫а твари разумѣва˫а. (τῆς... μεγαλουργίας) ЖВИ XIV-XV, 66б.

Полезные сервисы

веледа

Синонимы к слову веледа

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

ВЕЛЕДА (др.-герм. Velada.). Древнегерманская прорицательница, жившая в I в. по Р. Х.

Полезные сервисы

велединский

Сканворды для слова велединский

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Анфан Террибль», «Ты да я, да мы с тобой», «Русское».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Живой», «Географ глобус пропил», «Ладога».

Полезные сервисы

веледоушьѥ

Словарь древнерусского языка

ВЕЛЕДОУШЬ|Ѥ (5), -˫А с. Душевное благородство:

ре(к) бо ˫ако пасту(х) е(с) добрыи. полага˫а д҃шю свою за овца. приложи же ˫ако и мене с҃на своего. такому моли(т) пастуху быти. положити д҃шю за вы. о си(х) возпи чюдѩсѩ. о велед҃шье. таче не мни(т) кто ˫ако с҃на ѡ҃ць. ГБ XIV, 50г; их же велед҃шьѥ и доблесть. и муч҃тлви достоино чюдеси вмѣнисѩ. ˫ако же по многи(х) мука(х) покорити ихъ не възможе. (τὸ μεγαλόψυχον) ЖВИ XIV-XV, 86в.

Полезные сервисы

веледоушьнѣ

Словарь древнерусского языка

ВЕЛЕДОУШЬНѢ (1*) нар. к веледоушьныи:

˫ако ѡ(т)иде безъ дѣла мч҃тль. много похваливъ своѥго оц҃а селевка. ˫ако имѣнь˫а ст҃льства жидомъ ѡ(т)лучи веледш҃нѣ и ч(с)тнѣ. и житьѥ ихъ люблѩше. ГБ XIV, 141а.

Полезные сервисы

веледоушьно

Словарь древнерусского языка

ВЕЛЕДОУШЬНО (1*) нар. к веледоушьныи:

молю же сѩ купно да васъ не ѡтъсѣщеть ѡ(т) моѥго ѡканьства. но велед҃шьно надъ всѣми делесы ||=д҃ховными. стражю законнѣ въ мч҃нчьнѣмъ непорочнѣмь покореньи. (μεγαλοψύχως) ФСт XIV, 68а-б.

Полезные сервисы

веледоушьныи

Словарь древнерусского языка

ВЕЛЕДОУШЬНЫИ (8) пр. к веледоушьѥ:

кто ˫ако с҃на ѡц҃ь. ˫ако веледш҃на в бѣды ѡ(т)да(с) не щадѩ его. ГБ XIV, 50г; Владѣ˫а наоучисѩ кротокъ быти, владѣемъ же боуди велед҃шенъ. (μεγαλόφρων) Пч к. XIV, 34; Иже хощеть добрѣ црь(с)твовати, да боудеть праведникъ велед҃шьныи, истинныи да податель радостенъ и всѩко˫а похоти выше (μεγαλόψυχον) Там же, 35 об.;

в роли с.:

малод҃шьны(м) бо велье еже сп҃стисѩ токмо. велед҃шьнии же не токмо сп҃снь˫а. но и болша что просѩ(т). что се тамо суща˫а славы и свѣтлости. ГБ XIV, 30б.

Полезные сервисы

веледушие

Словарь церковнославянского языка

 великодушие, долготерпение (5 нед. чет. на стиховн. стих.).

Синонимы к слову веледушие

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

веледушный

Словарь церковнославянского языка

 переносящий без ропота несчастья и прощающей обиды (Мин. мес. июня 1).

Полезные сервисы

вележ

Сканворды для слова вележ

- Футбольный клуб Боснии и Герцеговины.

Полезные сервисы

вележева

Сканворды для слова вележева

- Российская актриса, исполнившая роль Настасьи Филипповны в телесериале «Идиот».

- Российская актриса, исполнившая роль Азы в фильме «Август. Восьмого».

Полезные сервисы

велезвезд

Синонимы к слову велезвезд

сущ., кол-во синонимов: 6

Полезные сервисы

велейтет

Словарь галлицизмов русского языка

ВЕЛЕЙТЕТ а, м. veilléité f. един. Бессильное желание, покушение, слабое хотение. А потом вы ее отогрейте - только вот что: у ней есть некоторые велейтеты (чисто английские) к аристократизму и роскоши. 1860. Герц. 30-27 50.

Полезные сервисы

велел долго жить

Фразеологический словарь

кто. Прост. Умер.

Царь-Девица тут встаёт, Знак к молчанью подает, Покрывало поднимает И к прислужникам вещает: - Царь велел вам долго жить! Я хочу царицей быть (П. Ершов. Конёк-Горбунок).

Полезные сервисы