Толковый словарь
СОЧИНЕ́НИЕ - сущ., с., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? сочине́ния, чему? сочине́нию, (вижу) что? сочине́ние, чем? сочине́нием, о чём? о сочине́нии; мн. что? сочине́ния, (нет) чего? сочине́ний, чему? сочине́ниям, (вижу) что? сочине́ния, чем? сочине́ниями, о чём? о сочине́ниях
1. Сочинением называют процесс создания художественного, литературного, музыкального произведения.
Сочинение стихов. | Стихи собственного сочинения. | Пособие для сочинения юбилейных статей и фельетонов.
2. Сочинением называют законченное литературное произведение.
Полное собрание сочинений Пушкина. | Избранные сочинения Гоголя. | Религиозно-философское сочинение. | Читать кому-либо своё новое сочинение. | Огромная библиотека была составлена из сочинений французских писателей 18 века.
3. Сочинением называется письменная школьная работа по литературе на заданную тему.
Классное, домашнее сочинение. | Экзаменационное сочинение. | Тема сочинения. | Эпиграф к сочинению. | Писать сочинение. | Я получил за сочинение пятерку.
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ожегова
Словарь существительных
СОЧИНЕ́НИЕ1́, -я, ср
Текст, представляющий собой художественное, музыкальное, научное произведение.
Библиотека большею частию состояла из сочинений писателей XVIII века (П.).
СОЧИНЕ́НИЕ2́, -я, ср
Форма обучения в средней школе, состоящая в написании учащимся работы, текста на заданную тему, имеющая целью проверку знаний, а также навыков правильного изложения мыслей, рассуждений.
Для последнего, «выпускного» сочинения Лихо предложил нам несколько тем, из которых самой интересной показалась мне «Крестьянство в послеоктябрьской литературе» (В. Кав.).
Энциклопедический словарь
СОЧИНЕ́НИЕ -я; ср.
1. к Сочини́ть - сочиня́ть. С. стихов. Приступить к сочинению балета. Стихи собственного сочинения.
2. Литературное, научное или музыкальное произведение. Собрание сочинений Пушкина. Сочинения Гоголя. Философское с.
3. Письменная школьная работа, представляющая собой изложение своих мыслей на заданную тему. Классное с. Домашнее с.
4. Лингв. Соединение слов или предложений на основе их грамматической равноправности (ср. подчине́ние).
* * *
сочине́ние - паратаксис (лингв.), синтаксическая связь грамматически равноправных единиц языка: слов, словосочетаний, предложений. Основные разновидности сочинительной связи - соединительная, противительная, разделительная.
* * *
СОЧИНЕНИЕ - СОЧИНЕ́НИЕ (паратаксис), в лингвистике - синтаксическая связь соединения грамматически равноправных единиц языка: слов, словосочетаний, предложений. Основные разновидности сочинительной связи - соединительная, противительная, разделительная.
Большой энциклопедический словарь
Академический словарь
-я, ср.
1. Действие по знач. глаг. сочинить-сочинять.
По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда в сочинении стихов. Пушкин, Капитанская дочка.
Приступая к сочинению танцев, я чувствовал полную свободу творчества. Фокин, Против течения.
2. Литературное, научное или музыкальное произведение.
Собрание сочинений А. С. Пушкина.
◊
[Лаврецкий] принялся за перевод известного ученого сочинения об ирригациях. Тургенев, Дворянское гнездо.
После оперы и сюиты я наконец напишу образцовое
симфоническое сочинение. Чайковский, Письмо М. И. Чайковскому, 10 марта 1879.
3. Письменная школьная работа, упражнение в правильном, литературном изложении своих мыслей, рассуждений на заданную тему.
- Вот вы говорите, что ученикам трудно. А кто виноват, позвольте вас спросить? Например, вы задали ученикам восьмого класса сочинение на тему: «Пушкин как психолог». Чехов, Учитель словесности.
|| устар.
Изложение чего-л. в письменной форме как испытание для получения квалификации, ученой степени, звания.
Дипломное сочинение.
◊
Кандидатскую диссертацию могло заменять сочинение на заданную факультетскую тему. Пыпин, Мои заметки.
4. грамм.
Способ связи двух или нескольких самостоятельных слов и предложений.
Поговорки
Орфографический словарь
Формы слов для слова сочинение
Синонимы к слову сочинение
сущ., кол-во синонимов: 52
Тезаурус русской деловой лексики
Идеография
Архаизмы
Лингвистика
Сочине́ние
(паратаксис, координация) - синтаксическая
связь грамматически равноценных единиц языка, из которых ни одна не может быть
сведена на положение компонента другой, располагающая своей системой
средств выражения - сочинительными союзами (см. Союз). Устанавливается между предложениями как
частями сложного предложения, между
репликами диалога, между самостоятельными
единицами сообщения. Как периферийный вид связи функционирует в простом
предложении, где не имеет конститутивного значения, так как не создаёт
новых синтаксических позиций, а воспроизводит уже имеющиеся. Специфику
сочинения иногда усматривают в его обратимости, или принципиальной
возможности перестановки сочиненных предложений относительно друг
друга (при сохранении союза на прежнем месте) без изменения смысла
высказывания (А. М. Пешковский, О. С. Ахманова); на материале русского языка этот критерий не выдерживает
проверки, что отмечалось Н. Н. Дурново, С. О. Карцевским,
В. В. Виноградовым и другими. В синтаксисе сложного предложения
сочинение обычно противопоставляется подчинению, однако строгой оппозиции между этими связями нет, поскольку
функции их не соотносительны: подчинение выявляет разные виды
смысловой зависимости следующих друг за другом предложений, тогда как
для сочинения данный аспект не актуален и его средствами не
эксплицируется. В этом отношении сочинение не выходит за рамки бессоюзия или по меньшей мере
«симультанно» ему, т. е. совмещено с ним (Карцевский). Назначение
сочинения - характеризовать последовательность предложений не
с точки зрения иерархии, а с точки зрения распределения и
координированности (преемственности, прерывистости и т. п.)
реализующихся в ней смыслов. Основные и универсальные разновидности
сочинительной связи: соединительная, противительная,
разделительная. Перекрывающиеся сочинением отношения смысловой
зависимости при необходимости могут выявляться специальными лексическими средствами или собственно
подчинительными союзами (в последнем случае обычно говорят о
контаминации сочинения с подчинением); каждый отдельный вид
сочинительной связи ставит таким экспликациям свои границы.
Грамматика русского языка, т. 2, М., 1954;
Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении,
7 изд., М., 1956;
Ильенко С. Г., Сочинение, в кн.: Русский язык.
Энциклопедия, М., 1979;
Кручинина И. Н., Структура и функции сочинительной связи в
русском языке, М., 1988;
Karcevski S., Sur la parataxe et la syntaxe en
russe, «Cahiers Ferdinand de Saussure», 1948, t. 7;
его же, Deux propositions dans une seule
phrase, «Cahiers Ferdinand de Saussure», 1956, t. 14.
И. Н. Кручинина.
Лингвистические термины
Пятиязычный словарь лингвистических терминов
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Педагогическое речеведение
Сочинение - методический термин, обозначающий вид учебной работы учащихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания (устные сочинения).
Как продукт речевой деятельности С. - это текст, речевое произведение. И как любой текст, С. ученика в идеальном случае представляет собой тематическое, смысловое, структурное, стилевое единство (определямое коммуникативной установкой автора). Указанные особенности и являются предметом изучения каждого из обозначенных в школьной программе по русскому языку речевых произведений.
Начальным этапом овладения речевыми произведениями («композиционными формами», по выражению В.В. Виноградова) являются типы речи (рассуждение, повествование, описание), которые закреплены в речевой практике людей.
Предметом обучения в старших классах являются С. школьников определенного типа (в том числе своеобразные по своей структуре и языковому оформлению) на литературные темы, которые создаются с опорой на литературное произведение.
Литературные произведения используются как образец жанра (типа) речи: загадка, сказка, рассказ и пр.; источник эмоционального настроя учащихся; основа обучения другому жанру (инсценировка, киносценарий и др.).
По характеру переработки исходного литературного текста выделяются С:
1) в основе которых лежит воспроизведение (устные и письменные развернутые ответы, например «Художественное своеобразие драматургии А.П. Чехова»);
2) предполагающие определенную интерпретацию (аннотации, отзывы, рецензии, обзоры, рефераты, предисловие, послесловие, литературный очерк и пр.);
3) концепция автора в отношении исходного текста дается в оригинальной форме (интервью, дневник героя, рассказ).
Школьные С. отличаются большим разнообразием, они классифицируются: по характеру материала и по тематике - на литературную тему, по аналогии с прочитанным рассказом, по данным началу или концу, с грамматическим заданием и пр.; по степени самостоятельности и формам подготовительной
работы - на заданную или свободную тему, с длительной подготовкой или без нее;
с точки зрения стиля: разговорная и учебно-деловая, публицистическая и художественная;
с точки зрения жанра: для устной речи - непринужденный
монолог, доверительная беседа, деловая беседа, считалка, скороговорка, для письменной речи - заметка, репортаж, биография,
объявление, афиша, письмо в газету и др. с точки зрения функциональных типов текста: повествование, рассуждение, описание;
с точки зрения объема: полные и С.-миниатюры (зарисовка, этюд, эссе);
с точки зрения источника: по жизненным впечатлениям, музыкальному, литературному произведению, по наблюдениям и др.
В современной методике определены конкретные умения, обеспечивающие создание высказываний:
1) умение ориентироваться в ситуации и содержании общения, т. е. осознавать: общее коммуникативное намерение, или мотив общения (спросить, сказать, побудить); задачу речи (зачем говорю или пишу: чтобы поделиться мыслями, чувствами, чтобы сообщить точные сведения, чтобы воздействовать на образ мысли, чувства, поведение собеседника); особенности адресата (к кому обращаюсь: к близкому, знакомому или постороннему человеку, равному по возрасту, положению или нет, находящемуся рядом или нет, к одному-двум или многим людям); предмет речи (о чем собираюсь говорить или писать); общий замысел, основную мысль (что хочу донести);
2) умение планировать высказывание, т. е. намечать: ход развития основной мысли; микротемы, их последовательность; ведущий
тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр; общие
требования к отбору содержания и языковых средств с учетом задачи речи и адресата, замысла, типового значения и жанра;
умение создавать высказывание, устное или письменное,
т. е. развивать тему и основную мысль, отбирая необходимое содержание с учетом ситуации общения, замысла, типа речи, жанра,
распределяя по микротемам, организуя в рамках каждой из них;
выбирая языковые средства, формулируя каждую мысль, конструируя предложения с учетом общего замысла и логики его развития; стиля, типа речи, жанра, требований культуры речи;
умение осуществлять контроль за речью: оценивать соответствие высказывания ситуации общения, замыслу, требованиям
культуры речи и речевого поведения; воспринимать или предполагать реакцию партнера (степень понимания, отношение и т. д.);
совершенствовать высказывание по ходу его создания или после.
Лит.: Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М., 1986; Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя. - М., 1991; Методика развития речи на уроках русского языка / Под редакцией Т.А. Ладыженской. - М., 1980; Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. - М., 1990; Система обучения сочинениям в 4-8 кл. / Под редакцией Т.А. Ладыженской. - М., 1973.
О.М. Казарцева
Глагольная сочетаемость
Методические термины
СОЧИНЕ́НИЕ.
Вид творческого задания, письменная самостоятельная работа учащихся; изложение собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. С. рассматривается как упражнение для развития связной речи, умений построения текста и применяется на завершающем этапе обучения письму.
С. различаются по жанру или способу выражения мыслей (описание, повествование, объяснение, рассуждение), по характеру психологической опоры (зрительно-слуховая, с привлечением собственного опыта), по организации материала (логическая, хронологическая, пространственная, причинно-следственная, образно-эмоциональная), по целевому заданию (использование данного образца, определенного лексического и грамматического материала). Развивать умение правильно выражать мысли следует на всех этапах обучения, постепенно усложняя материал, операции с ним и возможные виды письменных сообщений. По каждому способу выражения мыслей целесообразно обучение с такой последовательностью видов сообщений: план, конспект, резюме прочитанного текста, изложение его содержания, аннотация, реферат по серии текстов, С. или очерк. Готовить учащихся к С. следует также при помощи системы подготовительных и речевых упражнений.
Сканворды для слова сочинение
Полезные сервисы