ср.
1. процесс действия по гл. повествовать
2. Рассказ о ком-либо, о каком-либо событии.
ПОВЕСТВОВА́НИЕ, повествования, ср. (книжн.).
1. только ед. Действие по гл. повествовать.
2. Повесть, рассказ о каком-нибудь событии.
3. Часть литературного изложения, в котором идет речь о совершающихся события и ходе действия, в отличие от описания и рассуждения (лит.).
ПОВЕСТВОВА́НИЕ, -я, ср. (книжн.). Связный рассказ о каких-н. событиях, о чём-н. совершившемся. Авторское п.
ПОВЕСТВОВА́НИЕ, -я, ср
Текст, представляющий собой рассказ о действиях, поступках, событиях;
Син.: рассказ.
Карл Иваныч облокотился рукою о столик, стоявший подле него, понюхал табаку и… начал так свое повествование… (Л. Т.).
повествование - в противополо женность описанию - изображение событий или явлений, шающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга; это главная часть авторской монологической речи.
ПОВЕСТВОВА́НИЕ -я; ср.
1. к Повествова́ть. Возобновить п. Прерывать чьё-л. п.
2. Рассказ о действиях, поступках, событиях. П. о жизни народа в то далёкое время.
3. Спец. Текст эпического литературного произведения без прямой речи. Лирическое, историческое п.
* * *
повествова́ние - в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, то есть весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей.
* * *
ПОВЕСТВОВАНИЕ - ПОВЕСТВОВА́НИЕ, в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей.
ПОВЕСТВОВАНИЕ - в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей.
-я, ср.
1. Действие по знач. глаг. повествовать.
Возобновить повествование.
2. Рассказ о действиях, поступках, событиях.
Чем объективнее хочет быть писатель, тем, очевидно, больше его автобиография должна перерастать в повествование. Федин, Автобиография.
|| лит.
Текст эпического литературного произведения без прямой речи.
ПОВЕСТВОВАНИЕ - функционально-смысловой тип речи (см.), предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Напр.:
"И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник - это было вознесение, - после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и все время напевал… В городе он пообедал, погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди…" (А.П. Чехов. Ионыч); "Пришла весна, зацвели мать-и-мачеха и незабудки, под коричневыми корнями леса явились подснежники, а в соседнем доме неожиданно расцвел Кот. Подснежниками заголубели котовьи усы, мать-и-мачехой и листом черемухи зазолотели глаза, а на лапах и на груди объявились белые вербные сережки. Разукрашенный, цветущий, полеживал он на новой траве, посиживал на старом заборе, блистал глазами на крыше сарая. Я все ждал, что на хвосте у него объявится какой-нибудь тюльпан весенний, особенный, котовий, но тюльпан не появлялся…" (Ю. Коваль. Весенний кот).
На первом плане в содержании повествовательных фрагментов текста - порядок протекания действия. Каждое предложение обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета. Большую роль играет временная соотнесенность сказуемых, которая может проявляться и как их временная однотипность, и как временная разнотипность. Основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы сов. вида, приставочные и бесприставочные (поселился, представили, поговорили, отправился, пообедал, погулял, решил и т.д.; пришла, зацвели, расцвел, заголубели, зазолотели и др.), которые обозначают действия предельные, сменяющиеся. Для П. характерна конкретная лексика (доктор, больные, лошади, город, сад; лес, подснежники, кот, усы, лапы). Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приема больных, потом).
По использованию синтаксических построений и типов связи предложений П. противопоставлено описанию (см.), что проявляется, в частности, в следующем: 1) в различии видо-временных форм глаголов - описание строится в основном на использовании форм несов. вида, повествование - совершенного; 2) в преобладании цепной связи предложений в П. - для О. более характерна параллельная связь; 3) в употреблении односоставных предложений - для П. нетипичны номинативные предложения, безличные предложения, широко представленные в описательных контекстах.
П. - тип речи, функционирующий прежде всего в худож. текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения. В художественно-изобразительной речи (худож. произведениях, текстах некоторых жанров публицистики - репортажа, очерка, информативно-экспрессивных заметок, текстах-рассказах в разг. стиле) органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в П. для наглядно-образного представления героев, места действия.
Лит.: Виноградов В.В. Проблема сказа в стилистике // Избр. труды. О языке худож. прозы. - М., 1980; Его же: О языке худож. литературы. - М., 1959; Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). - Улан-Удэ, 1974; Ее же: Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. - Улан-Удэ, 1999; Лосева Л.М. Как строится текст. - М., 1980; Гришина О.Н. Соотношение повествования, описания и рассуждения в худож. тексте (на материале английской и американской прозы XX в.): Автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 1982; Брандес М.П. Стилистика немецкого языка. - М., 1983; Исмаилова Ж.А. Семантическое взаимодействие видо-временных форм глагола с типами текста (на материале повести В. Распутина "Прощание с Матерой"): Автореф. дис. … канд. филол. наук. - Л., 1990; Бурцев О.П. Актантно-предикатные отношения в высказываниях описания и повествования: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - Красноярск, 1999.
Т.Б. Трошева
повествова́ние, повествова́ния, повествова́ний, повествова́нию, повествова́ниям, повествова́нием, повествова́ниями, повествова́нии, повествова́ниях
сущ., кол-во синонимов: 17
гагада (1)
история (61)
нарратив (3)
наррация (1)
описание (45)
очерк (26)
повесть (12)
притча (14)
рассказ (42)
рассказывание (20)
речь (68)
сказ (10)
слово (72)
хагада (1)
эпопея (12)
см. рассказ 1
▲ описание
↑ история
повествование - изложение какой-л. истории; описание событий.
повествовать. повествовательный.
повествование от первого лица. повествование от третьего лица.
рассказ.
рассказчик. рассказывать.
пересказ. пересказывать.
поведать.
излияния (дружеские #). изливать, -ся. выливать.
▼ миф, жизнеописание
1. Тип текста, основанный на рассказе о событиях, действиях. П. употребительно в художественной, разговорной, публицистической речи. В художественной речи повествование направлено на воплощение художественного образа, в публицистической - на передачу фактов, в разговорной речи оно тесно связано с эмоционально-оценочной информативностью высказывания. Инвариантная схема П. как типа текста включает ряд компонентов. Во-первых, это характеристика ситуации общения, в которой определяется отношение автора к получателю информации, формулируются задачи общения при помощи создаваемого текста, называются функции общения. Во-вторых, дается перечень структурно-композиционных частей, в который, как правило, входят: начало события (или завязка), развитие события (по-другому: развитие действия, кульминация), конец события (или развязка). В-третьих, характеризуется набор языковых средств, свойственных повествовательному типу письма: это ряды глаголов-сказуемых со значением последовательности действий, формы слов или словосочетания, выражающие обстоятельственные значения времени, места и др. языковые средства. В повествовательный текст могут вводится элементы описания или рассуждения.
2. в риторике: рассказ о событиях в последовательном порядке;
П. предполагает рассказчика;
П. субъективно, т.к. включает разделенные образы рассказчика и аудитории;
П. основано на широком применении глагола, что активизирует такие категории, как время, наклонение, вид, залог;
в П. дейксис и модальность лежат в основе выделения аудитории словом и одновременно служат инструментом смысловой организации всего высказывания, границы которого определяются выраженным в слове единством действия.
См. narrazione.
Тип текста, отражающий мир в динамике, во времени. Рассказ о событии. Выделяется: объективированное, субъективное повествование и сообщение.
Повествование - функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях. П. располагает для реализации этого содержания специфическими языковыми средствами.
По своему значению, структуре и модальности П. с его динамичностью противопоставлено описание. Для выражения динамики действия П. обладает многообразной системой лексических и грамматических средств: семантические ряды глаголов со значением последовательности действий; смена временного плана в формах глагола; видовые формы глаголов со значением возникновения и мгновенности действия; вспомогательные глаголы, обозначающие возникновение действия или признака; обстоятельственные слова со значением временной последовательности; союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия; порядок слов в предложении и микротеме.
П. художественного стиля богато и экспрессивно-эмоциональными, и стилистическими средствами выражения мысли, особенно в речи рассказчика, где используются различные стилистические пласты лексики, эмоциональные частицы, экспрессивные грамматические формы. Например: «- Так-то оно было,- продолжал рассказывать Пров, прижимая черным пальцем золу к трубочке, - нельзя счесть, сколько он погубил нашего народу... Вышлет генерал Барятинский войск, и все это войско Шамиль погубит... Сколько наших косточек на этом Кавказе легло, и-их, братцы мои...» (АТолстой. Петушок).
Лит.: См. лит. к статье Описание.
Л.Е. Тумина
в риторике: рассказ о событиях в последовательном порядке; П. предполагает рассказчика; П. субъективно, т.к. включает разделенные образы рассказчика и аудитории; П. основано на широком применении глагола, что активизирует такие категории, как время, наклонение, вид, залог; в П. дейксис и модальность лежат в основе выделения аудитории словом и одновременно служат инструментом смысловой организации всего высказывания, границы которого определяются выраженным в слове единством действия.
ПОВЕСТВОВА́НИЕ.
Один из функционально-смысловых типов речи, вид речевого сообщения по способу выражения мыслей. Объектами П. являются действия, события и их последовательность. При П. создаются динамические образы, что обусловливает широкое употребление глагольных форм, простых и сложноподчиненных предложений. П. и описание в чистом виде, как правило, не существуют, обычно они переплетаются. Ср. аргументация, инструкция, объяснение.