Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

стихосложение

Толковый словарь

ср.

1. Сочинение стихов.

2. Система построения и организации ритмизованной стихотворной речи.

Толковый словарь Ушакова

СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ, стихосложения, ср. (лит.). Система построения и организации ритмизованной, стихотворной речи. Теория стихосложения. Законы русского стихосложения. Силлабическое стихосложение. Тоническое стихосложение.

Толковый словарь Ожегова

СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ, -я, ср. Построение стихотворной речи. Тоническое с.

Энциклопедический словарь

СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ -я; ср. Способ организации звукового состава стихотворной речи, противопоставляющий её прозе. Силлабическое с. Метрическое с.

* * *

стихосложе́ние - способ организации стихотворной речи, противопоставляющий её прозе. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи с характерной стихотворной интонацией. Стихосложение бывает 3 степеней сложности: 1) тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на стихи, - свободный стих. 2) Обычно к этой организации добавляется дополнительная: строки стихов упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически) по наличию тех или иных звуковых элементов. В силлабическом стихосложении основой соизмеримости строк служит общее количество слогов; в других системах стихосложение - количество слогов определенной высоты (мелодическое стихосложение), долготы (метрическое, или квантитативное, стихосложение) или силы (тоническое, или квалитативное, стихосложение). 3) Системы стихосложения основаны на нескольких признаках: чаще всего одновременно упорядочивается общее количество слогов и расположение слогов определенной высоты, долготы или силы на определенных позициях слогового ряда (силлабо-мелодическое, силлабо-метрическое, силлабо-тоническое стихосложение); это упорядоченное расположение неоднородных («сильных» и «слабых») позиций в стихе называется метром. Таким образом, стихосложение есть система упорядоченности отвлеченных звуковых признаков текста; обычно она подкрепляется также системой повторений конкретных звуковых единиц текста - звуков (аллитерация), слогов (рифма), слов (рефрен), а также грамматических конструкций (параллелизм) и пр. В разных языках различные системы стихосложения развиваются в различной степени в зависимости от фонетического строя языка (так, в русском стихе невозможны мелодическое и метрическое стихосложения, т. к. высота и долгота звуков в русском языке не фонологичны - не смыслоразличительны) и от культурно-исторических традиций и влияний (так, русское народное и раннее литературное стихосложение было тоническим; в XVII в. усвоено силлабическое, с XVIII в. - силлабо-тоническое стихосложение, в XX в. рядом с ним возрождается чисто-тоническое стихосложение).

* * *

СТИХОСЛОЖЕНИЕ - СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ, способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе (см. ПРОЗА). В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи (см. СТИХ) с характерной стихотворной интонацией (см. ИНТОНАЦИЯ). Стихосложение бывает 3 степеней сложности.

1) Тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на стихи, - свободный стих (см. СВОБОДНЫЙ СТИХ).

2) Обычно к этой организации добавляется дополнительная: строки стихов упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически) по наличию тех или иных звуковых элементов. В силлабическом стихосложении основой соизмеримости строк служит общее количество слогов; в др. системах стихосложения - количество слогов определенной высоты (мелодическое стихосложение), долготы (метрическое, или квантитативное, стихосложение) или силы (тоническое, или квалитативное, стихосложение).

3) Системы стихосложения, основанные на нескольких признаках: чаще всего одновременно упорядочивается общее количество слогов и расположение слогов определенной высоты, долготы или силы на определенных позициях слогового ряда (силлабо-мелодическое, силлабо-метрическое, силлабо-тоническое стихосложение); это упорядоченное расположение неоднородных («сильных» и «слабых») позиций в стихе называется метром (см. МЕТР (в стихотворении)). Таким образом, стихосложение есть система упорядоченности отвлеченных звуковых признаков текста; обычно она подкрепляется также системой повторений конкретных звуковых единиц текста - звуков (аллитерация), слогов (рифма), слов (рефрен), а также грамматических конструкций (параллелизм) и пр. В разных языках различные системы стихосложения развиваются в различной степени в зависимости от фонетического строя языка (так, в русском стихе невозможны мелодическое и метрическое стихосложение, т. к. высота и долгота звуков в русском языке не фонологичны - не смыслоразличительны) и от культурно-исторических традиций и влияний (так, русское народное и раннее литературное стихосложение было тоническим; в 17 в. усвоено силлабическое, с 18 в. - силлабо-тоническое стихосложение, в 20 в. рядом с ним возрождается чисто-тоническое).

Большой энциклопедический словарь

СТИХОСЛОЖЕНИЕ - способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи с характерной стихотворной интонацией. Стихосложение бывает 3 степеней сложности.1) Тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на стихи, - свободный стих.2) Обычно к этой организации добавляется дополнительная: строки стихов упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически) по наличию тех или иных звуковых элементов. В силлабическом стихосложении основой соизмеримости строк служит общее количество слогов; в др.

системах стихосложения - количество слогов определенной высоты (мелодическое стихосложение), долготы (метрическое, или квантитативное, стихосложение) или силы (тоническое, или квалитативное, стихосложение).3) Системы стихосложения, основанные на нескольких признаках: чаще всего одновременно упорядочивается общее количество слогов и расположение слогов определенной высоты, долготы или силы на определенных позициях слогового ряда (силлабо-мелодическое, силлабо-метрическое, силлабо-тоническое стихосложение); это упорядоченное расположение неоднородных ("сильных" и "слабых") позиций в стихе называется метром. Таким образом, стихосложение есть система упорядоченности отвлеченных звуковых признаков текста; обычно она подкрепляется также системой повторений конкретных звуковых единиц текста - звуков (аллитерация), слогов (рифма), слов (рефрен), а также грамматических конструкций (параллелизм) и пр. В разных языках различные системы стихосложения развиваются в различной степени в зависимости от фонетического строя языка (так, в русском стихе невозможны мелодическое и метрическое стихосложение, т. к. высота и долгота звуков в русском языке не фонологичны - не смыслоразличительны) и от культурно-исторических традиций и влияний (так, русское народное и раннее литературное стихосложение было тоническим; в 17 в. усвоено силлабическое, с 18 в. - силлабо-тоническое стихосложение, в 20 в. рядом с ним возрождается чисто-тоническое).

Академический словарь

-я, ср.

1. Сочинение стихов.

Я охотно упражнялся в стихосложении, легко находил рифмы, но почему-то стихи у меня всегда выходили юмористическими. М. Горький, В людях.

2. лит.

Способ организации звукового состава стихотворной речи.

Силлабическое стихосложение. Метрическое стихосложение.

Стихосложение малороссийское самое выгодное для песен: в нем соединяются вместе и размер, и тоника, и рифма. Гоголь, О малороссийских песнях.

Гуманитарный словарь

СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (версификация) - способ звук. орг-ции стихотв. речи. В отличие от прозаич., стихотв. речь обладает системной ритмичностью, в основе к-рой лежит орг-ция отвлеч. звук. признаков текста. Гл. и наиб. элементарным способом придания речи особой, собств. стиховой упорядоченности является ее членение на относит. короткие отрезки - стихи, четко заданное мелодией (в уст. поэзии) или графикой - записью текста отдельными строками (в письм. поэзии). Такое членение создает самостоят., независ. от синтаксиса систему пауз, отмечающих границы стихов, в также особую стиховую интонацию повышения голоса в начале строки и понижения в конце. Наличие только этого признака уже определяет текст как стихотв. и является общим для С. всех народов на разных этапах развития стиха. Но в подавляющем большинстве случаев такой упорядоченностью стихотв. речь не ограничивается; просодич. регулярности С. обычно распространяются на более мелкие эл-ты текста, создавая дополнит. упорядоченность внутри стиха, способствующую усилению соотносимости и соизмеримости строк между собой. Эта внутр. мера стиха может быть основана только на существ. для данного яз. просодич. признаках, поэтому в разных нац. лит-рах С. имеет свою специфику, обусловленную историей яз. и (в меньшей степени) традицией. Поскольку деление слов на слоги является отвлеченным звук. признаком, присущим всем яз., в основе соизмеримости стихов во всех системах С. лежит слог. Фонетич. характеристики слога (слогового гласного) - его высота, долгота, сила участвуют в орг-ции стихотв. речи по-разному. Как правило, внутр. мера основана на ритмич. упорядоченности существ. фонологич. (смыслоразличит.) признаков. Так, в одних яз. фонологично силовое ударение (англ., нем., рус. и др.), в др. - долгота (др.-греч., араб. и др.), в третьих - высота (кит., вьетн. и др.); нефонологич. для яз. признаки в редких случаях могут функционировать как стихообразующие (напр., долготы в тюркоязычных лит-рах), но являются неустойчивыми, возникают и поддерживаются благодаря культурной традиции. Принятая классификация систем С. основывается на выделении гл. фонетич. признаков, лежащих в основе орг-ции стихотв. речи: силлабич. С. (осн. на упорядоченности общего кол-ва слогов), метрич. С. (на упорядоченности долгот), тонич. С. (на упорядоченности силы ударения), мелодич. С. (на упорядоченности тонов). Наиболее распростр. (основными) являются первые три. Поскольку эти фонетич. признаки более или менее взаимосвязаны, то на практике урегулирование одного их них влечет за собой (в той или иной степени) определ. упорядоченность других, что обусловливает возникновение систем С., осн. сразу на двух или более признаках (силлабо-мелодич. С, силлабо-тонич. С. и др.). Такая регулярность в расположении неоднородных ("сильных" и "слабых") позиций в стихе образует стихотв. метр. Обычно система отвлеченных звук. признаков текста поддерживается развитой и более строго организов., чем в прозе, системой повторения конкретных единиц текста - звуков или гр. звуков, слов, грамматич. конструкций и т. д. Повторы внутри стиха гласных (ассонанс) и согласных (аллитерация) звуков, связь стихов с помощью рифмы в единицы высшего порядка - строфы, симметричность расположения единиц разного объема - от звука до предложения (анафора, эпифора и пр.) в значит. степени усиливают звучность, мерность и, как следствие, экспрессию стиха. Эти вторичные, необязат. для С. признаки в поэтич. практике получили настолько широкое распространение, что стали дифференцирующими в метрич. (аллитерации, раешный стихит. д.), композиц. (тв. стихотв. формы и т. д.), интонац. (мелодика стиха) аспектах структуры стихотв. текста, а также исторически сложились в более или менее устойчивые комплексы разнородных признаков, прочно закрепившихся в определ. стихотв. жанрах, нац. разновидностях систем С. и т. д.

Большинство яз. мира допускают существование неск. систем С. Т. о., лингвистич. фактор обусловливает ограничения в выборе С., т. е. определяет, какие системы С. избегаются в данном яз. Культ.-ист. фактор определяет, какие из допустимых в яз. систем С. получают действит. развитие, а также степень употребительности и характер их использования в отдельных нац. лит-рах. Последний фактор оказывается доминирующим в предпочтит. разработке одних стихотв. форм и слабой развитости или отсутствии др. (напр., размеров, строф и т. д.). Так, рус. яз. теоретически допускает силлабич., силлабо-тонич. и тонич. С, но развитие они получили неодинаковое и неодновременное.

В истории рус. С. обычно выделяют 3 осн. периода. "Доисторич." этап рус. стиха (до сер. 17 в.) характеризуется употребительностью разнообр. стихотв. форм (структура нек-рых из них до конца не выявлена), среди к-рых наиб. отчетливо выделяются: молитвословный стих, песенный и чистотонич. говорной стих. Последний из них был осн. в ранних произв. рус. поэзии. Первый этап развития рус. стиха (17 - нач. 18 в.) отмечен поисками системы С. для оформившейся книжной поэзии. Попытки усвоить метрич. С. по антич. образцу, предпринятые М. Смотрицким, и силлабо-тонич. по немец. образцу - И. В. Паусом и Э. Глюком не удались. Распространение получает силлабич. С. по польск. образцу (Симеон Полоцкий и др.); он стал основным в рус. поэзии 2-й пол. 17 в. Второй этап (18-19 вв.) связан с господством силлабо-тонич. С., основы к-рого были заложены реформой В. К. Тредиаковского - М. В. Ломоносова (30-40-е гг. 18 в.). В этот период за пределы силлабо-тоники выходят лишь отдельные эксперименты с имитациями антич. и нар. размеров (в их основе лежал тонич. принцип). Рубеж 19-20 вв. отмечает начало третьего этапа развития рус. стиха и характеризуется освоением тонического С. и свободного стиха. Специфику рус. С. на каждом этапе отчетливо определили особенности яз. (на них основаны, напр., различия между польской и рус. силлабикой, англ. и рус. силлабо-тоникой и т. д.), а также культ.-ист. причины (напр., влияние польской традиции на первом этапе, франц. и нем. - на втором), обусловившие неодинаковое распространение конкретных стихотв. форм.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СТИХОСЛОЖЕНИЕ, способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи с характерной стихотворной интонацией. Стихосложение  бывает 3 степеней сложности.

1) Тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на стихи, - свободный стих.

2) Обычно эта организация существенно дополняется: строки стихов упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически) по наличию тех или иных звуковых элементов. В силлабическом стихосложении основой соизмеримости строк служит общее количество слогов; в других системах стихосложения - количество слогов определенной высоты (мелодическое стихосложение), долготы (метрическое стихосложение) или силы (тоническое стихосложение).

3) Системы стихосложения, основанные на нескольких признаках: чаще всего одновременно упорядочивается общее количество слогов и расположение слогов определенной высоты, долготы или силы на определенных позициях слогового ряда (силлабо-мелодическое, силлабо-метрическое, силлабо-тоническое стихосложение); это упорядоченное расположение неоднородных ("сильных" и "слабых") позиций (мест) в стихе называется метром. Таким образом, стихосложение  есть система упорядоченности отвлеченных звуковых признаков текста; обычно она подкрепляется также системой повторений конкретных звуковых единиц текста - звуков (аллитерация), слогов (рифма), слов (рефрен), а также грамматических конструкций (параллелизм) и пр. В разных языках различные системы стихосложения развиваются в зависимости от фонетического строя языка [так, в русском стихе невозможны мелодическое и метрическое стихосложения, так как высота и долгота звуков в русском языке не смыслоразличительны, или не фонологичны (смотри Фонология)] и от культурно-исторических традиций и влияний (так, русское народное и раннее литературное стихосложение  было тоническим; в 17 в. усвоено силлабическое, с 18 в. - силлабо-тоническое стихосложение, в 20 в. рядом с ним возрождается чисто-тоническое).

Слитно. Раздельно. Через дефис

стихосложе/ние, -я

Орфографический словарь

стихосложе́ние, -я

Формы слов для слова стихосложение

стихосложе́ние, стихосложе́ния, стихосложе́ний, стихосложе́нию, стихосложе́ниям, стихосложе́нием, стихосложе́ниями, стихосложе́нии, стихосложе́ниях

Синонимы к слову стихосложение

Морфемно-орфографический словарь

стих/о/с/лож/е́ни/е [й/э].

Грамматический словарь

стихосложе́ние с 7a

Сканворды для слова стихосложение

- Построение стихотворной речи.

- Версификация.

Полезные сервисы