ж.
Созвучие концов стихотворных строк (в стихосложении).
РИ́ФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении - созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.
РИ́ФМА, -ы, жен. Созвучие концов стихотворных строк. Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха). Женская р. (с ударением на предпоследнем слоге стиха). Точная р. Говорить в рифму.
| прил. рифменный, -ая, -ое.
РИФМА - жен., греч. однозвучие конечных слогов, в стихах, красный склад. У эллинов не было рифмы, а был только ритм, размер и ударенье, распев долгих и коротких слогов. Но вот, трещат уже морозы.... читатель ждет уж рифмы: розы, на вот, возьми ее! Пушкин. Богатая, полная рифма, по целому слогу одних и тех же букв; бедная, созвучная только по произношенью; созвучие, еще менее полная, либо сходная по одним гласным своим.
| Ритм, в музыке, ритмическое движенье звуков, мерное расположенье и сочетанье музыкальной речи. Рифмовать, подбирать рифмы, кропать стишенки;
| это слово рифмует, приходится в рифму. Что-то не рифмуется, не пишутся, не сочиняются стихи. Рифмованье, действие по гл. Рифмач муж. рифмачка жен. рифмотворец или рифмоткач, рифмоплет или рифмопряд, плохой стихотворец, стихокропатель.
РИ́ФМА, -ы, ж
Созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающих стихотворные строки или части строк
. К слову «земной» можно бы подобрать - в крайнем случаеопять повторить «молодой», - но к слову «молот» Миша никакне мог найти рифму (А. Рыбаков).
РИ́ФМА -ы; ж. [от греч. rhythmos - соразмерность, согласованность] Созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающих стихотворные строки или части строк. Перекрёстная р. Глагольная р. Точная р. Говорить в рифму. Женская р. (с ударением на предпоследнем слоге стиха). Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха).
◁ Ри́фменный, -ая, -ое. Р-ое звучание.
* * *
ри́фма (от греч. rhythmós - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, так называемых внутренних рифм), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с X-XII вв. По объёму различаются рифмы 1-сложные, 2-сложные и т. д.; по месту ударения (на 1, 2, 3, 4-м, ... слоге от конца) - мужские, женские, дактилические, гипердактилические (см. Клаузула); по точности созвучия - точные (белый - смелый), приблизительные (белым - смелом), неточные (я - меня, пламя - память, неведомо - следом); по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые; по лексическим и грамматическим признакам - однородные (например, глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк - смежные (aabb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиеся строки-стихи), перекрёстные (abab), охватные (abba), смешанные (тернарные - aabccb), двойные, тройные и т. д. Ср. Ассонанс, Диссонанс.
* * *
РИФМА - РИ́ФМА (от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма (см. ПАРАЛЛЕЛИЗМ); в европейской поэзии употребительна с 10-12 вв. По объему различаются рифмы 1-сложные, 2-сложные и т. д.; по месту ударения (на 1, 2, 3, 4-м, ... слоге от конца) - мужские, женские, дактилические, гипердактилические (см. Клаузула (см. КЛАУЗУЛА)); по точности созвучия - точные (белый - смелый), приблизительные (белым - смелом), неточные (я - меня, пламя - память, неведомо - следом); по наличию опорных звуков (см. ОПОРНЫЕ ЗВУКИ) выделяются рифмы богатые; по лексическим и грамматическим признакам - однородные (напр., глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк - смежные (aabb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиеся строки-стихи), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (тернарные - aabccb), двойные, тройные и т. д. Ср. Ассонанс (см. АССОНАНС), Диссонанс (см. ДИССОНАНС).
РИФМА (от греч. rhythmos - складность - соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 вв. По объему различаются рифмы 1-сложные, 2-сложные и т. д.; по месту ударения (на 1, 2, 3, 4-м, ... слоге от конца) - мужские, женские, дактилические, гипердактилические (см. Клаузула); по точности созвучия - точные (белый - смелый), приблизительные (белым - смелом), неточные (я - меня, пламя - память, неведомо - следом); по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые; по лексическим и грамматическим признакам - однородные (напр., глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк - смежные (aabb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиеся строки-стихи), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (тернарные - aabccb), двойные, тройные и т. д. Ср. Ассонанс, Диссонанс.
-ы, ж.
Созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающих стихотворные строки или части строк.
Перекрестная рифма. Глагольная рифма.
◊
Он сочинял сонеты, хоть порою По часу бился с рифмою одною. Лермонтов, Сашка.
◊
- женская рифма
- мужская рифма
[От греч. ‛ρυθμός - соразмерность, согласованность]
РИ́ФМА (от греч. ῥυθμός - плавность, соразмерность) - созвучие стихотв. строк, системат. повторяющееся на определ. месте стиха; играет фонетич., метрич. и строфообразующую роль в композиции стихотв. текста. В поэзии большинства народов мира Р. располагается на концах стихов (реже полустиший), отмечая их границы и связывая стихи между собой. В нек-рых стихотв. традициях концевые Р. могут отсутствовать; в этом случае организующую функцию могут выполнять нач. Р. (напр., ассонансы в монгол. поэзии) и внутр. Р. (аллитерац. стих). В европ. поэзии нач. и внутр. Р., а также их соединение с концевыми Р. встречаются эпизодически и не имеют метрич. значения ("Я видал иногда, как ночная звезда..." М. Лермонтов; "Угрюмый дождь скосил глаза / А за решеткой четкой..." В. Маяковский; "Верили мы в неверное, / Мерили мир любовию, / Падали в смерть без ропота, / Радо ли сердце божие?" З. Гиппиус); поэтому такие созвучия обычно не рассматривают в качестве Р., а относят к обл. звук. орг-ции стиха.
Феномен Р. развился из распростр. в фольклоре в древних лит-рах синтаксич. параллелизма. В европ. лит-рах она впервые появляется не в стихах, а в антич. ораторской прозе. С утратой долгот в метрич. стихосл. Р. становится дополнит. средством орг-ции нового, более своб. силлабич. стиха. В эпоху средневековья европ. поэзия целиком рифмов.; в новое время - рифмов. по преимуществу. Нерифмов. белый стих долгое время используется как исключение в имитациях антич. стиха, получив широкое распространение лишь в свободном стихе 20 в.
Наиб. Существ. стихообразующую роль Р. приобретает в стихотв. формах, к-рые отличаются ослабл. соизмеримостью стихов - неравностопных и лишенных метра. Поскольку у разных народов и на разных этапах развития стиха к Р. предъявлялись разл. требования, единого определения Р. с т. зр. ее звук. состава быть не может. Принятые в стиховедении классификации Р. имеют не общий, а частный, огранич. конкретной нац. поэтич. практикой характер.
В рус. стихосложении Р. принято классифицировать с т. зр. ее звук. строения, лексич. и грамматич. признаков, слогового строения, взаимного расположения. Выделяемые по указ. принципам Р. получили неодинаковое распространение; оно определялось исторически меняющейся условностью. С т. зр. звук. состава Р. принято разделять на точные и неточные, богатые и бедные (типология основана на утвердивш. в 18 в. требовании тождества звуков и рифмующихся звук. комплексов). Точные Р. характеризуются совп. ударных гласных и всех следующих за ними звуков ("лицеме́рить - ве́рить"); приблизительные Р. допускают несовпадение заударного гласного ("мно́го - бо́гу"); неточные (допускающие несовпадение согласных), в свою очередь, разделяются на неск. типов: усеченные Р. ("ступе́ни - Евге́ний", "расска́з-тоска́", "вы́молоть - жи́молость"), замещенные Р. ("ве́тер - ве́чер"), ассонанс ("слу́шайте - ло́шади"), консонанс или диссонанс ("та́ющая - ве́ющая", "ли́к - сне́г"), "левосторонние" Р., в к-рых неточность созвучий в заударной части слова компенсируется созвучием предударной части ("черда́к - чехарда́", "шо́потов - шо́рохи"). В истории, развития Р. отчетливо проявляется тенд. к расшатыванию Р. от точной (в 18 в.) ко все более неточной (в 20 в.). Богатые Р. отличаются от бедных тем, что созвучие звук. комплексов усилено совпадением опорных согласных ("ревнова́ть - изныва́ть"); требование богатой Р. в 18-19 вв. было обязательным лишь для Р., в к-рых ударение падает на последний открытый слог ("Невы́ - вы́"), в противном случае Р. считалась недостаточной ("Невы́ - резеды́"). В поэзии 20 в. это требование утратило свое значение.
Относительно лексич. и грамматич. признаков Р. разделяют на однородные и разнородные (однородные, или грамматические, предполагают созвучия слов, относящихся к одной части речи и в одинаковых грамматич. формах: "сия́ет - озаря́ет"), омонимические ("по калачу́ - поколочу́"), тавтологические ("була́т - була́т"), простые и составные (в последних одно слово рифмуется с двумя и более: "ты́ ли? - заны́ли", "невыгова́риваемые - това́р, и вы, и мы, и я!" - В. Брюсов). Требование разнородных Р. появляется уже в 18 в., омонимич. и тавтологич. встречаются эпизодически (гл. обр. в сатирич. произв.), составные Р. появляются в нач. 19 в., долгое время ощущаются как экзотич. и становятся привычными, нейтральными в совр. поэзии.
Что касается слогового строения Р., то ее делят (в завис, от положения ударного слога) на мужские ("занемо́г - не мо́г"), женские ("пра́вил - заста́вил"), дактилические ("огневе́ющей - ве́ющей"), гипердактилические ("холоде́ющую - розове́ющую"), на равносложные и неравносложные (в последнем случае рифмуются слова с разными окончаниями: "вре́зываясь - тре́звость", "Касса́ндра - хандра́"). В силлабо-тонич. и тонич. рус. стихе Р. и клаузула, как правило, совпадают. В силлабич. стихе 17 - нач. 18 в. Р., к-рые с совр. т. зр. характеризуются как неравносложные ("Фому́ - до́му"), не требовали совпадения каталектик (односложная Р. не обязательно была мужской: "пи́шется - приде́тся", а двусложная - не обязательно женской: "еси́ - принеси́").
С т. зр. взаимного расположения различают Р.: смежные (аабб), перекрестные (абаб), охватные или опоясывающие (абба), смеш. (напр., тернарные - аабввб), двойные, тройные и пр. Повторяющееся расположение Р. является одним из осн. признаков строфы. Кол-во рифменных созвучий в яз. имеет свои пределы, поэтому в поэзии неизбежно повторение одних и тех же Р.; наиб. распростр. и "очевидные" Р., подтверждающие "рифмическое ожидание", называют обычно банальными ("ро́зы - моро́зы"), нарушающие это ожидание - оригин., "экзотич." ("о́кунь - конь о́ конь", "де Ме́стр - пале́стр"). Оценка Р. как "хорошей" или "плохой" в ист. плане была связана с меняющимися требованиями к Р., в аналитич. - с характером соответствия Р. стилистич. целому стихотв. текста.
РИФМА (от греческого rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмы различают: по объему - 1-сложные, 2-сложные и т.д.; по месту ударения (на 1-, 2-, 3-, 4-м, ... слоге от конца) - мужские, женские, дактилические, гипердактилические; по точности созвучия - точные ("белый - смелый"), приблизительные ("белым - смелом"), неточные ("я - меня", "пламя - память", "неведомо - следом"). По совпадению предударных звуков выделяются рифмы богатые; по лексическим и грамматическим признакам - однородные (например, глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк - смежные (aabb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиеся строки-стихи), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (например, тернарные, aabccb), двойные, тройные и т.д.
рифма - однозвучие последних слогов с ударением
Ср. Эхо, бессонная Нимфа, скиталась по брегу Пенея,
Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога,
.......она родила
Милую дочь... на земле Рифмой зовется она.
А.С. Пушкин. Рифма.
Ср. И вот уже трещат морозы...
(Читатель ждет уж рифмы розы:
На, вот, возьми ее скорей!)
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. 4, 42.
См. эхо.
См. восторг любви.
Брать/ взять в рифму кого. Жарг. угол., мил. Проводить опознание по приметам; опознавать кого-л. Балдаев 1, 44; ББИ, 33, 43; ТСУЖ, 31.
См. rima.
Латинское - rhythmus.
Греческое - rhythmos (размеренность, ритм, такт, соразмерность).
Древнерусское «рифма» заимствовано из греческого языка, в котором существовала буква «ф». В другие языки, в частности в немецкий, слово пришло из латинского (ср. немецкое Reim - рифма).
Производные: рифмовать, рифмоплет, рифменный, рифмовка.
Заимств. в XVIII в. из греч. яз., где rhythmos «соразмерность» < «размеренность». Звук ф, а не т (ср. Федор и Теодор) на месте греч. th говорит о непосредственном заимствовании из греч. яз. (в отличие от слова ритм).
ри́фма
Из греч. ῥυθμός "размеренность, ритм, такт; соразмерность", подобно тому как нем. Reim "рифма" - из лат. rhythmus.
- Кровь для свекрови.
- Окончательная близость слов.
- Заготовка для игры в буриме.
- «Розы-морозы» и «палка-галка» как литературное явление.
- Слова, пришедшие в резонанс.
- Стихотворная связистка.
- Созвучие слов.
- Что отсутствует в белом стихе?
- Без неё стих становится белым.
- Поэтическая связка.
- Что отсутствует в верлибре?
- Рассечённая, но не бровь, оборванная, но не пуговица.
РИФМА́Ч, рифмача, муж. (разг. презр.). Плохой поэт. «Насилу-то, рифмач я безрассудный, отделался от сей октавы трудной.» Пушкин. «Куплеты бедных рифмачей.» Некрасов.
РИФМА́Ч -а́; м. Пренебр. Плохой поэт. Разве это поэт? - Рифмач, да и только.
◁ Рифма́чка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж.
-а́, м. разг. пренебр.
Плохой поэт.
О таких рифмачах --- должно говорить: «они ничего не обещали хорошего и много написали вздорного». Белинский, .
Куплеты бледных рифмачей И вздохи театралов - Ты все отвергла. Н. Некрасов, Памяти Асенковой.
рифмач - стихокропатель
Ср. Рифмач, когда себя в печать отправил...
(Он) сотню од но про себя пропел:
В наборщиках читателей имел
И цензора одобрить их заставил.
Кн. П.А. Вяземский. Эпиграмма.
См. цензор.
рифма́ч, рифмачи́, рифмача́, рифмаче́й, рифмачу́, рифмача́м, рифмачо́м, рифмача́ми, рифмаче́, рифмача́х
сущ., кол-во синонимов: 33
бездарность (38)
борзописец (35)
бумагомарака (27)
бумагомаратель (30)
версификатор (28)
виршеписец (6)
виршеплет (30)
графоман (33)
кропатель (31)
марака (27)
маратель (28)
метроман (8)
пачкун (45)
пиита (23)
писака (35)
писателишка (25)
посредственность (41)
поэт (71)
поэтастер (6)
поэтишка (30)
ремесленник (45)
рифмоплет (34)
рифмотворец (9)
складыватель (31)
слагатель (28)
сочинитель (45)
стиходей (8)
стихокропатель (32)
стихоплет (31)
стихослагатель (31)
стихотвор (7)
стряпатель (29)
щелкопер (34)
см. стихоплёт
стряпатель, кропатель, графоман, стихослагатель, стихоплет, поэт, борзописец, бумагомарака, виршеплет, сочинитель, поэтишка, писателишка, посредственность, ремесленник, версификатор, складыватель, бумагомаратель, щелкопер, слагатель, пачкун, марака, стихокропатель, рифмоплет, пиита, маратель, писака, бездарность
РИФМА́ЧЕСТВО -а; ср. Пренебр. Сочинение плохих, слабых стихов. Механическое р. У него слабость к рифмачеству.
сущ., кол-во синонимов: 12
бумагомарание (15)
версификаторство (10)
виршеплетство (11)
графомания (13)
графоманство (11)
метромания (10)
поэзия (39)
ремесленничество (8)
рифмоплетство (13)
стихоплетство (15)
щелкоперство (9)
см. стихоплётство
виршеплетство, графомания, поэзия, ремесленничество, бумагомарание, рифмоплетство, версификаторство, графоманство, стихоплетство, щелкоперство
сущ., кол-во синонимов: 8