I ж.
отвлеч. сущ. по прил. посредственный
II ж.
1. отвлеч. сущ. по прил. посредственный
2. Бездарный, ничем не выдающийся человек.
I ж.
отвлеч. сущ. по прил. посредственный
II ж.
1. отвлеч. сущ. по прил. посредственный
2. Бездарный, ничем не выдающийся человек.
ПОСРЕ́ДСТВЕННОСТЬ, посредственности, жен.
1. только ед. отвлеч. сущ. к посредственный (книжн.). Посредственность романа очевидна. Его посредственность не мешала ему продвигаться по службе. Посредственность воздействия на органы чувств.
2. перен. Бесталанный, ничем не выдающийся человек. «Коврин теперь ясно сознавал, что он - посредственность.» Чехов.
ПОСРЕ́ДСТВЕННОСТЬ, -и, ж Разг.
О человеке, ничем не выдающемся, средних, заурядных способностей, бесталанном;
Син.: бездарность, бездарь, серость;
Ант.: талант, гений.
Гений враждебен не толпе, а посредственности (Довл.).
ПОСРЕ́ДСТВЕННОСТЬ -и; ж.
1. к Посре́дственный. П. романа. П. знаний, ответа. П. личности. Бороться с посредственностью. Прикрывать свою п. болтовнёй.
2. Разг. Бесталанный, ничем не выдающийся человек. Бездарная, унылая п. Науке не нужны посредственности. Выбиться из посредственностей. Серая п. (о ком-л. бездарном во всех отношениях).
-и, ж.
1. Свойство по прил. посредственный (в 1 знач.).
[Чехов] старался внушить окружающим мнение о своей обыкновенности, скоротечности и даже - посредственности. Залыгин, Литературные заботы.
2. разг.
Бесталанный, ничем не выдающийся человек.
Мелочное самолюбие и дух соперничества, со всеми его неприглядными проявлениями, всегда присущи посредственностям. А. Островский, Проект «Правил о премиях дирекции императорских театров за драматические произведения».
- И тогда уже я заметил, что его внимание привлекают безличные люди, посредственности. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
посредственность (иноск.) - о лице, ничем особенно не выдающемся, среднем и даже ниже по качествам своим
Ср. (И что) посредственность одна
Нам по плечу и не страшна?
А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 8, 9.
См. золотая середина.
посре́дственность, посре́дственности, посре́дственностей, посре́дственностям, посре́дственностью, посре́дственностями, посре́дственностях
сущ., кол-во синонимов: 41
бездарность (38)
бездарный литератор (15)
бездарь (15)
борзописец (35)
версификатор (28)
второсортность (4)
графоман (33)
добросовестная посредственность (3)
заурядность (26)
кропатель (31)
кропач (4)
лапотник (13)
медиокрист (1)
межеумок (90)
мелкотравчатость (8)
не ахти что (1)
неважность (15)
несовершенность (8)
ординарность (8)
пачкун (45)
пиита (23)
поддельщица (5)
поэтишка (30)
пустохват (5)
ремесленник (45)
ремесленница (10)
рифмач (33)
сапожник (12)
серость (33)
серятина (6)
складыватель (31)
слабость (144)
сносность (9)
стихокропатель (32)
стряпатель (29)
тупица (163)
убожество (21)
умеренность (16)
щелкопер (34)
см. бездарность 2
См. бездарность...
Бездарность, даровитость, знаменитость, известность, наивность, невинность, ничтожность, полезность, посредственность.
В современном русском языке из очень продуктивной категории существительных с суффиксом отвлеченности -ость, производных от имен прилагательных, резко выделяется несколько (меньше десяти) слов, обозначающих характеристику лица по его духовным свойствам или по его общественной квалификации, по способностям: знаменитость, известность, посредственность, бездарность (но ср. даровитость), невинность, ничтожность (чаще- ничтожество),наивность и несколько устарелое полезность. Эта небольшая кучка слов составляет своеобразную замкнутую, обособленную группу среди других семантических разрядов слов, относящихся к отвлеченным существительным женского рода с суффиксом -ость.
Ср. «Съехались все провинциальные известности». «Эта невинность до сих пор не догадывалась о его корыстных намерениях».
В романе Тургенева «Дым» Карл Брюллов назван (в речи одного из действующих лиц) «пухлою ничтожностью». Ср. у Н. А. Некрасова в стихотворении «Чуть-чуть не говоря: "Ты сущая ничтожность!.."»:
Чуть-чуть не говоря: «Ты сущая ничтожность!
Стихов моих печатный судия
Советует большую осторожность
В употребленьи буквы «я».
У Тургенева в очерке «Пэгаз» (1871): «Мать Пэгаза была в свое время знаменитость».
В статье Тургенева «Гоголь»: «Он говорил... языком образным, оригинальным - и сколь я мог заметить, нимало не подготовленным заранее, как это сплошь да рядом бывает у "знаменитостей"». В журнале «Галатея» (1828, ч. 1): «Досужая посредственность без помехи занимается литературными фокус-покусами и каррикатурством современного просвещения».
Ср. у Пушкина в «Евгении Онегине»:
И что посредственность одна
Нам по плечу и не странна.
Ср. в письме В. П. Боткина к И. И. Панаеву (от 19 августа 1856 г.) о Н. И. Надеждине: «Это один из сносных рассказчиков - и более ничего, - не глуп, да и не умен - середка на половине - или попросту - не бесполезная посредственность» (Тургенев и «Современник», с. 377). У П. Д. Боборыкина в «Распаде»: «Я все могу читать, все понимаю и не намерена прикидываться наивностью, это прежде были кисейные барышни».
Любопытно, что большая часть этих слов имеет соответствующие параллельные выражения во французском языке: знаменитость - célebrité; посредственность - médiocrité (ср. латинск. aurea mediocritas `золотая посредственность'); невинность - innocence; ничтожность - nullité; наивность - naivité; полезность - utilité.
В других разрядах отвлеченно-качественных существительных на -ость переход от значения отвлеченности к значению лица почти не свойственен современному русскому языку.
Правда, можно указать переходы от значения отвлеченного качества к качественной характеристике лица в разнообразных словообразовательных категориях, но в отдельных, разрозненных случаях, например: разговорно-фамильярное старина, презрительное кислятина, бранное дрянь (ср. «человек - дрянцо» у Гоголя), устарелое служба и др. под.
Есть некоторые исторические основания утверждать, что отдельные обозначения лиц посредством слов с суффиксом -ость складывались не без участия французского языка. Например, слово полезность, в применении к лицу, бывшее в употреблении в интеллигентской речи XIX в. до 60-70-х годов, является прямым переводом (calque) французского utilité. Например, в письме И. И. Панаева к В. П. Боткину (от 26 апреля 1856 г.): «Я считаю себя литературной полезностью (utilité), вот и все» (Тургенев и «Современник», с. 374).
Ср. у М. Н. Загоскина в очерках «Москва и москвичи» (в речи актрисы): «Эта мерзкая интриганка, которой бы следовало занимать в нашей труппе место утилите или даже аксессуара, лезет в первые амплуа и хочет играть все роли г-жи Алэн!» (Загоскин М. Н. Полн. собр. соч., т. 5, Пг., [1915] с. 98).
По-видимому, утилите, с переводом его словом полезность, проникло в разговорно-интеллигентскую речь из актерского жаргона.
Можно предполагать, что в самом началеXIX в. укоренилось в русском литературном языке значение лица в словах: посредственность (ср. употребление этого слова в языке Пушкина) и знаменитость (проф. И. Мандельштам в статье, посвященной изложению и разбору книги акад. А. Н. Веселовского о Жуковском, замечает: «Умеренность, то, что в карамзинскую эпоху звалось посредственностью, была для Жуковского идеалом счастья в пору его юношеского дневника» (1804-1805) (ЖМНП, 1905, февраль, с. 405).
Все слова этого рода получили значение лица или возникли для оценки лица не раньше начала XIX в. Даже в академическом словаре 1847 г. слово посредственность еще определяется как `качество посредственного'.
Ср. у П. А. Каратыгина в «Записках»: «Я не больше как золотая посредственность (aurea mediocritas)» (1929, с. 220). Здесь употребление слова посредственность как характеристического определения лица непосредственно связывается с переводом латинского выражения. Ср. в письме И. А. Гончарова к М. М. Стасюлевичу (от 6 июня 1886 г.): «За меня вступился полицмейстер и все notabilités» (Стасюлевич и его совр., 4, с. 169).
К 20-30-м годам XIX в. эта лексико-семантическая группа в русском литературном языке уже более или менее определилась (в составе: посредственность, знаменитость, известность) и стала влиятельной. Именно к этому времени относится возникновение слова бездарность для обозначения неспособного, лишенного талантов, дарований человека. П. А. Вяземский считал новое употребление слова бездарность нелитературным, площадным. «Бездарность, талантливый - новые площадные выражения в нашем литературном языке. Дмитриев правду говорил, что "наши новые писатели учатся языку у лабазников"» (Вяземский, Старая записная книжка, 1929, с. 264).
Однако к 40-м годам XIX в. и слово бездарность входит в норму общелитературной лексики. У И. И. Панаева в очерке «Литературный заяц» (1844): «Можно бы написать большую книгу об авторском самолюбии вообще, и о сочинительском самолюбии в особенности. Первому бывают подвержены люди с талантом; второму - посредственность и бездарность» (Панаев, 1888, 2, с. 467).
(О некоторых вопросах русской исторической лексикологии // Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 82-84).
Кратко о тех же словах см.: Виноградов. Русск. язык, с. 128. - Л.А.