Энциклопедический словарь
Лапши́н Иван Иванович (1870-1952), философ, ученик и последователь А. И. Введенского. В 1922 выслан из России, жил в Праге. Сочинения: «Законы мышления и формы познания» (1906), «Проблема "чужого Я" в новейшей философии» (1910), «Философия изобретения и изобретение в философии» (т. 1-2, 1922).
* * *
ЛАПШИН Иван Иванович - ЛАПШИ́Н Иван Иванович (1870-1952), русский философ, ученик и последователь Александра И. Введенского (см. ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (философ)) . Приват-доцент (1897) и профессор (1913) Петербургского университета, в 1922 выслан из России. Жил в Праге, где был профессором Русского юридического факультета. Сочинения - «Законы мышления и формы познания» (1906), «Проблема «чужого Я» в новейшей философии» (1910), «Философия изобретения и изобретение в философии» (т. 1-2, 1922).
* * *
ЛАПШИ́Н Иван Иванович [11 (23) октября 1870, Петербург - 17 ноября 1952, Прага], русский философ-неокантианец (см. НЕОКАНТИАНСТВО) .
Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1893). В молодости увлекался европейским позитивизмом (см. ПОЗИТИВИЗМ) (прежде всего философией Дж. С. Милля (см. МИЛЛЬ Джон Стюарт)), идеями Н. Г.Чернышевского (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович), Н. Н. Страхова (см. СТРАХОВ Николай Николаевич). Его учителем в университете был известный кантианец А. И. Введенский (см. ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (философ)), оказавший на Лапшина определяющее влияние. С 1897 - приват-доцент Петербургского университета. В 1906 публикует свой основной философский труд - «Законы мышления и формы познания». За эту работу ему было присвоено звание доктора философии. С 1913 - экстраординарный профессор Петербургского университета (позднее возглавил кафедру философии университета). В 1922 выходит его книга «Философия изобретения и изобретение в философии»(т.1-2; 2-е изд. - Прага, 1924). В том же году Лапшин вместе с другими известными русскими философами был выслан (см. ВЫСЫЛКА ЗА ГРАНИЦУ) из России. В последующие годы занимал должность профессора юридического факультета Русского института в Праге.
Отстаивая принципы кантовского критицизма, Лапшин утверждал неразрывную связь априорных форм познания с логическими законами мышления. В то же время, критикуя разнообразные типы метафизики, Лапшин усматривал ложность принятого в классическом кантианстве дуализма субъекта познания и «вещей в себе». (см. ВЕЩЬ В СЕБЕ) Обратившись к проблеме «чужого Я», Лапшин по существу развивал идеи своего учителя А. И. Введенского. Реальность «чужого Я» лишь гипотетична и, соответственно, представление о «чужой» одушевленности должно быть отнесено к числу метафизических гипотез, которые, однако, необходимо сопутствуют познавательному процессу и могут играть продуктивную роль. Включая философию в сферу научного знания, Лапшин одновременно доказывал принципиальную несводимость философского опыта к методам и содержанию конкретных наук.
Большой энциклопедический словарь
ЛАПШИН Иван Иванович (1870-1952) - русский философ, ученик и последователь Александра И. Введенского. Приват-доцент (1897) и профессор (1913) Петербургского университета, в 1922 выслан из России. Жил в Праге, где был профессором Русского юридического факультета. Сочинения - "Законы мышления и формы познания" (1906), "Проблема "чужого Я" в новейшей философии" (1910), "Философия изобретения и изобретение в философии" (т. 1-2, 1922).
Энциклопедия Кольера
ЛАПШИН Иван Иванович (1870-1952), русский философ. Родился 11 октября 1870. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1893). В молодости увлекался европейским позитивизмом (прежде всего философией Дж.С.Милля), идеями Н.Г.Чернышевского, Н.Н.Страхова. Его учителем в университете был известный кантианец А.И.Введенский, оказавший на Лапшина определяющее влияние. По предложению Введенского он был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. С 1897 - приват-доцент Петербургского университета. В 1898-1899 находился в научной командировке в Англии, опубликовал статью Судьба критической философии в Англии до 1830 г. В университете Лапшин преподавал историю философии, историю педагогики, теорию познания, психологию. Вел занятия (с 1900) по логике в Александровском лицее, по психологии на Высших женских курсах. В 1906 опубликовал свой основной философский труд - Законы мышления и формы познания. За эту работу ему было присвоено звание доктора философии. С 1913 он - экстраординарный профессор Петербургского университета (позднее возглавил кафедру философии университета). В 1922 была опубликована его книга Философия изобретения и изобретение в философии (тт. 1-2, 2-е изд. Прага, 1924). В том же году Лапшин вместе с другими известными русскими философами был выслан из России. В последующие годы занимал должность профессора Русского юридического факультета в Праге. Умер Лапшин в Праге 17 ноября 1952. Основные положения философской системы Лапшина нашли отражение в его диссертации. Отстаивая принципы кантовского критицизма, он утверждал неразрывную связь априорных форм познания с логическими законами мышления и необоснованность любых апелляций к логике, не учитывающих такого рода связи ("те, кто отвергает значение критической теории познания, тем самым лишают себя права ссылаться на законы формальной логики"). В то же время, критикуя разнообразные типы метафизики, Лапшин усматривал ложность принятого в классическом кантианстве дуализма субъекта познания и "вещей в себе". Существование последних не может быть доказано (впрочем, как и обратное), т.к. к ним в принципе не могут быть применены законы логики (в первую очередь закон противоречия). Обратившись к проблеме "чужого Я", Лапшин, по существу, развивал идеи своего учителя А.И.Введенского, которые тот сформулировал в книге О пределах и признаках одушевленности (1892). Реальность "чужого я" лишь гипотетична ("трансцендентная реальность чужого я недоказуема"), соответственно - представление о "чужой" одушевленности должно быть отнесено к числу метафизических гипотез, которые, однако, необходимо сопутствуют познавательному процессу и могут, согласно Лапшину, играть продуктивную роль. Понимание Лапшиным специфики философского знания получило последовательное обоснование в его сочинении Философия изобретения. Включая философию в сферу научного знания, он одновременно доказывал принципиальную несводимость философского опыта к методам и содержанию конкретных наук. Философию роднит с наукой познавательная функция, последовательная рациональность. В этом отношении философский опыт существенным образом отличается отличается от религиозного и художественного (сфера "эмоционального мышления"). "Изобретательность" в философии - это, по Лапшину, творческий элемент, который постоянно присутствует в философском познании. "Философская страсть удивления" перед самим фактом бытия становится первоначальным творческим импульсом метафизического самоопределения человека. Лапшин выстраивает систему принципов философского творчества - изобретения, включая в их число "комбинаторику фактов", "комбинаторику мыслей", "комбинаторику точек зрения", "комбинаторику форм выражения". Все эти моменты образуют творческое единство философского опыта и при этом совершенно рациональны, поскольку находятся под "непрестанным контролем мысли".
ЛИТЕРАТУРА
Лапшин И.И. Проблема "чужого я" в новейшей философии. СПб, 1910 Лапшин И.И. Художественное творчество. Пг., 1922 Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991
Полезные сервисы