Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мейер

Синонимы к слову мейер

сущ., кол-во синонимов: 1

майер

Грамматический словарь

Ме́йер ф. 1а ~ 0 (распростр. фамилия}

Сканворды для слова мейер

- Имя основателя банкирского дела Ротшильда.

- Швейцарский писатель, поэт XIX века, автор романа «Юрг Енач», новеллы «Святой», поэмы «Последние дни Гуттена», сборников стихов «Стихотворения», «Двадцать баллад швейцарца».

- Американский актёр, исполнивший роль Ника Шаффера в фильме «Крысиные бега».

- Американский актёр, исполнивший роль Чарли Маккея в фильме «Кейт и Лео».

- Американский актёр, исполнивший роль Джона Арбакла в фильме «Гарфилд».

- Американский актёр, исполнивший роль Джоша Паркера в фильме «Дорожное приключение».

- Американский актёр, исполнивший роль Пола в фильме «Призраки бывших подружек».

- Премьер-министр Франции в 1953 году.

Полезные сервисы

мейер (meier) ричард

Большой энциклопедический словарь

Ме́йер (Meier) Ричард (р. 1934), американский архитектор. Развивая идеи Ш. Ле Корбюзье, в частных (вилла Дуглас в Харбор-Спрингс, 1971—73) и общественных (музей в Атланте, 1980—83) сооружениях противопоставляет отточенность динамичной архитектурной формы хаосу природного или искусственного окружения.

Полезные сервисы

мейер (meyer) виктор

Большой энциклопедический словарь

МЕЙЕР (Meyer) Виктор (1848-97) - немецкий химик-органик. Труды по алифатическим нитросоединениям (открыл в 1872 носящую его имя реакцию), оксимам и др. Разработал метод определения молекулярных масс по плотности паров. Ввел в науку термин "стереохимия".

Полезные сервисы

мейер (meyer) стефан

Большой энциклопедический словарь

МЕЙЕР (Meyer) Стефан (1872-1949) - австрийский физик. Труды по радиоактивности и ядерной физике. Определил (совместно с Э. Швейдлером) период полураспада полония, установил превращение полония в свинец. Обнаружил (1899) отклонение лучей радия в магнитном поле.

Полезные сервисы

мейер (meyer) эдуард

Большой энциклопедический словарь

Ме́йер (Meyer) Эдуард (1855-1930), немецкий историк древнего мира, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук (1909). Главный труд «История древности» (тт. 1-5) охватывает всемирную историю с возникновения древне-восточных цивилизаций по 355 до н. э.

Полезные сервисы

мейер ал-др ал-др

Гуманитарный словарь

МЕ́ЙЕР Ал-др Ал-др. (1874-1939) - философ, религ. мыслитель, переводчик, публицист. Учился на ист.-филол. ф-те Новороссийского ун-та в Одессе. В 1895 и 1902 был арестован за участие в рев. кружках. До 1904 находился в ссылке в Баку, затем в Ташкенте. В 1906 бежал из ташк. тюрьмы, нек-рое время нелегально прожил в Финляндии, а с кон. 1906 - в Петербурге, служит в Об-ве нар. ун-тов (1908), читает лекции на Обществ.-юрид. и Василеостровских курсах и в Вольной высш. школе им. П. Лесгафта, участвует в собр. Религ.-филос. об-ва - РФО (1914-15). В ранних публ. воззрения М. близки к "мистич. анархизму" чулковцев. В 1909 выходит его кн. "Религия и культура". С 1908 М. работает в отд. "Россика" Имп. Публ. б-ки. Там он знакомится с Г. Федотовым, с к-рым издает "Свободные голоса" (1918. Ч. 1-2) - орган религ.-филос. кружка "Воскресение". Он участвует в Церк. Поместном Соборе 16 авг. 1917. В 1918 занимает должность зав. кафедрой эстетики движения на Высш. науч. курсах им. Лесгафта (до 1928), преподает в Ин-те Живого Слова, принимает участие в орг-ции Вольфилы. М. - автор культурологич. концепции экзистенц. толка. В работах 1930-х гг. "О Славе", 1932-36; "Об откровении", 1934; "Заметки о смысле мистерии (Жертва)", 1933 - представлена картина мира, наполненного "зовами" Бога и "других" к "я" и творч. "откликами" на призыв к бытию. В эстетике жизни М. слово есть онтологич. дерзание и прорыв мысли к бытию, в нем раскрывает себя мироустроит. энергия личного тв-ва. Экклезиальное возрастание человека в бытии и социуме есть возврат к символу, к мифу, к обмену жертв. дарами, к катарсису последней истины. В 1928 М. был арестован, весной 1929 по делу "Воскресения" приговорен к расстрелу; приговор был заменен 10-летним сроком, к-рый он отбывал сначала на Соловках, затем в Белбалтлаге. В 1935 был освобожден. Умер от рака печени в Ленинграде. Похоронен на Волковом (лютеранском) кладбище.

Соч.: Религ. смысл мессианизма // Записки Петрогр. РФО. 1914-15. Пг., 1916. Вып. 6; Филос. соч. Париж, 1982; Слово-символ // Минувшее. Ист. альманах. Париж, 1988. Т. 6.

Лит.: Бердяев Н. Новое религ. сознание и история // Бирж. ведомости. 1916. 18 нояб.; Исупов К. Г. М. Бахтин и А. Мейер // Бахтин и филос. культура 20 в. (Проблемы бахтинологии). СПб., 1991. Вып. 1, ч. 2.

Полезные сервисы

мейер александр александрович

Энциклопедический словарь

Ме́йер Александр Александрович (1875-1939), религиозный философ, публицист. С 1906 в Санкт-Петербурге, в 1920-х гг. вместе с Г. П. Федотовым в центре религиозно-философского кружка «Воскресение». В 1928-35 в концлагере. Сочинение «Религия и культура» (1909).

* * *

МЕЙЕР Александр Александрович - МЕ́ЙЕР Александр Александрович (1875-1939), русский христианский философ, публицист. С 1906 в Петербурге, участвовал в собраниях Религиозно-философского общества (1914-15), в 20-х гг. вместе с Г. П. Федотовым (см. ФЕДОТОВ Георгий Петрович) в центре религиозно-философского кружка «Воскресение». В 1928-35 в концлагере. Сочинение - «Религия и культура» (1909).

Большой энциклопедический словарь

МЕЙЕР Александр Александрович (1875-1939) - русский христианский философ, публицист. С 1906 в Петербурге, участвовал в собраниях Религиозно-философского общества (1914-15), в 20-х гг. вместе с Г. П. Федотовым в центре религиозно-философского кружка "Воскресение". В 1928-35 в концлагере. Сочинение - "Религия и культура" (1909).

Полезные сервисы

мейер виктор

Энциклопедический словарь

Ме́йер Виктор (Meyer) (1848-1897), немецкий химик-органик. Труды по алифатическим нитросоединениям (открыл в 1872 носящую его имя реакцию), оксимам и др. Разработал метод определения молекулярных масс по плотности паров. Ввёл в науку термин «стереохимия» (1888).

* * *

МЕЙЕР Виктор - МЕ́ЙЕР (Meyer) Виктор (1848-97), немецкий химик-органик. Труды по алифатическим нитросоединениям (открыл в 1872 носящую его имя реакцию), оксимам и др. Разработал метод определения молекулярных масс по плотности паров. Ввел в науку термин «стереохимия».

Полезные сервисы

мейёр де монд посибль

Словарь галлицизмов русского языка

МЕЙЁР ДЕ МОНД ПОСИБЛЬ * le meilleur des mondes possibles. Самый лучший из возможных миров. И если провести самого закоренелого оптимиста по больницам, лазаретам и камерам хирургических истязаний, по тюрьмам, застенкам, логовищам невольников, через поля битв и места казни, если открыть перед ним все темные обители планеты, в которых она прячется от взоров холодного любопытства, и если напоследок дать ему заглянуть в башню голода Уголино, то и он, наверно, понял бы, что это за meilleur des mondes possibles. НЛО 2001 3 141. Ср. Оптимист Панглос в "Кандиде" Вольтера.

Полезные сервисы

мейер конрад фердинанд

Энциклопедический словарь

Ме́йер Конрад Фердинанд (1825-1898), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. В центре лирических сборников («Двадцать баллад швейцарца», 1864; «Стихотворения», 1892), поэм («Последние дни Гуттена», 1871), романов («Юрг Енач», 1876), новелл («Святой», 1880) - историческая проблематика, нравственно-философские конфликты.

* * *

МЕЙЕР Конрад Фердинанд - МЕ́ЙЕР Конрад Фердинанд (1825-98), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. В центре поэм («Последние дни Гуттена», 1871), романов («Юрг Енач», 1876), новелл («Святой», 1880) - историческая проблематика, нравственно-философские конфликты.

Большой энциклопедический словарь

МЕЙЕР Конрад Фердинанд (1825-98) - швейцарский писатель. Писал на немецком языке. В центре поэм ("Последние дни Гуттена", 1871), романов ("Юрг Енач", 1876), новелл ("Святой", 1880) - историческая проблематика, нравственно-философские конфликты.

Энциклопедия Кольера

МЕЙЕР Конрад Фердинанд (Meyer, Conrad Ferdinand)

(1825-1898), швейцарский поэт, автор исторических новелл. Родился 11 октября 1825 в Цюрихе. Долгое время не мог избрать поприще, колеблясь между правоведением, живописью, педагогикой и писательством, однако в 1860 решил стать литератором. Умер Мейер в Кильхберге под Цюрихом 28 ноября 1898. Произведения Мейера написаны им в возрасте от сорока пяти до шестидесяти пяти лет. Искусство Микеланджело и богословие Ж.Кальвина оказали огромное воздействие на его самоопределение, и материал для своих новелл он черпал почти исключительно из эпохи Возрождения и Реформации. Пожалуй, наиболее известная его новелла - Святой (Der Heilige, 1879), повествующая об английском мученике Т.Бекете. Едва ли не самая личная и "исповедальная" и вместе с тем наиболее современная по тематике - новелла Мейера Страдания одного мальчика (Das Leiden eines Knaben, 1883). Символика, емкая насыщенность фразы, ясность описаний делают баллады Мейера единственными в своем роде. Менее ярки его лирические стихи, преимущественно элегические по настроению. В поэме Последние дни Гуттена (Huttens letzte Tage, 1871) выражены симпатии Мейера к набирающему силы германскому национализму.

ЛИТЕРАТУРА

Мейер К. Новеллы. Стихотворения. М., 1958 Самарин Р.М. Конрад Фердинанд Мейер. - В кн.: Литература Швейцарии. М., 1969 Мейер К. Юрг Йенач. М., 1970 Мейер К. Стихи. - В кн.: Европейская поэзия ХIХ века. М., 1977

Полезные сервисы

мейер лотар юлиус

Энциклопедический словарь

Ме́йер Лотар Юлиус (1830-1895), немецкий химик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1890). В 1864 дал таблицу 27 химических элементов, расположенных по возрастанию атомных масс и сгруппированных по валентности, не сделав теоретических обобщений. В 1870 (вслед за Д. И. Менделеевым) составил полную таблицу химических элементов, которая, по словам Мейера, «в существенном идентична данной Менделеевым». Построил кривые зависимости атомных объёмов элементов от их атомных масс.

* * *

МЕЙЕР Лотар Юлиус - МЕ́ЙЕР Лотар Юлиус (1830-95), немецкий химик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1890). В 1864 дал таблицу 27 химических элементов, расположенных по возрастанию атомных масс и сгруппированных по валентности, не сделав теоретических обобщений. В 1870 (вслед за Д. И. Менделеевым) составил полную таблицу химических элементов, которая, по словам Мейера, «в существенном идентична данной Менделеевым». Построил кривые зависимости атомных объемов элементов от их атомных масс.

Большой энциклопедический словарь

МЕЙЕР Лотар Юлиус (1830-95) - немецкий химик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1890). В 1864 дал таблицу 27 химических элементов, расположенных по возрастанию атомных масс и сгруппированных по валентности, не сделав теоретических обобщений. В 1870 (вслед за Д. И. Менделеевым) составил полную таблицу химических элементов, которая, по словам Мейера, "в существенном идентична данной Менделеевым". Построил кривые зависимости атомных объемов элементов от их атомных масс.

Энциклопедия Кольера

МЕЙЕР Лотар Юлиус (Meyer, Julius Lothar) (1830-1895), немецкий химик. Родился 19 августа 1830 в Фареле (Ольденбург). Учился в Вюрцбургском университете, где в 1854 получил степень доктора медицины. Работал в лаборатории Р.Бунзена в Гейдельбергском университете (1854-1856), где изучал газообмен в организме человека; показал, что при дыхании кислород связывается с гемоглобином крови. С 1866 по 1870 преподавал в Лесной академии в Эберсфельде и Политехнической школе в Карлсруэ, а с 1876 был профессором химии Тюбингенского университета. С 1860 Мейер стал заниматься той областью химии, из которой впоследствии сформировалась физическая химия; он считается одним из основателей этого нового направления. Главный вопрос, который интересовал Мейера, - это структура вещества. В 1864 он опубликовал работу Современные теории химии (Die modernen Theorien der Chemie), где приводилось расположение элементов в порядке изменения их валентности. Это был важный этап в систематизации элементов. В 1870, после того как Менделеев опубликовал работу О соотношении свойств элементов с их атомным весом, появилась статья Мейера, в которой основанием систематизации элементов послужило соотношение между атомными весами и объемами, представленное в виде кривой. При этом не указывался способ исправления неточно определенных значений атомных весов или предсказания еще не открытых элементов. Для Мейера оставались неясными фундаментальные закономерности изменения свойств элементов с изменением их состава. Именно поэтому честь открытия периодической системы элементов приписывается не Мейеру, а Менделееву. Другое важное направление научной деятельности Мейера - работы в области органического синтеза, особенно изучение реакции хлорирования органических соединений. В экспериментальную практику неорганической химии Мейер ввел такие восстановители, как иодистый водород и красный фосфор. В 1882 Мейер был награжден медалью Г.Дэви. Умер Мейер в Тюбингене 11 апреля 1895. ЛИТЕРАТУРА Мейер Л. Современные теории химии и их значение для химической статики. СПб, 1866 Джуа М. История химии. М., 1976

Полезные сервисы

мейер ричард

Энциклопедический словарь

Ме́йер Ричард (Meier) (р. 1934), американский архитектор. Развивая идеи Ш. ле Корбюзье, в частных (вилла Дуглас в Харбор-Спрингс, 1971-73) и общественных (музей в Атланте, 1980-83) сооружениях противопоставляет отточенность динамичной архитектурной формы хаосу природного или искусственного окружения.

Полезные сервисы

мейер роберт

Энциклопедический словарь

Ме́йер Роберт (Meyer) (1864-1947), немецкий гинеколог-патогистолог. С 1939 в США. Разработал теорию гистогенеза доброкачественных и злокачественных опухолей женской половой сферы, обосновал необходимость ранней диагностики для лечения рака матки.

* * *

МЕЙЕР Роберт - МЕ́ЙЕР Роберт (1864-1947), немецкий гинеколог-патогистолог. С 1939 в США. Разработал теорию гистогенеза (см. ГИСТОГЕНЕЗ) доброкачественных и злокачественных опухолей женской половой сферы, обосновал необходимость ранней диагностики для лечения рака матки.

Большой энциклопедический словарь

МЕЙЕР Роберт (1864-1947) - немецкий гинеколог-патогистолог. С 1939 в США. Разработал теорию гистогенеза доброкачественных и злокачественных опухолей женской половой сферы, обосновал необходимость ранней диагностики для лечения рака матки.

Полезные сервисы

мейер стефан

Энциклопедический словарь

МЕЙЕР Стефан - МЕ́ЙЕР (Meyer) Стефан (1872-1949), австрийский физик. Труды по радиоактивности и ядерной физике. Определил (совместно с Э. Швейдлером (см. ШВЕЙДЛЕР Эгон)) период полураспада полония (см. ПОЛОНИЙ), установил превращение полония в свинец. Обнаружил (1899) отклонение лучей радия в магнитном поле.

Полезные сервисы

мейёр тет

Словарь галлицизмов русского языка

МЕЙЁР ТЕТ * les meilleurs têtes. Лучшие головы. О самых умных людях. - У нас, - продолжал он, - лучшие головы - les meilleurs têtes - давно в этом убедились; все народы, в сущности, одинаковы; вводите только хорошие учреждения и дело с концом. Тург. Дворян. гнездо.

Полезные сервисы

мейер эдуард

Энциклопедический словарь

Ме́йер Эдуард (1855-1930), немецкий историк древнего мира, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1909). Главный труд «История древности» (т. 1-5) охватывает всемирную историю с возникновения древневосточных цивилизаций по 355 до н. э.

* * *

МЕЙЕР Эдуард - МЕ́ЙЕР Эдуард (1855-1930), немецкий историк древнего мира, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1909). Главный труд «История древности» в пяти томах охватывает всемирную историю с возникновения древневосточных цивилизаций по 355 до н. э.

Большой энциклопедический словарь

МЕЙЕР Эдуард (1855-1930) - немецкий историк древнего мира, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1909). Главный труд "История древности" в пяти томах охватывает всемирную историю с возникновения древневосточных цивилизаций по 355 до н. э.

Полезные сервисы

мейер, эдуард

Иллюстрированный энциклопедический словарь

МЕЙЕР (Meyer) Эдуард (1855 - 1930), немецкий историк древнего мира. Главный труд - "История древности" (5 томов, 1884 - 1902) - от возникновения древневосточной цивилизаций до 355 до нашей эры (время крушения господства греков в Сицилии), в основе которого политические события и история государственности.

Полезные сервисы

мейера энциклопедические словари

Энциклопедический словарь

Ме́йера энциклопеди́ческие словари́ - выпускаются издательством «Библиографический институт», основано в 1826 в городе Гота (с 1874 в Лейпциге) немецким издателем Й. Мейером (J. Meyer; 1796-1856). Основные издания - «Большой энциклопедический словарь» (1840-55) в 46 основных и 6 дополнительных томах. Там же были выпущены «Карманный словарь Мейера А-Z» (1963), «Новый словарь Мейера» (1961-69, в 9 тт.; 1971-78, 2-е изд. в 18 тт.) и др. В 1953 в Мангейме организовано акционерное общество «Библиографический институт», издавшее «Энциклопедический словарь Мейера» в 25 тт. (1971-79, дополнительный том 26 - в 1980) и в 15 тт. (1981-86), с 1974 выпускающее ежегодники.

* * *

МЕЙЕРА ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ - МЕ́ЙЕРА ЭНЦИКЛОПЕДИ́ЧЕСКИЕ СЛОВАРИ́, выпускаются издательством «Библиографический институт», основанным в 1826 в г. Гота (с 1874 в Лейпциге) немецким издателем Й. Мейером (J. Meyer; 1796-1856). Основные издания - «Большой энциклопедический словарь» (1840-55) в 46 основных и 6 дополнительных томах, «Библиографический институт», восстановленный в ГДР в 1946 как народное предприятие (VEB), выпустил «Карманный словарь Мейера A.-Z.» (1963), «Новый словарь Мейера» (1961-69, в 9 тт.; 1971-78, 2-е изд. в 18 тт.) и др. В 1953 в Мангейме (ФРГ) организовано акционерное общество «Библиографический институт», издавшее «Энциклопедический словарь Мейера» в 25 тт. (1971-79, дополнительный том 26 - в 1980) и в 15 тт. (1981-86); с 1974 выпускает также ежегодники.

Большой энциклопедический словарь

МЕЙЕРА ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ - выпускаются издательством "Библиографический институт", основанным в 1826 в г. Гота (с 1874 в Лейпциге) немецким издателем Й. Мейером (J. Meyer; 1796-1856). Основные издания - "Большой энциклопедический словарь" (1840-55) в 46 основных и 6 дополнительных томах, "Библиографический институт", восстановленный в ГДР в 1946 как народное предприятие (VEB), выпустил "Карманный словарь Мейера A.-Z." (1963), "Новый словарь Мейера" (1961-69, в 9 тт.; 1971-78, 2-е изд. в 18 тт.) и др. В 1953 в Мангейме (ФРГ) организовано акционерное общество "Библиографический институт", издавшее "Энциклопедический словарь Мейера" в 25 тт. (1971-79, дополнительный том 26 - в 1980) и в 15 тт. (1981-86); с 1974 выпускает также ежегодники.

Полезные сервисы

мейербер

Сканворды для слова мейербер

- Немецкий, итальянский, французский композитор XIX века, автор оперы «Роберт-Дьявол».

- Немецкий и французский композитор XIX века, автор опер «Динора», «Африканка», «Алимелек, или Два калифа».

- Немецкий и французский композитор XIX века, автор опер «Клятва Иевфая», «Крестоносец в Египте», «Лагерь в Силезии».

- Немецкий и французский композитор XIX века, автор опер «Маргарит Анжуйская», «Ромильда и Констанца», «Северная звезда».

- Немецкий и французский композитор XIX века, автор оратории «Бог и природа».

- Немецкий, итальянский, французский композитор XIX века, автор опер «Пророк», «Гугеноты».

Полезные сервисы

мейербер (meyerbeer) джакомо

Большой энциклопедический словарь

МЕЙЕРБЕР (Meyerbeer) Джакомо (наст. имя и фам. Якоб Либман Бер; Beer) (1791-1864) - композитор. Жил в Германии, Италии, Франции, писал для театров этих стран. Создал жанр большой героико-романтической оперы (см. Большая опера): "Роберт-Дьявол" (1830), "Гугеноты" (1835), "Пророк" (1849; в России под названием "Осада Гента", затем "Иоанн Лейденский"), "Африканка" (1864) и др.

Полезные сервисы

мейербер джакомо

Энциклопедический словарь

Мейербе́р Джакомо (Meyerbeer), настоящие имя и фамилия Якоб Либман Бер (Beer) (1791-1864), композитор. Жил в Германии, Италии, Франции, писал для театров этих стран. Создал жанр большой героико-романтической оперы (см. Большая опера): «Роберт-Дьявол» (1830), «Гугеноты» (1835), «Пророк» (1849; в России под названием «Осада Гента», затем «Иоанн Лейденский»), «Африканка» (1864) и др.

* * *

МЕЙЕРБЕР Джакомо - МЕЙЕРБЕ́Р (Meyerbeer) Джакомо (наст. имя и фам. Якоб Либман Бер; Beer) (1791-1864), немецкий и французский композитор.Происходил из еврейской семье, жившей в Германии. В 1816-1824 жил в Италии, с 1827 (с перерывами) и до конца жизни - в Париже.Писал для театров этих стран. Создал жанр большой героико-романтической оперы (см. Большая опера (см. БОЛЬШАЯ ОПЕРА)): «Роберт-Дьявол» (1830), «Гугеноты» (1835), «Пророк» (1849; в России под названием «Осада Гента», затем «Иоанн Лейденский»), «Африканка» (1864) и др.

Энциклопедия Кольера

МЕЙЕРБЕР Джакомо (Meyerbeer, Giacomo)

ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР.

ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР.

(1791-1864), немецкий композитор. Якоб Либман Бер (впоследствии присоединил к своей фамилии фамилию деда - Мейера) родился 5 сентября 1791 в Берлине. В детстве выступал как пианист-вундеркинд, рано начал сочинять оперы и в связи с этим провел десять лет в Венеции, где изучал итальянский оперный стиль. В 1827 Мейербер обосновался в Париже; в течение нескольких лет жил в Берлине (1827-1842), где занимал пост художественного руководителя королевского оперного театра. Основные оперы композитора - Роберт-дьявол (Robert le Diable, 1831), Гугеноты (Les Huguenots, 1836), Пророк (Le Prophte, 1849) и Африканка (L'Africaine, 1864). Среди произведений Мейербера других жанров - несколько кантат, Stabat Mater, Miserere, Te Deum, песни и романсы, несколько оркестровых пьес. Мейербер является создателем жанра французской большой оперы; его творчество оказало значительное влияние на европейский музыкальный театр эпохи романтизма. Он умер в Париже 2 мая 1864.

ЛИТЕРАТУРА

Соллертинский И. И., Дж. Мейербер. М., 1962

Полезные сервисы

мейербер, джакомо

Иллюстрированный энциклопедический словарь

МЕЙЕРБЕР (Meyerbeer) Джакомо (настоящие имя и фамилия Якоб Либман Бер) (1791 - 1864), французский композитор. Жил и работал также в Германии, Италии. Создатель жанра большой оперы: "Роберт-Дьявол" (1830, ознаменовала появление романтического музыкального театра во Франции), "Гугеноты" (1835), "Пророк" (1849), "Африканка" (1864).

Полезные сервисы

мейергоф

Сканворды для слова мейергоф

- Немецкий биохимик, лауреат Нобелевской премии 1922 года.

Полезные сервисы

мейергоф (meyerhof) отто

Большой энциклопедический словарь

МЕЙЕРГОФ (Meyerhof) Отто (1884-1951) - немецкий биохимик. С 1938 во Франции, с 1940 в США. Труды по химии и термодинамике мышечного сокращения, промежуточным ферментативным стадиям гликолиза и гликогенолиза (цикл Эмбдена - Мейергофа). Установил, что энергия живой клетки аккумулируется в фосфоэфирных связях. Нобелевская премия (1922).

Полезные сервисы

мейергоф отто

Энциклопедический словарь

Ме́йергоф Отто (Meyerhof) (1884-1951), немецкий биохимик. С 1938 во Франции, с 1940 в США. Труды по химии и термодинамике мышечного сокращения, промежуточным ферментативным стадиям гликолиза и гликогенолиза (цикл Эмбдена-Мейергофа). Установил, что энергия живой клетки аккумулируется в фосфоэфирных связях. Нобелевская премия (1922).

* * *

МЕЙЕРГОФ Отто - МЕ́ЙЕРГОФ (Meyerhof) Отто (12 апреля 1884, Ганновер - 6 октября 1951, Филадельфия, шт. Пенсильвания), немецкий биохимик. С 1938 во Франции, с 1940 в США. Труды по химии и термодинамике мышечного сокращения, промежуточным ферментативным стадиям гликолиза и гликогенолиза (цикл Эмбдена - Мейергофа). Установил, что энергия живой клетки аккумулируется в фосфоэфирных связях. Нобелевская премия (1922).

Энциклопедия Кольера

МЕЙЕРГОФ Отто (Meyerhof, Otto Fritz)

(1884-1951), немецкий физиолог. В 1922 совместно с А.Хиллом был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие связи между потреблением кислорода и метаболизмом лимонной кислоты в мышечной ткани. Изучая влияние потребления кислорода на мышечный гликоген и лимонную кислоту, Мейергоф обнаружил, что гликоген распадается с образованием лимонной кислоты, а та, в свою очередь, вновь превращается в гликоген. Кроме того, он изучал ферменты, принимающие участие в метаболизме углеводов и процессах клеточного окисления. Мейергоф родился в Ганновере 12 апреля 1884. В 1909 получил степень доктора медицины в Гейдельбергском университете. Познакомился с О.Варбургом, который пробудил в нем интерес к физиологии. В 1909 Мейергоф стал сотрудником Кильского университета, где работал до 1924. В 1924-1929 работал в Институте кайзера Вильгельма в Берлине. В 1928 был назначен директором Института физиологии в Гейдельберге и оставался на этом посту до 1938, когда, покинув нацистскую Германию, уехал во Францию. Был научным директором Института биологии в Париже до 1940, затем эмигрировал в США, где стал профессором медицинской школы Пенсильванского университета. Умер Мейергоф в Филадельфии (шт. Пенсильвания) 6 октября 1951.

Полезные сервисы

мейергофферит

Синонимы к слову мейергофферит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

мейерлейн

Словарь иностранных слов

МЕЙЕРЛЕЙН (нем.). Род вестфальского льняного и пенькового полотна.

Полезные сервисы

мейерс

Сканворды для слова мейерс

- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Простые сложности», «Отпуск по обмену», «Любовь по правилам и без».

- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Чего хотят женщины», «Ловушка для родителей».

Полезные сервисы

мейерхольд

Грамматический словарь

Мейерхо́льд ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова мейерхольд

- Советский театральный режиссёр, муж Зинаиды Райх.

- Первые свои опыты этот реформатор театра проводил на деньги Станиславского в 1-й студии Московского Художественного театра.

- Российский театральный режиссёр.

- Автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика».

Полезные сервисы

мейерхольд вс. эмильевич

Гуманитарный словарь

МЕЙЕРХО́ЛЬД Вс. Эмильевич (1874-1940) - режиссер, актер, театр. педагог. Родился в Пензе, в семье состоят. предпринимателя, выходца из Германии. В юности увлекался т-ром, музыкой, лит-рой, участвовал в любит. спектаклях. Учился в Моск. ун-те на юрид. ф-те, к-рый оставил, чтобы полностью посвятить себя т-ру. Окончил Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (рук. Вл. Немирович-Данченко) и был принят в труппу МХТ, где служил с 1898 по 1902. Играл Треплева, Тузенбаха ("Чайка" и "Три сестры" А. Чехова), Мальволио ("Двенадцатая ночь" У. Шекспира") и др. Проявил себя как актер острой формы. Идейные разногласия и стремление к самостоят. деят-ности привели к уходу из МХТ. В 1902-05 руководит труппой, играющей в крупных провинц. городах. В 1905 возглавляет Студию на Поварской, созданную по инициативе Станиславского. Переживает увлечение символистской драматургией, поиски идут по пути условного т-ра, стилизации. В 1906-07 становится гл. реж. т-ра В. Комиссаржевской в Петербурге. Продолжает поиск новых сценич. форм. Постановки: "Гедда Габлер" Г. Ибсена, "Вечная сказка" С. Пшибышевского, "Сестра Беатриса" М. Метерлинка и др. Взаимное непонимание приводит к конфликту с Комиссаржевской, и М. по ее требованию оставляет т-р.

С 1908 по 1917 работает в Александринском т-ре. Постановки: "Дон Жуан" Ж. Б. Мольера, "Гроза" А. Островского, "Маскарад" М. Лермонтова и др. Одновременно выступает и как актер, а также ставит оперные спектакли в Мариинском т-ре. С 1914 руководит эксперим. Студией на Бородинской, издает ж. "Любовь к трем апельсинам". Практически и теоретически разрабатывает идею т-ра трагич. гротеска.

После 1917 активно включается в стр-во нового т-ра, разрабатывает программу "Театральный Октябрь". Проводит свою линию как рук. театр. отдела Наркомпроса. В 1922 возглавляет Т-р Революции, к-рый с 1923 наз. Т-ром им. Вс. Мейерхольда (ТИМ). Здесь работают его ученики И. Ильинский, М. Бабанова, М. Жаров и др. Спектакли этого периода тяготеют к конструктивизму, разрабатывается новая система актерского существования, осн. на биомеханике. Наиболее значит. работой этого периода стал спектакль "Великодушный рогоносец" по пьесе Ф. Кроммелинка.

В сер. 30-х гг. в творчестве М. начинается тенденция к сближению с психол. т-ром ("Дама с камелиями", 1934). Его работы вызывали пост. полемику, возник термин "мейерхольдовщина".

В 1938 ТИМ был ликвидирован. М. был приглашен Станиславским возглавить Оперную студию.

В 1939 М. был арестован и трагически погиб в 1940.

В. Э. Мейерхольд в своем кабинете. Москва. 1930

В. Э. Мейерхольд в своем кабинете. Москва. 1930

Полезные сервисы

мейерхольд всеволод эмильевич

Энциклопедический словарь

Мейерхо́льд Всеволод Эмильевич (1874-1940), режиссёр, актёр, педагог, народный артист Республики (1923). Один из реформаторов театра. В 1898-1902 в МХТ, затем в провинции. В 1906-07 главный режиссер Театра В. Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург), развивал символистскую концепцию «условного театра» («Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Балаганчик» А. А. Блока, оба 1906, и др.). В 1908-17 в санкт-петербургских императорских театрах утверждал принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру яркость и праздничность («Дон Жуан» Мольера, 1910, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском театре, и др.). После 1917 возглавил движение «Театрального Октября», выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра. В 1920-38 руководил театром в Москве (с 1923 Театр им. Мейерхольда) и существовавшей при нём школой. Разработал особую методологию актёрского тренажа - биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма. Поставил пьесы: «Мистерия-буфф» (1918, 1921) и «Клоп» (1929) В. В. Маяковского, «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка (1922), «Лес» А. Н. Островского (1924), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1926), «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1934). Среди учеников: С. М. Эйзенштейн, Л. В. Варпаховский, Б. И. Равенских и др. Необоснованно репрессирован.

В. Э. Мейерхольд.

* * *

МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич - МЕЙЕРХО́ЛЬД Всеволод Эмильевич (1874-1940), российский режиссер, актер, педагог, народный артист России (1923), один из реформаторов театра 20 века.

В 1898-1902 работал в Московском художественном театре (МХТ), затем в провинции. В 1906-1907 главный режиссер театра Комиссаржевской на Офицерской (Санкт-Петербург). Развивал символическую концепцию «условного театра» («Сестра Беатриса» М. Метерлинка и «Балаганчик» А. А. Блока, 1906). В 1908-1917 в петербургских императорских театрах. Утверждал принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру яркость и праздничность («Дон Жуан» Мольера, 1910; и «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском театре). После 1917 возглавил движение «Театрального Октября», выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра. В 1920-1938 руководил театром в Москве (с 1923 Театр имени Мейерхольда) и существовавшей при нем школой. Разработал особую методологию актерского тренажа - биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма. Поставил спектакли: «Мистерия-буфф» (1918, 1921) и «Клоп» (1929) В. В. Маяковского, «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка (1922), «Лес» А. Н. Островского (1924), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1926), «Горе уму» («Горе от ума» А. С. Грибоедова (1928), «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1934). Репрессирован.

* * *

МЕЙЕРХО́ЛЬД Всеволод Эмильевич [28 января (9 февраля) 1874, Пенза - 2 февраля 1940, Москва], русский режиссер, актер, театральный деятель, педагог. Народный артист Республики (1923). Один из реформаторов театрального искусства.

На пороге

Сын владельца водочного завода, выходца из Германии, лютеранина, в 21 год принял православие, сменив имя Карл-Казимир-Теодор Мейергольд на Всеволод Мейерхольд. Страстно увлекшись театром еще в юности, несколько раз оставался в гимназии на 2-й год и лишь в 1895 поступил на юридический факультет Московского университета. Отучившись всего 2 семестра, в 1896 сдал экзамены и был принят сразу на 2-й курс Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества в класс Вл. И. Немировича-Данченко (см. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович). Уже во время учебы обращал на себя внимание высочайшим уровнем культуры, феноменальной эрудицией, оригинальностью и живостью ума. В 1898 Немирович-Данченко пригласил своего выпускника в создаваемый им и К. С. Станиславским (см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич) Московский Художественный театр. Сразу заняв заметное положение в труппе, молодой актер сыграл Василия Шуйского и Ивана Грозного («Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Алексей Константинович)), принца Арагонского («Венецианский купец» У. Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям)), Тирезия («Антигона» Софокла (см. СОФОКЛ)), Иоганнеса («Одинокие» Г. Гауптмана (см. ГАУПТМАН Герхард)). Редкая в актерской среде интеллигентность и утонченное искусство Мейерхольда привлекли к нему внимание А. П. Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович); их переписка продолжалась вплоть до кончины писателя. Участник легендарной «Чайки» Художественного театра, Мейерхольд по сей день считается непревзойденным Треплевым. А роль Тузенбаха в «Трех сестрах» Чехов писал специально для него. Мейерхольд называл МХТ Академией драматического искусства, а Станиславского - гениальным режиссером-учителем. Однако, как это будет часто происходить в его стремительно меняющейся судьбе, очень скоро восхищение уступило место неудовлетворенности.

Начало пути

В 1902 Мейерхольд покинул МХТ и, создав собственную труппу, которая вскоре получила название Товарищество новой драмы, отправился в провинцию: Херсон, Тифлис, Севастополь, Николаев и др. Режиссер и антрепренер, он продолжал играть (до 100 самых разноплановых ролей за 3 сезона). В 1902-05 поставил около 200 спектаклей, упорно добиваясь утверждения серьезного и во многом непривычного для провинции репертуара: наряду с Чеховым, Шекспиром, А. К. Толстым, А. Н. Островским (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич), М. Горьким (см. ГОРЬКИЙ Максим) - Гауптман, Г. Ибсен (см. ИБСЕН Генрик), М. Метерлинк (см. МЕТЕРЛИНК Морис), С. Пшибышевский (см. ПШИБЫШЕВСКИЙ Станислав), А. Шницлер (см. ШНИЦЛЕР Артур) и др. Три его первых самостоятельных режиссерских сезона сконцентрировали в себе путь русского и европейского театра последних десятилетий 19 - начала 20 века: от академичности и «натурализма» к театру условному, тяготевшему к символистки-обобщенной и поэтической образности. Первые подходы к сценическому воплощению символистских пьес режиссер нащупал в нашумевших постановках - «Потонувший колокол» Гауптмана (1902), «Снег» Пшибышевского (1903), «Монна Ванна» Метерлинка (1904) и др. В 1905 в Москве, по приглашению Станиславского Мейерхольд возглавил Студию на Поварской. Подготовленные им «Смерть Тентажиля» Метерлинка и «Шлюк и Яу» Гауптмана на предварительном просмотре вызвали восторг Станиславского и др., но публике показаны не были. Историки до сих пор спорят, почему Станиславский так и не решился открыть Студию. С Товариществом новой драмы Мейерхольд продолжил эксперименты в провинции. В 1906 он принял преложение В. Ф. Комиссаржевской (см. КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна) возглавить Театр на Офицерской в Петербурге. За год - 13 постановок. Каждая следующая не похожа на предыдущую, да и вообще ни на что доселе виденное не похожа. «Гедда Габлер» Ибсена и «Сестра Беатриса» Метерлинка демонстрировали найденные Мейерхольдом структурные принципы символистского спектакля: неглубокая сцена, декорация в виде живописного панно, замедленные движения актеров, скульптурная выразительность жестов и поз, холодная, внеэмоциональная интонация. В «Жизни Человека» Л. Н. Андреева (см. АНДРЕЕВ Леонид Николаевич) была разработана изощренная световая партитура. Не успев явить миру чудо русского символистского театра, Мейерхольд уже в «Балаганчике» А. Блока (см. БЛОК Александр Александрович) посмеялся над ним и над собой. Идея Блока высмеять мистику, возродить и обновить приемы итальянской комедии дель арте (см. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ) во многом определила дальнейшие пути исканий Мейерхольда. Назвав «Сестру Беатрису», «Жизнь Человека» и «Балаганчик» режиссерскими шедеврами, Комиссаржевская-актриса не находила удовлетворения в работе с режиссером и в 1907 предложила ему оставить ее театр.

Императорские театры и подвалы кабаре

Пока Мейерхольд работал у Комиссаржевской, целая армия карикатуристов оттачивала на нем свои перья. Его спектакли неизменно сопровождались скандалом в прессе. В 1908 директор Императорских театров В. А. Теляковский пригласил Мейерхольда к себе: «Должно быть, человек интересный, если все ругают». В Императорских театрах Мейерхольд вместе с художником А. Я. Головиным (см. ГОЛОВИН Александр Яковлевич) реализовал программу театрального традиционализма, предполагавшую использование и переосмысление исторического опыта мирового театра, применение метода стилизации с целью обновления старинных сценических форм. Наиболее значительные постановки: «Дон Жуан» Мольера (см. МОЛЬЕР) (1910), «Стойкий принц» Кальдерона (см. КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро) (1915), «Гроза» А. Н. Островского (1916), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (см. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич) (1917) - в Александринском театре, где наряду с классикой Мейерхольд ставил и современные пьесы: «Живой труп» Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) (1911), «Заложники жизни» Ф. Сологуба (см. СОЛОГУБ Федор Кузьмич) (1912), «Зеленое кольцо» З. Н. Гиппиус (см. ГИППИУС Зинаида Николаевна) (1915) и др. Новаторские оперные спектакли в Мариинском театре - «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард) (1909), «Орфей» К. В. Глюка (см. ГЛЮК Кристоф Виллибальд) (1911), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (см. ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич) (1917) - имели огромный успех. А когда двух императорских сцен показалось мало, в Петербурге объявился таинственный персонаж - Доктор Дапертутто. Свой псевдоним (итал. dappertutto - везде, повсюду) Мейерхольд оправдывал. Затевал кабаретные театры - «Лукоморье», «Дом интермедий», экспериментировал в «Привале комедиантов», открыл собственную студию, в балете М. М. Фокина (см. ФОКИН Михаил Михайлович) «Карнавал» исполнил партию Пьеро, в квартире поэта-символиста Вяч. Иванова (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович) устроил «Башенный театр», снял два кинофильма в Москве (в 1915 «Портрет Дориана Грея» по О. Уайльду (см. УАЙЛЬД Оскар), в котором сыграл лорда Генри; в 1916 - «Сильный человек» по Пшибышевскому (см. ПШИБЫШЕВСКИЙ Станислав), где сыграл Гурского), опубликовал книгу «О театре», поставил в Париже пьесу Г. Д"Аннунцио (см. Д`АННУНЦИО Габриеле) «Благоуханная смерть», издавал журнал «Любовь к трем апельсинам». Его вдохновляла идея воскресить демократичные формы площадного театра. Пантомима Шницлера «Шарф Коломбины» (Дом интермедий, 1910), две редакции спектакля «Арлекин, ходатай свадеб» (по сценарию В. Н. Соловьева, 1911, 1912), блоковские «Незнакомка» и «Балаганчик» в Тенишевском училище (1914) доказали жизненность и современность приемов актерской игры в духе итальянской комедии масок. В журнале «Любовь к трем апельсинам» и на занятиях в Студии на Бородинской Мейерхольд уделял преимущественное внимание арлекинаде, русскому балагану, цирку, пантомиме, утверждал идею воспитания актера, уверенно владеющего своим телом и голосом, способного в необходимом темпе и ритме выполнить любое режиссерское задание. Книга Мейерхольда «О театре» (1913) суммировала его опыт и теоретически обосновывала концепцию «условного театра».

Новые времена. Биомеханика

Революционные события 1917 Мейерхольд воспринял в русле столь близкого ему символистского миропонимания - как возможность активного жизнесозидания, социального творчества, преображения мира искусством, творения нового человека как цели культуры вообще. Все заново! Для страны - новая эра. А для Мейерхольда - девиз всей жизни. Он был воодушевлен открывшимися, как ему казалось, необыкновенными возможностями. В 1918 вступил в РКП(б). В новую эпоху он вошел естественно.

В 1918 поставил «Мистерию-буфф» В. В. Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович), в которой бушевала фольклорная стихия, преображались традиции балаганного шутовства и цирковой клоунады. Театр становился пропагандистом и агитатором. В 1920 Мейерхольд провозгласил «Театральный Октябрь», основные задачи которого - служение революции и полное обновление сценического искусства. Назначенный в том же году заведующим театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса, он занял экстремистскую позицию по отношению к старым академическим театрам, и через год А. В. Луначарский (см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич) отстранил его от руководства ТЕО. Однако в своей творческой практике уже в начале 1920-х Мейерхольд продемонстрировал большие возможности нового искусства. Созданный им в Москве Театр РСФСР 1-й, где были поставлены «Зори» Э. Верхарна (см. ВЕРХАРН Эмиль) (1920, вместе с В. М. Бебутовым) и новая редакция «Мистерии-буфф» (1921), существовал недолго, но его спектакли вызвали большой резонанс. Некоторое время труппа Мейерхольда называлась Театром актера, затем Театром ГИТИС. В 1922 в «Великодушном рогоносце» Ф. Кроммелинка (см. КРОММЕЛИНК Фернан) (этот легендарный спектакль называют «Чайкой» театра Мейерхольда) и в «Смерти Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (см. СУХОВО-КОБЫЛИН Александр Васильевич) были впервые и с блеском опробованы методы сценического конструктивизма и «циркизации театра». В 1923 труппа получила название «Театр им. Мейерхольда»; с 1926 - Государственный театр им. Мейерхольда (ГОСТИМ или ТИМ). Мейерхольд стремился сообщить сценическому зрелищу геометрическую чистоту форм, акробатическую легкость и ловкость, спортивную выправку. С этой целью актеры проходили специальное обучение в руководимой им «мастерской», в 1923-1931 называвшейся ГЭКТЕМАС (Государственная экспериментальная театральная мастерская). Основным предметом была биомеханика - разработанная Мейерхольдом система актерского тренажа, позволявшая идти от внешнего к внутреннему, от точно найденного движения и верной интонации к эмоциональной правде. Эта система и сегодня вызывает острый интерес театральных деятелей во всем мире. В 1922-1924 Мейерхольд руководил также Театром Революции, где в 1923 поставил «Доходное место» Островского и «Озеро Люль» А. М. Файко (см. ФАЙКО Алексей Михайлович). Этапным событием стал «Лес» Островского (1924) в свободной режиссерской интерпретации Мейерхольда. Персонажи были представлены по принципу «социальной маски». Вдохновенное сплетение карнавальной веселости и щемящей интонации принесли спектаклю громадный успех (1338 представлений за 14 лет). Однако уже в «Мандате» Н. Р. Эрдмана (см. ЭРДМАН Николай Робертович) (1925) Мейерхольд изменил курс и поставил современную обличительную сатиру, сочетая бытовую достоверность с гротескной эксцентриадой. Как пишет российский театровед Б. Зингерман, «авангардные, аскетические, бодрые смеховые формы спектаклей Мейерхольда первых лет революции идеально соответствуют духу коммунистической утопии».

...И спала пелена

Однако уже с середины 1920-х в искусстве Мейерхольда все сильнее ощутимы трагедийные мотивы. Они отчетливо дали себя знать в «Ревизоре» Н. В. Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич) (1926), причем обрели фантасмагорически-гиперболизированный характер. В «Горе уму» (1928) комедия А. С. Грибоедова (см. ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич) «Горе от ума» была понята как трагедия одинокого романтика. Вновь прорвавшиеся в «Клопе» (1929) и «Бане» (1930) Маяковского сатирические интонации были уже скорее горькой сатирой - без запальчивой веселости прежних лет. Гениальное художественное чутье, метафорическое мышление, склонность к поэтическим обобщениям, гиперболе и гротеску осложняли взаимоотношения Мейерхольда с советской драматургией. В «Командарме-2» И. Л. Сельвинского (см. СЕЛЬВИНСКИЙ Илья Львович) (1929), «Последнем решительном» Вс. В. Вишневского (см. ВИШНЕВСКИЙ Всеволод Витальевич) (1931), «Списке благодеяний» Ю. К. Олеши (см. ОЛЕША Юрий Карлович) (1931), «Вступлении» Ю. П. Германа (см. ГЕРМАН Юрий Павлович) (1933) режиссеру удались лишь отдельные, преимущественно трагедийные моменты. Многие замыслы, в том числе и постановку «Гамлета» Шекспира, ему так и не удалось осуществить. В 1935 Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» А. Дюма-сына (см. ДЮМА Александр (сын)) - спектакль высочайшей изобразительной культуры и культуры чувств, гимн любви и красоте, прозвучавший еще мало кем осмысленным, но явно ощутимым диссонансом времени. Роль Маргерит Готье, как и Аксюшу в «Лесе», сыграла З. Н. Райх (см. РАЙХ Зинаида Николаевна), жена и муза Мейерхольда. В том же, 1935, году он поставил «Пиковую даму» П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) в Ленинградском Малом оперном театре. Этот спектакль Д. Д. Шостакович (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) считал вершиной не только творчества самого Мастера, но и замечательным достижением оперной сцены вообще. Мейерхольд внес существенный вклад в оперную режиссуру, добиваясь контрапункта музыки и пластики, ритмической свободы актера внутри музыкальной фразы, свободы, построенной на разрушении точного соответствия движений и жестов темпу и ритму музыки.

Во второй половине 1930-х в прессе началась откровенная травля Мейерхольда, его искусство было названо чуждым народу и враждебным советской действительности. В 1938 его театр был закрыт. После этого Станиславский, спасая Мейерхольда, привлек опального режиссера к сотрудничеству в руководимом им оперном театре. Однако вскоре Станиславский умер, а в июле 1939 Мейерхольд был арестован. Под пытками признал предъявленные ему обвинения в измене родине, однако нашел в себе мужество и силы отказаться от самооговора. По приговору Военной коллегии Верховного суда Мейерхольда расстреляли. В 1955 Верховный суд СССР полностью снял с него ложные обвинения и посмертно реабилитировал его. Долгое время о месте захоронения Мейерхольда ничего не было известно, и лишь в начале 1990-х выяснилось, что после расстрела он был кремирован и прах его тайно захоронен в общей могиле № 1 на Донском кладбище. Родительский дом в Пензе и московская квартира Мейерхольда в Брюсовом переулке стали музеями. В 1999 в Пензе, на родине Мейерхольда, выдающемуся новатору театра был установлен памятник (скульптор Ю. Ткаченко).

Среди многочисленных учеников Мейерхольда актеры и режиссеры, составившие цвет отечественного театра и кино: И. Н. Певцов (см. ПЕВЦОВ Илларион Николаевич), М. И. Бабанова (см. БАБАНОВА Мария Ивановна), Э. П. Гарин (см. ГАРИН Эраст Павлович), И. В. Ильинский (см. ИЛЬИНСКИЙ Игорь Владимирович), З. Н. Райх, Н. И. Боголюбов (см. БОГОЛЮБОВ Николай Иванович), Л. В. Варпаховский, М. И. Жаров (см. ЖАРОВ Михаил Иванович), Е. В. Самойлов (см. САМОЙЛОВ Евгений Валерьянович), С. А. Мартинсон (см. МАРТИНСОН Сергей Александрович), Н. П. Охлопков (см. ОХЛОПКОВ Николай Павлович), В. Н. Плучек (см. ПЛУЧЕК Валентин Николаевич), И. А. Пырьев (см. ПЫРЬЕВ Иван Александрович), Б. И. Равенских (см. РАВЕНСКИХ Борис Иванович), Л. Н. Свердлин (см. СВЕРДЛИН Лев Наумович), И. Ю. Шлепянов, М. М. Штраух (см. ШТРАУХ Максим Максимович), С. М. Эйзенштейн (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович), Н. В. Экк (см. ЭКК Николай Владимирович), Л. О. Арнштам (см. АРНШТАМ Лео Оскарович), С. И. Юткевич (см. ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович), В. Н. Яхонтов (см. ЯХОНТОВ Владимир Николаевич) и многие другие. Мейерхольд работал и в кино. Кроме упоминавшихся «Портрета Дориана Грея» по О. Уайльду (1915) и «Сильного человека» по Пшибышевскому (1916), в 1928 снялся в фильме «Белый орел», создав острый, гротескный образ Сенатора. Творчество Мейерхольда оказало и оказывает огромное влияние на развитие театра, кино, изобразительного искусства, фотографии и др. во всем мире.

Большой энциклопедический словарь

МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874-1940) - российский режиссер, актер, педагог, народный артист России (1923). Один из реформаторов театра. В 1898-1902 работал в Московском художественном театре (МХТ), затем в провинции. В 1906-07 главный режиссер Театра В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской (Санкт-Петербург). Развивал символическую концепцию "условного театра" ("Сестра Беатриса" М. Метерлинка и "Балаганчик" А. А. Блока, 1906). В 1908-17 в петербургских императорских театрах. Утверждал принципы "театрального традиционализма", стремился вернуть театру яркость и праздничность ("Дон Жуан" Мольера, 1910, и "Маскарад" М. Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском театре и др.). После 1917 возглавил движение "Театрального Октября", выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра. В 1920-38 руководил театром в Москве (с 1923 Театр им. Мейерхольда) и существовавшей при нем школой. Разработал особую методологию актерского тренажа - биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма. Поставил спектакли: "Мистерия-буфф" (1918, 1921) и "Клоп" (1929) В. В. Маяковского, "Великодушный рогоносец" Ф. Кроммелинка (1922), "Лес" А. Н. Островского (1924), "Ревизор" Н. В. Гоголя (1926), "Дама с камелиями" А. Дюма-сына (1934). Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Полезные сервисы

мейерхольд, всеволод эмильевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Всеволод Эмильевич Мейерхольд.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд.

МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874 - 1940), режиссер, актер, педагог. Один из реформаторов театра. В 1898 - 1902 в МХТ, затем в провинции. В 1906 - 07 главный режиссер Театра В.Ф. Комиссаржевской на Офицерской (Санкт-Петербург), развивал символистскую концепцию "условного театра" ("Сестра Беатриса" М. Метерлинка и "Балаганчик" А.А. Блока, 1906). В 1908 - 17 в петербургских императорских театрах, утверждал принципы "театрального традиционализма", стремился вернуть театру яркость и праздничность ("Дон Жуан" Мольера, 1910, и "Маскарад" М.Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском театре, и др.). После 1917 возглавил движение "Театрального Октября", выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра. В 1920 - 38 руководил театром в Москве (с 1923 Театр имени Мейерхольда) и существовавшей при нем школой. Разработал особую методологию актерского тренажа - биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма. Постановки: "Мистерия-буфф" (1918, 1921), "Клоп" (1929) и "Баня" (1930) В.В. Маяковского, "Великодушный рогоносец" Ф. Кроммелинка (1922), "Лес" А.Н. Островского (1924), "Ревизор" Н.В. Гоголя (1926), "Дама с камелиями" А. Дюма-сына (1934). В 1939 репрессирован; расстрелян в тюрьме.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд.

Полезные сервисы

мейерхольда имени театр

Энциклопедический словарь

Мейерхо́льда и́мени теа́тр - работал в Москве в 1920-38 под руководством В. Э. Мейерхольда. Первоначально назывался Театр РСФСР 1-й, в 1922 - Театр актёра и Театр ГИТИС, с 1923 - Театр им. Мейерхольда (ТИМ), с 1926 - Государственный театр им. Мейерхольда (ГОСТИМ).

* * *

МЕЙЕРХОЛЬДА ИМЕНИ ТЕАТР - МЕЙЕРХО́ЛЬДА И́МЕНИ ТЕА́ТР, работал в Москве в 1920-38 под руководством В. Э. Мейерхольда. Первоначальное название Театр РСФСР - 1-й, в 1922 - Театр актера и Театр ГИТИС, с 1923 - Театр им. Мейерхольда (ТИМ), с 1926 - Государственный театр им. Мейерхольда (ГОСТИМ).

Большой энциклопедический словарь

МЕЙЕРХОЛЬДА ИМЕНИ театр - работал в Москве в 1920-38 под руководством В. Э. Мейерхольда. Первоначальное название театр РСФСР - 1-й, в 1922 - театр актера и театр ГИТИС, с 1923 - театр им. Мейерхольда (ТИМ), с 1926 - Государственный театр им. Мейерхольда (ГОСТИМ).

Полезные сервисы

мейерхольдам

Сканворды для слова мейерхольдам

- Стихотворение Бориса Пастернака.

Полезные сервисы

мейерхольдовец

Орфографический словарь

мейерхо́льдовец, -вца, твор. п. -вцем, род. п. мн. ч. -вцев

Идиоматика

истовый мейерхольдовец

Полезные сервисы

мейерхольдовский

Орфографический словарь

мейерхо́льдовский (от Мейерхо́льд)

Полезные сервисы

мейерштейн

Сканворды для слова мейерштейн

- Кто сконструировал современный спектроскоп?

Полезные сервисы