Энциклопедический словарь
Санкт-Петербу́рг - Петербург, в 1914-24 Петроград, в 1924-91 Ленинград, город в России, центр Ленинградской области. Санкт-Петербург - важнейший промышленный, научный и культурный центр России. Крупный транспортный узел (железнодорожных, шоссейных дорог). Международный аэропорт (Пулково). Морской (в Финском заливе Балтийского моря) и речной (в дельте р. Нева) порты; конечный пункт Волго-Балтийского водного пути. 4188,6 тыс. жителей (1998; включая населённые пункты, подчинённые Санкт-Петербургской городской администрации, 4748,5 тыс. жителей). Крупный центр машиностроения (судостроение, энергомашиностроение, приборостроение, радиоэлектроника и др.); чёрная и цветная металлургия, химическая, лёгкая, пищевкусовая, полиграфическая промышленность. Метрополитен (с 1955). В Санкт-Петербурге научный центр РАН, многочисленные НИИ, 43 вуза (в том числе университет, консерватория). 16 профессиональных театров (в том числе Мариинский, Театр оперы и балета им. Мусоргского, Большой драматический театр). Крупные библиотеки (Российская национальная библиотека, библиотека РАН и др.). 47 музеев (в том числе Эрмитаж, Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской АХ, истории Санкт-Петербурга, антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН и др.). Санкт-Петербург основан в 1703 Петром I. В 1712-28 и 1732-1918 столица России. В Санкт-Петербурге (Петрограде) происходили важнейшие события Революции 1905-07, Февральской и Октябрьской революций 1917. В годы Великой Отечественной войны город выдержал 900-дневную осаду германских войск (см. Ленинградская битва). В 1945 ему присвоено звание города-героя. В Санкт-Петербурге ряд выдающихся архитектурных ансамблей XVIII-XIX вв.: комплекс Петропавловской крепости, Александро-Невская лавра, Смольный, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, Дворцовая площадь с Зимним дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, площадь Декабристов (бывшая Сенатская) с памятником Петру I («Медный всадник», открыт в 1782), Исаакиевским собором; ансамбль Невского проспекта - Казанский собор, улица Зодчего Росси и площадь Островского с Российским академическим театром драмы и Российской национальной библиотекой, площадь Искусств со зданием Русского музея, Марсово поле, Летний сад и Инженерный замок. Среди памятников классицизма и ампира: Академия художеств (1764-1788, архитекторы А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот), Адмиралтейство (1806-23, архитектор А. Д. Захаров), Горный институт (1806-11, архитектор А. Н. Воронихин), Нарвские ворота (1827-34, архитектор В. П. Стасов), мосты. В 1960 создан архитектурно-мемориальный комплекс на Пискарёвском кладбище. В пригородах Санкт-Петербурга - Петродворце (Петергофе), Пушкине (Царском Селе), Павловске, Гатчине и др. - дворцово-парковые ансамбли XVIII-XIX вв.
* * *
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - САНКТ-ПЕТЕРБУ́РГ (Петербург) (в 1914-1924 Петроград, в 1924-1991 Ленинград), город в Российской Федерации, центр Ленинградской области; важнейший промышленный, научный и культурный центр России. Крупный транспортный узел (железнодорожный, шоссейных дорог). Международный аэропорт (Пулково). Морской (в Финском заливе Балтийского моря) и речной (в дельте реки Невы) порты; конечный пункт Волго-Балтийского водного пути. Население 4,6 млн человек (2006). Входит в состав Северо-Западного федерального округа. Включает 18 административных районов (с 2005): Адмиралтейский, Василеостровский, Выборгский, Калининский, Кировский, Колпинский, Красногвардейский, Красносельский, Кронштадтский, Курортный, Московский, Невский, Петроградский, Петродворцовый, Приморский, Пушкинский, Фрунзенский, Центральный.
Крупный центр машиностроения (судостроение, энергомашиностроение, приборостроение, радиоэлектроника); черная и цветная металлургия, химическая, легкая, пищевкусовая, полиграфическая промышленность. Метрополитен (с 1955). В Санкт-Петербурге - научный центр РАН, многочисленные НИИ, 43 вуза (университет, консерватория). 16 профессиональных театров (Мариинский театр (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР), Театр оперы и балета имени Мусоргского, Большой драматический театр (см. БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. Г. А. Товстоногова)). Крупные библиотеки (Российская национальная библиотека, Российской академии наук). 47 музеев (Эрмитаж (см. ЭРМИТАЖ), Русский музей (см. РУССКИЙ МУЗЕЙ), Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, истории Санкт-Петербурга, антропологии и этнографии имени Петра Великого).
Санкт-Петербург основан в 1703 Петром I. В 1712-1728 и 1732-1918 столица России. В Санкт-Петербурге (Петрограде) произошли Февральская революция и Октябрьская революция. В годы Великой Отечественной войны город выдержал 900-дневную осаду немецких войск (смотри Ленинградская битва (см. ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИТВА)). В 1945 ему присвоено звание города-героя. В Санкт-Петербурге ряд выдающихся архитектурных ансамблей 18-19 веков: комплекс Петропавловской крепости, Александро-Невская лавра, Смольный, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, Дворцовая площадь с Зимним Дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, площадь Декабристов (бывшая Сенатская) с памятником Петру I («Медный всадник», открыт в 1782), Исаакиевским собором; ансамбль Невского проспекта - Казанский собор, улица зодчего Росси и площадь Островского с Санкт-Петербургским академическим театром драмы и Российской национальной библиотекой, площадь Искусств со зданием Русского музея, Марсово поле, Летний сад и Инженерный замок.
Среди памятников классицизма и ампира: Академия художеств (1764-1788), Адмиралтейство (1806-1823, архитектор А. Д. Захаров), Горный институт (1806-1811, архитектор А. Н. Воронихин), Нарвские ворота (1827-1834, архитектор В. П. Стасов), мосты. В 1960 создан архитектурно-мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище. В пригородах Санкт-Петербурга - Петродворце (Петергофе), Пушкине (Царском Селе), Павловске, Гатчине - дворцово-парковые ансамбли 18-19 веков.
День основания города
Петр I (см. ПЕТР I Великий), одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. День, когда приступили к сооружению бастионов новой крепости, - 13 (27) мая 1703 года - принято считать днем основания Петербурга, хотя первые значительные сооружения появились только спустя три-четыре года. Поэтому по решению правительства России основание Санкт-Петербурга отмечается в 2003 году.
Заложенная с учетом стратегического положения на Заячьем острове крепость, названная Петропавловской (см. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ), должна была огнем артиллерии контролировать протоки Невы. Так родился город, который более двухсот лет был столицей России. В 1706-1740 земляные бастионы крепости были заменены каменными, а гранитная облицовка появилась только к 1737.
Особенности градостроительства. Первые постройки
Петербург - первый город России, который чуть ли не с основания стал развиваться по заранее разработанному плану (первый план города датирован 1716). Это определило высокий градостроительный уровень и способствовало формированию городских ансамблей, характерных для конца 18 - начала 19 вв.
Очень быстро вблизи крепости стал застраиваться городской остров - нынешняя Петроградская сторона. Там были построены сохранившиеся доныне домик Петра и палаты его приближенных. Осенью 1704 в устье Невы началась постройка Адмиралтейской корабельной верфи с крепостными укреплениями. Полтавская победа в 1709 и взятие Выборга окончательно укрепили положение Петербурга.
Указом Петра в 1703 была создана «Канцелярия от строений», руководившая всеми работами, однако фактически возглавлял все сам Петр. В первой трети 18 в. из-за недостатка отечественных зодчих Петр I вынужден был приглашать архитекторов из-за рубежа. В Петербурге работали зодчие разных национальностей: швейцарец Доменико Трезини (см. ТРЕЗИНИ Доменико), итальянец Марио Фонтана, француз Жан Батист Леблон (см. ЛЕБЛОН Жан Батист Александр), немец Андреас Шлютер (см. ШЛЮТЕР Андреас). Наряду с ними работали и русские зодчие: М. Г. Земцов (см. ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич), И. К. Коробов (см. КОРОБОВ Иван Кузьмич), Г. Н. Усов, П. М. Еропкин (см. ЕРОПКИН Петр Михайлович).
Архитектура этого периода отличается регулярностью и представительностью при относительной сдержанности декоративного убранства. Это объясняется специфическими условиями строительства: поспешностью, утилитарным характером строительства, недостатком строительных материалов, природными особенностями местности. На рубеже первых десятилетий 18 в. активизируется каменное строительство: в 1710-1714 возводится дворец Меншикова (см. МЕНШИКОВ Александр Данилович) на Васильевском острове (см. ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ), с 1713 начинается строительство Александро-Невской лавры (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА) с деревянной церковью, начинает строиться Петропавловский собор и летний дворец Петра в Летнем саду (см. ЛЕТНИЙ САД), заложенном в 1704. В архитектуре начала 18 столетия отразилась художественная направленность русского зодчества 17 в., характерная ярко выраженной декоративностью (Кунсткамера (см. КУНСТКАМЕРА) и здание Двенадцати коллегий). Архитектуру Петербурга той поры условно называют «барокко (см. БАРОККО) первой трети 18 в.».
«Невская перспектива»
Для «прошествия Императорского Величества» и богомольцев к Александро-Невской лавре была устроена замощенная бревнами дорога, позже получившая название «Невской перспективы». Проезд саней и подвод был платный. Особое внимание уделял Петр застройке Васильевского острова, определяя его главной частью города. Однако преимущества левого берега Невы окончательно утвердили основным ядром города материковую, а не островную его часть.
Постройки середины 18 в.
В целях регулирования застройки был принят принцип строительства жилых домов по «образцовым фасадам». Проекты фасадов разрабатывали Трезини, А. В. Квасов (см. КВАСОВ Алексей Васильевич), а затем Гесте, Руска и В. П. Стасов (см. СТАСОВ Василий Петрович). В середине 18 в. в городе строятся дворцы, усадьбы вельмож с прекрасными парками, богатые храмы. В это время в Петербурге работают такие крупные зодчие, как В. В. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич), Антонио Ринальди (см. РИНАЛЬДИ Антонио), Валлен-Деламот (см. ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ Жан Батист Мишель), С. И. Чевакинский (см. ЧЕВАКИНСКИЙ Савва Иванович). Они стали представителями самобытного стиля русского барокко середины 18 в. Лучшими примерами этого стиля являются произведения Растрелли - Зимний дворец (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ), Смольный монастырь (см. СМОЛЬНЫЙ), дворцы Строганова и Воронцова, а также Никольский собор архитектора Чевакинского.
Зимний дворец занимает главенствующее место в центральном ансамбле города на Дворцовой площади (см. ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ). Это грандиозное здание отличается выразительной пластикой архитектурных деталей, колоннад, фронтонов, обилием скульптуры. Благодаря системе выступов и вертикальному ритму колонн в композиции фасадов это протяженное здание (210 на 175 м) не кажется монотонным. После опустошительного пожара 1837 дворец был восстановлен за небывало короткий срок, немного более года (по проектам архитекторов И. Е. Старова (см. СТАРОВ Иван Егорович), Джакомо Кваренги (см. КВАРЕНГИ Джакомо), Стасова, А. П. Брюллова (см. БРЮЛЛОВ Александр Павлович)).
Период классицизма
В 1760-х годах, в царствование Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II), в архитектуре происходят перемены. Стиль барокко вытесняется классицизмом (см. КЛАССИЦИЗМ). Ясная, простая и вместе с тем величественная и выразительная в художественном отношении архитектура античного мира казалась лучшим воплощением архитектурных идеалов в России второй половины 18 столетия. Увлечение передовых слоев дворянства идеями просветительства привело к осуждению абсолютизма Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна), своеобразным олицетворением которого был стиль барокко.
Выпускники основанной в 1757 императорской Академии художеств получили право на поездку за границу за государственный счет. Из-за границы, в свою очередь, приезжает работать в Россию ряд зодчих, мастеров классицизма: Валлен-Деламот, Ринальди, Чарлз Камерон (см. КАМЕРОН Чарлз), Кваренги. На первом этапе классицизм еще сохранял элементы барокко (А. Ф. Кокоринов (см. КОКОРИНОВ Александр Филиппович), Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен (см. ФЕЛЬТЕН Юрий Матвеевич), В. И. Баженов (см. БАЖЕНОВ Василий Иванович)). Это направление в архитектуре проявилось отчасти в облике здания Академии художеств (1765-1788). ). После смерти Кокоринова строительство заканчивалось под руководством Фельтена и Е. Соколова. Переходным от барокко к классицизму явилось здание церкви Владимиркой Божией Матери (1761-1769). В 1768-85 по проекту Ринальди неподалеку от Летнего сада был построен Мраморный дворец с признаками барокко, особенно сказавшимися в интерьерах.
В конце 18 в. наступает период строгого классицизма с последовательным использованием классических форм в чистом виде. В начале 19 столетия высокий классицизм в совершенстве развил проблему ансамбля и синтеза пластических искусств. Классицизм в России, в частности в Петербурге, получил своеобразную выразительность. Использование классических ордеров архитекторами, работавшими в России, отличается творческой самостоятельностью и оригинальностью. Таврический дворец, построенный по проекту Старова в 1789, прекрасно выразил образ монументального дворца-усадьбы. Исключительная роль в ансамблевой застройке центра Петербурга принадлежит зодчим А. Н. Воронихину (см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович), А. Д. Захарову (см. ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич), К. И. Росси (см. РОССИ Карл Иванович), авторам наиболее значительных зданий. Огромное влияние на формирование городского района близ Невского проспекта оказало прекрасное творение Воронихина - Казанский собор (см. КАЗАНСКИЙ СОБОР)(1801-1811). При его строительстве впервые была применена конструкция кованого решетчатого металлического купола диаметром 17 м. В 1837 на площади перед собором установили памятники М. И. Кутузову (см. КУТУЗОВ Михаил Илларионович) и Барклаю-де-Толли (см. БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ Михаил Богданович) скульптора Б. И. Орловского (см. ОРЛОВСКИЙ Борис Иванович).
Правильное понимание роли Невы в архитектурном облике города проявил зодчий Тома де Томон (см. ТОМА ДЕ ТОМОН Жан), застроивший стрелку Васильевского острова и создавший выразительное здание Фондовой биржи (см. БИРЖА (памятник архитектуры)) (1805-1810). Стоящие перед Биржей ростральные колонны-маяки высотой 34 м у подножья дополнены 5-метровыми аллегорическими скульптурами из камня. Формирование городского центра у Невы потребовало перестройки старого Адмиралтейства (см. АДМИРАЛТЕЙСТВО), построенного еще при Петре архитектором И. К. Коробовым (см. КОРОБОВ Иван Кузьмич). Полная реконструкция Адмиралтейства была осуществлена в 1806-1823 по проекту выдающегося мастера классицизма Захарова, создавшего комплекс, ставший высотной доминантой центра города.
Строительство после Отечественной войны 1812 года
Тотчас после Отечественной войны 1812 года был создан «Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному местам». Его возглавляли Росси, Стасов, А. Михайлов, а также инженеры А. А. Бетанкур (см. БЕТАНКУР Августин Августинович), П. П. Базен (см. БАЗЕН Петр Петрович), А. Готман. Комитет определял места для общественных и промышленных зданий, а также рассматривал проекты всех без исключения строений.
Именно в период деятельности Комитета возникли такие крупные ансамбли, как ансамбль Михайловского дворца, Александринского театра, Главного штаба, Сената и Синода, автором которых был выдающийся мастер Карл Росси. В ансамбле Дворцовой площади против Зимнего дворца Росси расположил протяженное здание Главного штаба, создав в центре его двойную монументальную арку, символизирующую военную мощь России. Арка увенчана триумфальной колесницей Победы, выполненной по модели скульпторов В. И. Демут-Малиновского (см. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ Василий Иванович)и С. С. Пименова (см. ПИМЕНОВ Степан Степанович).
В 1858 закончен и освящен Исаакиевский собор (см. ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР), который строился 40 лет (автор проекта Огюст Монферран (см. МОНФЕРРАН Август Августович)). Четыре больших портика собора украшены 48 колоннами высотой 18 м. Всего на соборе 112 колонн из монолитного полированного гранита. Собор венчает позолоченный купол, внутренний диаметр которого 22 м. Панораму Петербурга трудно представить без этого золотого шлема, видимого за многие километры. Великая Отечественная война (см. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА) оставила следы на стенах и колоннах собора.
Исаакиевская площадь была задумана архитектором Чевакинским еще в 1762, однако окончательно она оформилась в начале 20 столетия. Во второй половине 19 в. в городе появляется большое количество доходных домов различного вида, особняки купцов и промышленников. Возникают совершенно новые типы сооружений: банки, торговые пассажи, железнодорожные вокзалы, большие заводы. В архитектуре шел активный процесс стилизаторства (см. СТИЛИЗАЦИЯ) и эклектичного (см. ЭКЛЕКТИЗМ)использования различных стилей. Все больше используются новые технические достижения: железобетон, металлические конструкции, большеформатное стекло. Произведения архитекторов А. И. Штакеншнейдера (см. ШТАКЕНШНЕЙДЕР Андрей Иванович), Н. Ефимова, Ф. Брюллова, К. А. Тона (см. ТОН Константин Андреевич) оказали большое влияние на облик города.
В самом конце 19 в. в архитектуре формируется стиль, получивший название «модерн» (см. МОДЕРН). Примерами этого архитектурного направления являются дом купца Елисеева и здание компании «Зингер» на Невском проспекте, Царскосельский вокзал, особняк балерины Кшесинской и др. В противовес этому направлению ряд зодчих возводит здания, в которых возрождает приемы русского классицизма и итальянского Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). Это течение, получившее название «неоклассицизма», представлено работами М. Лялевича, В. А. Щуко (см. ЩУКО Владимир Алексеевич), А. Белогруда, И. А. Фомина (см. ФОМИН Иван Александрович).
Послереволюционное строительство
Сразу после Октябрьской революции были созданы первые архитектурно-планировочные организации. В работу активно включились крупные петроградские архитекторы А. И. Гегелло (см. ГЕГЕЛЛО Александр Иванович), В. Г. Гельфрейх (см. ГЕЛЬФРЕЙХ Владимир Георгиевич), А. С. Никольский (см. НИКОЛЬСКИЙ Александр Сергеевич), Л. В. Руднев (см. РУДНЕВ Лев Владимирович), И. А. Фомин. За Нарвской, Московской, Выборгской заставами разворачивается строительство жилых домов и общественных зданий. Появляются новые типы сооружений: Дома культуры, клубы, фабрики-кухни, дома-коммуны, а позднее Дома советов. Архитектура этого периода отличается своеобразной выразительностью, чрезвычайной простотой и обычно характеризуется понятием «конструктивизм» (см. КОНСТРУКТИВИЗМ). Его смысл заключается в максимальном выявлении конструктивной основы здания в соответствии с его функциональным назначением. В середине 1930-х годов конструктивистская архитектура уступает место поискам стиля, который бы отвечал принципу «национальный по форме, социалистический по содержанию». В ленинградскую архитектуру пробивают себе дорогу приемы и формы из арсенала классического зодчества, прежде всего русского.
Потери во время блокады
Генеральный план, принятый в 1935, предусматривал комплексную застройку в районе бывших окраин. Эти работы были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной. За годы блокады в результате артобстрелов и бомбардировок было выведено из строя более 5 млн м2 жилой площади, полностью или частично сожжено свыше 3 тыс. жилых домов, около 400 школ, сотни предприятий. Сильно пострадало около 200 историко-архитектурных памятников. Ряд памятников, таких как Медный всадник и скульптуры Аничкова моста, удалось укрыть или зарыть в землю. Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда. В первое послевоенное пятилетие развернулись работы по восстановлению разрушенных жилых домов, промышленных зданий, реставрации памятников архитектуры. Подвиг ленинградских реставраторов, восстановивших памятники Ленинграда и его пригородов, не имеет аналогов в истории зодчества.
В 1951 был принят откорректированный генеральный план, в котором большое внимание уделялось реконструкции и благоустройству городского центра. Среди крупнейших достижений послевоенного строительства следует назвать создание первой очереди метрополитена и закладку двух грандиозных парков - Московского и Приморского с гигантским стадионом на 100 тыс. человек. В начале 1950-х годов в Ленинграде впервые была осуществлена идея заводского изготовления зданий. Упрощенное архитектурное решение панельных зданий заводского изготовления можно назвать «техницизмом в архитектуре». По генеральному плану осуществляется грандиозный градостроительный замысел выхода города к морю. Ленинградцы получили доступ непосредственно к просторам залива, к приморским набережным и паркам. В Санкт-Петербурге торжественно отмечались юбилеи Северной столицы: в 1803 (100-летие), в 1903 (200-летие), в 1953 (250-летие Ленинграда), в 2003 (300-летие).
Большой энциклопедический словарь
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (Петербург) (в 1914-24 Петроград - в 1924-91 Ленинград), город в Российской Федерации, центр Ленинградской обл. Санкт-Петербург - важнейший промышленный, научный и культурный центр России. Крупный транспортный узел (железнодорожный, шоссейных дорог). Международный аэропорт (Пулково). Морской (в Финском зал. Балтийского м.) и речной (в дельте р. Невы) порты; конечный пункт Волго-Балтийского водного пути. 4456 тыс. жителей (1994; включая населенные пункты, подчиненные Санкт-Петербургской мэрии, 5020 тыс. жителей). Крупный центр машиностроения (судостроение, энергомашиностроение, приборостроение, радиоэлектроника и др.); черная и цветная металлургия, химическая, легкая, пищевкусовая, полиграфическая промышленность.
Метрополитен (с 1955). В Санкт-Петербурге - научный центр РАН, многочисленные НИИ, 43 вуза (в т. ч. университет, консерватория). 16 профессиональных театров (в т. ч. Мариинский, театр оперы и балета им. Мусоргского, Большой драматический театр). Крупные библиотеки (Российская национальная библиотека, Российской АН и др.). 47 музеев (в т. ч. Эрмитаж, Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской АХ, истории Санкт-Петербурга, анропологии и этнографии им. Петра Великого РАН и др.). Санкт-Петербург основан в 1703 Петром I. В 1712-28 и 1732-1918 столица России. В Санкт-Петербурге (Петрограде) произошли Февральская революция и Октябрьская революция. В годы Великой Отечественной войны город выдержал 900-дневную осаду немецких войск (см. Ленинградская битва). В 1945 ему присвоено звание города-героя. В Санкт-Петербурге ряд выдающихся архитектурных ансамблей 18-19 вв.: комплекс Петропавловской крепости, Александро-Невская лавра, Смольный, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, Дворцовая площадь с Зимним Дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, пл. Декабристов (б. Сенатская) с памятником Петру I ("Медный всадник", открыт в 1782), Исаакиевским собором; ансамбль Невского проспекта - Казанский собор, ул. зодчего Росси и пл. Островского с Санкт-Петербургским академическим театром драмы и Российской национальной библиотекой, пл. Искусств со зданием Русского музея, Марсово поле, Летний сад и Инженерный замок. Среди памятников классицизма и ампира: Академия художеств (1764-88), Адмиралтейство (1806-23, архитектор А. Д. Захаров), Горный институт (1806-11, архитектор А. Н. Воронихин), Нарвские ворота (1827-34, архитектор В. П. Стасов), мосты. В 1960 создан архитектурно-мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище. В пригородах Санкт-Петербурга - Петродворце (Петергофе), Пушкине (Царском Селе), Павловске, Гатчине и др. - дворцово-парковые ансамбли 18-19 вв.
Гуманитарный словарь
САНКТ-ПЕТЕРБУ́РГ - столица Рос. империи (1712-28 и 1732-1918). Расположен в дельте р. Невы при впадении ее в Финский залив. Основан в ходе Сев. войны на отвоеванной территории Петром в день праздника Пятидесятницы (св. Троицы) в 1703 (16 мая). Имя города является эмблемой программы гос. реформ.
Имя апостола Петра, взятого в качестве патронального святого города, обусловлено не только тезоименностью с основателем города, но прежде всего несет в культуре того времени значения "Рим" и "Парадиз". Своим именем СПб. заявлен Римом - т. е. культурным центром мира; название весьма уместное для столицы. Это имя означает не преемственность культурной функции Рима как столицы мира, ибо в русской традиции "Москва - третий Рим, а четвертому не быть", а трансляцию этой функции столицы мира (поэтому именование СПб. "столицей" встречается во многих документах царя с самого начала существования города). Как следствие, значение "Рим" у столицы гос-ва предполагало и имперский статус самого гос-ва, что и воплотилось в принятии Петром императорского титула в 1721.
Для придания сакральной ценности городу днем его основания избран день сошествия св. Духа на апостолов и основания св. Петром Христовой церкви. Связь со св. Петром, декларированная именем города, означена посвящением ему (и св. Павлу) семиотического и сакрального центра города - Петропавловского собора в крепости (т. е. собственно "бугре"), причем в его фундамент заложена частица мощей брата ап. Петра, покровителя России и мореплавателей, первого апостола - Андрея Первозванного (во времена к-рого Петр I утвердил первый российский орден - его эмблему несет морской флаг России). Год спустя в дополнение к вселенским первоверховным апостолам Петру и Павлу, воплощающим римское, имперское, всечеловеческое значение столицы, в число покровителей города был введен покровитель этих мест - нац. св. благоверный кн. Ал-др Невский, во имя к-рого позже будет основан первый Петерб. монастырь с его мощами (Александро-Невская лавра). Гл. святыней города как царствующего града и местопребывания царствующего дома становится икона Божией Матери Казанской; спустя сто лет для нее будет возведен Казанский соб., схожий с соб. св. Петра в Риме.
В петерб. период рус. истории упраздняется патриаршество, главой Ц. становится император, пребывающий в СПб., управление делами Ц. передается Синоду, также расположенному в СПб. Зримой демонстрацией сакральной ценности СПб. стал патрональный храм свв. Петра и Павла - высочайшее здание в России, с фигурой ангела при кресте колокольни и с ориг. нетрадиционным иконостасом, утверждающим преемственность Рос. имп. власти от др.-рус. князей, рим. кесарей и ветхозаветных царей.
В дальнейшем сакральная ценность СПб. возрастает в неразрывной связи с функцией столицы, проявившись в посвящении петерб. храмов во имя св. покровителей императоров, во имя святых, на дни празднования к-рых приходились важные события нац. истории, в появлении специфич. орденских храмов, а также храмов придворных, военных и др. ведомств с собств. системой духовенства.
С др. функцией апостола Петра - как привратника Рая - соотнесено значение "Парадиз", к-рое переносит ся на СПб. как его град, освящая все в нем совершаемое, а также связано переносящееся на СПб. значение "врат", подобное "вратам Рая", "врата в Европу", ставшее обозначением программы установления культ. контактов с Европой. Воплощением знач. "Парадиз" становятся сады со скульптурой, создаваемые с нач. освоения петерб. земель (Летний сад, Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум и др.). Воплощением задаваемого семиотикой имени значения кораблестроения как весьма культурно важного и богоугодного дела становится архитектурное, а позже и аллегорическое оформление здания Гл. Адмиралтейства, общая планировка центра города.
В целом СПб. является уникальным, все еще мало семиотически исследованным текстом программы петровских реформ, в первую очередь как реформ культ., включавших в себя госуд., воен. и экон.
В язык. отношении имя столицы является моделью политкультурности, будучи сложено из разноязычных корней, с доминированием герм. форм (изначально - голланд.). Подобной была вся топонимика Ингерманландии - области С.-Петербурга, как бы указывавшая, что здесь уже Европа.
Функция СПб. - быть столицей Российской империи и одновременно вратами в Европу - определила его развитие и роль в истории России: столица страны в течение 200 лет была зоной непрерывных культ. контактов с представителями различных европ. культур на всех уровнях социальной структуры (а также последних между собой). В России образовался слой населения, жившего синхронно Западу. Такая поликультурность СПб. была повторением культ. ситуации - в т. ч. веротерпимости - античного Рима, что естественно соединялось с представлением о патроне города апостоле Петре как святом вселенском. Это проявилось в распространении межнациональных и межконфессиональных браков, широком распространении дву- и многоязычия, позволившего к концу 18 в. создать рус. лит. яз. с использованием семантики и стилистики, перенесенных в него из зап.-европ. яз., и отразилось в том, что с 18 в. в СПб. были храмы всех основных христ. церквей, а с нач. 20 в. - всех великих конфессий мира.
До сер. 19 в. порт и верфи находились в самом центре города, вблизи гл. имп. резиденции - Зимнего дворца, напоминая этим, а также своей великолепной архитектурой культ. значимость кораблестроения и связей с Европой для России.
Естественно, все отрасли петербургской пром-сти в течение 200 лет были производными от общей функции города - обеспечения потребностей флота и армии, двора, стр-ва города или, как следствие, сосредоточения в СПб. науч. и инж. корпуса.
В 1725 в СПб. основана АН России, включавшая ун-т и гимназию; профессора были приглашены из Германии и Швейцарии. Начало всей образоват. системе России дали уч. заведения СПб.: Морской (первое высшее уч. заведение в России - ныне Воен.-морское уч-ще им. Фрунзе) и Сухопутный шляхетные кадет. корпуса, АХ, Воспитат. общ-во благородных девиц (Смольный ин-т), Горный корпус, Лесной корпус, Корпус инж. путей сообщения и др. СПб. сохраняет и в наст. время значение крупнейшего образовав. и воспитат. центра России.
В 1718 в СПб. появляется первый музей России - Кунсткамера. Многочисл. худож. произв. и историч. реликвии, собранные имп. фамилией и аристократией, стали основой крупнейших в России музеев: Императорского (ныне Гос.) Эрмитажа, Рус. музея Александра III, из к-рого позже выделился Рос. этнографический. Благодаря бюрократической системе, обеспечивавшей полноту коллекций, СПб. располагает превосходными военно-ист., технич. и ест.-науч. музеями. Одновременно с музеем возникла первая б-ка (ныне Б-ка АН), в 1796 основана Имп. Публичная б-ка (ныне Рос. нац. б-ка), ставшая крупнейшим книгохранилищем России.
С первых лет существования СПб. в нем складывается традиция всеобщих празднеств с фейерверками и театр. действиями. Первый театр был создан сестрой Петра I Натальей Алексеевной; с 1730-х гг. при дворе постоянно выступали итал. и франц. оперные и балетные труппы. В эти же годы рождается СПб. балетная школа, являющаяся одним из самых важных вкладов России в мировую культуру и давшая такие имена, как А. Павлова, В. Нижинский, Г. Уланова, М. Барышников; по-видимому, только в СПб. может существовать такое учеб. заведение, как Академия рус. балета им. Вагановой, а балет Мариинского театра, известный в мире под именем "Киров-балет", остается одним из лучших. В 1750-х гг. в Сухопутном кадет. корпусе зарождается рус. нац. театр. На протяжении 19 в. существовали почти исключит. имп. театры, с кон. 19 в. появляются частные, в нач. 20 в. - кинопроизводство и кинематографич. театры.
При Петре I возникает новая форма празднеств - ассамблеи, предназначенные для свободного межсословного общения, позже это были придворные и народные гуляния в опред. местах города и его окрестностей. В кон. 19 в. трансформацией таких гуляний стали полит. праздники рабочих 1 Мая, в сов. время превратившиеся во всенародный праздник. На ассамблеях впервые в России были введены танцы - галантная форма совместного времяпрепровождения мужчин и женщин, впервые осознавших себя "кавалерами" и "дамами". Танцы как проводник галантной культуры, являвшейся в значит. степени основой европ. моделей поведения, получили исключительное развитие в балах, снискавших СПб. славу самого танцующего города мира. С кон. 18 - нач. 19 в. появляются салоны - высшая форма интеллект. общения свет. об-ва, создававшиеся в домах просвещенных дам. Максимальное распространение получили при Николае I и сыграли огромную роль в развитии культуры общения, воспитании чувств и эстетических вкусов, а главное в формировании общественного мнения.
Предназначенный для высокой культ. миссии, заданной его именем, СПб. строился как идеальный город. Первым проф. архитектором СПб. был Д. Трезини, строивший его с 1706 по 1734. С 1714 царь запретил каменное стр-во в России, стремясь только СПб. сделать каменным городом, чтобы он не только напоминал Зап. Европу, но и ассоциировался с именем "Петр", означающим "камень". Однако лишь к сер. 18 в. гл. обр. центр. ч. города была отстроена в камне. Первоначальный ген. план был составлен арх. Ж. Б. А. Леблоном (1717): предполагалось расположить гор. центр на Васильевском о-ве - максимально изолированной ч. города, топографически подробной модели "Парадиза", - придав ему идеальную регулярную планировку (к-рая была осуществлена, но в упрощенном виде). Основное стр-во с 1730-х гг. перешло на левый берег Невы, и композиционным центром города стало Гл. Адмиралтейство; по предложению фельдмаршала графа Б. Х. Миниха, развитому П. М. Еропкиным, на башню Гл. Адмиралтейства ориентированы три гл. магистрали, образуя трезубец. Планировка левобережных частей города определяется этими лучами, тремя пересекающими их реками, вносящими иррегулярность в идеальный план, и обширными строго регулярными участками между ними. Семиотическим центром СПб. всегда оставалась обширная водная площадь, образованная разделением Невы на два больших рукава у Стрелки Васильевского о-ва; вокруг этой водной площади располагались имп. резиденция на левом берегу (Зимний дворец), цитадель с патрональным храмом (Петропавловская крепость и Петропавловский собор) на правом, главное торжище - порт с Биржей - на Васильевском о-ве.
В нач. 19 в. стр-вом ансамбля порта (арх. Ж. Тома де Томон) эта центр. площадь получила идеальное арх. завершение.
Ранняя архитектура СПб. представляет собой своеобразный вариант барокко, сформировавшийся в значит. степени под влиянием арх. и градостр. идей Петра I, чьи вкусы сформированы гл. образом голланд. и франц. впечатлениями. Барокко петровского Петербурга, отвергнувшее изысканные формы итальянской архитектуры, отличается рациональностью, логичностью планов, скромностью декорат. средств. В СПб. работали крупнейшие зодчие Европы: А. Шлютер, Ж.-Б. А. Леблон, Н. Микетти, Г. Киавери - но основная застройка города велась по образцовым проектам Д. Трезини. В 1730-50-х гг. петерб. барокко приобретает чрезвычайную пышность и грандиозность, достигнув вершины в творчестве обер-архитектора Анны I и Елизаветы I графа В. В. де Растрелли, а с воцарением Екатерины II сменяется классицизмом (А. Ринальди, Ж.-Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, И. Е. Старов, Дж. Кваренги), создававшим "строгий, стройный вид" сохранившегося до сих пор старого города. В Павловское и Александровское царствования классицизм переходит в ампир, приобретая пышные и театрализованные формы (В. Бренна, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, Л. Руска). В 1820-30-х гг. в работах К. И. Росси и В. П. Стасова система центр. площадей города, перестроенных в стиле ампир, превратилась в грандиозные арх. декорации, сделавшие СПб. более Римом, чем сам Рим. В 1840-х гг. гл. стилем города становится неоренессанс, в к-ром построена большая ч. нынешнего ист. центра, сосуществовавший с необарокко и др. стилями (арх. А. И. Штакеншнейдер, Г. А. Боссе, Л. Л. Бонштедт, М. Е. Месмахер, гр. П. Ю. Сюзор, Н. Л. Бенуа). В 1870-х гг. в СПб. развился связанный с нем. арх. традицией "кирпичный стиль", трансформировавший мотивы Ренессанса и готики и перешедший в 1890-х гг. в модерн (В. А. Шретер, И. С. Китнер, К. К. Шмидт, гр. Н. И. де Рошфор).
В день 200-летия города был открыт Троицкий мост через Неву, что дало импульс стр-ву правобережной Петроградской стороны (первого гор. центра, заброшенного еще в 18 в.). За 14 лет здесь возник нов. город, равный левобережному, застроенный гл. обр. строениями в стиле модерна, но сохранивший частично архаическую планировку первых гор. слобод. Здания в стиле модерна возводились и в др. районах города, играя весьма заметную роль в его арх. облике. Спецификой СПб. явилось многообразие стилевых форм модерна (Sezession, Jugendstil, Art nouveau), исключительное развитие сев. модерна, более в России не встречающегося и свойственного гл. обр. Финляндии и Швеции (Ф. И. Лидваль, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь), и реминисценции петровского барокко в модерне (больница им. Петра Великого, Л. А. Ильин и др.; училищ. дом им. Петра Великого, Н. В. Дмитриев; дом Боткина, А. Н. Дитрих), художественно связанные с "Миром иск-ва" и подготовившие открытие Петербурга как особой культ. ценности в живописи, поэзии и науке нач. 20 в. Районы застройки в стилях классицизма (18 - нач. 19 в.), неоренессанса (сер. - 2-я пол. 19 в.), модерна (кон. 19 - нач. 20 в.) в СПб. обширны и компактны, что уникально для европ. городов.
С самого начала лучшие петерб. арх. за гос. счет изучали европ. зодчество непосредственно в Голландии, затем во Франции, Италии, позже в Германии и др. странах, перенося в СПб. как тысячелетние арх. традиции, так и последние новации Европы. В свою очередь, петерб. арх. создавали планы рос. городов и огромное кол-во проектов для Москвы, провинции, усадебного стр-ва, на к-рых учились провинц. арх. Т. о., СПб. определил арх. России 18-19 вв., образ ее городского и сельского пространства, и нек-рые стили (елизаветинское барокко, усадебный классицизм) стали восприниматься уже как национально-русские.
Петерб. арх., начиная с Растрелли, изучая традиции рус. арх. допетровского времени, искали пути синтеза нац. и европ. традиций. В 19 в. в творчестве К. А. Тона, Н. Е. Ефимова, Р. И. Кузьмина, А. М. Горностаева, позже А. А. Парланда, Н. В. Султанова эти поиски привели к многочисленным опытам возрождения рус. стиля, отразившимся в первую очередь в храмовом стр-ве самого СПб.: 7 церквей К. А. Тона в рус.-визант. стиле, предшествовавших его моск. храму Христа Спасителя (сохранилась одна со значительными утратами), "Спас на Крови" (1883-1907) А. А. Парланда и мн. др. Венцом этих поисков были вариации новг.-псков. зодчества в творчестве В. А. Покровского, О. С. Кричинского и др. (собор Божией Матери Федоровской в пам. 300-летия Дома Романовых, 1913, С. С. Кричинский и др.).
СПб. в рус. лит-ре является не только местом действия выдающихся произв. беллетристики, но зачастую гл. героем или важным фактором. Поэзия 18 в. однозначно воспевает город как "Парадиз"; эта традиция существует до 1830-х гг. Вступление к поэме А. С. Пушкина "Медный всадник" перечисляет не красоты города, но семиотически значимые его места.
Как антитеза "Парадизу", начиная с этой поэмы, появляется восприятие СПб. как города инфернального, враждебного (маленькому) человеку (символ беззащитности личности, частной жизни перед мощью стихии, символизирующей гос-во). Эта тема проходит и в творчестве мн. рус. романтиков и постромантиков, а также символистов. На основе существования этой темы, часто принимающей мистико-метафизический характер, ряд исследователей рус. культ. (живущих вне воздействия арх. СПб.) утверждают наличие особого "петербургского текста русской лит-ры", к к-рому относят "Шинель" Н. В. Гоголя, "Преступление и наказание" и "Идиота" Ф. М. Достоевского, - текста об инфернальном "двойнике" СПб. При всей эрудиции авторов этой концепции следует отметить искусственность, заданность отбора текстов, произвольность и натянутость толкований и недостаточное знание реалий петерб. арх. и быта.
В нач. 20 в. у художников "Мира иск-ва" и поэтов-акмеистов (О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова) происходит открытие классич. СПб. как великой культ. ценности. Тогда же рождается наука о СПб. как культ. и эстет. феномене - нач. стадия экологии культуры (И. М. Гревс, Н. П. Анциферов, П. Н. Столпянский, В. Я. Курбатов, И. Э. Грабарь, Г. К. Лукомский), намечается подход к СПб. как одному из важнейших текстов рус. и мир. культ., одновременно разрабатывается специфич. экскурс. метод изучения культ. пространства. Эти искания, получившие развитие в 1920-х гг., были оборваны репрессиями. Продолжением этой петерб. традиции стали эколого-культурные работы Д. С. Лихачева, политизированное движение "Спасение" в эпоху перестройки, скандал в связи со сносом гостиницы "Англетер" и введение истории СПб. в число школьных дисциплин.
"Серебряный век" - период формирования рус. метакультуры, открытия и осознания Россией своих прошлых культ и худож. ценностей в мир. контексте - этот "век" неразрывно связан с СПб., питаем его культурой и в нем получил наибольшее воплощение. Характерно, что открытие СПб. совпадает с открытием А. С. Пушкина как высшей и непреходящей ценности. Пронесенная А. А. Ахматовой петерб. поэтич. традиция, демонстративно обращенная к Пушкину и старому СПб., продолжена была поэтами 2-й пол. 20 в., вплоть до Иосифа Бродского.
На протяжении всей своей истории СПб., как столица России, был местом мн. полит. акций. В 1725 гвардия возвела на имп. престол Екатерину I; в 1740 фельдмаршал граф Б. Х. Миних арестовал регента империи герцога Э. И. Бирона, приведя к власти принцессу Анну Леопольдовну; в 1741 провозглашена императрицей Елизавета I; в 1762 возведена на престол Екатерина II; в 1801 убит Павел I. По мере развития об-ва борьба принимает более мас. формы; в 1825 на Сенатской пл. прошло вооруженное выступление частей Петерб. гарнизона под ком. чл. тайн. об-ва ("восстание декабристов"); в 1881 чл. террористической партии "Народная воля" убили имп. Александра II. Обострение полит. борьбы в 1905 приводит к "кровавому воскресенью" и последующему рев. развитию событий, в ходе к-рых манифестом 17 окт. 1905 в России вводятся полит. свободы и создается законодательная Гос. дума, заседавшая в СПб.
В 1914, в связи с начавшейся войной с Германией, из ложно понятых патр. соображений название СПб., данное Петром Великим, заменено на Петроград. Из имени столицы ушли его гл. значения - "Рим" и "Парадиз". Перестав быть "Римом", город должен был перестать быть столицей, а государство - империей. Революция в февр. 1917 привела к отречению имп. от престола, а 1 сент. 1917 Россия была провозглашена республикой; 25/26 окт. власть взяли большевики; 11 марта 1918 пр-во навсегда покинуло город. Обезлюдевшая от голода и эмиграции столица напоминала руины Рима; в 1924 город переименовали в Ленинград. Врата в Европу закрылись, опустился "железный занавес".
В 1932 была разорвана вторая важнейшая связь города с его сакрально-культ. покровителями: снесен первый кафедральный соб. - Троицкий, престольным праздником к-рого был день основания СПб., являвшийся воплощением сошествия св. Духа, храм, в к-ром Россия была в 1721 провозглашена империей. В год разрушения этой многократно возобновлявшейся реликвии был построен Большой Дом, в 1934 убит С. М. Киров, началось уничтожение полит. противников в рядах ВКП(б) и репрессии стали частью повседневной жизни. В 1930-х гг. из Ленинграда перевели в Москву АН и АХ, ч. архивов, обсуждался перевоз в Москву коллекций Эрмитажа. В 1935 был разработан новый ген. план, по к-рому центр города переносился от Невы в юж. районы; во исполнение этого плана был построен колоссальный Дом Советов (арх. Н. А. Троцкий), на фризе к-рого массы трудящихся в едином порыве устремляются к пустому центру. В 1941-44 город Ленина пережил 900 дней блокады гитлеровскими войсками и голодом, унесшим миллионы жизней. В 1946 в Ленинграде был следующий погром рус. интеллигенции. Город стал рядовым обл. центром. Продолжением этой политики был суд. процесс над "тунеядцем" Иосифом Бродским (1964).
Город в основном потерял корен. население, были оборваны почти все традиции, тем не менее благодаря сохранившейся арх. и "мифу о СПб." - он остался центром культуры Сов. Союза (сохранив даже миф о "ленинградском характере"). Сохранению функции культ. центра страны способствовал и его огр. науч.-техн., образоват. и пром. потенциал, необходимый гос-ву, а также сохранение важнейших музеев, библиотек и, прежде всего, гор. среды. Новоселы, испытывая на себе влияние петерб. арх. как текста культуры, стремились не отторгнуть ее (как сделали бы, будь она "инфернальной"), а приобщиться к культуре города, и мн. это удалось.
12 июня 1991, в день св. Исаакия, на общегородском референдуме большинство жителей проголосовало за возвращение городу названия Санкт-Петербург.
Лит.: Семиотика города и городской культуры: Петербург. Тарту, 1981. (Учен. зап. Тартуского ун-та; Вып. 664; Тр. по знаковым системам; Т. 18); Анциферов Н. П. Непостижимый город. Л., 1991; Грабарь Н. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1991; Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции "Москва - третий Рим" в идеологии Петра I // Успенский Б. А. Избранные труды. М., 1994. Т. 1. С. 60-74; Столпянский П. Н. Петербург: Как возник, основался и рос Санкт-Питербурх. СПб., 1995; Жерихина Е. И., Яранцев В. Н. Взгляд на преподавание предметов, до Петербурга относящихся // Санкт-Петербургский ун-т. 1996. № 6.
Санкт-Петербург. Вид Горного института. Гравюра. Худ. Ф. Мартинес. 1830
Санкт-Петербург. Невский проспект зимой. Литография. Худ. А. И. Шарлемань. 1855-1859
Санкт-Петербург. Вид на Петропавловскую крепость
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Санкт-Петербург. Дворцовая площадь. Александрийская колонна и здание Главного штаба.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (в 1914 - 24 Петроград, в 1924 - 91 Ленинград), город федерального значения, субъект Российской Федерации, важнейший после Москвы промышленный, научный и культурный центр России, центр Ленинградской области. Расположен при впадении реки Нева в Финский залив и на островах дельты Невы. В черте города свыше 45 рек, рукавов, протоков и около 40 искусственных каналов (Обводный, Грибоедова и др.). 4436,7 тыс. жителей (5003,8 тыс. жителей, включая населенные пункты, подчиненные мэрии). Крупный транспортный узел (железные и шоссейные дороги); морской (в Финском заливе Балтийского моря) и речной (в дельте реки Нева) порты; конечный пункт Волго-Балтийского водного пути; аэропорт (Пулково). Метрополитен (с 1955). Крупный центр машиностроения, в том числе энергомашиностроения, станко-, судо-, приборостроения; черная и цветная металлургия (производство алюминиевых сплавов), химическая, легкая, полиграфическая промышленность. В Санкт-Петербурге: научный центр Российской академии наук; многочисленные научно-исследовательские институты, свыше 43 вузов (в том числе 3 университета, консерватория); свыше 120 музеев и их филиалов: Эрмитаж, Русский музей, Центральный военно-морской, научно-исследовательский Академии художеств России, городской скульптуры, истории Санкт-Петербурга, антропологии и этнографии имени Петра Великого и др.; 18 театров (в том числе Мариинский театр, оперы и балета имени М.П. Мусоргского, драмы имени А.С. Пушкина, Большой драматический имени Г.А. Товстоногова, комедии имени Н.П. Акимова, Малый драматический, Открытый, "Балтийский дом", имени В.Ф. Комиссаржевской); крупнейшие библиотеки (имени М.Е. Салтыкова-Щедрина, Российской академии наук и др.). Основан в 1703 Петром I. В 1712 - 1918 столица России. В Санкт-Петербурге начались революция 1905 - 07, Февральская революция 1917, Октябрьская революция 1917. В годы Великой Отечественной войны город выдержал 29-месячную осаду немецко-фашистских войск. Величественный облик Санкт-Петербурга определяют архитектурные ансамбли, строгие прямые улицы, просторные площади, сады и парки, реки и многочисленные каналы, набережные, мосты, узорчатые ограды, монументальные и декоративные скульптуры. Архитектурные ансамбли 18 - 19 вв.: Петропавловская крепость, Александро-Невская лавра, Смольный институт, Дворцовая площадь с Зимним дворцом, Невский проспект, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, площадь Декабристов с памятником Петру I (открыт в 1782), улица Зодчего Росси и площадь Островского, Искусств площадь. В 1950 - 80-х гг. выстроены новые жилые районы, административные и общественные здания, создан мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище (1960). Исторический центр Санкт-Петербурга включен в список Всемирного наследия.
Санкт-Петербург. Исаакиевский собор.
Санкт-Петербург. "Медный всадник".
Синонимы к слову санкт-петербург
сущ., кол-во синонимов: 22
Северная столица, город на Неве; Питер (разг.); Северная Пальмира, Финская Пальмира (устар. )
Петроград, северная (пальмира, столица, венеция), финская пальмира, музей мостов, Питер, град Петра, Петербург, колыбель трех революций, город (на Неве, белых ночей, на берегах Невы, с областной судьбой), Пиетари, музей под открытым небом, Ленинград, Петрополь, окно в Европу
Грамматический словарь
Са́нкт-Петербу́рг м 3а (совет. Ленингра́д)
Полезные сервисы