ж. устар.
Духовное завещание.
Духо́вная (духовная грамота), завещание в России XII-XVIII вв.
* * *
ДУХОВНАЯ - ДУХО́ВНАЯ (духовная грамота), завещание в России 12-18 вв.
см. завещание
См. завещание...
ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ - высшее духовное учебно-учебное заведение в РПЦ, дающее высшее богословское образование и готовящее высококвалифицированные кадры для Моск. Патриархии. К первым высшим школам в России относилась Киево-Могилянская коллегия (осн. в 1631, в 1701 переименована Петром I в академию) и Славяно-греко-лат. академия в Москве (восходит к 1687, на ее базе возникла Киевская Д. А.). Возникшие после издания Духовного Регламента в 1721 в СПб. и Казани Духовные семинарии в 1797 были преобразованы в Д. А. После реформ 1808-1814 гг. в России функционировали 4 Д. А.: С.-Петерб., Моск., Киевская и Казанская, стоящие в заведовании Св. Синода, отпускавшего средства на их содержание, и находившиеся под попечением епархиальных архиереев. Правом поступления в Д. А. обладали лица, закончившие: 1) Духовную Семинарию, 2) классич. гимназию, 3) высшее учебное заведение (освобождались от проверочного экзамена), лучшие принимались на казенный счет. В Д. А. преподавались богословские, филос., ист. и словесные дисциплины, древние и новые яз. Д. А. издавали свои богосл. журналы. Программы, к-во дисциплин и устав Д. А. изменялись в результате реформ 1867-69, 1884, 1910-11. Полный курс обучения в Д. А. длился 4 года, итогом чего служило представляемое к защите "курсовое сочинение", удачная защита к-рого и раскрытие темы давали выпускнику ученое звание канд. богословия. Им было предоставлено также право присуждать ученые степени канд., магистра, д-ра богословия. Первый проект устава Д. А. появился в 1814, когда Д. А. были подведомственны комиссии дух. уч-щ. Устав подчеркивал необходимость обоснования богосл. предметов на науч. данных. Д. А. были переданы в ведение Священного Синода. В 1870 устав Д. А. был приближен к общеуниверситетскому, по к-рому расширялись права академич. советов. В эпоху "контреформ" 1880-х гг. устав Д. А. ужесточили и пересмотрели (1884), над Д. А. было учреждено "начальственное попечение". Проблема реорганизации Д. А. обсуждалась особым предсоборным присутствием, готовившим мат-лы к созыву Чрезвычайного Поместного Собора РПЦ (1906), однако реализованы эти проекты так и не были. Не осуществились также планы увеличения кол-ва Д. А. После Окт. переворота в 1918 была закрыта Петрогр. Д. А., а в кон. 1920 и все остальные. В 1920-23 в Пб. существовал Богословский ин-т, а в 1925-28 - Высшие Богословские курсы. В 1944 в Москве открылся Богословский ин-т, преобразованный в 1946 в Моск. Д. А. (с 1936 в Загорске, ныне Сергиев Посад). В 1946 была возрождена Ленингр. (с 1991 - С.-Петерб.) Д. А. В 1990-е гг. были открыты Д. А. в Киеве, Минске, Кишиневе.
За рубежом высшими богосл. дух. заведениями являются Сергиевский богосл. ин-т и Свято-Владимирская дух. семинария. Обновленчество имело свои высшие учебные заведения: Моск. Богословскую Академию (1923-35), Ленингр. Богословский ин-т (1924 - нач. 30-х гг.) и Высшую Богословскую Школу в Киеве (откр. в 1926). В наст. время Д. А. имеет также Грузинская правосл. церковь.
В 1833 была образована Римско-католич. Д. А. в Вильно (на основе богословского ин-та Виленского ун-та, осн. в 1578), в 1842 была переведена в СПб. (существовала до 1918). В 1802 был открыт лютеранский богословский ф-т в Дерптском (с 1893 Юрьевском) ун-те. Существовал до 1940, возрожден в 1991. Армяно-григор. церковь имеет свою Д. А. в Эчмиадзине (закрывавшуюся в 1920-1940-х гг.).
В наст. время дух. (или богосл.) академии имеют также униатская и др. церкви на терр. Б. СССР.
ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ КАЗА́НСКАЯ - высшее духовное уч. заведение. Основанная в 1723 в Казани архиерейская элементарная школа была преобразована в 1732 в семинарию по образцу и подобию Киевской духовной А. Из этой же А. были приглашены и первые учителя. В семинарии преподавали риторику, философию и богословие, позднее ввели историю, географию, математику и новые языки. В 1797 семинария была преобразована в А. с высш. богословским курсом. Для пополнения образования воспитанники А. посещали ун-т, где слушали лекции по предметам, не преподававшимся в А. В 1818 А. была закрыта. Вновь Д. А. К. была открыта в 1842 сначала в Спасском монастыре, а затем в спец. загородном помещении. Общий строй академич. жизни определялся уставом 1814, общим для всех дух. А. Отличит. чертой Д. А. К. являлось преподавание турецко-тат., араб., монг. и калмыцкого языков.
ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ КИ́ЕВСКАЯ - берет свое начало от киево-братской школы, осн. в 1615 для изучения классич яз., риторики, богословия и нек-рых предметов элементарного образования. В 1631 киевский митрополит Петр Могила преобразовал ее в высшее уч. заведение - киево-могилянскую коллегию, где преподавались слав., греч. и лат. яз., нотное пение, катехизис, арифметика, поэзия, риторика, философия и богословие. Ученики делились на восемь кл. Каждую субботу воспитанники упражнялись в диспутах. В 1701 коллегия была переименована в Академию, введены языки франц., нем. и евр., естеств. история, география, математика, нек-рое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и рус. риторика. В соответствии с "Духовным регламентом" (1721) в Д. А. К. были дополнительно включены алгебра, геометрия, механика, оптика. Осн. обучением в А. была лекция. Д. А. К. сыграла важную роль в истории рус. просвещения 18 в. Отсюда вышли известные обществ. деятели. Ее воспитанники становились учителями Моск. славяно-греко-латинской Академии, С.-Петерб. Александро-Невской Академии, Казанской Академии, учреждали семинарий нар. школы. Нек-рые воспитанники продолжили свое образование за границей, поступили в Моск. ун-т, мед.-хирургич. уч-ще. С открытием Моск. ун-та в 1755 Д. А. К. начала терять свое былое значение культ. центра Украины и России, постепенно становясь чисто дух. уч. заведением. В 1817 была закрыта, открыта вновь в 1819 в том же братском мон. на началах устава 1814 уже в качестве Духовной Академии. В 1920 Д. А. К. была закрыта.
ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ МОСКО́ВСКАЯ - в истории Д. А. М. различают 4 периода. В 1685 явились в Москву братья Лихуды и открыли сначала в Богоявленском мон., а затем и в Заиконоспасском школу, в к-рой преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на лат. и греч. яз. Это была в зародыше Славяно-греко-лат. Академия со схоластич. направлением преподавания. Со временем преподавание на лат. яз. было упразднено, но А. склоняется к зап. просвещению и остается таковой в продолжение всего периода (1700-75). Развитию и становлению данного направления содействовал и сам Петр I, и образованные люди того времени. Наставники, а нередко и ученики вызывались из Киева. Науки преподавались на лат. яз. Во главе А. стояли ректор и префект, первый наблюдал за наставником и преподаванием, второй - за учениками. Предметы преподавания: богословие, философия (по Аристотелю), физика, метафизика, психология, метеорология, риторика. Наставники А. кроме преподавания экзаменовали лиц, определяемых на священно- и церковно-служительские места, принимали участие в исправлении слав. перевода Библии (1712-47). Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев. Наиболее способные воспитанники проходили академич. курс за 12-13 лет, иные же в продолжение 15 лет едва достигали филос. кл., бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном кл. оставались по 10 лет. Своего расцвета Д. А. М. достигает в 1755-1814 под протекторатом митрополита Платона. Были выведены новые предметы обучения: церк. и гражд. история, рус. церк. история, церк. право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицины, церк. устав и пение, новые языки. Митрополит Платон положил конец влиянию Киевской Академии на жизнь и системы обучения Д. А. М. Постепенно Славяно-греко-лат. Академия утрачивает свое былое значение общеобразоват. школы, поставлявшей в правительств. учреждения на гос. службу молодежь со знанием лат. яз., и превращается в высш. сословно-духовное уч. заведение. В 1814 Моск. славяно-греко-лат. Академия была преобразована в духовную и переведена в Троице-Сергиеву лавру. Новая А. внесла большой вклад в разработку богословской, церк.-ист. и филос. наук, в перевод отцов церкви на рус. яз. В 19 - нач. 20 вв. Д. А. М. - один из центров отечеств. философской мысли. Закрыта в 1919. Воссоздана в 1946. Готовит священнослужителей и богословов.
ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУ́РГСКАЯ - берет свое начало от слав. школы в 1721 согласно Высочайшему повелению при Александро-Невском мон., учрежденной для обучения "азбуке, письму, арифметике, грамматике, псалтирии, толкованию евангельских блаженств". В 1726 переименована в Славяно-греко-лат. семинарию с преподаванием богословия, философии, риторики, красноречия, истории, географии и новых яз. Ученики набирались из разных сословий, их число доходило до 100. Они писали и произносили проповеди, упражнялись в диспутах. В 1788 семинария была переименована в гл. семинарию, куда вызывались лучшие воспитанники из др. семинарий, в 1797 в преподавание ввели церк. историю, механику, естест. историю и эксперим. физику. Семинария была преобразована в Александро-Невскую Академию, доп. введены медицина, муз. и поэтич. упражнения вне класса, открыты физич. и минералогич. кабинеты, в 1809 преобразована в С.-Петерб. духовную Академию - первое высшее духовное учреждение. Были введены ученые степени д-ра, магистра и канд. богословия. Была закрыта в 1918, возрождена в 1946 как Ленингр. Д. А. (с 1991 - С.-Петерб.). Находится в феодоровском корпусе Александро-Невской лавры.
Духо́вная му́зыка - музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. Как компонент культового ритуала входила в храмовое искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и др.). Древнейшая форма культовой духовной музыки - синагогальное (в иудаизме) и церковное (у христиан) пение псалмов. Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. В Западной Европе со временем господствующим стало григорианское пение, на Руси - знаменный распев. Многоголосие в духовной музыке Римской католической церкви складывалось в IX-XIII вв., на Руси - в XVII в. (строчное пение, партесное пение). В западной духовной музыке с конца XV-XVI вв. хоровые партии могли дублироваться инструментами, в некоторых разделах богослужения хор заменяется органом; русская духовная музыка чисто вокальная.
* * *
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - ДУХО́ВНАЯ МУ́ЗЫКА, музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. Как компонент культового ритуала входила в храмовое искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и др.). Древнейшая форма духовной музыки в тесном смысле - синагогальная (в иудаизме) и церковная (у христиан) - пение псалмов (см. ПСАЛМЫ). Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. В Зап. Европе со временем господствующим стало григорианское пение (см. ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ), на Руси - знаменный распев (см. ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ). Многоголосие в духовной музыке Римской католической церкви складывалось в 9-13 вв., на Руси - в 17 в. (строчное пение (см. СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ), партесное пение (см. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ)). В западной духовной музыке с кон. 15-16 вв. хоровые партии могли дублироваться инструментами, в некоторых разделах богослужения хор заменяется органом; русская духовная музыка чисто вокальная.
ДУХОВНАЯ музыка - музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. Как компонент культового ритуала входила в храмовое искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и др.). Древнейшая форма духовной музыки в тесном смысле - синагогальная (в иудаизме) и церковная (у христиан) - пение псалмов. Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. В Зап. Европе со временем господствующим стало григорианское пение, на Руси - знаменный распев. Многоголосие в духовной музыке Римской католической церкви складывалось в 9-13 вв., на Руси - в 17 в. (строчное пение, партесное пение). В западной духовной музыке с кон. 15-16 вв. хоровые партии могли дублироваться инструментами, в некоторых разделах богослужения хор заменяется органом; русская духовная музыка чисто вокальная.
ограниченность - узость сферы интересов, интеллекта.
ограниченный. недалекий (# ум. # человек).
узколобый.
духовная пустота.
фатовство. фат. фатовской. фатоватый.
разг: ферт. фертик.
хлыщ. хлыщеватый.
хлыст.
свистун.
вертушка. вертихвостка.
пижон. пижонский.
снобизм. сноб.
чистоплюйство. чистоплюй.
см. легкомысленный, бескультурье, судачить
духовный, сфера (чего)
ДУХО́ВНАЯ СЕМИНА́РИЯ - традиц. название ср. уч. заведения для подготовки духовенства. В России начали появляться после изд. Духовного регламента (1721), предписывавшего архиереям устраивать при своих домах школы. Реформой 1808 был введен устав Д. С., согл к-рому они были отнесены к ср. уч. заведениям. Готовили священников, а также воспитанников, впоследствии поступающих в дух. академии. Программы шестилетнего курса обучения менялись после реформ 1867-69 и 1884. Первые четыре кл. были общеобразовательными, а богослов. науки изучались в 5 и 6 кл. К 1917 Д. С. имелись в большинстве епархий Рус. Православ. Церкви (в т. ч. и в США, в нек-рых епархиях их было по 2). Д. С. прекратили существование в 1918. Ч. из них была преобразована в богословско-пастырские школы (курсы, уч-ща), просуществовавшие до 1920-х гг. Вновь Д. С. (8) были открыты во второй пол. 1940-х гг., к 1965 их осталось 3 (в Загорске, Ленинграде, Одессе). С кон. 1980-х гг. они вновь начали открываться (в Киеве, Тобольске, Ставрополе и др.). Курс обучения в Д. С. в наст. время - 4 года. В Грузинской Правосл. Церкви есть Мцхетская Д. С. (с 1963). Армянская Церковь ранее имела Д. С. в каждой епархии, в наст. время существует одна в Эчмиадзине. Д. С. Католич. церкви до 1918 были в России в каждой епархии. После Вел. Отеч. войны они остались только в Риге и Каунасе. В наст. время Д. С. есть в Хмельницкой обл., готовится открытие еще неск. Греко-католич. (Униатская) церковь в наст. время имеет Д. С. во Львове, Ужгороде и др. городах. Существует евангелическо-лютеранская Д. С. в Риге, баптистская в Москве, адвентистская в Тульской обл. В иудаизме уч. заведение, аналогичное Д. С., наз. иешибот (с 1956 есть в Москве), в мусульманстве - медресе (в СССР имелось в Бухаре, в наст. время открыто также в Баку и др. городах).
Лит.: Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1908-09; Сорокин В., проф.-прот., Бовкалло А. А., Галкин А. К. Дух. образование в Рус. Правосл. Церкви при Святейшем Патриархе Моск. и всея России Тихоне // Вестн. Ленингр. Дух. Академии. 1990. № 3.
духовная словесность - в риторике: вид словесности, включающий тексты Св. Писания и другие канонические произведения, богословские и проповеднические сочинения.
в риторике: вид словесности, включающий тексты Св. Писания и другие канонические произведения, богословские и проповеднические сочинения.