ж.
Музей в Санкт-Петербурге.
КУНСТКА́МЕРА, кунсткамеры, жен. (нем. Kunstkammer).
1. Собрание редкостей, естественно-исторических и других; помещение для такого собрания (ист.). «- Где ты был? - В кунсткамере, мой друг, часа там три ходил.» Крылов.
2. перен. О сборище чудаков, уродов, представителей отжившего времени (разг.). Это не научное учреждение, а кунсткамера какая-то!
КУНСТКАМЕРА - жен., нем. музей, кабинет редкостей, сохранник; у нас заведение это упразднено. Кунстшахта жен. водотливная рудничная шахта. Кунштик муж. штука, фокус, дивная вещь, проделка; куншт муж., ·стар. гравюра, резцовая картина.
КУНСТКА́МЕРА -ы; ж. [нем. Kunstkamera - музей] Учреждение, хранящее коллекции исторических, художественных, естественнонаучных редкостей; здание такого учреждения. Посетить кунсткамеру. Экспонаты кунсткамеры. / Разг. О собрании, скоплении необычных и удивительных в каком-л. отношении предметов или людей.
* * *
кунстка́мера (от нем. Kunstkammer - кабинет редкостей, музей), в прошлом название различных исторических, художественных, естественнонаучных и других коллекций редкостей и места их хранения.
* * *
КУНСТКАМЕРА - КУНСТКА́МЕРА (от нем. Kunstkammer - кабинет редкостей, музей), в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и др. коллекций редкостей и места их хранения.
КУНСТКАМЕРА (от нем. Kunstkammer - кабинет редкостей - музей), в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и др. коллекций редкостей и места их хранения.
-ы, ж. В старину:
собрание разнообразных редкостей, а также помещение для такого собрания.
[нем. Kunstkammer]
КУНСТКА́МЕРА (от нем. Kunst - искусство, художество и Kammer - палата, кабинет) - кабинет редкостей. К. стали создаваться в 16 в. Их появление было связано с интересом к античности, географич. открытиями, первыми достижениями эмпирич. науки. Сначала они появились во дворцах, создание многих было связано с т. н. "токарными кабинетами". Начиная с Августа I Саксонского (1553-86), токарное ремесло составляло предмет увлечений многих европ. правителей, для чего во дворцах отводилось спец. помещение, где стали также хранить предметы иск-ва, драгоценности и различные диковинки. Придворные механики заведовали такими кабинетами, знакомили с ними гостей. Вслед за дворцовыми стали создаваться частные кабинеты редкостей в домах знати, богатых горожан, ученых. Во 2-й пол. 17 в. распространение получили публич. музеи, прежде всего при ун-тах, ратушах. Тогда же были изданы первые печатные иллюстрированные каталоги. В большинстве собраний содержались анатомич. и зоологич. препараты, ботанич. коллекции, редкости из дальних стран, античные памятники, монеты и медали, произв. иск-ва, научные приборы и книги. К. этого времени были и науч. лабораториями, связаны с анатомич. театрами, ботанич. садами, обсерваториями, где проводились разл. опыты. Наблюдать за их проведением и даже принимать в них участие, удовлетворяя любознательность, мог любой. Спец. смотрители проводили экскурсии, а в частных кабинетах редкостей сами владельцы знакомили с ними гостей.
К кон. 17 в. К. достигли своего расцвета, составляя важную часть дворцовой и городской к-ры эпохи барокко. Свойственные барокко театральность, пышность нашли отражение в приемах экспонирования: предметы выставлялись "занимательно", из них часто создавались сложные композиции, нередко применялись дополнит. украшения. Научные достижения, открывшиеся возможности познания окружающего мира в его многообразии отразились на основных принципах классификации на "натуралии" - предметы природного происхождения и на "артефакты" - творения человеческих рук; экспонаты, в свою очередь, группировались по типу изделий и размещались по "кабинетам".
В России К. - первый гос. общедоступный комплексный музей, одно из важнейших учреждений Петерб. АН. Основанная Петром I по образцу аналогичных музеев Европы, К. должна была служить проводником европ. науч. знаний в рус. об-ве. Датой ее основания считается 1714, когда личное собрание редкостей Петра I и коллекции Аптекарского приказа были перевезены в Петербург, размещены в Летнем дворце и к ним был определен штат: "главный смотритель" лейб-медик Р. К. Эрскин и "библиотекарь и надсмотритель редкостей и натуралиев" И. Д. Шумахер. В 1719 коллекции К. и б-ка царя были переведены в конфискованный дом А. В. Кикина - "Кикины палаты". Именно с этого момента К. становится общедоступной, по приказу Петра I в нее должны были пускать всех желающих, чтобы "люди смотрели и учились". В 1728 К. и б-ку перевезли в спец. построенное здание на Васильевском о-ве.
Основой собрания К. стали коллекции, привезенные Петром I из Европы в 1697-98. Тогда Петр впервые познакомился с К. европ. городов, к-рые обязательно показывались почетным гостям. Создавая свою К., Петр I заимствовал все, что считалось лучшим в Европе. Он приобрел как типичные для К. предметы, так и, впервые для России, анатомич. и зоологич. коллекции и научные приборы и инструменты. В дальнейшем сбор коллекций производился на основе правительственных указов, приобретений от частных лиц, спец. экспедиций. Во время второго путешествия Петра I по Европе в 1716-17 были приобретены лучшие европ. собрания: Ф. Рюйша, А. Себы и др.
Здание петерб. К. строилось специально для нее по проекту архитектора Г. Маттарнови (1719-28, оформление интерьеров до 1734). В стр-ве участвовали арх. Н. Гербель, Г. Киавери и М. Г. Земцов. Здание состоит из двух тождественных корпусов, соединенных многоярусной башней. Внутри пространство было организовано в соответствии с идеальными представлениями того времени о музейной экспозиции. Экспонаты были разделены по кабинетам. В первом этаже башни помещался Анатомический театр, вокруг выставлялись предметы "Натуркабинета", что свидетельствовало о связи человека с природой. Большую часть помещений занимали предметы "Кунсткабинета", "Минцкабинета", "Имп. Кабинета" и б-ка, к-рые отражали значимость человеч. деят-ности. На третьем этаже башни был установлен Готторпский глобус-планетарий, в окружении приборов Физического кабинета. Два верхних этажа башни занимала обсерватория. К. открывала рус. об-ву новый взгляд на мир - но оно еще не было готово воспринимать новации. Хотя музей был бесплатным и даже выдавалось угощение посетителям, интерес на первых порах проявляли немногие. Заметный урон собранию музея нанесла "Ледяная свадьба" (1740), на к-рую были взяты костюмы народов, населяющих Россию, муз. инструменты, оружие и утварь; возвращена была лишь малая часть. Лишь в начале 1740-х гг. в К. потянулись разл. слои населения, а знатные особы начали увлекаться коллекционированием.
Сильный ущерб К. нанес пожар 1747 - деят-ность К. прервалась до 1776. В 1803 были созданы новые специализированные отделы, к-рые позже стали академическими музеями.
Лит.: Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М.; Л., 1953; Моисеева Т. М. Кунсткамера и Екатерина II // Екатерина Великая: эпоха Российской истории. СПб., 1996. С. 261-264.
КУНСТКАМЕРА (от немецкого Kunstkammer - кабинет редкостей, музей), в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения. Под этим названием в Петербурге на базе личных коллекций Петра I был основан старейший русский музей (1714), в 1830-х гг. разделенный на ряд музеев.
Кунсткамера, ы, ж.
Собрание разнообразных редкостей, которое открыли в 1719 г. при Петре I в Петербурге.
► - Приятель, дорогой, здорово! Где ты был? - В кунсткамере, мой друг, часа там три ходил. // Крылов. Басни //; Царь совет весь наградил, Да и ведьму не забыл: Из кунсткамеры в подарок Ей послал в спирту огарок (Тот, который всех дивил), Две ехидны, два скелета Из того же кабинета. // Пушкин. Стихотворения //
кунсткамера - кабинет редкостей, музей (теперь - зоологический)
Ср. Приятель дорогой, здорово! Где ты был?
"В Кунсткамере, мой друг!
Часа там три ходил....
Каких зверей, каких там птиц я не видал"....
Крылов. Любопытный.
Ср. Kunstkammer (Kunst, искусство - Kammer, комната) - кунсткамера.
кунстка́мера, -ы (название различных музеев и коллекций, устар.) и Кунстка́мера, -ы (музей в Петербурге)
кунстка́мера, кунстка́меры, кунстка́мер, кунстка́мере, кунстка́мерам, кунстка́меру, кунстка́мерой, кунстка́мерою, кунстка́мерами, кунстка́мерах
см. музей
кунстка́мера
"кабинет редкостей, музей" (Крылов), стар. куншт-камора, у Петра I; см. Смирнов 169. Из нем. Kunstkammer или польск. kunsztkamera; см. Христиани 58.
КУНСТКАМЕРА (нем., от Kunst - искусство, и Camera - камера). Место хранения редких предметов; музей, кабинет редкостей.
- Музей, в котором герой басни Крылова «Любопытный» не приметил слона.
- Первый русский музей, открытый в Санкт-Петербурге.
- Музей редкостей, основанный по указу Петра I.
- Часть коллекции московского Палеонтологического музея составляют скелеты и окаменелости, собранные ещё в XVIII веке для этого музея.
- Прообраз современного музея.
- В этом музее антропологии и этнографии можно видеть чучело собак и лошади Петра Великого.
- Три века назад в этом музее обитали на музейный харчах и живые экспонаты: монстры, карлики, великаны.
- Старейший русский музей в Санкт-Петербурге.
КУНСТКАМЕРА (в Санкт-Петербурге) - КУНСТКА́МЕРА (от нем. Kunstkammer - кабинет редкостей, музей) в Санкт-Петербурге (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), ныне Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН.
Основан в 1714 по указу Петра I (см. ПЕТР I Великий) с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека. В основу его коллекции легли книги, инструменты, приборы, оружие и др., купленные Петром I в Европе во время Великого посольства (см. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО). Музей получил название «Кунсткамера» и стал первым русским государственным музеем.
В дальнейшем коллекции музея пополнялись за счет приобретения экспонатов в различных странах Европы, а также за счет экспедиций по изучению различных регионов России и мира (экспедиции С.П. Крашенинникова (см. КРАШЕНИННИКОВ Степан Петрович), Г.Ф. Миллера (см. МИЛЛЕР Герард Фридрих), В.Н. Татищева (см. ТАТИЩЕВ Василий Никитич), И.Ф. Крузенштерна (см. КРУЗЕНШТЕРН Иван Федорович), Ю.Ф. Лиснянского, Н.Н. Миклухо-Маклая (см. МИКЛУХО-МАКЛАЙ Николай Николаевич) и др.). В первые годы своего существования музей также имел ряд «живых» экспонатов (люди-карлики, великаны и др.).
Первые коллекции музея размещались в Летнем дворце на Фонтанке - первой резиденции Петра I. Открытым для посещения музей стал в 1719 после его перевода в Кикины палаты - дом опального боярина Александра Кикина. Это здание стало первым в России научным комплексом, объединившим под своей крышей музей, библиотеку и лабораторию. В 1727 его перевели в новое специально для него построенное здание в стиле барокко по проекту архитектора И. Матарнови. Здание и часть музейных коллекций пострадали и были утрачены при пожаре 1747. Музей вновь был открыт для посещения в 1766, а полностью восстановлен только после Второй мировой войны: в 1948 был возведен купол здания.
По мере развития науки и расширения музейных коллекций от музея стали отделяться различные научные и научно-технические учреждения (химическая лаборатория, астрономическая обсерватория, ботанический сад, типография, Академия художеств). В 19 в. на базе коллекций Кунсткамеры было создано несколько музеев (Азиатский (см. АЗИАТСКИЙ МУЗЕЙ), Минералогический (см. МИНЕРАЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ РАН), Зоологический (см. ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ЗИН) РАН), Ботанический (см. БОТАНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ), Анатомический и кабинет Петра I), выросшие позже в академические институты или существующие до сих пор музеи.
В 1837 был выделен Этнографический музей, получивший впоследствии (после его объединения с Антропологическим в 1878) название «Музея антропологии и этнографии» и унаследовавший коллекции Кунсткамеры и ее здание. В 1903 в честь 200-летия основания Петербурга он был назван «Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого».
Фонды музея насчитывают более 1 млн. единиц хранения. Одной из самых старых коллекций музея является антропологическая коллекция, состоящая из остеологических и краниологических материалов археологических раскопок; анатомической коллекции анатома Ф. Рейса (см. РЕЙС Фредерик); тератологической коллекции; коллекции образцов волос; масок и бюстов народов России и некоторых зарубежных стран; бюстов-реконструкций по черепу древних людей и др.
Археологическая коллекция отражает древние культуры различных континентов от эпохи палеолита до средневековья (11-12 вв.). Она представлена орудиями труда и предметами быта из кремня, сланца, бронзы, рога, кости, железа, золота и др. Особое место в коллекции принадлежит материалам по каменному веку. Данная коллекция является одной из крупнейших в мире по сосредоточению самых древних памятников материальной культуры (эпохи палеолита, мезолита и неолита).
В 1947 по инициативе президента Академии наук СССР С.И. Вавилова при Кунсткамере был создан музей М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич) как центр по изучению его жизни и творчества. Здесь хранятся личные вещи ученого, а также уникальные зарубежные и отечественные научные приборы 13-19 вв., произведения декоративно-прикладного искусства России и Европы 17-19 вв.; атласы России и редкие книги (в т.ч. рукописные) и др.
Кунсткамера располагает крупными коллекциями по культуре и быту различных народов мира (славяне, народы Европы, Сибири, Кавказа, Средней Азии и Казахстана, Восточной и Юго-Восточной Азии, Южной и Юго-Западной Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании). Они представлены одеждой, предметами культуры и быта, украшениями, орудиями промысел, игрушками, жилищами и средствами транспорта, доспехами и снаряжением, фотоматериалами и др. Особую ценность представляют коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Сибири и Америки, коллекции по сибирскому шаманству.
Музей является крупным научным центром по изучению культурного наследия человека. Отдел антропологии музея - один из старейших в Европе научно-исследовательских центров по изучению антропологии древнего и современного человечества.