Пи́терсон Оскар (Peterson) (р. 1945), канадский джазовый пианист, композитор. Афроамериканец. Завоевал мировую известность благодаря гастрольному турне антрепризы Н. Гранца «Джаз в филармонии» в конце 1940-х гг. Один из виртуознейших пианистов джаза. Его последователь в России - пианист Г. А. Файн.
* * *
ПИТЕРСОН Оскар - ПИ́ТЕРСОН (Peterson) Оскар (15 августа 1925, Монреаль - 23 декабря 2007, Торонто), канадский джазовый (см. ДЖАЗ) пианист (также исполнитель на органе, клавикорде, электропиано) и композитор.
Обучаться музыке начал с 5 лет. Пытался освоить игру на трубе, но через 2 года занятий отказался от этого инструмента (из-за подозрений на туберкулез легких) и отдал предпочтение фортепиано. В возрасте 14 лет стал победителем на конкурсе молодых музыкантов в Канаде и благодаря этому получил возможность регулярно (до 1944) выступать в еженедельных радиоконцертах, затем играл с самым популярным оркестром Канады под управлением Джонни Холмса, а также с собственным трио (в Монреале и Торонто).
Первые грамзаписи сделал на канадской фирме Victor. В 1947-48 признан ведущим канадским джазовым музыкантом. В сентябре 1949 впервые приехал в США для участия в серии концертов филармонического джаза в нью-йоркском Карнеги-Холле. С этого времени стал постоянным членом олл-стар-групп, выезжал с ними на гастроли (в Европу в 1952-1954, 1956 и позднее), записывался с ними и со своим трио (также с квартетом) на пластинки. Гастролировал с Эллой Фитцджеральд (см. ФИЦДЖЕРАЛЬД Фрэнсис Скотт) в Англии (в 1955 и в 1960-е гг.). В 1959 участвовал в создании музыки к французскому кинофильму Les Tricheurs. Преподавал в Нью-йоркской школе джаза, затем в 1960 основал в Торонто вместе с другими музыкантами учебный центр Advanced School of Contemporary Music. Участвовал в первом канадском фестивале джаза в Торонто и в чикагском Playboy-джаз-фестивале. Первоначальный состав его трио (фортепиано, гитара и контрабас) постепенно изменился.
В 1974 Питерсон совершил турне в СССР (LP Oscar Peterson in Russia). К середине 1970-х относятся его эксперименты с симфоническим оркестром, с которым он успешно гастролировал по Северной Америке. Творческие достижения Питерсона отмечены многочисленными наградами в США и Канаде. С 1953 он постоянно занимал первое место в анкетах журналов Down Beat и Metronome. Многократно удостаивался премий Грэмми (см. ГРЭММИ) (1974, 1975, 1978, 1979, 2 раза в 1990, 1991).
Оскар Питерсон по праву признан выдающимся музыкантом, своего рода классиком фортепианного джаза. Однако не только почитатели его таланта, но и все ценители музыки независимо от их личных пристрастий признают непреходящую значимость его вклада в мировую художественную культуру. В кругу любителей джаза имя Питерсона непосредственно ассоциируется с понятием мейнстрима в том смысле, что его творчество выходит за рамки частных стилевых определений, обобщает весь предшествующий опыт джазовой эволюции и вместе с тем определяет главный путь развития этого вида музыкального искусства.
В музыке Питерсона очевиден универсальный охват интегрированных в ней стилевых элементов, указывающих на преемственные связи с различными направлениями развития джаза (от исторических истоков до современности), равно как и с европейской академической музыкальной культурой (например, с фигурационно-орнаментальной техникой клавесинистов эпохи барокко, романтическим пианизмом Шумана (см. ШУМАН Роберт (композитор)) и Листа (см. ЛИСТ Ференц) или тонально-гармонической палитрой французских композиторов-импрессионистов).
Строительным материалом для него могут служить госпел (см. ГОСПЕЛ) и рэгтайм (см. РЕГТАЙМ), ранний фортепианный блюз (см. БЛЮЗ) и буги (см. БУГИ-ВУГИ), риффовые фигуры свинговой (см. СВИНГ) эры, угловатые синкопы и «разорванные» мелодические пассажи бопа (см. БОП (джазовый стиль)), изысканные гармонии кул-джаза (см. КУЛ-ДЖАЗ), ритмы бразильской самбы (см. САМБА) и старинного менуэта, вальса или марша, кантилена (см. КАНТИЛЕНА), романса и оперной арии. Блистательная концертная виртуозность его пианизма, изобретательность в пассажах и мелодической разработке темы вообще не имеют аналогов. Разнообразны используемые им приемы гармонического варьирования и тональной модуляции (см. МОДУЛЯЦИЯ (в музыке)), динамического нагнетания, подготовки и осуществления кульминаций, ритмического и структурного синкопирования (см. СИНКОПА).
Следует отметить также идеальное чувство формы и пропорций, умение подчинить традиционную структуру джазовой пьесы процессу сквозного тематического развития, что, по сути дела, наделяет импровизацию качеством композиционности. Важен для Питерсона и принцип приоритета экспрессии над технической стороной исполнения. Воплощение проникновенно-лирических образов и настроений, песенной кантилены и балладной повествовательности удается ему не меньше, чем стремительные, каскадные пьесы-движения в сверскоростных темпах.
Многообразной была деятельность Питерсона как композитора и аранжировщика (в том числе джазовая интерпретация популярных песенных мелодий Ирвинга Берлина (см. БЕРЛИН Ирвинг), Коула Портера (см. ПОРТЕР Коул), Джорджа Гершвина (см. ГЕРШВИН Джордж), Дюка Эллингтона (см. ЭЛЛИНГТОН Дюк) и др.). Яркая индивидуальность, блестящая техника игры, неисчерпаемое богатство импровизаторской фантазии, классическая зрелость творчества и, конечно, чисто человеческое обаяние Питерсона позволили ему в войти в число самых популярных людей эпохи.