АГГАДА - АГГА́ДА (евр. «повествование»), часть древнееврейского Устного закона, не содержащая в себе юридических рассуждений. На этом основании Аггада обычно противопоставляется Галахе (см. ГАЛАХА) - второй части Устного закона, являющейся сводом правовых норм.
Аггада - жанр раввинистическо-талмудической литературы, включающий в себя притчи, легенды, гимны и рассуждения на религиозно-философские, этические и исторические темы.
Жанр сложился в Палестине на протяжении с 5 до 6 вв. н. э., т. е. в периоды т. н. Второго храма и Талмуда (см. ТАЛМУД (иудаизм)).
Некоторые фрагменты Аггады являются древнейшими источниками еврейского мистицизма. Многие аггадические мотивы и сюжеты имеют аналогии в мировом фольклоре. В результате длительных контактов евреев с другими народами Аггада претерпела влияние различных культур. Сильное влияние на нее оказала культура ближневосточного эллинизма.
В основном, Аггада опирается на Библию (см. БИБЛИЯ). Часто аггадические сюжеты являются народными преданиями о библейских персонажах как основных, так и эпизодических.
Аггадический материал был зафиксирован в Мишне (см. МИШНА), затем в Иерусалимском и Вавилонском Талмудах. Но ни в Мишне, ни в Талмудах Аггада не самостоятельна, она является дополнением к Галахе, обоснованием для утверждаемой правовой нормы. Так, например, законы о молитвах сопровождаются высказываниями о значении молитвы, об отношении ученых к молитве, предписания о помощи беднякам дополняются рассуждениями о важности милосердия и благотворительности.
Но с 5 в. начинают составлять сборники аггадической литературы в виде мидрашей (см. МИДРАШ) - комментариев к библейским текстам. Самыми ранними из дошедших до нас сборников Аггады являются комментарии к книгам «Бытие» (см. БЫТИЕ (книга)), «Плач Иеремии» и «Левит».