Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

арабская языковедческая традиция

Лингвистика

Ара́бская языкове́дческая тради́ция -

традиция исследования языка, сложившаяся и

существовавшая в культурном ареале Арабского халифата в 7-14 вв.

А. я. т. зарождается на Ближнем Востоке в период становления науки об

арабской словесности; в её создании и развитии принимают участие

представители разных народов; она складывается на основе научных

трактатов, посвящённых классическому арабскому языку и написанных исключительно на

этом языке. Возникшая в результате эмпирического изучения классической

арабской речи (поэтической и прозаической), А. я. т. характеризуется

практической направленностью. Её становление относится ко времени

объединения арабских племён в единое государство, когда возникает

необходимость социального функционирования языка, общего для всех

племён Аравийского полуострова, - койне, задачи установления норм которого обусловливаются в дальнейшем

сферой его функционирования во всех отраслях общественной жизни

Арабского халифата, когда обучение языку Корана и сохранение его

чистоты приобретают особое значение.

А. я. т. получает начало в единой науке об арабской словесности и

выделяется как самостоятельное учение о грамматике и лексике классического арабского языка и об арабской

риторике в результате дифференциации

филологических исследований. Традиционная теория арабского языка

разрабатывается и развивается в басрийской (г. Басра), куфийской

(г. Куф), багдадской (г. Багдад), андалусской (Испания) и

египетско-сирийской филологических школах.

В 7 в. описанием отдельных грамматических явлений арабского языка

занимается басриец Абу-ль-Асуад ад-Дуали أبو الأسود

الدؤلي, которому принадлежит введение в арабское письмо дополнительных графических знаков

для обозначения гласных фонем, служащих для выражения словоизменения. К этому времени относится также

деятельность Насра ибн Асыма نصر بن عاصم и Яхьи

ибн Ямары يحيى بن يعمر, которые создали системы

диакритических знаков для различения ряда

сходных по начертанию арабских графем.

В 1‑й половине 8 в. басрийские филологи Ибн Аби Исхак аль-Хадрами

بن أبي اسحاق الحضرمي, Иса ибн Умар ас-Сакафи

عيسى بن عمر الثقفي и Абу Амр ибн аль-Алла أبو عمرو بن العلاء разрабатывают основы

описательного анализа норм классического арабского языка; 2‑я половина

8 в. характеризуется становлением теории арабского языка как

самостоятельного раздела филологической науки. Важную роль в

формировании проблематики и методики традиционного арабского языкознания

сыграл басриец аль-Халиль ибн Ахмед الخليل بن

أحمد, основоположник теории аруда - учения о системе метрического

стихосложения, в свете которого моделируются не

только просодические явления собственно

поэтической речи, но и факты, относящиеся к ритмическому и морфологическому построению арабского слова, где

минимальной единицей анализа служит харф حرف - речевой сегмент, состоящий из согласного и краткого гласного компонентов.

Аль-Халилю принадлежит словарь «Книга айна», начинающийся с графемы

«айн», поскольку слова в нём расположены по артикуляционным характеристикам содержащихся в

них корневых согласных в последовательности: гортанные, язычные, зубные

и губные; подобный принцип классификации звуков дал основание

предположить возможность влияния индийской

языковедческой традиции. Аль-Халиль различал 3 аспекта анализа и

описания фонетического явления: исходные

характеристики, позиционные варианты и изменения звуков,

происходящие в процессе образования грамматических конструкций; учёный

усовершенствовал знаковую систему обозначения кратких гласных фонем,

введя в арабское письмо так называемые огласовки, сохранившие

употребление и поныне при записи Корана, поэтических и учебных

текстов.

К этому же времени относится возникновение куфийской школы,

основоположником которой считается Абу Джафар Мухаммед ар-Руаси,

создавший, по свидетельству арабских филологов и библиографов, первую

куфийскую грамматику арабского языка; ему же приписывают трактат «Книга

о единственном и множественном числе».

Басрийский грамматист 2‑й половины 8 в. Сибавейхи سيبويه создал трактат «Книга» - первую дошедшую до нас

грамматику классического арабского языка, которая даёт систематическое

изложение норм языка и, судя по имеющимся в ней многочисленным ссылкам,

отражает концепцию и результаты исследовательской работы предыдущих

поколений филологов, в первую очередь аль-Халиля ибн Ахмеда. В А. я. т.

вырисовываются основные аспекты грамматического анализа языка: ан-нах̣в

النحو - учение о словоизменении имени и глагола, ас̣-с̣арф الصرف -

учение о словообразовании и фонетических

изменениях, происходящих в процессе образования грамматических

конструкций, или махаридж аль-хуруф مخارج

الحروق - учение об артикуляции звуков и их позиционных вариантах.

При анализе и описании словообразовательных процессов широко применяется

метод моделирования, разработанный в теории аруда; отсюда построение

системы словообразовательных моделей, известных в арабистической

литературе под названием породы.

Словоизменительные явления изучаются с точки зрения как формы, так и

значения; установление нормативности словоформ

сопровождается выявлением их собственно языковой (функциональной) семантики.

К концу 8 в. относится деятельность филолога аль-Кисаи, который в

значит, степени определил исследовательские принципы куфийской школы. Из

его работ до нас дошел «Трактат о грамматических ошибках в речи простого

народа», содержащий важные диалектологические

сведения.

В конце 8-9 вв. басрийские филологи аль-Ахфаш аль-Асуат, Абу Усман

аль-Мазини, аль-Мубаррад, куфийские филологи Абу Закария Яхья ибн Зияд

аль-Фарра, Ибн ас-Сиккит, ас-Салаб и другие занимались

комментированием «Книги» Сибавейхи. Зарождается арабская лексикография; появляются

«Классифицированная устарелая лексика» Абу Убейда, словари диалектной лексики, в т. ч. и древнеарабской.

Оживлённо обсуждаются вопросы грамматики, о чём свидетельствуют

споры, возникавшие между представителями басрийской и куфийской школ,

отразившиеся, в частности, в работе багдадского филолога Ибн аль-Анбари

«Беспристрастное освещение вопросов разногласия между басрийцами и

куфийцами», где автор рассматривает 121 проблему. Споры эти, однако, не

затрагивают концептуальных основ А. я. т.; общими остаются основные

принципы анализа языка: объектом исследования является арабская

поэтическая и прозаическая речь в устной и письменной формах, а

предметом - нормативность языковых выражений (аль-фас̣а̄х̣а الفصاحة). Различаются неизменяемые и изменяемые

формы, соответственно описываемые в терминах аль-бина̄ʼ البناء (основообразование) и аль-ʼиʻра̄б الإﻋﺮﺍﺏ (словоизменение). Изменяемые слова подвергаются

формальному и функциональному анализу, в процессе которого

выявляются факторы, обусловливающие функционирование словоформ.

Нормативность языковых форм и их употребления определяется на основе

ас-сама̄ʼ السماع (отмеченности в арабской речи) и

ал-к̣ийас القياس (закона аналогии). Часть споров между басрийцами и

куфийцами относится к оценке степени правомерности применения метода

аналогии для выведения грамматического правила.

К началу 10 в. окончательно устанавливаются понятийный аппарат и

терминология грамматического анализа, основные положения грамматической

теории приводятся в систему. Этап формирования арабских

грамматических учений как самостоятельного раздела А. я. т.

завершается. Это способствует выделению лексикологических исследований в особую научную

дисциплину (ʻилм ал-луг̣а علم اللغة).

В 1‑й половине 10 в. в багдадской школе развивается третье

направление А. я. т., связанное с развитием грамматических учений в

трудах Ибн Джинни, который в книге «Особенности арабского языка»

освещает наряду с грамматическими собственно лексикологические вопросы

связи слова и значения, словообразовательной структуры слова, значения

слова и его употребления. Ибн Джинни экспериментально определил, в каком количественном отношении реализован в лексике

арабского языка весь состав теоретически возможных сочетаний харфов.

Значительный круг языковедческих вопросов освещен в работах Ибн Фариса

(«Книга о лексических нормах», «Предания арабов о своей речи», «Краткий

очерк о лексике»), среди них вопросы об объёме словарного состава

арабского языка, о классификации лексики по употреблению, об исконной и

заимствованной лексике, о связи обозначающего и

обозначаемого, о прямом и переносном употреблении слова, об

однозначности, многозначности, омонимии и синонимии.

В 11 в. вычленяются дисциплины, изучающие нормы выразительной речи.

Различаются 2 аспекта речеобразовательного процесса: соблюдение

правильности языковых выражений (аль-фас̣а̄х̣а الفصاحة) и достижение совершенства речевых образований

(аль-бала̄га البلاغة). Первое изучается науками о

грамматике и лексике, второе - науками о смысле (ʻилм аль-маʻа̄нӣ علم المعانى), о тро́пе (ʻилм аль-байа̄н علم البيان) и о красноречии (ʻилм аль-бадӣʻ علم البديع). Предметом науки о смысле (её

основоположник - аль-Джурджани) становятся высказываемое и средства

адекватного (с точки зрения речевой ситуации и речевого намерения)

выражения смыслового содержания.

В 11-13 вв. продолжается работа по усовершенствованию описания

грамматики и лексики. Трактат аз-Замахшари الزمخشري «аль-Муфас̣с̣аль» المفصل

содержит подробное изложение арабской грамматики, работа Маухиба

аль-Джавалики الجواليقي «Разъяснение иностранных

слов» كتاب المعرب посвящена выделению

заимствований в арабском языке, работа ас-Салаби «Учение о лексике и

познание сокровенного в арабском» представляет собой словарь с

классификацией лексики на понятийной основе.

К этому времени относится и деятельность андалусской школы, среди

представителей которой Мухаммед ибн Малик, автор стихотворного

грамматического трактата «Тысячница», и Ибн Сида ابن سيده, составитель тематического словаря

«аль-Мухас̣с̣ас̣» المخصص, в предисловии к которому

он подробно освещает лексикологические и семасиологические вопросы.

После завоевания Багдада монголами и ослабления влияния арабов в

Испании центр арабской науки перемешается в Египет и Сирию. Значительные

языковедческие работы создают филологи 13 в. Ибн Яиш и Ибн аль-Хаджиб,

филологи 14 в. Ибн Хишам и Ибн Акиль и филолог 15 в. ас-Суюти, автор

работы «Лира словесных наук и их разновидностей», где собраны и изложены

взгляды представителей А. я. т. по различным проблемам арабской

грамматики и лексикологии.

Представители А. я. т. в Египте и Сирии направляют свои усилия

главным образом на комментирование ранних филологических

трактатов и более доступное изложение языковых норм в соответствии с

возрастающими масштабами обучения арабскому литературному языку. Это направление особенно

развивается в 19-20 вв., в период значительного подъёма в культурной

жизни арабских народов.

А. я. т. - законченное учение, вобравшее научные идеи своей эпохи, в

формировании которых известную роль играло наследие древнегреческих и

древнеиндийских традиций. А. я. т., в свою очередь, оказала влияние на

средневекового тюрколога, лексикографа Махмуда Кашгари; её методы

применялись ещё в 11 в. при составлении грамматики древнееврейского языка, определяли

филологические направления европейской арабистики, а ряд идей морфологического

исследования (понятия корня, внутренней флексии и аффиксации) были

заимствованы при некотором преломлении европейским языкознанием

18-19 вв. Моделирование просодического и словообразовательного

построения слова, анализ его лексического

значения, различение формы и значения и разграничение плана

содержания на смысловое и собственно языковое (функциональное)

значения, изучение высказываемого и адекватного ему построения

речевых образований, понимание взаимообусловленности высказывания и ситуативного контекста, анализ предложения в синтезе его формального и актуального членения относятся к

исследовательским идеям А. я. т., определившим её место в истории

лингвистических учений.

Гиргас В. Ф., Очерк грамматической системы арабов, СПБ,

1873;

Звегинцев В. А., История арабского языкознания, М.,

1958;

Габучан Г. М., К вопросу об арабских грамматических

учениях, в сб.: Семитские языки, М., 1963;

Амирова Т. А., Ольховиков Б. А.,

Рождественский Ю. В., Очерки по истории лингвистики, М., 1975

(лит.);

Белкин В. М., Арабская лексикология. М., 1975 (лит.);

Flügel G., Die grammatischen Schulen der Araber,

Lpz., 1862;

Weil G., Die grammatischen Schulen von Kufa und

Basra, Leiden, 1913;

Абдель Хамид Хусейн, Грамматика, её предмет и метод, Каир,

1953 (на араб. яз.);

Reuschel W., Al-Halīl Ibn-Ahmad, der Lehrer

Sībawaihs als Grammatiker, B., 1959;

Абд ар-Рахман ас-Сайид, Басрийская грамматическая школа, её

возникновение и развитие, Каир, 1968 (на араб. яз.; лит.);

Cartier M. G., Les origines de la grammaire

arabe, «Revue des études islamiques», 1972, № 40;

Шавки Дайф شوقي ضيف, Грамматические

школы, Каир, 1972 (на араб. яз.; лит.);

Саид аль-Афгани, Из истории грамматики, Бейрут, 1978 (на

араб. яз.).

Г. М. Габучан.

Полезные сервисы