Арсе́ньев Николай Сергеевич (1888-1977), православный богослов, философ, литературовед. Преподавал в Московском университете (с 1916), с 1920 в эмиграции, до 1944 профессор в Кёнигсберге, с 1948 в США. С 1927 участвовал в экуменическом движении, раскрывая духовную традицию Восточной церкви. Труды по христианской мистике и эстетике, истории русской культуры и литературы.
* * *
АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич - АРСЕ́НЬЕВ Николай Сергеевич [16 (28) мая 1888, Стокгольм - 18 декабря 1977, Нью-Йорк], российский религиозный философ, литератор.
Родился в семье дипломата. Окончил в 1910 историко-филологический факультет Московского университета, стажировался в университетах Германии. Серьезное влияние на Арсеньева оказало творчество Вл. Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич), С. Трубецкого (см. ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич), С. Булгакова (см. БУЛГАКОВ Сергей Николаевич). Его религиозно-метафизическая ориентация нашла отражение в ряде работ: «В исканиях абсолютного Бога» (1910), «Плач по умирающем Боге» (1912) и др. С 1914 - приват-доцент Московского университета, участвовал в Первой мировой войне (1914-1916). Примыкал к октябристам (см. СОЮЗ 17 ОКТЯБРЯ), с энтузиазмом встретил Февральскую революцию, поддерживал Временное правительство (см. ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО) (О нашем временном правительстве, о свободе и порядке в защите родины. М., 1917). В 1918-1920 - профессор Саратовского университета. Эмигрировал в марте 1920. С 1920 по 1944 преподавал в Кенигсбергском и Варшавском (1926-1938) университетах. В 1945 Арсеньев переезжает в Париж, а с 1948 - профессор Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке.
Арсеньев был сторонником экуменизма (см. ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ), участвовал в католических конгрессах, в 1964 был представлен папе Павлу VI. Активно сотрудничал в бердяевском религиозно-философском журнале «Путь» («Об избыточествующей жизни. Мистика и Церковь». №3; «Пессимизм и мистика в древней Греции», №6; «Современные течения в католичестве и протестанстве в Германии», №1; «Религиозное движение молодежи в Германии», №23; «Движение к единению христианских церквей и проблемы современного мира», №31 и др.).
Восприняв, развитую в русской религиозной метафизике (славянофилы (см. СЛАВЯНОФИЛЫ), С. Трубецкой (см. ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич)), идею «соборности (см. СОБОРНОСТЬ)» как важнейшую характеристику православного духовного опыта, Арсеньев всегда видел в ней суть культурно-исторического дела Церкви. Отстаивая значение мистической традиции в христианстве, он выступал против различных форм мироотречного пессимизма, доказывая, что именно путь христианской мистики ведет к их решительному преодолению. Вслед за С. Трубецким Арсеньев был склонен видеть глубокую связь христианства с предшествующей античной метафизикой. Значительное место в его творчестве занимают проблемы религиозной эстетики, которые рассматриваются в русле характерного для русской религиозно-метафизической мысли утверждения единства Красоты, Истины и Добра. Эти же принципы определяют и общее понимание Арсеньевым истории культуры (О красоте в мире. Мадрид, 1974; Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт, 1959; О духовной традиции и о разрывах в истории культуры // Грани. Мюнхен, 1953. № 20 и др. работы).