ж. устар.
отвлеч. сущ. по прил. соборный I 4.
СОБО́РНОСТЬ, соборности, мн. нет, жен. (книжн., церк.). отвлеч. сущ. к соборный во 2 и 3 знач., публичное, общественное участие в чем-нибудь, обсуждение. Принцип соборности.
СОБО́РНОСТЬ -и; ж. Книжн. Совокупность религиозно-философских взглядов, идей, воспринятых русской религиозной философией в конце 19 - начале 20 в. и направленных на единение людей на основе православия и традиционной народной нравственности.
* * *
собо́рность - кафоличность (греч. katholikós - всеобщий), один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий её самопонимание как всеобщей, универсальной («единая, святая, соборная и апостольская церковь» - Никейско-Константинопольский символ веры, IV в.). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум «церковного народа», в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви), А. С. Хомяков истолковывал её как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией конца XIX-XX вв.
* * *
СОБОРНОСТЬ - СОБО́РНОСТЬ (кафоличность) (греч. Katholikos - всеобщий), один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной («единая, святая, соборная и апостольская церковь» - Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум «церковного народа» в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви), А. С. Хомяков (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович) истолковывал ее как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическе единство» (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.
СОБОРНОСТЬ (кафоличность) (греч. Katholikos - всеобщий) - один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной ("единая, святая, соборная и апостольская церковь" - Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум "церковного народа" в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви), А. С. Хомяков истолковывал ее как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в "свободное и органическе единство" (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.
СОБОРНОСТЬ -
термин, введенный русским славянофилом А.С. Хомяковым, обозначающий самобытность русской общественной организации (самоорганизации), в основе которой лежит православие с его принципом решения богословских проблем на вселенских соборах. С. по Хомякову - это гармоничная целостность, человека, мира, церкви. С. должна была описывать решения общественных проблем всем миром в противоположность западной представительной демократии, основанной на юридических нормах. Дальнейшее развитие этого понятия в русской религиозной философии привело к поиску онтологических оснований социальных проекций С. (Н.Ф. Федоров, Н.О. Лосский).
- Один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий её самопонимание как всеобщей, универсальной.
СОБОРНОСТЬ и ОБЩЕСТВЕННОСТЬ -
термины русской социальной философии, означающие соответственно внутреннее и внешнее начала в обществе как социальном целом. Соборность, по А. С. Хомякову (1804 - 1860) - это внутренняя духовная связь между людьми, лежащая в основе подлинно человеческого общения; она священна, ибо определена Богом. Согласно С. Л Франку, первой и основной формой соборности является брачносемейное единство (венчание в церкви предполагает клятву верности супругов перед Богом), в качестве других ее форм выступают религиозное единство (сообщество единоверцев), а также любое по численности людей единство, обусловленное общностью судьбы и жизни Общественность, напротив, представляет собой внешние, договорные связи между людьми, которые возникают, например, на рынке или в официальных учреждениях, где каждый преследует свои индивидуальные интересы и надеется достичь их как с помощью других, так и с помощью совместной организации по принципу взаимного обмена тру дом и его результатами