Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
атональность
Энциклопедический словарь
Атона́льность (от а... - отрицательная приставка и тональность), в музыке XX в. отсутствие традиционно трактуемой тональности (отказ от мажорно-минорной системы), консонантной тоники. Отсутствие тональных связей компенсируют новые системы композиции, например додекафония.
* * *
АТОНАЛЬНОСТЬ - АТОНА́ЛЬНОСТЬ (от a (см. ВСЕСОЮЗНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) - отрицательная приставка и тональность (см. ТОНАЛЬНОСТЬ)), в музыке - термин, обозначающий отсутствие традиционно трактуемой тональности в сочинениях 20 в. (отказ от мажора (см. МАЖОР) и минора (см. МИНОР (в музыке)) , от консонантной тоники (см. ТОНИКА), додекафония (см. ДОДЕКАФОНИЯ)).
Большой энциклопедический словарь
АТОНАЛЬНОСТЬ (от a - отрицательная приставка и тональность) - в музыке - термин, обозначающий отсутствие традиционно трактуемой тональности в сочинениях 20 в. (отказ от мажора и минора, от консонантной тоники, додекафония).
Гуманитарный словарь
АТОНА́ЛЬНОСТЬ (атона́льная музыка) - термин, возникший в нач. 19 в. для обозначения тех явлений совр. музыки, в к-рых намеренно избегалась опора звучания на одну гл. тональность - тонику (что правильнее было бы называть атоникальностью). Хотя кризис классич. муз. мышления, представлявшего звуковой универсум как систему определ. соотношений 24 тональностей, ощущался еще в музыке романтиков (Р. Вагнер, Ф. Лист) и существенно усилился на рубеже 19-20 вв. (К. Дебюсси, А. Н. Скрябин), все же игнорирование характерного для традиц. тональности четкого соподчинения тонов(при главенстве основного тона - тоники) и отказ от единого тонального центра в композиции решительно определились в тв-ве А. Шенберга (в соч. 1907-09) и его последователей А. Берга и А. Вебера. Независимо от этих представителей т. н. Новой венской школы такие принципы А., как равноправие всех 12 тонов хроматич. гаммы, возможность любых их сочетаний в последовательности и в одновременности, свободное употребление диссонирующих созвучий, в 1910-20-х гг. разрабатывались в теории и практике ряда рус. композиторов (Е. Голышев, А. Лурье, Н. Рославец, Н. Обухов). Отд. черты атонального письма можно обнаружить практически у всех крупных композиторов 20 в. Однако, разрушая традиц. для муз. 17-19 вв. систему звуковой орг-ции, сторонники А. скоро ощутили необходимость в создании новых способов упорядочения звуковой материи (додекафония и др.).
Иллюстрированный энциклопедический словарь
АТОНАЛЬНОСТЬ (от a - отрицательная приставка и тональность), в музыке отсутствие традиционно трактуемой тональности (отказ от мажорно-минорной системы, от консонантной тоники). К атональности причисляют сочинения А. Шенберга 1900 - 10-х гг., иногда гармоническую систему (смотри Гармония) в поздних сочинениях А.Н. Скрябина. Отсутствие тональных связей компенсируют новые системы композиции, например додекафония.
(см. а...) отсутствие тональности; метод композиции, основанный на отказе от тональности, лада; характерен для нек-рых современных муз. течений, напр, додекафонии.