БЕЙСИ Каунт - БЕ́ЙСИ (Бэйси) Каунт (наст. Бейси Уильям, Basie William) (21 августа 1904, Ред-Банк, шт. Нью-Джерси - 26 апреля 1984), американский джазовый музыкант (фортепиано, орган), бэндлидер (см. БЭНДЛИДЕР), композитор, аранжировщик (см. АРАНЖИРОВКА).
Музыкальные способности проявил в раннем возрасте, обучался игре на фортепиано (первой учительницей была мать, позднее для занятий приглашались частные педагоги). Мечтал стать исполнителем на ударных инструментах, но в дальнейшем решил отдать предпочтение фортепиано. Выступал в местных оркестрах, участвовал в водевильных шоу в составе аккомпанирующих ансамблей. Переехав в Нью-Йорк, работал по контрактам в различных оркестрах. В гарлемских кабачках и клубах с увлечением слушал знаменитых негритянских пианистов - Джеймса П. Джонсона (см. ДЖОНСОН Джеймс), Лакки Робертса. Посещал кинотеатр «Линкольн», в котором играл на органе Фэтс Уоллер (см. УОЛЛЕР Фэтс). Благодаря личному знакомству и дружеским отношениям с Уоллером стал его учеником, освоил его манеру исполнения на фортепиано и органе.
В 1927 вследствие напряженной работы перенес нервное расстройство, после 4-х месяцев лечения в клинике вернулся к активной деятельности. Играл в кабаре и дансингах, около 2-х лет был тапером в кинотеатре. В 1928-29 выступал как пианист-аранжировщик с ансамблем Уолтера Пэйджа. Творческое сотрудничество с Пэйджем продолжалось и после того, как ансамбль распался; оба музыканта примкнули к оркестру Бенни Моутена, одного из основоположников свингового (см. СВИНГ) стиля. После смерти Моутена в 1936 Бейси создал собственный ансамбль из 9 человек (в основном из числа бывших участников оркестра Моутена), с которыми успешно выступал в Reno Club в Канзас-Сити. Местная студия радиовещания организовала серию передач непосредственно из клуба. С легкой руки ведущего радиоконцертов Бейси получил титул «Каунт» («Граф») - вероятно, по аналогии с «Дюком» Эллингтоном. Одну из таких передач услышал Джон Хэммонд, известный музыкальный критик, менеджер и меценат, первооткрыватель многих джазовых «звезд». Он дал восторженный отзыв о Бейси в журнале Down Beat, помог (при содействии Бенни Гудмена (см. ГУДМЕН Бенни)) организовать записи на фирме Decca, заключить выгодные контракты в Нью-Йорке. В 1936-37 состав ансамбля постепенно расширялся (3 трубы, 3 тромбона, 5 саксофонов и ритм-группа). В 1937-38 с оркестром выступала певица Билли Холидей. (см. ХОЛИДЕЙ Билли) В 1940-е годы произошел заметный спад в деятельности Бейси и его биг-бэнда в связи с условиями военного времени, непостоянством исполнительского состава, экономическими причинами. Вместе с тем увеличилась доля участия Бейси в малых ансамблях, которые он эпизодически формировал с конца 1930-х годов, главным образом из музыкантов своего оркестра.
К примечательным событиям, открывающим период становления Бейси как мастера комбо-джаза, относятся его выступления с малым составом в серии концертов Spiritual То Swing в Карнеги-холле (1939) и участие в секстете Бенни Гудмена. Кульминационный момент этого периода наступил в конце 1940-х годов, когда общий кризис свинговых биг-бэндов (см. БИГ-БЭНД) и утрата интереса к ним со стороны публики побудили Бейси распустить свой оркестр и сосредоточиться на работе с малыми ансамблями. Но в 1952 биг-бэнд был возрожден - начался еще один важный период в его стилевой эволюции, новый расцвет его оркестра. Среди музыкантов появилась целая плеяда талантливых инструменталистов. Мировая слава оркестра Бейси упрочилась благодаря многочисленным гастролям (в том числе в Европе - в 1950-60-е годы, Японии - в 1962, Австралии - в 1965), участию в джазовых фестивалях в Чикаго и Нью-Йорке, в Монтерее и Ньюпорте, Западном Берлине и др.), съемкам в кинофильмах, активной работе на радио и телевидении. С 1955 Бейси неоднократно занимал ведущие места в анкетах опросов публики и критики (в ряде случаев-вместе с Эллингтоном). В 1963 основал музыкальное издательство. В биг-бэнде и комбо Бейси прошли школу мастерства музыканты многих поколений.