БЕСПОПО́ВЦЫ -ев; мн. Старообрядцы, приверженцы беспоповщины.
◁ Беспопо́вец, -вца; м. Беспопо́вский, -ая, -ое. Б. скит. Б-ая молельня.
* * *
беспопо́вцы - одно из течений старообрядчества. Отвергают священников и ряд таинств. Имеется несколько толков (поморцы, федосеевцы, филипповцы, нетовцы и др.).
* * *
БЕСПОПОВЦЫ - БЕСПОПО́ВЦЫ, одно из течений старообрядчества (см. СТАРООБРЯДЧЕСТВО). Отвергают священников и ряд таинств. Имеется несколько толков (поморцы (см. ПОМОРЦЫ), федосеевцы (см. ФЕДОСЕЕВЦЫ), филипповцы (см. ФИЛИППОВЦЫ), нетовщина (см. НЕТОВЩИНА) и др.).
БЕСПОПО́ВЦЫ - одно из гл. направлений старообрядчества в 80-90-х гг. 17 в. Возникло наряду с поповством в связи с отсутствием среди старообрядцев епископа, т. е. того, кто имел бы право на рукоположение священников. В отличие от поповцев, Б. утверждали, что эпоха священства закончилась, развилось учение о "бессвященносословном состоянии" в церкви. Противоречия с поповцами, гл. обр. по поводу самосожжений, к-рые Б. активно проповедовали, вынудили их провести в Новгороде в 1692 и 1694 соборы, определившие их позиции, к-рые сводились к следующему: "духовный" антихрист уже пришел и царствует в патриаршей церкви, священство прекратилось, а вместе с ним и таинства евхаристии и брака, совершаемые им; оставшиеся таинства крещения и исповеди могли совершать и миряне; категорически предписывалось перекрещивать всех желающих перейти в Б. Соборы запрещали брак и чадорождение, поскольку брак невозможен в отсутствие священства, а внебрачное сожительство и рождение детей - грех; запрещалось общение Б. с представителями окружающего их мира, не повинующиеся этим постановлениям отлучались от церкви. Новгор. постановления, их радикальное или умеренное толкование послужило к возникновению разл. толков и согласий Б., осн. среди них - появившиеся уже в кон. 17 в. федосеевский, поморский (даниловский) и нетовский (спасовский) толки, от к-рых позднее откалывались др.: титловщина, филипповцы, белоризцы, скрытники, рябиновщина, страннический, или бегунский, толк, часовенное согласие и др.
В кон. 19 - нач. 20 в. разногласия между Б. смягчаются, начинается процесс их консолидации вокруг поморского толка, признающего таинство брака. По данным переписи 1912 Б. числилось 1 211 246 чел. (реальное число гораздо больше), что составляло осн. часть рус. старообрядчества. В наст. время объединит. тенденции в среде Б. продолжаются. В Вильнюсе действует Высший старообрядч. совет, объединяющий Б.-брачников. Беспоповские общины распространены в ряде областей и краев РФ, а также в Прибалтике, Белоруссии, Украине, Молдавии, Казахстане, Польше, Румынии, Болгарии, Германии, Бразилии (Сан-Пауло), Аргентине, Уругвае, Парагвае, Австралии, Новой Зеландии, США, Канаде.
Лит.: Смирнов П. С. История рус. раскола старообрядчества. СПб., 1895. Никольский Н. М. История Рус. Церкви. Л., 1930. Миловидов В. Ф. Совр. старообрядчество. М., 1979. Зеньковский С. А. Рус. старообрядчество. М., 1995.