Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

болонская декларация

Методические термины

БОЛО́НСКАЯ ДЕКЛАРА́ЦИЯ.

Совместное заявление, подписанное министрами образования стран Европы в г. Болонье 19 июля 1999 г. Декларация провозгласила создание зоны европейского высшего образования и намерение стран, ее подписавших, к продвижению европейской системы высшего образования по всему миру. Россия присоединилась к Б. д. в сентябре 2003 г., став 40-м членом Болонского клуба, и взяла на себя обязательства до 2010 г.:

1) перейти на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавр-магистр);

2) внедрить систему зачетных единиц (credit system) при оценке знаний учащихся вместо существующей в российской системе высшего образования системы зачетов часов по предметам обучения.

Таким образом, за каждую лекцию, лабораторную работу, семинарское занятие студентам будут выставляться зачетные баллы (кредиты), суммарное количество которых определяет успешность обучения. Такая система принята во многих европейских университетах и позволяет студентам свободно переводиться из вуза в вуз как внутри страны, так и за рубежом. В перспективе предполагается также рассмотреть возможности унификации существующей в России системы ученых степеней (кандидат, доктор наук). Участие в Б. д. поможет ликвидировать существующие трудности с признанием дипломов о высшем образовании большинства российских вузов за рубежом и приведет систему высшего образования России в соответствие с европейскими стандартами. В то же время присоединение России к Б. д. не получило единогласной поддержки среди отечественных специалистов. Справедливо считается, что российская система высшего образования по ряду специальностей не уступает, а превосходит западную систему образования и унификация образования не будет способствовать ее улучшению. Многие также считают, что конвертируемость российских дипломов на Западе подтолкнет молодых специалистов к отъезду из страны, а несовершенство материальной и технической базы многих вузов не позволит им участвовать в Болонском процессе. Вступление российской средней школы в единое европейское образовательное пространство также зависит от выполнения двух условий: введения 12-летнего образования и Единого госэкзамена.

Полезные сервисы

болонская конвенция

Энциклопедический словарь

БОЛОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ - БОЛО́НСКАЯ КОНВЕ́НЦИЯ по высшему образованию, подписана в г. Болонья (Италия) в 1999 представителями 29 европейских стран. Россия присоединилась к ней в 2003. Конвенция призвана унифицировать качество образования в Европе и создать единое образовательное пространство. Болонская конвенция предполагает двухступенчатую систему получения дипломов: бакалавриат (трехлетнее обучение) и магистратура (дополнительно к бакалавриату не менее двух лет обучения).

Полезные сервисы

болонская школа

Энциклопедический словарь

Боло́нская шко́ла - итальянской живописи периода барокко с центром в г. Болонья. Художники болонской школы (братья Карраччи, Доменикино, Гверчино) создавали алтарные картины, фрески на религиозные и мифологические темы, отмеченные высокой культурой композиции и рисунка, идеализацией образов, заимствованием формальных достижений великих мастеров XVI в.

* * *

БОЛОНСКАЯ ШКОЛА - БОЛО́НСКАЯ ШКО́ЛА, в узком смысле художественная теория и практика итальянских живописцев конца 16 - начала 17 вв. Лодовико Карраччи (см. КАРРАЧЧИ), его двоюродных братьев Агостино и Аннибале Карраччи и их учеников.

Разные по темпераменту и склонностям, все трое Карраччи работали в ранний период вместе и выполнили несколько циклов фресок. Около 1585 основали Accademia degli incamminati («Академию вступивших на истинный путь») для дальнейшей разработки своих идей и обучения молодых живописцев. Главной своей задачей Карраччи ставили изучение натуры с ее последующим «облагораживанием» и следование приемам искусства мастеров Высокого Возрождения. Сонет, приписываемый Агостино, и относящиеся к теории школы высказывания современников провозглашают хорошим мастером только того, кто создает свой собственный стиль, соединяя движение и мощь Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти), энергию Тинторетто (см. ТИНТОРЕТТО Якопо), колорит Тициана (см. ТИЦИАН), миловидность Корреджо (см. КОРРЕДЖО Антонио), изящество Пармиджанино (см. ПАРМИДЖАНИНО Франческо) и рисунок римской школы.

Деятельность Болонской школы привлекла внимание кардинала Одоардо Фарнезе, и Аннибале был приглашен в 1595 в Рим - сначала для росписи потолка в Камерино, а позже для росписи свода галереи в палаццо Фарнезе (1597-1604). Вскоре к Аннибале присоединился Агостино вместе с группой учеников, среди которых были Доменикино (см. ДОМЕНИКИНО), Гвидо Рени (см. РЕНИ Гвидо), Альбани и Ланфранко (см. ЛАНФРАНКО Джованни). В результате художественное движение, имевшее до этого времени лишь местное значение, стало одной из самых влиятельных школ в итальянской живописи начала 17 в.

Фресковые циклы, выполненные Карраччи и их учениками, особенно роспись свода в палаццо Фарнезе, которая стала своеобразным «манифестом» школы, предвосхитили декоративные ансамбли барокко. Братьям Карраччи принадлежит также создание нового типа монументальной и эффектной алтарной картины («Мадонна Барджеллини» Лодовико Карраччи, 1588; «Вознесение Марии» Аннибале Карраччи, 1592).

Пейзажи наиболее талантливого из братьев, Аннибале Карраччи, сыграли важную роль в сложении принципов «идеального», или «героического», пейзажа («Бегство в Египет», около 1604, Галерея Дориа-Памфили, Рим). Аннибале писал также жанровые сцены и портреты («Автопортрет», 1590-е годы, Государственный Эрмитаж).

Лодовико так и не побывал в Риме, работая в Болонье до самой смерти. В 1622 в Болонью вернулся Гвидо Рени, став одним из ведущих художников города. После его возращения школа развивалась в границах присущего Гвидо Рени умеренного классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). Прекрасные рисовальщики и колористы, мастера точной и соразмерной композиции, художники Болонской школы способствовали закреплению классических традиций и систематизации художественного образования. В теоретических установках и практике Болонской школы впервые сложились доктрины европейского академизма (см. АКАДЕМИЗМ) и формы деятельности будущих академий.

Большой энциклопедический словарь

БОЛОНСКАЯ ШКОЛА итальянской живописи периода барокко с центром в г. Болонья. Художники Болонской школы (бр. Карраччи - Доменикино, Гверчино) создавали алтарные картины, фрески на религиозные и мифологические темы, отмеченные высокой культурой композиции и рисунка, идеализацией образов, эклектическим заимствованием формальных достижений великих мастеров 16 в.

Полезные сервисы

болонская школа живописи

Словарь иностранных слов

Основана в конце XVI века Караччи и стремилась соединить достоинства различных прежних мастеров.

Полезные сервисы