Бундзи́нга (нанга), течение в японской монохромной живописи тушью. Сложилось в конце XVII в. на основе традиций китайского направления вэнь жэньхуа (XI-XVII вв.). Основные черты - лапидарность, выражение сущности философской идеи наиболее скупыми средствами. Художники: Тайга Икэно, Бусон Ёса (оба XVIII в.), Тэссай Томиока (вторая половина XIX - начало XX вв.).
* * *
БУНДЗИНГА - БУНДЗИ́НГА (Нанга - япон. Южная живопись или кит. Вэнь жэньхуа - живопись литераторов), школа японской живописи 18 и 19 вв, основывающаяся на китайской традиции. Художники этого направления объединялись восторженным отношением к китайской культуре, особенно ими ценилась живопись периода китайских династий Юань (см. ЮАНЬ (династия)), Мин (см. МИН (династия)) и Цинь (см. ЦИНЬ (династия)). К 18 веку изучение китайской культуры в Японии считалось престижным, и, несмотря на жесткие ограничения зарубежной торговли, установленные правительством сегуната, китайские картины и другие произведения искусства завозились в Японию через порт Нагасаки (здесь под зарубежным влиянием зародилась т. н. «школа Нагасаки»).
Китайские образцы
В Китае живопись «литераторов» включала в себя пейзажную живопись образованной ученой элиты, мастеров каллиграфии, поэзии и живописи, которые отрицали любое чисто виртуозное демонстрирование приемов письма, характерное для академических художников. Нюансы живописных штрихов и линий, однако, не могут быть переданы при ксилографическом воспроизведении в альбомах, ставших основным источником для японских художников Бундзинга. С самого начала их живопись была эклектична и несла в себе чисто японские черты. Они понимали традицию «литераторов» как отрицание академических стилей, в особенности официально признанных стилей школ Кано (см. КАНО (школа живописи)) и Тоса (см. ТОСА). При всем этом они развивали приемы не только китайской традиции «литераторов», но также и китайской академической живописи и самобытные местные направления, более всего, традиции декоративного стиля школы Римпа. Основные черты Бундзинга - лапидарность, выражение сущности философской идеи наиболее скупыми средствами.
Жанры
Японские художники Бундзинга в основном уделяли внимание традиционным жанрам китайской живописи - пейзаж, «цветы-птицы» и «четыре благородных мужа» (сикунси: слива, орхидея, хризантема и бамбук). Для создания композиций своих картин художники часто слоями наносили линии кистью, применяли широкую гамму оттенков туши в разных комбинациях штриха и размыва.
Мастера
За первым поколением - Гион Нанкай (1677-1751), Сакаки Хякусэн (1697-1752) и Янагисава Киэн (1704-58) - последовали Икэ но Тайга, его жена Икэ но Гекуран, его ученики Тотоки Байгай, Кимура Кэнкадо (1736-1802), Куваяма Гекусю (1743-99) и Норо Кайсэки (1747-1828).
Современником и близким другом Тайга был признанный художник и поэт Бусон (см. БУСОН). Последователи Бусона Ки Байтэй и основатель школы Маруяма Сидзе Мацумура Госюн (1752-1811) также стали известными художниками бундзинга. В драматическом стиле Екои Кинкоку заметно влияние Бусона. Следующая генерация школы - киотские художники Урагами Гекудо, Аоки Мокубэй, Окада Бэйсандзин (1744-1820) и его сын Окада Ханко, Урагами Сюнкин, Ямамото Байицу (1783-1856), Таномура Тикудэн, Накабаяси Тикуто и Рай Санъе.
В работах двух ведущих мастеров из Эдо (современный Токио) Тани Бунте и Ватанабэ Кадзана заметно влияние европейской живописи, японских стилей и китайского мастера «цветов и птиц» Шэн Нан Пина. Томиока Тэссай (1837-1924) из Киото считается последним представителем школы Бундзинга.