Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бусон

Энциклопедический словарь

БУСОН - БУСО́Н (Еса Бусон) (наст. имя Танигути Бусон; самый известный художественный псевдоним - Сюнсэй - «Весенняя звезда») (1716, Кема, близ Осаки - 17 января 1784, Киото), японский поэт, вместе с Басе (см. МАЦУО Басе) и Исса (1763-1827) один из трех выдающихся поэтов хокку (см. ХОККУ). Также известен как выдающийся художник школы бундзинга (см. БУНДЗИНГА), превративший жанр хайга (зарисовки в стиле хокку) в полноценный жанр японской живописи.

Из родного городка переехал в Эдо (современный Токио), где в течение 5 лет (1737-1742) участвовал в кружке поэтов хайкай (рэнга), который возглавлял Хаяно Хандзин (1676-1742). В этом кружке Бусон познакомился с традициями школы Басе в передаче учеников великого мастера Хаттори Рансэцу (1654-1707) и Такараи Кикаку (1661-1707). После смерти Хандзина Бусон провел некоторое время в районе городка Юки к северу от Эдо, рисуя, занимаясь поэзией хайкай и сочиняя свое первое поэтическое произведение «Элегию для Хокудзю Росэна» (1745, «Хокудзю Росэн о итаму»). Написанная белым стихом элегия предвосхищает современную поэзию с ее свободными размерами. Бусон также посетил северо-восточные области Японии, воспетые в поэтическом дневнике Басе «Оку но хосомити» (1694, «Узкая дорога на дальний север»).

В конце 1750-х гг. Бусон обосновался в Киото. Активно участвуя в поэтическом кружке, образованном Мотидзукэ Сооку (1688-1766), он также много рисует в стиле бундзинга, находясь под впечатлением китайской живописи «южной школы». Занимаясь поэзией и живописью, Бусон проникся идеями «литераторов» (япон. бундзин, кит. вэньжэнь), которые возникли в среде интеллектуальной элиты Китая. В 1771 вместе с Икэ но Тайга (1723-1776) Бусон написал серию пейзажных листов по мотивам китайских поэтов «Дзюбэн дзюги» («Десять вещей, приносящих удобство, и десять вещей, приносящих удовольствие»).

Бусон нашел свой характерный поэтический стиль, спонтанный и чувственный. Постепенно он стал центральной фигурой в движении за возрождение поэзии хокку, известном как «возвращение к Басе». В 1776 образовавшаяся вокруг него поэтическая группа построила студию «Басеин» («Хижина Басе»), где проводились регулярные поэтические встречи. Бусон также подготовил несколько иллюстрированных свитков и ширм; помимо прочего текст свитка «Оку но хосомити» помог в деле канонизации Басе в качестве «великого святого японской поэзии». Бусон преклонялся перед гением Басе, а его собственная поэзия, намного более субъективная, наполнена тонкой чувственностью и лиризмом.

* * *

Сон или явь?

Трепетание сжатой в ладони

Бабочки…

* * *

Весенний дождь.

Куда-то бредут, беспечно болтая,

Зонтик и плащ.

* * *

Я тоже умру.

Зашелестят над могилой

Сухие метелки мисканта…

(написано Бусоном на каменной стеле рядом с хижиной Басе в храме Компукудзи)

* * *

Иволга.

Не так ли пела она

Когда-то у дома Ван Вэя?

(последнее трехстишие Бусона)

Полезные сервисы