БУСОН - БУСО́Н (Еса Бусон) (наст. имя Танигути Бусон; самый известный художественный псевдоним - Сюнсэй - «Весенняя звезда») (1716, Кема, близ Осаки - 17 января 1784, Киото), японский поэт, вместе с Басе (см. МАЦУО Басе) и Исса (1763-1827) один из трех выдающихся поэтов хокку (см. ХОККУ). Также известен как выдающийся художник школы бундзинга (см. БУНДЗИНГА), превративший жанр хайга (зарисовки в стиле хокку) в полноценный жанр японской живописи.
Из родного городка переехал в Эдо (современный Токио), где в течение 5 лет (1737-1742) участвовал в кружке поэтов хайкай (рэнга), который возглавлял Хаяно Хандзин (1676-1742). В этом кружке Бусон познакомился с традициями школы Басе в передаче учеников великого мастера Хаттори Рансэцу (1654-1707) и Такараи Кикаку (1661-1707). После смерти Хандзина Бусон провел некоторое время в районе городка Юки к северу от Эдо, рисуя, занимаясь поэзией хайкай и сочиняя свое первое поэтическое произведение «Элегию для Хокудзю Росэна» (1745, «Хокудзю Росэн о итаму»). Написанная белым стихом элегия предвосхищает современную поэзию с ее свободными размерами. Бусон также посетил северо-восточные области Японии, воспетые в поэтическом дневнике Басе «Оку но хосомити» (1694, «Узкая дорога на дальний север»).
В конце 1750-х гг. Бусон обосновался в Киото. Активно участвуя в поэтическом кружке, образованном Мотидзукэ Сооку (1688-1766), он также много рисует в стиле бундзинга, находясь под впечатлением китайской живописи «южной школы». Занимаясь поэзией и живописью, Бусон проникся идеями «литераторов» (япон. бундзин, кит. вэньжэнь), которые возникли в среде интеллектуальной элиты Китая. В 1771 вместе с Икэ но Тайга (1723-1776) Бусон написал серию пейзажных листов по мотивам китайских поэтов «Дзюбэн дзюги» («Десять вещей, приносящих удобство, и десять вещей, приносящих удовольствие»).
Бусон нашел свой характерный поэтический стиль, спонтанный и чувственный. Постепенно он стал центральной фигурой в движении за возрождение поэзии хокку, известном как «возвращение к Басе». В 1776 образовавшаяся вокруг него поэтическая группа построила студию «Басеин» («Хижина Басе»), где проводились регулярные поэтические встречи. Бусон также подготовил несколько иллюстрированных свитков и ширм; помимо прочего текст свитка «Оку но хосомити» помог в деле канонизации Басе в качестве «великого святого японской поэзии». Бусон преклонялся перед гением Басе, а его собственная поэзия, намного более субъективная, наполнена тонкой чувственностью и лиризмом.
* * *
Сон или явь?
Трепетание сжатой в ладони
Бабочки…
* * *
Весенний дождь.
Куда-то бредут, беспечно болтая,
Зонтик и плащ.
* * *
Я тоже умру.
Зашелестят над могилой
Сухие метелки мисканта…
(написано Бусоном на каменной стеле рядом с хижиной Басе в храме Компукудзи)
* * *
Иволга.
Не так ли пела она
Когда-то у дома Ван Вэя?
(последнее трехстишие Бусона)