Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вайсенбергограмма

Синонимы к слову вайсенбергограмма

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

штутгарт

Энциклопедический словарь

Шту́тгарт (Stuttgart), город в Германии, на р. Неккар, административный центр земли Баден-Вюртемберг. 588 тыс. жителей (1995). Международный аэропорт. Машиностроение, цветная металлургия, химическая, полиграфическая, текстильная, кожевенно-обувная, пищевая промышленность. Метрополитен. Университет. Городская галерея, Государственные собрания, Государственная галерея; Музей Линден. Впервые упоминается в XII в., до 1918 столица Вюртемберга. Готические приходская (XII-XV вв.) и госпитальная (XV в.) церкви, капелла Фейта (XIV в.), Старая ратуша (XV в.), ренессансные Старый дворец и Старая канцелярия (XVI в.), барочный дворец «Солитюд» (XVIII в.).

* * *

ШТУТГАРТ - ШТУ́ТГАРТ (Stuttgart), город в Германии, на реке Неккар (см. НЕККАР). Административный центр земли Баден-Вюртемберг (см. БАДЕН-ВЮРТЕМБЕРГ). Население 590,5 тыс человек (2004).

Важный индустриальный, финансовый и культурный центр страны. Крупный транспортный узел. Международный аэропорт. Машиностроение (автомобильные заводы «Даймлер-Бенц» (см. ДАЙМЛЕР-БЕНЦ), «Порше»), цветная металлургия, электротехническая (заводы «Роберт Бош»), полиграфическая, химическая, оптическая, текстильная, кожевенно-обувная, пищевая промышленность, издательское дело. Метрополитен. Университет. Зоопарк.

История Штутгарта восходит к поселению Бад-Канштат (Bad Cannstatt), упоминающемуся в источниках античности и средневековья. В 1219 сеньоры Бадена (см. БАДЕН (историческая область)) возвели селение в ранг города. В 14 в. в Штутгарте обосновались графы Вюртемберга (см. ВЮРТЕМБЕРГ). После непродолжительного периода австрийской оккупации (1520-1534 гг.), город становится герцогской резиденцией. Значимую роль в истории города сыграло развитие промышленности в 19 в. В 1803 Вюртемберг становится княжеством. В 1805 Наполеон (см. НАПОЛЕОН I Бонапарт) назначил Фридриха I королем, и Штутгарт стал в связи с этим назначением столицей королевства Вюртемберг. В 1829 в Штутгарте создается школа искусств и техники, будущий университет. В 1883 Готлиб Даймлер (см. ДАЙМЛЕР Готлиб) изобрел бензиновый двигатель, что произвело революцию в истории города, ставшего одним из центром германской автомобильной промышленности. Первый автомобиль марки «Даймлер» создан в 1885. В связи с индустриализацией Штутгарт стал одним из центров рабочего движения. Штутгарт серьезно пострадал во время мировых войн 20 в.

Архитектурный облик Штутгарта определяют контрасты между исторической и современной архитектурой. Среди архитектурных памятников знамениты Старый замок (Altes Schloss, 10 в., с 1321 был резиденцией графов и герцогов Вюртембергских, внутренний двор в стиле ренессанс (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), в глубине двора стоит конная статуя герцога Эберхарда), Новый замок (Neues Schloss, 1746-1806, отреставрирован в 1959-1962 гг., один из самых известных памятников классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ)), протестантская церковь Штифтскирхе (Stiftskirche, 15 в.), здание биржи Кенигсбау (Koenigsbau, «королевское здание», здесь располагался зал для проведения балов и концертов), католическая церковь Эберхардскирхе (St. Eberhardskirche, в 19 в. перестроена в стиле классицизма), капелла Фейта (14 в.), Старая ратуша (1456-1458), жилой комплекс Вайсенхоф (Weissenhof, 1927, архитекторы Ле Корбюзье (см. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар), Л. Мис ван дер Роэ (см. МИС ВАН ДЕР РОЭ Людвиг)), первая в мире Телевизионная башня (1954-1955, архитектор Ф. Леонхардт), высотные жилые дома «Ромео» и «Джульетта» (1957-1959, архитекторы Х. Шарун, В. Франк). Штутгарт знаменит своими парками и зелеными зонами, среди них Замковый сад (Schlossgarten), парк Вильгельма, Ботанический сад.

Музей земли Баден-Вюртемберг (Landesmuseum, экспозиции, посвященные общественной, военной и религиозной жизни, выставка религиозного искусства 13-14 вв., археологически находки, среди которых гробница кельтского князя Хохдорфа). Дворец изящных искусств (Kunstgebaeude, живопись 19 в., коллекция картин О. Дикса (см. ДИКС Отто)). Государственная галерея (Staatsgalerie, здание построено в 1984, архитектор Дж. Стирлинг, экспозиционные залы площадью 3 тысяч кв. м., произведения Модильяни (см. МОДИЛЬЯНИ Амедео), Джакометти (см. ДЖАКОМЕТТИ Альберто), Брака (см. БРАК Жорж), Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), Х. Гриса (см. ГРИС Хуан) и Дюшана (см. ДЮШАН Марсель), Дюбюффе (см. ДЮБЮФФЕ Жан), Клейна (см. КЛЕЙН Ив), Поллока (см. ПОЛЛОК Джексон), Уорхола (см. УОРХОЛ Энди), Раушенберга (см. РАУШЕНБЕРГ Роберт)). Дом-музей Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) (Hegelhaus, в 1770 здесь родился Г. В. Ф. Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих)). Этнографический музей Линден (Lindenmuseum). Музей «Мерседес-Бенц». Музей «Порше».

В окрестностях Штутгарта находится знаменитый замок в Людвигсбурге (Ludwigsburg, один из самых известных в Германии ансамблей в стиле барокко (см. БАРОККО), построен герцогом Эберхардом-Людвигом в 1704-1733 гг.), Национальный музей Шиллера (см. ШИЛЛЕР Фридрих) (Schiller Nationalmuseum) в местечке Марбах.

Полезные сервисы

мис ван дер роэ людвиг

Энциклопедический словарь

Мис ван дер Ро́э Людвиг (Mies van der Rohe) (1886-1969), немецкий и американский архитектор. В 20-х гг. один из лидеров функционализма, в 1930-33 директор «Баухауза». С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания-параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчленённым внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958).

* * *

МИС ВАН ДЕР РОЭ Людвиг - МИС ВАН ДЕР РО́Э (Mies van der Rohe) Людвиг (1886-1969), немецкий и американский архитектор. В 20-х гг. один из лидеров функционализма (см. ФУНКЦИОНАЛИЗМ), в 1930-33 директор Баухауза (см. БАУХАУЗ) . С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания - параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958).

* * *

МИС ВАН ДЕР РО́Э (Mies van der Rohe) Людвиг (27 марта 1886, Аахен - 17 августа 1969, Чикаго), немецкий и американский архитектор.

Формирование мастера

С детства был приобщен к строительному делу отцом, каменщиком по профессии. В 1905 переселился в Берлин, где в течение двух лет обучался ремеслу мебельщика у Бруно Пауля, а затем, в 1907-11, работал под руководством выдающегося архитектора Петера Беренса (см. БЕРЕНС Петер) , занимавшегося проектированием производственных зданий и промышленных изделий. От Беренса воспринял тенденцию неоклассицизма (см. НЕОКЛАССИЦИЗМ) и программные установки на рациональный поиск способов эстетической организации современной индустриальной среды. Здесь же произошло знакомство Миса с Вальтером Гропиусом (см. ГРОПИУС Вальтер) и Ле Корбюзье (см. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар).

Его первые самостоятельные проекты выдержаны в неоклассическом стиле (например, дом Креллер в Гааге, 1912). При посещении Гааги начинающий зодчий познакомился с творчеством и идейными воззрениями Х. П. Берлаге (см. БЕРЛАГЕ Хендрик Петрюс), призывавшего к «честности» в архитектуре, то есть к выявлению свойств конструкции и качеств материала. На становление архитектурных принципов Миса оказали воздействие также концепции голландской группы «Стиль» (см. СТИЛЬ (объединение нидерландских архитекторов и художников)) и русского конструктивизма (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) .

Творчество 1920-х годов

По окончании Первой мировой войны Мис ван дер Роэ становится активным пропагандистом эстетики функционализма в качестве сооснователя журнала «G» (сокр. от Gestaltung - формообразование) и участника объединения революционных художников «Группа ноября», где в 1921-25 он возглавлял секцию архитектуры. Хотя лишь немногие из его новаторских проектов 1920-х годов были осуществлены, они сыграли важную роль в развитии архитектурной мысли.

Задумывая тип небоскреба со сплошным остеклением (проекты 1919 и 1920-21 годов), Мис стремился придать простым геометрическим объемам легкость и лучезарность, наполнив их переливами отраженного и поглощенного света. Замысел офисного здания из железобетона (1922) - одна из первых проб сооружения кристаллической формы с опоясывающими его лентами окон. В проектах загородных домов архитектор, продолжая линию Ф. Л. Райта (см. РАЙТ Фрэнк Ллойд), находит способы организации динамичного пространства посредством свободной планировки.

Лишь во второй половине 1920-х годов были воплощены в материале некоторые предложения архитектора. Памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург в Берлине (1926, уничтожен нацистами), с его выразительным движением монументальных массивов, выступающих вперед и уходящих в глубину, вошел в историю как один из лучших образцов мемориальных сооружений. В постройках частных особняков - дом Вульфа в Рубене (1926), дом Германа Ланге в Крефельде (1928), дом Тугендхата в Брно (1930) - Мис достигает классической сбалансированности в асимметричной компоновке призматически четких объемов.

Наиболее значительные достижения Миса ван дер Роэ периода его работы в Германии - жилой дом с изменяемой внутренней планировкой в поселке Вайсенхоф (Штутгарт, 1927) и павильон Германии на Всемирной выставке 1929 года в Барселоне. В прозрачном выставочном павильоне был последовательно осуществлен принцип сквозного движения пространства, перетекающего через внутренние перегородки и сливающегося с окружающей средой.

В 1930 Мис, по рекомендации Гропиуса, возглавил Баухауз в Дессау. Давление нацистского режима привело к закрытию Баухауза в 1933 и вынудило архитектора к эмиграции в 1937.

В Америке

Обосновавшись в США, Мис ван дер Роэ смог вполне реализовать свой творческий потенциал и достичь мировой известности. Уже в первой крупной работе - комплексе сооружений Иллинойского технологического института (ИТИ, 1942-58) - определилась его основная образно-пластическая тема, отмеченная влиянием живописи Мондриана (см. МОНДРИАН Пит): стеклянные поверхности, расчерченные прямоугольной сеткой металлического каркаса.

Называя свои постройки «конструкциями из кожи и костей», Мис стремился к совершенству формы, выстроенной по отвлеченным законам математической регулярности. Элементы его универсального языка - стальная конструктивная решетка, навесные стены, плоские перекрытия и внутренние панели, создающие эффект непрерывного перетекания пространственных зон. Стандартные балки и плиты использовались им как модули, обеспечивающие точность пропорциональных соотношений.

Среди сооружений ИТИ самое знаменитое - Краун-холл архитектурной школы (1952-56) - двухъярусное здание, нижний этаж которого утоплен в землю, а верхний стеклянный павильон словно взлетает, зависая на двух мощных рамах. Тектоника дома Эдит Фарнсуорт в Фоке- Ривер (Иллинойс, 1946-50) определяется ритмом парящих, будто подвешенных на магнитах горизонтальных плит - террасы, приподнятого над ней пола, перекрытия, лестничных ступеней.

Наибольшую известность принесли архитектору его стеклянные небоскребы. Два многоэтажных жилых корпуса на Лейк Шор Драйв в Чикаго (1957) располагаются под прямым углом друг к другу так, что с любой позиции видны разные комбинации фасада и торца. Четко очерченный блок здания компании Сигрэм в Нью-Йорке (1958) возносится над открытой площадкой, сверкая сиреневыми стеклами и пронзающей их бронзовой сеткой. Кристаллоподобные сооружения, переливающиеся под солнечными лучами, наполненные внутренним свечением по ночам, воплощали идеал Миса, выраженный им в кратком афоризме: «Меньше- значит больше».

Созданные им эталоны «интернационального стиля» широко тиражировались в 1950-60-х годах, но позднее их отвлеченный минимализм был подвергнут критике в архитектурной теории постмодернизма.

Полезные сервисы