м.
Общее название различных течений в искусстве второй половины XIX - XX вв., творческая практика которых основывалась на стилизации внешних форм искусства античности, эпохи Возрождения и классицизма.
м.
Общее название различных течений в искусстве второй половины XIX - XX вв., творческая практика которых основывалась на стилизации внешних форм искусства античности, эпохи Возрождения и классицизма.
Неоклассицизм
[нэо], -а, только ед., м.
Общее название литературных и художественных течений второй половины XIX и ХХ вв., основывавшихся на классических традициях литературы и искусства античности, Возрождения и классицизма.
Неоклассицизм в музыке.
Синонимы:
неокла́ссика
Родственные слова:
не́окласси́ческий
Этимология:
От французского néo-classicisme (греч. neos ‘новый’ и фр. classicisme ← лат. classicus ‘образцовый’).
Энциклопедический комментарий:
Литературу неоклассицизма характеризуют ориентация на античную и классицистическую трагедию и лирику, строгость и ясность стиля, противопоставлявшиеся как декадансу, так и критическому реализму. Неоклассицизмом часто называют также классицизм XVIII - начала XIX в., в отличие от классицизма XVII в. Поэтому следование его принципам находят в творчестве К. Батюшкова и А. Пушкина, в стихах А. Майкова и Н. Щербины, позже - у символистов И. Анненского и В. Брюсова, наконец, в современной французской драматургии у Ж. Ануя и Ж. Сартра.
В архитектуре начала ХХ в. неоклассицизм лаконизмом форм возражал против формального произвола и избытка декора в архитектуре эклектики и модерна, хотя от модерна воспринял ряд конструктивных приемов. В русском строительном искусстве того времени можно выделить "неоклассиков" И. Фомина и И. Жолтовского. В свою очередь, представитель русского модерна Ф. Шехтель обращался к стилизации классических мотивов.
В музыке предпочтение неоклассицизму отдавал П. Хиндемит, внес лепту в это течение и И. Стравинский.
Неоклассици́зм (от нео... и классицизм), общее название художественных течений второй половины XIX и XX вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870-1880-х гг. немецкие «неоидеалисты» - живописцы X. фон Маре, А. Фейербах, скульптор А. фон Хильдебранд противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в XX в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин в России; скульпторы А. Майоль во Франции, А. Т. Матвеев в России). Связанные с неоклассицизмом течения «новая вещественность» в Германии, «метафизическая живопись» в Италии выразили отчуждение мира от человека. С апологией действительности связан неоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910 - 1920-х гг. (Э. Лаченс) и США 1950 - 1960-х гг. (Э. Стоун, А. Stone), в американской живописи 1930-х гг. (регионализм). Неоклассицизмом часто называют также классицизм XVIII - начала XIX вв., в отличие от классицизма XVII в. Литературный неоклассицизм («романская школа» французских поэтов XX в.) характеризуется ориентацией на античную и классицистическую трагедию и лирику, подчёркнутыми благородством, строгостью и ясностью стиля, противопоставлявшимися как декадансу, так и реализму. Неоклассицизм в музыке, не представлявший целостного направления, был реакцией на усложнение языка и формы в музыке ряда композиторов конца XIX - начала XX вв. Он проявился в творчестве Ф. Бузони, А. Казеллы, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского. Воссоздание некоторых форм и стилистических черт старинной музыки сочетается в неоклассицизме с обновлением музыкального языка.
* * *
НЕОКЛАССИЦИЗМ - НЕОКЛАССИЦИ́ЗМ (франц. neo-classicisme), общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) и классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). В 1870-80-х гг. немецкие «неоидеалисты» - живописцы Х. Маре (см. МАРЕ Ханс фон), А. Фейербах (см. ФЕЙЕРБАХ Ансельм (живописец)), скульптор А. Хильдебранд (см. ХИЛЬДЕБРАНД Адольф фон) - противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре (см. ПЕРРЕ Огюст) во Франции, П. Беренс (см. БЕРЕНС Петер) в Германии, И. В. Жолтовский (см. ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович), И. А. Фомин (см. ФОМИН Иван Александрович) в России; скульпторы А. Майоль (см. МАЙОЛЬ Аристид) во Франции, А. Т. Матвеев (см. МАТВЕЕВ Александр Терентьевич) в России). Связанные с неоклассицизмом течения «новая вещественность» (см. НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ) в Германии, «метафизическая живопись» (см. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ) в Италии выразили отчуждение мира от человека. С апологией действительности связан неоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910-20-х гг. (Э. Лаченс (см. ЛАЧЕНС Эдвин) ) и США 1950-60-х гг. (Э. Стоун), в американской живописи 1930-х гг. (регионализм (см. РЕГИОНАЛИЗМ)). Неоклассицизмом часто называют также классицизм (см. КЛАССИЦИЗМ) 18 - нач. 19 вв., в отличие от классицизма 17 в. Литературный неоклассицизм («романская школа» французских поэтов 20 в.) характеризуется ориентацией на античную и классицистическую трагедию и лирику, подчеркнутыми благородством, строгостью и ясностью стиля, противопоставлявшимися как декадансу, так и реализму. Неоклассицизм в музыке, не представлявший целостного направления, был реакцией на усложнение языка и формы в музыке ряда композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. Он проявился в творчестве Ф. Бузони, А. Казеллы, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского. Воссоздание некоторых форм и стилистических черт старинной музыки сочетается в неоклассицизме с обновлением музыкального языка.
НЕОКЛАССИЦИЗМ (франц. neo-classicisme) - общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870-80-х гг. немецкие "неоидеалисты" - живописцы Х. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдебранд противопоставляли противоречиям жизни "вечные" эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин в России; скульпторы А. Майоль во Франции, А. Т. Матвеев в России). Связанные с неоклассицизмом течения "новая вещественность" в Германии, "метафизическая живопись" в Италии выразили отчуждение мира от человека. С апологией действительности связан неоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910-20-х гг. (Э. Лаченс) и США 1950-60-х гг. (Э. Стоун), в американской живописи 1930-х гг. (регионализм). Неоклассицизмом часто называют также классицизм 18 - нач. 19 вв., в отличие от классицизма 17 в. Литературный неоклассицизм ("романская школа" французских поэтов 20 в.) характеризуется ориентацией на античную и классицистическую трагедию и лирику, подчеркнутыми благородством, строгостью и ясностью стиля, противопоставлявшимися как декадансу, так и реализму. Неоклассицизм в музыке, не представлявший целостного направления, был реакцией на усложнение языка и формы в музыке ряда композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. Он проявился в творчестве Ф. Бузони, А. Казеллы, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского. Воссоздание некоторых форм и стилистических черт старинной музыки сочетается в неоклассицизме с обновлением музыкального языка.
НЕОКЛАССИЦИ́ЗМ (франц. neoclassicisme) - общее назв. худож. течений посл. трети 19 - 20 в., ориентированных на традиции антич. иск-ва и иск-ва Возрождения. Термин "И." также используется (как правило, в заруб. иск-знании) для обозначения классицизма в иск-ве 2-й пол. 18 - 1-й трети 19 в. (в отличие от классицизма 17 - 1-й пол. 18 в.). Декларативное обращение к четкому, ясному стилю связано с поисками незыблемых ценностей в иск-ве прошлого. В России утверждение стиля И. началось с изучения рус. классич. иск-ва, большой вклад в к-рое внесло об-во "Мир искусства", и было одним из направлений эволюции модерна. Завоеванию признания, выявлению тонких стилистич. закономерностей произведений рус. зодчества 18 - нач. 19 в. способствовали графич. (преимущ.) работы А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинского, А. П. Остроумовой-Лебедевой. В рус. архитектуре термин "И." объединяет произведения разл. стилистич. оттенков - от имитаций рус. ампира до произведений, относящихся к "классицизму" лишь по отдаленным ассоциациям. Мн. сторонники стиля модерн обратились впоследствии к И., привнеся в свои работы конструктивные приемы, выработанные "модерном" (И. А. Фомин - особняк Половцева на Каменном о-ве в С.-Петербурге, 1911-13). Для нек-рых архитекторов характерно свободное обращение с ордером, совмещение в одном здании неск. классич. мотивов (В. Маят, В. Адамович - особняк Второва на Спасопесковской площадке в Москве, кон. 1900-х гг.). Увлечение внеш. формами ампира затронуло и сторонников "модерна" (напр., Ф. О. Шехтель). Неоклассич. архит. формы были продолжены и трансформированы в иск-ве "сталинского ампира". В рус. изобр. иск-ве идеи Н. получили развитие в творчестве С. Т. Коненкова, А. Т. Матвеева, С. Д. Меркурова.
Лит.: Бенуа А. Н. Русский неоклассицизм: Возрождение классики // Александр Бенуа размышляет... М., 1968; Борисова Е. А., Каждая Т. П. Русская архитектура конца 19 - начала 20 в. М., 1971.
Неоклассицизм. А. Н. Бенуа. Эскиз декорации к балету «Вальс» М. Равеля. 1928
НЕОКЛАССИЦИЗМ (от нео... и классицизм), общее название художественных течений 2-й половины 19 - 20 вв., основывающихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В архитектуре неоклассицизма первоначально, в 1910 - 20-х гг., противопоставлял избыточной декоративности эклектизма и модерна лаконизм и логичность классической формы; затем развивался как "официальный", отмеченный парадной монументальностью стиль. Изобразительное искусство неоклассицизма в разных странах, у разных мастеров и в различных видах искусства получило различную интерпретацию: в Германии 1870 - 80-х гг. "неоидеалисты" (Х. Маре, А. Хильдебранд) стремились к выработке "вечных" эстетических норм; течение "новой вещественности" (как и "метафизическая живопись" в Италии) выразило отчуждение мира от человека; регионализм в США выступил с апологетикой обыденной действительности. Иногда "неоклассицизмом" называется также классицизм 18 - 19 вв., в отличие от классицизма 17 в. Для неоклассицизма в музыке свойственно обращение главным образом к художественным принципам и стилистике барокко и венской классической школы как противопоставление романтической субъективности экспрессионизма и веризма. Воссоздание старинных жанров и форм сочетается с обновлением музыкального языка (И.Ф. Стравинский, П. Хиндемит, Э. Тамберг).
нео́классици́зм, нео́классици́змы, нео́классици́зма, нео́классици́змов, нео́классици́зму, нео́классици́змам, нео́классици́змом, нео́классици́змами, нео́классици́зме, нео́классици́змах