прил.
1. соотн. с сущ. Введение, связанный с ним
2. Свойственный Введению, характерный для него.
ВВЕДЕНСКИЙ
Семинарская фамилия. По религиозному празднику введения и названных в честь него церквей. Введение празднуется в начале зимы; отсюда поговорка: "Наложило введенье на воду толстое леденье". (Ф)
ВВЕДЕ́НСКИЙ Ал-др. Ив. (1904-41 (?)) - поэт. Род. в Пб., там же в 1921 окончил г-зию (с ним учились Л. С. Липавский и Я. С. Друскин, впоследствии входившие вместе с В. в гр. "Чинари"), где рус. лит-ру преподавал Л. В. Георг, увлекший учеников рус. фольклором, особенно заговорами и смеховыми жанрами. Поступил на юрид. фак-т, затем на кит. отделение вост. фак-та ун-та, вскоре оставил учебу. В 20-е гг. испытывает сильное влияние футуризма, много общаясь и с поэтами др. направлений (напр. с Н. А. Клюевым и М. А. Кузминым). В 1925 В. знакомится с Д. Хармсом, общение с к-рым в значит. степени повлияло на поэзию В. Вместе с Хармсом стоит у истоков неск. лит. группировок (в т. ч. ОБЭРИУ - Объединения Реального Иск-ва). Ранние стих. В. характеризуются бессюжетностью, обращением к зауми, фонетич. и графич. экспериментированием ("10 стихотворений" (1924)). Впоследствии осн. тенденцией творчества В. становится ориентация на семантич. эксперимент, иссл. свойств языка с помощью поэтич. текстов ("Значенье моря" (1930), "Кругом возможно Бог" (1931), "Четыре описания" (1931-34), "Некоторое количество разговоров" (1936-37) и др.). В 1938 написана пьеса "Елка у Ивановых", во мн. предвосхитившая приемы и положения совр. т-ра абсурда. В. дважды подвергался аресту в дек. 1931 (вместе с др. поэтами-обэриутами) по обвинению в соч. и распространении антисов. произв. (освобожден в марте 1932 без права проживания в 16 городах), вторично - в сент. 1941 в Харькове. Погиб на этапе. Точная дата и причины смерти неизв. Сохранившиеся произв. В. изданы в: Полн. собр. произв. В 2 т. 1993.
-----------------------------------
ВВЕДЕ́НСКИЙ Ал-др Ив. (1856-1925) - философ и педагог. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та. С 1890 - проф. философии в Петерб. ун-те; пред. Пб. филос. об-ва (1897-1921). Последоват. кантианство В. (к-рое он сам называл "логицизмом") вытекало из Его убеждения в коренном ("родовом") различии знания и веры: "Никто не может, считая к.-л. мысль знанием, в то же время считать ее безумием", тогда как вера (христ.) требует "быть безумным, чтобы стать мудрым" (Тертуллиан). Центр. место в христ-ве, по В., занимает вера в личность Христа и в его воскресение. В. одним из первых обратил внимание на отсутствие в творчестве Вл. Соловьева ясной идеи личного Бога и указал на пантеизм Б. Спинозы как на источник этой неясности. Данное В. "русское доказательство невозможности метафизики в виде знания" осн. на положении, что "об истинном бытии мы ничего не знаем, кроме невозможности знания о нем". Однако метафизика возможна в виде "морально обосн. веры", и если мы не хотим считать требования нравств. долга иллюзией, мы должны верить в существование Бога, личное бессмертие и свободу воли. Признание одушевленности др. людей (не данной в самонаблюдении) также является актом веры ввиду отсутствия "объективных признаков одушевленности". По замечанию В. В. Зеньковского, в творчестве В. ощущается "биение пульса живого сердца под узким мундиром критицизма", для него характерна острая пост. филос. проблем в форме "вызова на спор", обращ. к современникам. В последние годы жизни В. резко выступил против претензий "воинств. атеизма" на научность, признав при этом, что наряду с "моральной верой" существует и "интуитивная вера", осн. на непосредств. восприятии бытия Бога.
Соч.: Филос. очерки. СПб., 1901. Вып. 1, О пределах и признаках одушевления. СПб., 1892, Логика как ч. теории познания. Пг., 1917, Психология без всякой метафизики. Пг., 1917.
Введенский Александр Иванович - I
(1856-1925), философ, крупнейший представитель русского неокантианства. Председатель Санкт-Петербургского философского общества (1897-1917). Труды по психологии и логике.
II
(1888-1946), церковный деятель. Один из лидеров «обновленческого движения» в Русской православной церкви. В 1900-х гг. выдвинул программу модернизации православия. Участвовал в разработке литургической, канонической и приходской реформ. После раскола так называемой «Живой церкви» (1922) - глава «Союза общин древлеапостольской церкви».
III
(1904-1941), русский поэт. Входил в литературную группу ОБЭРИУ (1927-30). Печатался в коллективных сборниках (1926, 1927), детских журналах «Ёж» и «Чиж» (с 1928). В поэмах «Кругом возможно Бог» (1930 или 1931), «Потец», «Некоторое количество разговоров» (обе 1936-1937), стихах («Элегия», «Где. Когда») - эффект бессмыслицы как поэтический приём познания иррационального смысла бытия (главные мотивы - время, смерть, Бог); пьеса «Ёлка у Ивановых» (1938) предвосхитила драматургию «театра абсурда». Подвергался необоснованным репрессиям (1931-33, арест и ссылка; 1941).
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1888-1946) - идеолог и митрополит русской обновленческой церкви.
-----------------------------------
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856-1925) - российский философ, крупнейший представитель русского неокантианства. Председатель Санкт-Петербургского философского общества (1897-1917). Труды по психологии и логике.
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856-1925), русский философ, психолог, логик. Родился в Тамбове 19 марта 1856. В 1881 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Его учителями были философ М.Н.Владиславлев и историк К.Н.Бестужев-Рюмин. После магистерского экзамена был командирован на два года в Германию (1884-1886), где слушал лекции Куно Фишера в Гейдельберге. В 1888 защитил магистерскую диссертацию Опыт построения теории материи на принципах критической философии. С 1890 Введенский - профессор философии Петербургского университета, где читает курсы логики, психологии, истории философии. Введенский был одним из инициаторов создания при Петербургском университете Философского общества. 31 января 1898 на первом заседании Общества Введенский, в качестве его председателя, сделал доклад Судьбы философии в России. К его наиболее фундаментальным трудам относятся: Логика как часть теории познания (1909, всего четыре издания), Психология без всякой метафизики (1914, 3 издания). Основывая собственное учение ("логицизм") на принципах кантовского априоризма, Введенский трактовал априорность в смысле необходимости исходных, недоказуемых в системе знания, но "заведомо годных для знания" суждений. Хотя ни одна из школ западноевропейского неокантианства не оказала на Введенского непосредственного и серьезного влияния, его понимание методологических задач "критической" философии в целом соответствовало общему направлению развития кантианства (в частности, в ряде существенных моментов было близко принципам теории познания Г.Когена и В.Виндельбанда). Достоверность познавательной деятельности, по Введенскому, ограничена пределами сознания, основополагающим законом которого является "объективирование" ("неотделимость я от не-я", "я без не-я пусто"). В "логицизме" Введенского априорному (аксиоматическому) знанию противопоставляются как не обладающие научной достоверностью знания апостериорные (опытные) и метафизические (основанные на вере). Ведущая роль в познании отводится логике, которая в отличие от психологии, выполняющей, по Введенскому, лишь описательные функции, - основной инструмент проверки научной состоятельности теоретического знания. Вместе с тем логический закон противоречия, считал Введенский, при всей его важности не имеет абсолютного значения и для мышления только "нормативен" ввиду возможности мыслить противоречие. В качестве примера, подтверждающего такую возможность, Введенский ссылался на геометрию Н.И.Лобачевского. Объект естественно-научного исследования должен быть отнесен к "нашим представлениям о вещах". В конечном счете реальность бытия объектов такого рода устанавливает не наука, а метафизическая вера. Введенский видел в метафизике как "морально обоснованной вере" необходимый элемент мировоззрения. Он допускал также возможность особого "метафизического органа познания" и реальность "мистического восприятия". Идеи Введенского нередко становились предметом философских дискуссий. С ним полемизировали Э.Л.Радлов, С.Н.Трубецкой, Н.О.Лосский, Н.Я.Грот, М.И.Каринский и другие русские мыслители. В 1920-е годы Введенский выступал против атеизма, доказывая принципиальную неосуществимость его конечных целей. Умер Введенский 7 марта 1925.
ЛИТЕРАТУРА
Введенский А.И. К вопросу о строении материи. СПб, 1890 Введенский А.И. О пределах и признаках одушевления. Новый психофизиологический закон в связи с вопросом о возможности метафизики. СПб, 1892 Введенский А.И. Судьбы философии в России. М., 1898 Введенский А.И. Философские очерки. СПб, 1901 Введенский А.И. Новое и легкое доказательство философского критицизма. СПб, 1909 Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1950
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (философ) - ВВЕДЕ́НСКИЙ Александр Иванович (1856-1925), российский философ, крупнейший представитель русского неокантианства (см. НЕОКАНТИАНСТВО) . Председатель Санкт-Петербургского философского общества (1897-1917). Труды по психологии и логике.
ВВЕДЕ́НСКИЙ Арс. Ив. (1844-1909) - критик и обществ. деятель. Сын дьякона. Окончил духовное уч-ще (1857) и духовную семинарию в Твери, учился на физ.-матем. ф-те (1865-67), вольнослушателем ист.-филол. ф-та Петерб. ун-та (1871-75). Служил домашним учителем в Волынской губ. (1867-71), жил уроками и лит. трудом. С 1874 - ревизор деп. журн. д. отчетности Гос. контроля. Наиб. значит. статьи В. - сотр. мн. журналов, собраны в кн. "Общественное самосознание в русской лит-ре" (1900) и "Лит-рные характеристики" (1903), к-рые можно рассматривать как труды в русле культ.-ист. школы. Ред. собр. соч. А. С. Грибоедова, И. И. Козлова, А. В. Кольцова, А. И. Полежаева, М. В. Ломоносова, М. Ю. Лермонтова.
Введе́нский Борис Алексеевич (1893-1969), радиофизик, академик АН СССР (1943), Герой Социалистического Труда (1963). Основополагающие труды по распространению радиоволн УКВ-диапазона. Главный редактор БСЭ (1951-69). Государственная премия СССР (1952).
* * *
ВВЕДЕНСКИЙ Борис Алексеевич - ВВЕДЕ́НСКИЙ Борис Алексеевич [7 (19) апреля 1893, Москва - 1 июня 1969, там же], российский физик, академик АН СССР (1943, член-корреспондент с 1934). Родился в семье профессора Московской духовной академии. В 1911 поступил на физико-математический факультет Московского университета. С 1912 начал работать в физической лаборатории В. К. Аркадьева (см. АРКАДЬЕВ Владимир Константинович) в Народном университете им. А. Л. Шанявского, с 1913 - в физической лаборатории Московского университета, которой руководил Н. Н. Андреев (см. АНДРЕЕВ Николай Николаевич).
После окончания в1915 университета работал на фабрике военно- полевых телефонов в Москве, где прошел путь от лаборанта до заведующего измерительной лабораторией, которую сам же и организовал. В 1919 был направлен в Военную радиолабораторию ГВУ, руководимую М. В. Шулейкиным, где проработал до 1923. Занимал должность исполняющего обязанности профессора Московского лесного института (1919-1926).
Профессор Московского университета. Работал во Всесоюзном электротехническом институте (1923-32) в радиолаборатории и магнитометрическом отделе. Организовал лабораторию ультракоротких волн, которыми занимался с 1922. В 1935 вместе с группой сотрудников был переведен в Ленинград для разработки технических проблем, связанных с распространением радиоволн. В 1940 вернулся в Москву, где занял должность заместителя председателя Секции электросвязи Отделения технических наук АН СССР. Во время Великой Отечественной войны разрабатывал прикладные вопросы электродинамики и руководил работами по заданию Государственного Комитета Обороны (ГКО). Одновременно вел экспериментальную работу по физике и технике волноводов в Физическом институте им. П. Н. Лебедева АН СССР ( ФИАН). Главный редактор «Большой советской энциклопедии» (1951-69).
Основные труды в области радиофизики и радиотехники. Фундаментальные исследования методов генерации и приема радиоволн, в особенности диапазона УКВ. Показал, что характер распространения УКВ в области прямой видимости обусловлен интерференцией прямых и отраженных от земной поверхности лучей. Введенским впервые решена задача дифракционного распространения УКВ для случая сферической Земли. Дано решение задачи распространения УКВ вокруг земного шара с учетом не только дифракции, но и рефракции в тропосфере. Золотая медаль им. А. С. Попова.
Государственная премия СССР (1952).
А. К. Звездин
ВВЕДЕНСКИЙ Борис Алексеевич (1893-1969) - российский радиофизик, академик АН СССР (1943), Герой Социалистического Труда (1963). Основополагающие труды по распространению радиоволн УКВ диапазона. Главный редактор БСЭ (1951-69). Государственная премия СССР (1952).
ВВЕДЕ́НСКИЙ Иринарх Ив. (1813-55) - переводчик, педагог и критик. Сын священника. Учился в Пензенском духовном уч-ще (1821-28), Пенз. и Сарат. духовной семинариях (1828-34), Моск. духовной академии (1838), ист.-филол. ф-те Моск. ун-та (1838-40) и филол. отд. Петерб. ун-та (1840-42). В 1838-40 учитель в пансионе М. П. Погодина, (среди учеников - А. А. Фет, В. С. Курочкин, Д. Д. Минаев), преподавал в воен. уч. заведениях. Один из первых разночинцев в рус. культуре 19 в. (М. И. Погодин считал его родоначальником рус. нигилизма), исповедовавший идеи, близкие М. В. Петрашевскому. Заметным явлением духовной жизни кон. 40-х - нач. 50-х гг. стали "среды" на квартире В., среди их участников А. Н. Пыпин, А. П. Милюков, Г. Е. Благосветлов, Н. Г. Чернышевский. Лит.-критич. выступления В. отмечены влиянием В. Г. Белинского. Особенно значит. в истории рус. культуры была переводч. деятельность В. "Без него у нас не было бы Диккенса" (К. И. Чуковский) и У. Теккерея.
Введе́нский Иринарх Иванович (1813-1955), общественный деятель. С 1842 преподавал русскую литературу в петербургских военных учебных заведениях. Организатор кружка разночинной молодёжи (см. Введенского кружок). Переводчик Ч. Диккенса и других английских писателей.
* * *
ВВЕДЕНСКИЙ Иринарх Иванович - ВВЕДЕ́НСКИЙ Иринарх Иванович (21 ноября (3 декабря) 1813, село Жуковка Саратовской губернии - 14 (26) июня 1855, Петербург) - русский общественный деятель, разночинец (см. РАЗНОЧИНЦЫ), переводчик, педагог, литературный критик.
Сын священника (см. СВЯЩЕННИК) Иринарх Введенский учился в Пензенском духовном училище (1821-1828), в Пензенской и Саратовской духовной семинариях (1828-1834), Московской духовной академии (1838), на историко-филологическом факультете Московского университета (1838-1840) и филологическом отделении Петербургского университета (1840-1842). В 1838-1840 годах он наряду ч учебой в университете работал учителем в пансионе М.П. Погодина, среди его учеников были А.А. Фет, В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев. С 1842 года он преподавал в военных учебных заведениях Петербурга. Иринарх Введенский был одним из первых разночинцев в русской культуре 19 века, он исповедовал идеи близкие к взглядам М.В. Петрашевского. М.И. Погодин считал И.И. Введенского родоначальником русского нигилизма.
В конце 1840-х - начале 1850-х годов на квартире Введенского по средам собиралась разночинная (см. РАЗНОЧИНЦЫ) молодежь. Участниками кружка Введенского были А.Н. Пыпин, А.П. Милюков, Г.Е. Благосветлов, Н.Г. Чернышевский; всего около двадцати человек. Идейно кружок был близок к петрашевцам, в нем пропагандировались сочинения В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Литературно-критические выступления И.И. Введенского также отмечены влиянием В.Г. Белинского. И.И. Введенский перевел на русский язык многие произведения английских писателей, прежде всего Ч. Диккенса и У. Теккерея.
ВВЕДЕНСКИЙ Иринарх Иванович (1813-55) - российский общественный деятель. С 1842 преподавал русскую литературу в петербургских военных учебных заведениях. Организатор кружка разночинной молодежи (Введенского кружок). Переводчик Ч. Диккенса и др. английских писателей.
Введе́нский Николай Евгеньевич (1852-1922), физиолог, основатель научной школы, член-корреспондент Петербургской АН (1908). Исследование закономерности реагирования тканей на различные раздражители, развил учение об оптимуме и пессимуме раздражителя, открыл закон относительной функциональной лабильности тканей. Развил представление о парабиозе и единстве природы возбуждения и торможения.
* * *
ВВЕДЕНСКИЙ Николай Евгеньевич - ВВЕДЕ́НСКИЙ Николай Евгеньевич (1852-1922), российский физиолог, основатель научной школы, член-корреспондент Петербургской АН (1908). Исследовал закономерности реагирования тканей на различные раздражители, развил учение об оптимуме и пессимуме раздражителя, открыл закон относительной функциональной лабильности тканей. Развил представление о парабиозе (см. ПАРАБИОЗ) и единстве природы возбуждения и торможения.
ВВЕДЕНСКИЙ Николай Евгеньевич (1852-1922) - российский физиолог, основатель научной школы, член-корреспондент Петербургской АН (1908). Исследовал закономерности реагирования тканей на различные раздражители, развил учение об оптимуме и пессимуме раздражителя, открыл закон относительной функциональной лабильности тканей. Развил представление о парабиозе и единстве природы возбуждения и торможения.