Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

витгенштейн

Грамматический словарь

Витгенште́йн ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова витгенштейн

- Какой пианист, потерявший в войне правую руку, с успехом давал концерты, играя «одной левой»?

- Генерал-фельдмаршал, отличился в Польской компании, Персидском походе, войнах с Францией, Турцией, Швецией, командир корпуса на перебургском направлении в Отечественную войну 1812 г., главнокомандующий в начале русско-турецкой войны.

- Генерал-фельдмаршал, командир корпуса в Отечественной войне в Германии (1813 г.), главком русской армии в начале русско-турецкой войны (1828-29 гг.).

Полезные сервисы

витгенштейн (wittgenstein) людвиг

Большой энциклопедический словарь

ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (1889-1951) - австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. С 1929 в Великобритании. Выдвинул программу построения искусственного "идеального" языка, прообраз которого - язык математической логики. Философию понимал как "критику языка". Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира.

Полезные сервисы

витгенштейн людвиг

Энциклопедический словарь

Ви́тгенштейн Людвиг (Wittgenstein) (1889-1951), австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. С 1929 в Великобритании. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого - язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира.

* * *

ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг - ВИ́ТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (1889-1951), австрийский философ и логик, представитель аналитической философии (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). С 1929 в Великобритании. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого - язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира.

* * *

ВИ́ТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (2 апреля 1889, Вена - 29 апреля 1951, Кембридж), австрийский философ.

Витгенштейн происходил из очень богатой венской семьи, что позволило ему получить всестороннее образование (в частности, инженерное; некоторое время он занимался конструированием авиационного пропеллера). Он был талантливым музыкантом, скульптором и архитектором, хотя лишь отчасти сумел реализовать свои художественные возможности. В молодости был духовно близок кругу венского литературно-критического авангарда, группировавшегося вокруг публициста и писателя Карла Крауса (см. КРАУС Карл) и издававшегося им журнала «Факел». Витгенштейн посетил много стран, в том числе и СССР, где одно время собирался обосноваться.

Ранняя философия. «Логико-философский трактат»

Одним из истоков ранней философии Витгенштейна послужили логико-математические концепции Готлоба Фреге (см. ФРЕГЕ Готлоб) и Бертрана Рассела (см. РАССЕЛ Бертран), под руководством которых он работал в Йенском и Кембриджском университетах (1911-1913). У первого он воспринял понятие «пропозициональной функции», различение смысла (Sinn) и значения (Bedeutung) языковых выражений, у второго - метод логического («глубинного») анализа языка, выявляющий «атомарные предложения», которым в реальности соответствуют «атомарные факты».

«Дневники 1914-16 годов», в которых Витгенштейн выражает уверенность в безграничных возможностях новой логики, послужили основой для его главной работы раннего периода - «Логико-философского трактата», который он завершил в конце 1-й мировой войны, находясь в качестве австрийского военнопленного в Италии. В результате неоднократных попыток «Трактат» был наконец издан в 1921 в Германии, а в 1922 - в Англии, со вступительной статьей Рассела. Именно английское издание быстро сделало Витгенштейна европейской философской знаменитостью. В «Трактате» Витгенштейн стремится выявить границы выражения мыслей в логике языка, причем границы языка для него одновременно и границы мира. Правильная логическая символика, по мысли Витгенштейна, сама должна показывать структуру языка и мира. Смысл может быть присущ только предложению, которое является образом (картиной, моделью) некоторой фактической ситуации. «Имена» же обладают только значением, они - простые знаки, обозначающие объекты. Объекты неизменны и поэтому образуют «субстанцию мира», изменяются лишь их элементарные комбинации - «положения дел». Несколько «положений дел» составляют «факт», и в этом смысле «мир есть лишь совокупность фактов».

Сложные предложения Витгенштейн трактовал как функции истинности элементарных, независимых друг от друга предложений. Элементарные предложения отражают возможные «положения дел» и придают осмысленность как истинным, так и ложным предложениям естественных наук. Наиболее характерными видами осмысленных предложений являются те, которые использует естествознание. В отличие от них логические противоречия и тавтологии лишены смысла, ибо не обозначают фактов, а только «показывают» структуру мира фактов и его пределы.

Этические, эстетические и религиозные предложения, равно как и предложения метафизики, признаются бессмысленными, хотя и важными в экзистенциальном отношении попытками выразить невыразимое. Своеобразный панлогизм приводит Витгенштейна к мировоззренческой позиции, созвучной «философии жизни» (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ). Мир фактов окружен «мистическим», то есть тем, что невыразимо и представляет собой интуитивное созерцание мира «в целом», «с точки зрения вечности». Научными, рациональными средствами постигнуть эту сверхъестественную сферу невозможно. В отличие от конкретной науки философия, согласно Витгенштейну, не есть теория, стремящаяся к истине; она является аналитической деятельностью по прояснению логической структуры языка (прежде всего языка науки), устранению неясностей в обозначении. Такая позиция отчасти предвосхитила «антиметафизическую программу» Венского кружка (см. ВЕНСКИЙ КРУЖОК) и логического позитивизма (см. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ).

Поздняя философия

После публикации «Трактата» Витгенштейн на несколько лет отходит от философии, работая простым школьным учителем в отдаленных деревнях Нижней Австрии; это занятие давало ему тот единственный доход, который он имел, ибо от своего богатого наследства он отказался в пользу нуждающихся деятелей австрийской культуры. В конце 1920-х годов Витгенштейн пересматривает свою теорию, отказывается от выявления априорной структуры языка и мира, от идеи независимости элементарных предложений и от некоторых других установок. Теперь он подчеркивает многообразие способов употребления слов и выражений естественного языка, их вплетенность в человеческую практику. Только использование слов в определенном контексте («языковой игре») и в соответствии с принятыми в «лингвистическом сообществе» правилами придает им значение.

В 1939 Витгенштейн занял должность профессора философии в Кембриджском университете. Во время 2-й мировой войны он покинул университет и работал санитаром в лондонском госпитале. Осенью 1944 вернулся в Кембридж, где занимал кафедру философии до конца 1947.

В главном произведении позднего периода - «Философских исследованиях» (опубликованы посмертно в 1953) - философия трактуется как активность, направленная на прояснение языковых выражений любого типа. Задача философа сугубо «терапевтическая» - устранение путем анализа языка философских и иных обобщений, оцениваемых как своего рода заболевания, распутывание всевозможных языковых ловушек и т. п. Философ не должен пытаться выявить внутреннюю сущность языка, ибо таковой не существует. Его задача - описывать и выявлять границы «языковых игр». Для позднего Витгенштейна принципиально важно различение «поверхностной» (синтаксические правила естественного языка) и «глубинной» (относящейся к способам употребления слов, к «языковым играм» как «формам жизни») грамматики, оказавшее влияние на современную лингвистическую прагматику.

Философия математики

Одной из причин радикального изменения позиции Витгенштейна в конце 1920-х годов послужило его знакомство с математическим интуиционизмом (см. ИНТУИЦИОНИЗМ). Развивая некоторые идеи в духе математического конструктивизма, Витгенштейн основное внимание уделяет творческому характеру процесса математического доказательства, рассматривает математику как своего рода «языковую игру». В своих «Заметках по основаниям математики», которые с середины 1930-х годов писались параллельно с «Философскими исследованиями», он разрабатывал своеобразный кодекс «лингвистического поведения» математиков, считая ошибочными «традиционные» концепции значения математических понятий и выражений.

Влияние

В философии Витгенштейна были поставлены и разработаны вопросы и темы, во многом определившие характер новейшей англо-американской аналитической философии (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). Известны попытки сближения его идей с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией (в частности, восточной). В последние годы на Западе опубликованы многие тексты из его обширного рукописного наследия. Ежегодно в Австрии (в городке Кирхберг-на-Векселе) проводятся Витгенштейновские симпозиумы, собирающие философов и ученых со всего мира.

Энциклопедия Кольера

ВИТГЕНШТЕЙН, ЛЮДВИГ ЙОЗЕФ ИОГАНН

(Wittgenstein, Ludwig Josef Johann)

(1889-1951), австрийский философ, один из наиболее влиятельных мыслителей 20 в. Витгенштейн родился в Вене 26 апреля 1889. После нескольких лет учебы в Берлине стажировался в Манчестерском университете (1908), занимаясь конструированием и разработкой технических устройств. В 1911 Витгенштейн начал интенсивно работать над проблемами логики в Кембриджском университете вместе с Бертраном Расселом. Один из первых полученных им результатов - обнаружение тавтологического характера логических истин. В 1914, с началом Первой мировой войны, Витгенштейн записался добровольцем в австрийскую армию. На фронте он продолжал обдумывать логические и философские проблемы; в 1918 была закончена работа над книгой, опубликованной под названием Логико-философский трактат (Logisch-Philosophische Abhandlung, 1921; Tractatus Logico-Philosophicus, 1922). Трактат во всем мире считается оригинальным и значительным трудом. Согласно одной из главных идей этой работы, мировая субстанция состоит из "простых объектов", которые, вступая в различные сочетания друг с другом, образуют факты. "Элементарные суждения" состоят из "имен", каждое из которых обозначает некий простой объект. Комбинация имен обозначает или "изображает" некую возможную комбинацию соответствующих объектов, иначе говоря - некий возможный факт. Изображение, картина возможного факта есть "мысль". Все мыслимое возможно; отрицание мыслимого также мыслимо и возможно. Поскольку некая возможная комбинация имен отображает некую возможную комбинацию объектов, логическая форма образа и логическая форма реальности тождественны друг другу. Мышление доступно для чувственного восприятия, поскольку выражено в языковых суждениях. Записав все истинные элементарные суждения, мы смогли бы полностью описать мир. Хотя реальность в целом может быть репрезентирована в суждениях, ни одно суждение не может репрезентировать то общее, что у него должно быть с реальностью, чтобы суждение могло репрезентировать реальность, а именно логическую форму изображения и реальности. Логическая форма не может быть описана в суждениях, она показывает себя в каждом суждении. То общее, что с необходимостью имеется в мышлении, языке и реальности, не может быть сказано. Элементарные суждения изображают случайные положения дел в мире, которые логически независимы друг от друга и имеют возможные альтернативы. Невозможное и не поддается выражению. К тому, что не может быть сказано, относятся предметы логики, этики, эстетики, религии и даже философии. После войны Витгенштейн в течение десяти лет не занимался философией. Несколько лет он преподавал в провинциальной школе в Нижней Австрии, затем работал помощником садовника в монастыре. В 1929 неожиданно возвратился в Кембридж и вновь приступил к философским изысканиям. В 1939 Витгенштейн получил кафедру философии в Кембриджском университете, которую оставил в 1947. Он продолжал исследования до самой смерти, наступившей в Кембридже 29 апреля 1951. После 1929 Витгенштейн много писал. Главной его работой этого периода являются Философские исследования (Philosophische Untersuchungen; Philosophical Investigations, опубл. посмертно в 1953). В настоящее время отредактированы и опубликованы также и другие сочинения Витгенштейна, среди них - Замечания по основаниям математики (Bemerkungen ber die Grundlagen der Mathematik, 1956; Remarks on the Foundations of Mathematics, 1978), Голубая и коричневая книги (The Blue and Brown Books, 1958), Философские заметки (Philosophische Bemerkungen, 1964; Philosophical Remarks, 1975), Записки (Zettel, 1967) и Разные заметки (Mixed Remarks, 1977). Эти книги, а также его лекции и дискуссии, в которых он участвовал, оказали глубокое влияние на современную философию. Большая часть Трактата пала под ударами критики, нанесенными самим Витгенштейном, отброшенными оказались концепции "простых объектов", "имен", "элементарных суждений", "анализа" и мысли как "образа". Исходное допущение Трактата, что имеется некая сущность, или природа, мышления, языка и репрезентации, теперь рассматривалось Витгенштейном как серьезная ошибка. Существует множество различных форм мышления, языка и репрезентации, и неоправданно и нереалистично предполагать, что в этих формах воплощена некая общая природа. Важной является также идея "языка как игры" (или "языковой игры"), некоего строя человеческой деятельности, практики, в которой слова играют ту или иную роль. Так, "мышлением" называют самые разные деятельности и формы, которые оно принимает. Поэтому мы должны отказаться от предпосылки, что слово "мышление" обозначает одну и ту же вещь в различных отличающихся друг от друга контекстах. То же верно и в отношении других психологических понятий: "следования правилу", "ожидания", "восприятия", "подразумевания", "воспоминания". Следующий фрагмент из Философских исследований дает хороший пример "языковой игры" и стиля мышления Витгенштейна этого периода. "182. Грамматика „подходить", „мочь" и „понимать". Задания: 1) Когда говорят, что цилиндр z подходит к пустотелому цилиндру h? Только ли тогда, когда z вставляют в h? 2) Иногда мы говорим, что z в такое-то и такое-то время перестал подходить к h. Какими критериями пользуются в такого рода случаях для определения того, что в это время это случилось? 3) Что считается критерием изменения веса в определенное время, если тело в это время не лежало на весах? 4) Вчера я знал стихотворение наизусть; сегодня я его уже не знаю. В какого рода случаях имеет смысл спрашивать: „Когда я перестал его знать наизусть?" 5) Кто-то спрашивает меня: „Можешь ли ты поднять эту тяжесть?" Я отвечаю „Да". Потом он говорит мне: „Подними!" - и я не могу этого сделать. При какого рода обстоятельствах мои слова: „Отвечая "Да", я мог это сделать, а сейчас не могу", - могли бы быть считаться достаточным оправданием? Критерии, которые мы принимаем для „подходить", „мочь", „понимать", вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Иначе говоря, игра с этими словами, их употребление в языковом общении, осуществляемом с их помощью, значительно сложнее - а роль этих слов в нашем языке иная, - чем мы склонны думать. (Именно роль нужно понять, чтобы разрешить философские парадоксы.)" Витгенштейн замечает, что в философии "постоянно имеется опасность желать понять смысл выражения, созерцая само выражение... Как будто смысл - это дыхание, которое слово привносит в каждое свое употребление". В его сочинениях проводятся испытания для многих терминов, которые ставят философов в замешательство, таких, как "знание", "достоверность" и "оправдание". Тщательно описываются встречающиеся в повседневной жизни приемы и способы деятельности, в которых встречаются эти термины. Мы видим, что именно означает знание, достоверность, оправдание в этих практических ситуациях, а также то, что они означают нечто другое, когда изменяются обстоятельства. Язык следует изучать тогда, когда он работает, а не тогда, когда он "отдыхает".

ЛИТЕРАТУРА

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958 Витгенштейн Л. Философские исследования. - В кн.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. 16. М., 1985 Витгенштейн Л. О достоверности. - Вопросы философии, 1991, № 2 Витгенштейн Л. Дневники 1914-1916. - В кн.: Современная аналитическая философия, вып. 3. М., 1991 Витгенштейн Л. Голубая книга и Коричневая книга. - В кн.: Современная аналитическая философия, вып. 3. М., 1991 Витгенштейн Л. Философские работы, тт. 1-2. М., 1994

Полезные сервисы

витгенштейн людвиг (иосиф иоганн)

Словарь народов и культуры

Витгенштейн Людвиг (Иосиф Иоганн)

(Wittgenstein, Ludwig) (Josef Johann) (1889-1951), австр. философ, один из самых авторитетных мыслителей нашего столетия. В. занялся философией благодаря интересу к основаниям математики, к-рую он изучал у Рассела в Кембридже. В. сделал вывод, что Фреге и Рассел при попытке обоснования языка классич. мат. логики исходили из неверного понимания природы самих логических принципов. Он полагал, что для того чтобы иметь верное представление о логике, необходимо прежде решить все проблемы, связанные со значением отд. элементарных предложений. В. обратился к их исследованию в своем Логико-философском трактате (1922), к-рый, по его словам, показывает, как мало дает решение этих проблем. Филос. проблематика, по В., бессмысленна, порождена несообразностями логически несовершенного языка. Цель философии - освободиться от них, а не конструировать теорию по поводу самой себя. Впоследствии он пришел к выводу, что допустил ошибку, вообразив, будто можно изобрести универсальное лекарство от всех филос. заблуждений. Поэтому его поздние взгляды, нашедшие выражение в посмертно опубликованном труде Философские исследования (1953), отличаются меньшей абстрактностью и детальным изучением разных форм языка (связанных, напр., с опытом, знаниями), к-рые и порождают неясность мысли.

Полезные сервисы

витгенштейн пауль

Энциклопедический словарь

Ви́тгенштейн Пауль (1887-1961), австрийский пианист. Во время 1-й мировой войны лишился правой руки, но продолжал концертировать, достигнув виртуозной техники левой руки. Для Витгенштейна написаны Концерт для левой руки М. Равеля, 4-й фортепианный концерт С. С. Прокофьева, отдельные сочинения Р. Штрауса, П. Хиндемита, Б. Бриттена. С 1938 жил в США.

Большой энциклопедический словарь

Ви́тгенштейн Пауль (1887—1961), австрийский пианист. Во время Первой мировой войны лишился правой руки, но продолжал концертировать, достигнув виртуозной техники левой руки. Для Витгенштейна написаны Концерт для левой руки М. Равеля, 4-й фортепианный концерт С. С. Прокофьева, отдельные сочинения Р. Штрауса, П. Хиндемита, Б. Бриттена. С 1938 в США.

Полезные сервисы

витгенштейн пётр христианович

Энциклопедический словарь

Витгенште́йн Пётр Христианович (1769-1843), светлейший князь (1834), российский генерал-фельдмаршал (1826). Участник польской кампании 1794, персидского похода 1796, войн с Францией (1805 и 1806-07), Турцией (1806-12), Швецией (1808-09). В Отечественную войну 1812 командир корпуса на петербургском направлении. В апреле - мае 1813 командовал русско-прусской армией в Германии. С 1818 член Государственного совета, главнокомандующий 2-й армией. В начале русско-турецкой войны 1828-29 главнокомандующий.

* * *

ВИТГЕНШТЕЙН Петр Христианович - ВИТГЕНШТЕ́ЙН Петр Христианович (Людвиг Адольф Петер Витгенштейн; Ludwig Adolph Peter Wittgenstein) (6 (17) января 1769, Переславль-Залесский (см. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ) - 30 мая (11 июня) 1843, Львов) - граф, русский военачальник, светлейший князь (1834), генерал-фельдмаршал (1826). В Отечественную войну 1812 года П.Х. Витгенштейн командовал корпусом на петербургском направлении, апреле-мае 1813 года он командовал русско-прусской армией в Германии, в начале русско-турецкой войны 1828-1829 годов он был главнокомандующим русской армией на Балканах.

Петр Витгенштейн происходит из германского рода графов цу Сайн-Витгенштейн-Людвигсбургов, его отец был генерал-поручиком русской армии. В 1781 году Петр Витгенштейн был записан на военную службу в лейб-гвардии (см. ЛЕЙБ-ГВАРДИЯ) Семеновский полк, в 1790 году он был произведен в первый офицерский чин корнета. Боевое крещение П.Х. Витгенштейн получил, командуя эскадроном, во время подавления Польского восстания 1794 года. Затем он отличился в Персидском походе 1796 года. В 1798 году П.Х. Витгенштейн получил чин полковника, в 1799 - генерал-майора. В антинаполеоновской компании 1805 года он командовал гусарской бригадой, за проявленную храбрость был награжден орденом святого Георгия третьего класса. В 1806 году воевал против турок, в 1807 - вновь против французов. В этих компаниях П.Х. Витгенштейн зарекомендовал себя решительным кавалерийским начальником. 12 декабря 1807 году он получил чин генерал-лейтенанта и назначение шефом лейб-гвардии гусарского полка. Начало Отечественной войны 1812 года П.Х. Витгенштейн встретил в должности командира 1-го отдельного пехотного корпуса, прикрывавшего петербургское направление, в последующих сражениях с французами он был дважды ранен. В июле корпус П.Х. Витгенштейна остановил под Клястицами продвижение вперед маршала Удино, за что он был награжден орденом святого Георгия второго класса, в августе его войска успешно сражались с двумя французскими корпусами под Полоцком. Во время отступления наполеоновской армии в октябре его части штурмом взяли Полоцк. Затем в сражении под Чашниками П.Х. Витгенштейн нанес поражение маршалу Виктору. Во время переправы остатков Великой армии через Березину П.Х. Витгенштейн ошибся в оценке обстановки, французским генералам удалось ввести его в заблуждение, и он не нанес решительного удара по не защищенной с фланга переправе войск Наполеона.

В конце 1812 - начале 1813 он руководил боевыми действиями русских войск в Восточной Пруссии. В 1813 году войска под его командованием заняли Берлин (см. БЕРЛИН (город)), а после смерти М.И. Кутузова в апреле 1813 года П.Х. Витгенштейн занял его место главнокомандующего союзной русско-прусской армией в Германии. Но уже в мае 1813 года после неудач под Люценом и Бауценом он сам попросил заменить его М.Б. Барклаем-де-Толли. В дальнейшем П.Х. Витгенштейн командовал корпусом, в сражении при Бар-сюр-Обе (1814) был тяжело ранен. В 1818 году он был назначен главнокомандующим 2-й армии, в 1826 году был произведен в генерал-фельдмаршалы. С началом русско-турецкой войны 828-1829 годов П.Х. Витгенштейн получил назначение на пост главнокомандующего русскими войсками на Балканах, но в феврале 1829 года из-за вмешательства в дела управления войсками других лиц вышел в отставку. П.Х. Витгенштейн пользовался популярностью в армейской среде, был известен личной храбростью, но как полководец не обладал стратегическим мышлением.

Полезные сервисы

витгенштейн петр христианович

Большой энциклопедический словарь

ВИТГЕНШТЕЙН Петр Христианович (1769-1843) - светлейший князь (1834), русский генерал-фельдмаршал (1826). В Отечественную войну 1812 командир корпуса на петербургском направлении. В апреле - мае 1813 командовал русско-прусской армией в Германии. В начале русско-турецкой войны 1828-29 главнокомандующий.

Энциклопедия Кольера

Раскрашенная гравюра. Г. Доу по оригиналу Д. Доу. 1823 г.

Полезные сервисы

витгенштейн, людвиг

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (1889 - 1951), австрийский философ и логик, один из основателей аналитической философии. С 1929 в Великобритании. Друг и ученик Б. Рассела. Основные труды ("Логико-философский трактат", 1921; "Философские исследования", 1953) посвящены "логике языка", проясняющей структуру языка и "мира". По Витгенштейну, осмыслен лишь точный язык естественных наук; этические, эстетические, религиозные, метафизические положения - бессмысленны (ибо не могут быть правильно выражены в языке). Философия суть "терапевтическая" деятельность по прояснению языка. Центральное понятие позднего Витгенштейна - "языковые игры" (модели употребления слов и выражений, исходные формы родного языка).

Лингвистические термины

Витгенштейн, Людвиг (26.04.1889 (Вена) - 29.04.1951 (Вена, Кембридж)

Австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. В "Логико-философском трактате" (1921) выдвинул программу построения искусственного "логически совершенного", "идеального" языка, имеющего в качестве прообраза язык классической математической логики. "Идеальный язык", по В., поможет освободить философию от ее традиционной проблематики, лишенной научно-познавательного смысла. Философия имеет смысл лишь в качестве "критики языка". Под влиянием Рассела разработал доктрину логического автоматизма, согласно которой структура языка является образом структуры мира. Логические идеи В. (учение о тавтологиях и противоречиях, табличный метод определения истинностных значений высказываний, вероятности и др.) оказали влияние на развитие современной логики. В "Философских исследованиях" (1953) и "Замечаниях по основаниям математики" (1956) отказался от абсолютизации формально-логического подхода к языку: язык служит не только целям описания мира, но и различным человеческим коммуникациям. Объект философского исследования - естественный ("обыденный") язык - совокупность "языковых игр", ведущихся по правилам, избранным "играющими". Значение придается эмпирически - ролью в контексте "языковой игры". Так В. переходит с позиций логического атомизма к точке зрения логического эмпиризма. Позиция конвенционализма лишает "идеальный" язык его первоначального исключительного положения. Задача философии сводится к определению и устранению ошибок в употреблении языка. Эти взгляды В. повлияли на развитие лингвистической философии. В "Философских исследованиях" (1953) с логико-философской стороны описана на примере употребления слова "игра" семантическая ситуация под названием ситуации "семейных сходств". Он пишет: "Рассмотрим, например, процессы, которые мы называем "играми". Я имею в виду игры на доске, игры в картах, с мячом, борьбу и т.д. Что общего у них всех? ... Присмотритесь, например, к играм на доске с многообразным их родством. Затем перейди к играм в карты: ты находишь здесь много соответствий с первой группой игр. Но многие общие черты исчезают, а другие появляются. Если теперь мы перейдем к играм в мяч, то много общего сохранится, но многое и исчезнет. - Все они "развлекательны"? Сравни шахматы с игрой в крестики и нолики. Во всех ли играх есть выигрыш, всегда ли присутствует элемент соревновательности между игроками? Подумай о пасьянсах. В играх с мячом есть победа и поражение. Но в игре ребенка, бросающего мяч в стену и ловящего его, этот признак отсутствует..." и т.д. И так мы могли бы перебрать многие, многие виды игр, наблюдая, как появляется и исчезает сходство между ними. А результат этого рассмотрения таков: мы видим сложную сеть подобий, накладывающихся друг на друга и переплетающихся друг с другом, сходств в большом и малом. Я не могу охарактеризовать эти подобия лучше, чем назвав их "семейными сходствами", ибо так же накладываются и переплетаются сходства, существующие у членов одной семьи: рост, черты лица, цвет глаз, походка, темперамент и т.д. и т.п. И я скажу, что "игры" образуют семью" (Витгенштейн Л., Философские работы. - Ч. I. - М., 1994. - С. 110-111). Что лежит в основе процедуры Витгенштейна, посредством которой он приходит к своему выводу? Специфическим основанием является то, что "значение слова есть совокупность его употреблений", а также "совокупность правил, управляющих операциями употребления слова".

Полезные сервисы

витгенштейн, пётр христианович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Витгенштейн, Петр Христианович

ВИТГЕНШТЕЙН Петр Христианович (1769 - 1843), генерал-фельдмаршал (1826), светлейший князь (1834). В Отечественную войну 1812 командующий корпуса, прикрывавшего Санкт-Петербург. В апреле-мае 1813 главнокомандующий русско-прусской армией в войне против Франции. В начале русско-турецкой войны 1828 - 29 главнокомандующий армией.

Полезные сервисы